План действий по реализации Хартии по открытым данным, утв. протоколом заочного голосования Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства от 30 октября 2013 г. № АМ-П36-70пр

скачать (PDF, 0.85 MB)
Опубликовано: 18.06.2015Изменено: 18.06.2015
План действий по реализации Хартии по открытым данным, утв. протоколом заочного голосования Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства от 30 октября 2013 г. № АМ-П36-70пр Скачать

УТВЕРЖДЕН
протоколом заочного голосования
Правительственной комиссии по
координации деятельности открытого
правительства от 30 октября 2013 г. № АМ-П36-70пр

 

ПЛАН
действий по реализации Хартии по открытым данным

Введение

План действий по реализации Хартии по открытым данным разработан в соответствии с договоренностями, достигнутыми на саммите "Группы восьми" в Лох-Эрне в июне 2013 г. (пункт 1 приложения № 2 Хартии открытых данных).

Характеристика текущей ситуации

По состоянию на момент разработки Плана действий по реализации Хартии по открытым данным реализован комплекс мер, направленных на создание правовых, институциональных и технологических условий для публикации открытых государственных, муниципальных и корпоративных данных.

В настоящее время в Российской Федерации в результате реализации государственной политики в области раскрытия государственных и муниципальных данных в открытых машиночитаемых форматах получены следующие основные результаты:

  1. Реализован ряд пилотных проектов по опубликованию государственных и муниципальных данных в открытых машиночитаемых форматах;
  2. В основном сформирована методическая и нормативная правовая база деятельности государственных и муниципальных органов по раскрытию данных;
  3. Созданы механизмы и основные инструменты паспортизации, регистрации и публикации открытых данных;
  4. Сформированы базовые институты управления приоритетами, инициативами и работами в области раскрытия данных;
  5. Сформированы планы раскрытия государственных и муниципальных данных в открытых машиночитаемых форматах;
  6. Раскрыто значительное количество наборов открытых государственных и муниципальных данных;
  7. Проводится мониторинг результатов деятельности государственных и муниципальных органов по раскрытию данных в открытом машиночитаемом формате.

Правовую основу публикации открытых данных в сети Интернет по состоянию на момент разработки Плана действий по реализации Хартии по открытым данным составляют:

  1. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
  2. Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления";
  3. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления";
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2009 г. № 953 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти";
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 583 "Об обеспечении доступа к общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в форме открытых данных";
  6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 1187-р "О перечнях общедоступной информации, размещаемой в сети "Интернет" в форме открытых данных";
  7. Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 27 июня 2013 г. №149 "Об утверждении требований к техническим, программным и лингвистическим средствам, необходимым для размещения информации в сети "Интернет" в форме открытых данных, а также для обеспечения ее использования";
  8. Концепция открытых данных, одобренная решением подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг при Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельности государственных органов и органов местного самоуправления от 13 декабря 2012 г. № 11.
  9. Методические рекомендации по публикации открытых данных государственными органами и органами местного самоуправления и технические требования к публикации открытых данных, утвержденные протоколом заседания Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства от 4 июня 2013 г. № 4.

Государственное политическое устройство

Политическое устройство Российской Федерации обеспечивает необходимые условия для эффективного управления деятельностью федеральных и региональных государственных органов по раскрытию государственных данных в открытых машиночитаемых форматах. Не менее действенные рычаги существуют для обеспечения раскрытия корпоративных данных компаниями с государственным участием.

Муниципальные (местные) органы находятся вне сферы государственного администрирования и обладают большей самостоятельностью в определении приоритетов политики открытости, но в методическом отношении ориентируются на федеральные и региональные практики, что позволяет реализовать согласованную политику на федеральном, региональном и местном уровнях.

Лидерство

Российской Федерацией опубликованы основополагающие документы, определяющие цели и принципы государственной политики в области открытых данных; сформирован комплекс методической и нормативно-технической документации, обеспечивающий единство методологии и технической политики в области открытых данных; действуют рабочие группы, обеспечивающие координацию государственных и гражданских инициатив в области открытых данных и дальнейшее развитие тематики открытых данных.

Взаимодействие с потребителями (вовлечение)

Российская Федерация располагает широким спектром каналов коммуникаций с адресной аудиторией: блоги    государственных и муниципальных служащих, блоги рабочих групп и профессиональных сообществ, корпоративные блоги ИТ-компаний; электронные сервисы для работы с обращениями, заявлениями и инициативами граждан; общественные советы и координационные органы при государственных органах; экспертно-консультационные органы при правительстве; непосредственные коммуникации с населением, профильными сообществами и компаниями.

На постоянной основе действует рабочая группа Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства "Совет по открытым данным" с участием представителей органов власти, общественных организаций, экспертного сообщества и ИТ-индустрии.

Управление данными и метаданными

В Российской Федерации созданы базовые условия для обеспечения единства технической политики, стандартизации метаданных и унификации форматов представления данных, создан и активно используется набор типовых инструментов паспортизации, государственной регистрации и подготовки данных к публикации, разработана и реализуется Концепция портала открытых данных Российской Федерации.

Участие в глобальных инициативах

Российская Федерация активно участвует в глобальных инициативах в области открытых данных, как на государственном уровне, так и на уровне некоммерческих неправительственных организаций, признанных на международном и национальном уровне экспертов, гражданских и профессиональных сообществ.

В частности, Российская Федерация активно взаимодействует со Всемирным банком, Организацией экономического сотрудничества и развития, Партнерством открытых правительств, осуществляет мониторинг инициатив и на экспертном уровне участвует в деятельности таких международных некоммерческих организаций как Консорциум W3C, Фонд открытых знаний OKF и прочих концептуальных лидеров движения открытых данных.

Проблемы и препятствия

Инерция мышления, определяющая сохранение ряда ограничений на распространение отдельных видов сведений, ставших общедоступными вследствие социального и технологического развития.

Высокая трудоемкость процессов очистки данных при неразвитости институтов государственно-гражданского сотрудничества в данной области, необходимость технологизации процессов информирования об ошибках и пропусках данных.

Отсутствие общепризнанной модели и стандартов качества наборов данных (вероятность ошибок различного рода: синтактика, семантика, пропуск данных и т.п.), позволяющей обеспечить информирование потребителя о рисках, связанных с применением данных.

Отсутствие развитых международных и национальных стандартов, устанавливающих принципы именования наборов и пакетов данных (включая версии, тома, интервалы времени), принципы именования полей и записей, рекомендаций по оптимальным структурам и именам полей базовых наборов данных.

Отсутствие модельных нормативных правовых актов, адресованных муниципальным (местным) органам, находящимся за рамками администрирования федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Наличие значительного количества устаревших, не модернизированных, государственных информационных систем, выгрузка данных из которых по различным причинам затруднена.

Несовместимость отдельных широко используемых в международной практике стандартов представления данных с требованиями, предъявляемыми к открытым данным (например, SDMX-StatisticalDataandMetadataExchange).

Обязательства Российской Федерации

Публикация ключевых наборов данных

Российская Федерация будет публиковать ключевые наборы данных в соответствии с приоритетами, определенными в приложении к Хартии по открытым данным, и вытекающими из принципов организации информации в государственных информационных системах.

 

Таблица 1 - Ключевые наборы данных

Тематика наборов данных

Текущее состояние доступности

Целевой уровень доступности и детализации

Ответственные
государственные
органы

Срок
завершения
работ

 

Государственная
статистика

 

Опубликованы
в открытом
немашиночитаемом
формате

 

Опубликованы
в открытом
машиночитаемом
формате с
детализацией
до уровня
субъекта Российской
Федерации под
юрисдикцией
национальной
лицензии
открытых
государственных
данных

 

Федеральная
служба
государственной
статистики,
федеральные
государственные
органы в рамках
федерального
плана
статистических
работ

 

декабрь
2014

Государственные
картографические
данные

Опубликованы в
проприетарном
немашиночитаемом
формате

Опубликованы в
открытом
машиночитаемом
формате с
действующими
в Российской
Федерации на
момент
публикации
масштабными
ограничениями и
изъятиями под
юрисдикцией
национальной
лицензии
открытых
государственных
данных

Федеральная
служба
государственной
регистрации,
кадастра и
картографии,
Министерство
обороны
Российской
Федерации,
Федеральная
служба
безопасности
Российской
Федерации

декабрь
2014

Выборы в органы
государственной
власти

Опубликованы в
открытом
немашиночитаемом формате

Опубликованы
в открытом
машиночитаемом
формате
с детализацией
до уровня
муниципального
образования
под юрисдикцией национальной лицензии открытых государственных данных  

Центральная
избирательная
комиссия
Российской
Федерации

декабрь
2014

Государственный бюджет

Опубликованы в
открытом
машиночитаемом формате

Опубликованы в открытом машиночитаемом формате с детализацией до уровня субъекта Российской Федерации, главного распорядителя бюджетных средств, инструмента программно­целевого управления под юрисдикцией национальной лицензии открытых государственных данных

Министерство финансов         
Российской Федерации, государственные органы, выступающие в качестве администраторов инструментов программно­целевого управления (федеральные целевые программы, государственные программы Российской Федерации, адресные инвестиционные программы и т.п.)

декабрь
2014

Законодательство

Опубликованы в
открытом
немашиночитаемом формате

Опубликованы в открытом машиночитаемом
формате с детализацией до уровня субъекта Российской Федерации под юрисдикцией национальной лицензии открытых государственных данных

 

 

 

Министерство юстиции  Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации

декабрь
2014

Государственные
закупки

Опубликованы в
открытом
немашиночитаемом формате

 Опубликованы в открытом машиночитаемом
формате с детализацией до уровня контракта, подпадающего под
установленные
законодательством
критерии, под
юрисдикцией
национальной
лицензии
открытых
государственных
данных

Федеральное казначейство

декабрь 2014

 

Публикация социально-значимых наборов данных

По состоянию на октябрь 2013 г. органами государственной власти Российской Федерации опубликован ряд наборов данных, определенных членами "Группы восьми" в качестве данных высокой значимости (примеры отдельных наборов данных приведены ниже).

Российская Федерация планирует к 2015 году повысить качество и уровень доступности опубликованных наборов данных и обеспечить опубликование в форме открытых данных максимально возможного количества данных, собираемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, с учетом востребованности данных со стороны общества и ИТ-индустрии.


Таблица 2 - Социально-значимые наборы данных

Набор данных

Текущее состояние доступности

Целевой уровень доступности и детализации

Ответственные
государственные
органы

Срок завершения работ

 

Организации

 

Доступны по платной подписке через API

 

 

Федеральная налоговая служба России, Федеральная служба
государственной
статистики

 

декабрь
2014

Преступность и правосудие

Доступны в открытом машиночитаемом формате

 

Министерство                                     
внутренних дел Российской Федерации, Генеральная прокуратура Российской Федерации

декабрь
2014

Наблюдение за поверхностью Земли

Доступны в
немашиночитаемом
формате

 

Федеральное космическое
агентство,
Министерство
природных
ресурсов
Российской
Федерации,
Федеральная служба по гидрометео­рологии и мониторингу окружающей среды

декабрь
2014

Образование

 

Базовые
статистические
данные доступны в
открытом
машиночитаемом
формате

 

Министерство                                     
образования                                  2014
Российской Федерации

декабрь
2014

Энергетика и окружающая среда

Доступны в открытом немашиночитаемом
формате

 

Министерство энергетики Российской Федерации,
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

декабрь
2014

Финансы и контракты

Доступны в открытом немашиночитаемом
формате

 

Министерство
финансов
Российской
Федерации

декабрь
2014

Геопространственные
данные

Ограниченно доступны в проприетарном машиночитаемом
формате

 

Федеральная
служба
государственной регистрации, кадастра и картографии

декабрь
2014

Глобальное развитие

Не доступны

 

Федеральное
агентство по делам
Содружества
Независимых
Государств,
соотечественников,
проживающих за
рубежом, и по
международному
гуманитарному
сотрудничеству

декабрь
2014

Подотчетность государственных органов и демократия

Не доступны

 

Счетная палата
Российской
Федерации

декабрь
2014

Здравоохранение

Не доступны

 

Министерство
здравоохранения
российской
Федерации,
Федеральное
медико­-
биологическое
агентство

декабрь
2014

Наука и исследования

Ограниченно
доступны в
проприетарном
машиночитаемом
формате

Министерство
образования и
науки
Российской
Федерации

 

декабрь
2014

Статистика

Доступны в
открытом
немашиночитаемом
формате

Федеральная
служба
государственной
статистики

 

 

Социальная
мобильность и
обеспечение

Доступны в
проприетарном
машиночитаемом
формате

Министерство
труда и социальной
защиты Российской
Федерации

 

декабрь
2014

Транспорт и
инфраструктура

Ограниченно
доступны в
проприетарном
машиночитаемом
формате

Министерство
транспорта
Российской
Федерации

 

декабрь
2014

Примечание: наборы открытых данных размещаются на сайтах соответствующих государственных органов. Сведения о мероприятиях по повышению качества открытых данных и публикации дополнительных наборов открытых данных будут предоставляться в отчетной информации об исполнении настоящего Плана.

Публикация наборов данных на национальном портале Российская Федерация планирует:

Разработать и ввести в промышленную эксплуатацию портал открытых данных Российской Федерации в 2014 году.

Опубликовать установленные обязательствами перед странами- членами Группы восьми наборы данных на портале открытых данных Российской Федерации (доменное имя).

Консультации и взаимодействие с гражданским обществом

Российская Федерация обязуется развивать направление открытых данных в тесном взаимодействии с гражданским обществом, разработчиками и потребителями ИТ-решений, основанных на открытых данных, используя для этого:

  1. Рабочую группу Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства "Совет по открытым данным", объединяющую представителей органов государственной власти, бизнеса, общественных организаций, экспертов, разработчиков приложений на основе открытых данных, с целью совершенствования нормативно­правовой базы и механизмов публикации открытых данных, определения наиболее востребованных наборов данных;
  2. центры компетенций, конференции, семинары, тренинги, конкурсы и иные мероприятия с участием разработчиков и потребителей ИТ-решений, направленные на популяризацию и стимулирование использования открытых данных в обществе.

Обмен опытом и обобщение лучших практик

Российская Федерация обязуется поддерживать отечественных и зарубежных разработчиков инновационных решений, основанных на использовании открытых данных, публикуя обзоры лучших практик и формируя институциональные и технологические условия для обмена опытом, многократного использования компонентов программного обеспечения, совместной разработки программных приложений и профильных коммуникаций.

В частности, на данном направлении Российская Федерация обязуется:

  1. сформировать при портале открытых данных Российской Федерации комплекс коллаборативных сервисов и инструментов поддержки профессиональных коммуникаций;
  2. обеспечить поддержку некоммерческих организаций, осуществляющих мониторинг рынка программных приложений, анализ, обобщение и публикацию обзоров лучших практик;
  3. обеспечить поддержку национальных и международных конференций и семинаров, посвященных вопросам развития
    национального сегмента открытых данных, экономики и технологий открытых данных и технологий;
  4. сформировать репозиторий инструментов работы с открытыми данными, интерфейсов прикладного программирования (API), библиотек подпрограмм с открытыми кодами.

Определенность государственной политики в отношении открытых данных

Российская Федерация обязуется:

  1. обеспечить прозрачность и определенность государственной политики в отношении открытых данных посредством публикации соответствующих доктринальных документов, раскрывающих цели, задачи, принципы и приоритеты государственной политики в области открытых данных, направленной на реализацию социально- экономического потенциала государственных информационных ресурсов;
  2. осуществлять своевременное (по мере возникновения новых вызовов и возможностей) и публичное (с привлечением представителей разработчиков и конечных потребителей информационной продукции, услуг и сервисов, основанных на открытых данных) обновление документов государственного планирования в области открытых данных при сохранении приверженности базовым принципам государственной политики.

Повышение качества, количества и доступности открытых данных

Российская Федерация обязуется повышать актуальность, доступность, полноту и качество публикуемых открытых государственных данных, совершенствуя правовое, организационно-методическое и информационно-технологическое обеспечение деятельности по публикации открытых данных, совершенствуя государственную информационную инфраструктуру и целенаправленно формируя национальную инфраструктуру открытых данных.

В частности, на данном направлении деятельности Российская Федерация обязуется:

- сформировать в рамках портала открытых данных Российской Федерации комплекс интегрированных инструментов, обеспечивающих простоту и оперативность процессов формирования и публикации наборов открытых данных;
- реализовать комплекс мер по обеспечению публикации качественных базовых наборов данных и справочников;
- обеспечить унификацию и структурированность метаданных, повышать полноту и качество описаний наборов данных;
- обеспечивать связность публикуемых наборов открытых данных с применением технологий семантического веба;
- в разумных пределах адаптировать состав собираемых показателей и периодичность сбора данных с учетом предложений разработчиков и потребителей сервисов.



ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Наборы данных Российской Федерации 1

 

Тематика набора открытых данных

Целевой уровень детализации/ ограничения (включая ссылки на сайты  Интернет)

Срок
создания

Срок перевода в цифровую форму

Срок
обеспече­-
ния
машино­-читаемости

Срок публика-
­ции в открытом формате

Срок
доступ-­
ности
пакетной загрузки

Срок публика­-
ции в свободном формате

Срок публика­ции под открытой лицензией

Срок
обеспече-­
ния
регуляр-­
ного
обновления

 

Срок обеспече-ния соответ-ствия III уровню зрелости

Выборы

Сайт Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (www.vybory.izbirkom.ru/ region/izbirkom)

 

12.2009

 

12.2009

III квартал 2014

III квартал 2014

III квартал 2014

III квартал 2014

IV квартал 2014

III квартал 2014

III квартал 2014

Государствен- ная
статистика

Сайт Федеральной службы государственной статистики (www.gks.ru), портал Единой межведомственной информационно­статистической системы (www.fedstat.ru)

11.2011
(ЕМИС),
остальное
2009

III квартал 2014

III квартал 2014

III квартал 2014

III квартал 2014

III квартал 2014

IV квартал 2014

III квартал 2014

III квартал 2014

1 – сокращенная форма дорожной карты G8 - пример представления.

 

 

Тематика набора открытых данных

Целевой уровень детализации/ ограничения (включая ссылки на сайты  Интернет)

Срок
создания

Срок перевода в цифровую форму

Срок
обеспече­-
ния
машино­-читаемости

Срок публика-
­ции в открытом формате

Срок
доступ-­
ности
пакетной загрузки

Срок публика­-
ции в свободном формате

Срок публика­ции под открытой лицензией

Срок
обеспече-­
ния
регуляр-­
ного
обновления

 

Срок обеспече-ния соответ-ствия III уровню зрелости

Государствен-
ный бюджет

Детализированные
данные федерального бюджета на трехлетний период - Единый портал бюджетной системы PФ (www.budget.gov.ru)

12.2012

III квартал
2014

III квартал
2014

III квартал
2014

III квартал
2014

III квартал
2014

III квартал
2014

III квартал
2014

III квартал
2014

Г осударствен-
ные
картографиче
ские данные

Портал инфраструктуры
пространственных данных
российской Федерации (nsdi.ru)

2012

III квартал
2014

III квартал
2014

III квартал
2014

III квартал
2014

III квартал
2014

III квартал
2014

III квартал
2014

III квартал
2014

Почтовые
адреса,
индексы

Федеральная
информационная адресная
система содержит структурированную адресную информацию
по территории
Российской Федерации (http://fias.nalog.ru)

 

12.2011

III квартал
2014

III квартал
2014

III квартал
2014

III квартал
2014

III квартал
2014

III квартал
2014

III квартал
2014

III квартал
2014

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Краткая характеристика тематических направлений 1

Тематическое направление
(категория данных)

Примеры наборов данных

 

Организации

 

Реестр организаций/предприятий (ЕГРЮЛ, ЕГРИП, Статрегистр)

 

Преступность и правосудие

Криминальная статистика, безопасность (дата, время, место, вид преступления, количество преступлений за период, факт раскрытия, санкции и т.п.)

Наблюдение за поверхностью Земли

Метеоданные/погода, данные о сельскохозяйственных, лесных, рыболовных, охотничьих угодьях (границы, характеристика связанных ресурсов, ограничения и режим использования)

Образование

Список учебных заведений; показатели работы учебных заведений, навыки работы с цифровыми технологиями

Энергетика и окружающая среда

Уровни загрязнения, потребление энергии, тарифы, нераспределенная мощность

Финансы и контракты

Расходы, контракты, конкурсы на размещение заказа, планируемые закупки, местный бюджет, государственный бюджет (запланированный
и израсходованный)

____________________________________
1- Приводится для справки.

 

 

Тематическое направление
(категория данных)

Примеры наборов данных

 

Геопространственные данные

 

Топографические данные, почтовые адреса и индексы, общегосударственные карты, местные карты

Глобальное развитие

Помощь развитию, продовольственная безопасность, горнодобывающие отрасли, земельные угодья

Подотчетность государственных органов и демократия

Контактные данные государственных органов, результаты выборов, законодательство и нормативные правовые акты, доходы (ставки заработной платы), представительские расходы/подарки

Здравоохранение

Данные о лекарственных средствах (назначение, аналоги, сертификация, маркировка, обеспеченность), показателях эффективности деятельности

Наука и исследования

Геномные данные, исследовательская и образовательная деятельность, результаты экспериментов

Статистика

Государственная статистика, перепись населения, инфраструктура, материальное благосостояние, образование, трудовые навыки и квалификация

Социальная мобильность и обеспечение

Жилищно-коммунальное хозяйство, социальное обслуживание, медицинское страхование и пособие по безработице

Транспорт и инфраструктура

Расписание общественного транспорта, точки доступа и распространение широкого диапазона частот