Четвертый компонент Проекта нацелен на совершенствование защиты прав потребителей на финансовом рынке путем решения следующих задач:

  1. укрепление институционального потенциала и механизмов взаимодействия органов государственного управления и общественных организаций, занимающихся вопросами защиты прав потребителей финансовых услуг (на федеральном и региональном уровнях);
  2. повышение информированности населения о своих правах как потребителей финансовых услуг и об ответственном потребительском поведении, а также укрепление доверия граждан к механизмам досудебного урегулирования споров с финансовыми организациями.

В реализации компонента 4 Проекта принимает активное участие Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), являющийся одним из бенефициаров Проекта.

Первая из перечисленных выше задач данного компонента решается в рамках следующих мероприятий Проекта:

  • институциональное укрепление Роспотребнадзора как государственного органа, ответственного за права потребителей финансовых услуг (подготовка и повышение квалификации его специалистов, укрепление материально-технической базы защиты прав потребителей финансовых услуг);
  • содействие более эффективному взаимодействию государственных и муниципальных органов, имеющих отношение к защите прав потребителей финансовых услуг, с общественными институтами защиты прав потребителей;
  • подготовка рекомендаций по совершенствованию российского законодательства и деловой практики в области защиты прав потребителей – как для регуляторов финансового рынка, так и для его участников; на основе лучших мировых принципов регулирования.

Вторая из задач решается путем регулярной оценки степени защищенности российских потребителей финансовых услуг и выявлению распространенных проблемных ситуаций в этой сфере – и последующем информировании общественности и экспертного сообщества о результатах этой оценки. В качестве инструментов такого информирования используются ежегодные доклады Роспотребнадзора о состоянии защиты прав потребителей и тематические обзоры по итогам независимого мониторинга соблюдения прав потребителей финансовых услуг методом «тайного покупателя».

Кроме того, разрабатываются и распространяются информационно-просветительские материалы для населения, раскрывающие правила ответственного финансового поведения, пользования наиболее распространенными финансовыми услугами и решения типичных проблемных ситуаций.

Результаты мероприятий Проекта по совершенствованию защиты прав потребителей финансовых услуг размещаются на сайте http://хочумогузнаю.рф/.