План действий по реализации Хартии по открытым данным, утв. протоколом заочного голосования Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства от 30 октября 2013 г. № АМ-П36-70пр
УТВЕРЖДЕН
протоколом заочного голосования
Правительственной комиссии по
координации деятельности открытого
правительства от 30 октября 2013 г. № АМ-П36-70пр
ПЛАН
действий по реализации Хартии по открытым данным
Введение
План действий по реализации Хартии по открытым данным разработан в соответствии с договоренностями, достигнутыми на саммите "Группы восьми" в Лох-Эрне в июне 2013 г. (пункт 1 приложения № 2 Хартии открытых данных).
Характеристика текущей ситуации
По состоянию на момент разработки Плана действий по реализации Хартии по открытым данным реализован комплекс мер, направленных на создание правовых, институциональных и технологических условий для публикации открытых государственных, муниципальных и корпоративных данных.
В настоящее время в Российской Федерации в результате реализации государственной политики в области раскрытия государственных и муниципальных данных в открытых машиночитаемых форматах получены следующие основные результаты:
- Реализован ряд пилотных проектов по опубликованию государственных и муниципальных данных в открытых машиночитаемых форматах;
- В основном сформирована методическая и нормативная правовая база деятельности государственных и муниципальных органов по раскрытию данных;
- Созданы механизмы и основные инструменты паспортизации, регистрации и публикации открытых данных;
- Сформированы базовые институты управления приоритетами, инициативами и работами в области раскрытия данных;
- Сформированы планы раскрытия государственных и муниципальных данных в открытых машиночитаемых форматах;
- Раскрыто значительное количество наборов открытых государственных и муниципальных данных;
- Проводится мониторинг результатов деятельности государственных и муниципальных органов по раскрытию данных в открытом машиночитаемом формате.
Правовую основу публикации открытых данных в сети Интернет по состоянию на момент разработки Плана действий по реализации Хартии по открытым данным составляют:
- Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
- Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления";
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2009 г. № 953 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 583 "Об обеспечении доступа к общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в форме открытых данных";
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 1187-р "О перечнях общедоступной информации, размещаемой в сети "Интернет" в форме открытых данных";
- Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 27 июня 2013 г. №149 "Об утверждении требований к техническим, программным и лингвистическим средствам, необходимым для размещения информации в сети "Интернет" в форме открытых данных, а также для обеспечения ее использования";
- Концепция открытых данных, одобренная решением подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг при Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельности государственных органов и органов местного самоуправления от 13 декабря 2012 г. № 11.
- Методические рекомендации по публикации открытых данных государственными органами и органами местного самоуправления и технические требования к публикации открытых данных, утвержденные протоколом заседания Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства от 4 июня 2013 г. № 4.
Государственное политическое устройство
Политическое устройство Российской Федерации обеспечивает необходимые условия для эффективного управления деятельностью федеральных и региональных государственных органов по раскрытию государственных данных в открытых машиночитаемых форматах. Не менее действенные рычаги существуют для обеспечения раскрытия корпоративных данных компаниями с государственным участием.
Муниципальные (местные) органы находятся вне сферы государственного администрирования и обладают большей самостоятельностью в определении приоритетов политики открытости, но в методическом отношении ориентируются на федеральные и региональные практики, что позволяет реализовать согласованную политику на федеральном, региональном и местном уровнях.
Лидерство
Российской Федерацией опубликованы основополагающие документы, определяющие цели и принципы государственной политики в области открытых данных; сформирован комплекс методической и нормативно-технической документации, обеспечивающий единство методологии и технической политики в области открытых данных; действуют рабочие группы, обеспечивающие координацию государственных и гражданских инициатив в области открытых данных и дальнейшее развитие тематики открытых данных.
Взаимодействие с потребителями (вовлечение)
Российская Федерация располагает широким спектром каналов коммуникаций с адресной аудиторией: блоги государственных и муниципальных служащих, блоги рабочих групп и профессиональных сообществ, корпоративные блоги ИТ-компаний; электронные сервисы для работы с обращениями, заявлениями и инициативами граждан; общественные советы и координационные органы при государственных органах; экспертно-консультационные органы при правительстве; непосредственные коммуникации с населением, профильными сообществами и компаниями.
На постоянной основе действует рабочая группа Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства "Совет по открытым данным" с участием представителей органов власти, общественных организаций, экспертного сообщества и ИТ-индустрии.
Управление данными и метаданными
В Российской Федерации созданы базовые условия для обеспечения единства технической политики, стандартизации метаданных и унификации форматов представления данных, создан и активно используется набор типовых инструментов паспортизации, государственной регистрации и подготовки данных к публикации, разработана и реализуется Концепция портала открытых данных Российской Федерации.
Участие в глобальных инициативах
Российская Федерация активно участвует в глобальных инициативах в области открытых данных, как на государственном уровне, так и на уровне некоммерческих неправительственных организаций, признанных на международном и национальном уровне экспертов, гражданских и профессиональных сообществ.
В частности, Российская Федерация активно взаимодействует со Всемирным банком, Организацией экономического сотрудничества и развития, Партнерством открытых правительств, осуществляет мониторинг инициатив и на экспертном уровне участвует в деятельности таких международных некоммерческих организаций как Консорциум W3C, Фонд открытых знаний OKF и прочих концептуальных лидеров движения открытых данных.
Проблемы и препятствия
Инерция мышления, определяющая сохранение ряда ограничений на распространение отдельных видов сведений, ставших общедоступными вследствие социального и технологического развития.
Высокая трудоемкость процессов очистки данных при неразвитости институтов государственно-гражданского сотрудничества в данной области, необходимость технологизации процессов информирования об ошибках и пропусках данных.
Отсутствие общепризнанной модели и стандартов качества наборов данных (вероятность ошибок различного рода: синтактика, семантика, пропуск данных и т.п.), позволяющей обеспечить информирование потребителя о рисках, связанных с применением данных.
Отсутствие развитых международных и национальных стандартов, устанавливающих принципы именования наборов и пакетов данных (включая версии, тома, интервалы времени), принципы именования полей и записей, рекомендаций по оптимальным структурам и именам полей базовых наборов данных.
Отсутствие модельных нормативных правовых актов, адресованных муниципальным (местным) органам, находящимся за рамками администрирования федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Наличие значительного количества устаревших, не модернизированных, государственных информационных систем, выгрузка данных из которых по различным причинам затруднена.
Несовместимость отдельных широко используемых в международной практике стандартов представления данных с требованиями, предъявляемыми к открытым данным (например, SDMX-StatisticalDataandMetadataExchange).
Обязательства Российской Федерации
Публикация ключевых наборов данных
Российская Федерация будет публиковать ключевые наборы данных в соответствии с приоритетами, определенными в приложении к Хартии по открытым данным, и вытекающими из принципов организации информации в государственных информационных системах.
Таблица 1 - Ключевые наборы данных
Тематика наборов данных |
Текущее состояние доступности |
Целевой уровень доступности и детализации |
Ответственные |
Срок |
Государственная |
Опубликованы |
Опубликованы |
Федеральная |
декабрь |
Государственные |
Опубликованы в |
Опубликованы в |
Федеральная |
декабрь |
Выборы в органы |
Опубликованы в |
Опубликованы |
Центральная |
декабрь |
Государственный бюджет |
Опубликованы в |
Опубликованы в открытом машиночитаемом формате с детализацией до уровня субъекта Российской Федерации, главного распорядителя бюджетных средств, инструмента программноцелевого управления под юрисдикцией национальной лицензии открытых государственных данных |
Министерство финансов |
декабрь |
Законодательство |
Опубликованы в |
Опубликованы в открытом машиночитаемом
|
Министерство юстиции Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации |
декабрь |
Государственные |
Опубликованы в |
Опубликованы в открытом машиночитаемом |
Федеральное казначейство |
декабрь 2014 |
Публикация социально-значимых наборов данных
По состоянию на октябрь 2013 г. органами государственной власти Российской Федерации опубликован ряд наборов данных, определенных членами "Группы восьми" в качестве данных высокой значимости (примеры отдельных наборов данных приведены ниже).
Российская Федерация планирует к 2015 году повысить качество и уровень доступности опубликованных наборов данных и обеспечить опубликование в форме открытых данных максимально возможного количества данных, собираемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, с учетом востребованности данных со стороны общества и ИТ-индустрии.
Таблица 2 - Социально-значимые наборы данных
Набор данных |
Текущее состояние доступности |
Целевой уровень доступности и детализации |
Ответственные |
Срок завершения работ |
Организации |
Доступны по платной подписке через API |
|
Федеральная налоговая служба России, Федеральная служба |
декабрь |
Преступность и правосудие |
Доступны в открытом машиночитаемом формате |
|
Министерство |
декабрь |
Наблюдение за поверхностью Земли |
Доступны в |
|
Федеральное космическое |
декабрь |
Образование
|
Базовые |
|
Министерство |
декабрь |
Энергетика и окружающая среда |
Доступны в открытом немашиночитаемом |
|
Министерство энергетики Российской Федерации, |
декабрь |
Финансы и контракты |
Доступны в открытом немашиночитаемом |
|
Министерство |
декабрь |
Геопространственные |
Ограниченно доступны в проприетарном машиночитаемом |
|
Федеральная |
декабрь |
Глобальное развитие |
Не доступны |
|
Федеральное |
декабрь |
Подотчетность государственных органов и демократия |
Не доступны |
|
Счетная палата |
декабрь |
Здравоохранение |
Не доступны |
|
Министерство |
декабрь |
Наука и исследования |
Ограниченно |
Министерство |
|
декабрь |
Статистика |
Доступны в |
Федеральная |
|
|
Социальная |
Доступны в |
Министерство |
|
декабрь |
Транспорт и |
Ограниченно |
Министерство |
|
декабрь |
Примечание: наборы открытых данных размещаются на сайтах соответствующих государственных органов. Сведения о мероприятиях по повышению качества открытых данных и публикации дополнительных наборов открытых данных будут предоставляться в отчетной информации об исполнении настоящего Плана.
Публикация наборов данных на национальном портале Российская Федерация планирует:
Разработать и ввести в промышленную эксплуатацию портал открытых данных Российской Федерации в 2014 году.
Опубликовать установленные обязательствами перед странами- членами Группы восьми наборы данных на портале открытых данных Российской Федерации (доменное имя).
Консультации и взаимодействие с гражданским обществом
Российская Федерация обязуется развивать направление открытых данных в тесном взаимодействии с гражданским обществом, разработчиками и потребителями ИТ-решений, основанных на открытых данных, используя для этого:
- Рабочую группу Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства "Совет по открытым данным", объединяющую представителей органов государственной власти, бизнеса, общественных организаций, экспертов, разработчиков приложений на основе открытых данных, с целью совершенствования нормативноправовой базы и механизмов публикации открытых данных, определения наиболее востребованных наборов данных;
- центры компетенций, конференции, семинары, тренинги, конкурсы и иные мероприятия с участием разработчиков и потребителей ИТ-решений, направленные на популяризацию и стимулирование использования открытых данных в обществе.
Обмен опытом и обобщение лучших практик
Российская Федерация обязуется поддерживать отечественных и зарубежных разработчиков инновационных решений, основанных на использовании открытых данных, публикуя обзоры лучших практик и формируя институциональные и технологические условия для обмена опытом, многократного использования компонентов программного обеспечения, совместной разработки программных приложений и профильных коммуникаций.
В частности, на данном направлении Российская Федерация обязуется:
- сформировать при портале открытых данных Российской Федерации комплекс коллаборативных сервисов и инструментов поддержки профессиональных коммуникаций;
- обеспечить поддержку некоммерческих организаций, осуществляющих мониторинг рынка программных приложений, анализ, обобщение и публикацию обзоров лучших практик;
- обеспечить поддержку национальных и международных конференций и семинаров, посвященных вопросам развития
национального сегмента открытых данных, экономики и технологий открытых данных и технологий; - сформировать репозиторий инструментов работы с открытыми данными, интерфейсов прикладного программирования (API), библиотек подпрограмм с открытыми кодами.
Определенность государственной политики в отношении открытых данных
Российская Федерация обязуется:
- обеспечить прозрачность и определенность государственной политики в отношении открытых данных посредством публикации соответствующих доктринальных документов, раскрывающих цели, задачи, принципы и приоритеты государственной политики в области открытых данных, направленной на реализацию социально- экономического потенциала государственных информационных ресурсов;
- осуществлять своевременное (по мере возникновения новых вызовов и возможностей) и публичное (с привлечением представителей разработчиков и конечных потребителей информационной продукции, услуг и сервисов, основанных на открытых данных) обновление документов государственного планирования в области открытых данных при сохранении приверженности базовым принципам государственной политики.
Повышение качества, количества и доступности открытых данных
Российская Федерация обязуется повышать актуальность, доступность, полноту и качество публикуемых открытых государственных данных, совершенствуя правовое, организационно-методическое и информационно-технологическое обеспечение деятельности по публикации открытых данных, совершенствуя государственную информационную инфраструктуру и целенаправленно формируя национальную инфраструктуру открытых данных.
В частности, на данном направлении деятельности Российская Федерация обязуется:
- сформировать в рамках портала открытых данных Российской Федерации комплекс интегрированных инструментов, обеспечивающих простоту и оперативность процессов формирования и публикации наборов открытых данных;
- реализовать комплекс мер по обеспечению публикации качественных базовых наборов данных и справочников;
- обеспечить унификацию и структурированность метаданных, повышать полноту и качество описаний наборов данных;
- обеспечивать связность публикуемых наборов открытых данных с применением технологий семантического веба;
- в разумных пределах адаптировать состав собираемых показателей и периодичность сбора данных с учетом предложений разработчиков и потребителей сервисов.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Наборы данных Российской Федерации 1
Тематика набора открытых данных |
Целевой уровень детализации/ ограничения (включая ссылки на сайты Интернет) |
Срок |
Срок перевода в цифровую форму |
Срок |
Срок публика- |
Срок |
Срок публика- |
Срок публикации под открытой лицензией |
Срок |
Срок обеспече-ния соответ-ствия III уровню зрелости |
Выборы |
Сайт Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (www.vybory.izbirkom.ru/ region/izbirkom) |
12.2009 |
12.2009 |
III квартал 2014 |
III квартал 2014 |
III квартал 2014 |
III квартал 2014 |
IV квартал 2014 |
III квартал 2014 |
III квартал 2014 |
Государствен- ная |
Сайт Федеральной службы государственной статистики (www.gks.ru), портал Единой межведомственной информационностатистической системы (www.fedstat.ru) |
11.2011 |
III квартал 2014 |
III квартал 2014 |
III квартал 2014 |
III квартал 2014 |
III квартал 2014 |
IV квартал 2014 |
III квартал 2014 |
III квартал 2014 |
1 – сокращенная форма дорожной карты G8 - пример представления.
|
||||||||||
Тематика набора открытых данных |
Целевой уровень детализации/ ограничения (включая ссылки на сайты Интернет) |
Срок |
Срок перевода в цифровую форму |
Срок |
Срок публика- |
Срок |
Срок публика- |
Срок публикации под открытой лицензией |
Срок |
Срок обеспече-ния соответ-ствия III уровню зрелости |
Государствен- |
Детализированные |
12.2012 |
III квартал |
III квартал |
III квартал |
III квартал |
III квартал |
III квартал |
III квартал |
III квартал |
Г осударствен- |
Портал инфраструктуры |
2012 |
III квартал |
III квартал |
III квартал |
III квартал |
III квартал |
III квартал |
III квартал |
III квартал |
Почтовые |
Федеральная
|
12.2011 |
III квартал |
III квартал |
III квартал |
III квартал |
III квартал |
III квартал |
III квартал |
III квартал |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Краткая характеристика тематических направлений 1
Тематическое направление |
Примеры наборов данных |
Организации |
Реестр организаций/предприятий (ЕГРЮЛ, ЕГРИП, Статрегистр) |
Преступность и правосудие |
Криминальная статистика, безопасность (дата, время, место, вид преступления, количество преступлений за период, факт раскрытия, санкции и т.п.) |
Наблюдение за поверхностью Земли |
Метеоданные/погода, данные о сельскохозяйственных, лесных, рыболовных, охотничьих угодьях (границы, характеристика связанных ресурсов, ограничения и режим использования) |
Образование |
Список учебных заведений; показатели работы учебных заведений, навыки работы с цифровыми технологиями |
Энергетика и окружающая среда |
Уровни загрязнения, потребление энергии, тарифы, нераспределенная мощность |
Финансы и контракты |
Расходы, контракты, конкурсы на размещение заказа, планируемые закупки, местный бюджет, государственный бюджет (запланированный |
____________________________________
1- Приводится для справки.
Тематическое направление |
Примеры наборов данных |
Геопространственные данные |
Топографические данные, почтовые адреса и индексы, общегосударственные карты, местные карты |
Глобальное развитие |
Помощь развитию, продовольственная безопасность, горнодобывающие отрасли, земельные угодья |
Подотчетность государственных органов и демократия |
Контактные данные государственных органов, результаты выборов, законодательство и нормативные правовые акты, доходы (ставки заработной платы), представительские расходы/подарки |
Здравоохранение |
Данные о лекарственных средствах (назначение, аналоги, сертификация, маркировка, обеспеченность), показателях эффективности деятельности |
Наука и исследования |
Геномные данные, исследовательская и образовательная деятельность, результаты экспериментов |
Статистика |
Государственная статистика, перепись населения, инфраструктура, материальное благосостояние, образование, трудовые навыки и квалификация |
Социальная мобильность и обеспечение |
Жилищно-коммунальное хозяйство, социальное обслуживание, медицинское страхование и пособие по безработице |
Транспорт и инфраструктура |
Расписание общественного транспорта, точки доступа и распространение широкого диапазона частот |