Отчёт о деятельности Координационного совета по бухгалтерскому учету государств – участников СНГ за период 2016-2020 годов

Опубликован в разделе: Координационный Совет СНГ
скачать (DOC, 0.3 MB)
Опубликовано: 29.02.2024Изменено: 29.02.2024
Отчёт о деятельности Координационного совета по бухгалтерскому учету государств – участников СНГ за период 2016-2020 годов Скачать

КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ ГОСУДАРСТВ – УЧАСТНИКОВ СНГ

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СНГ

ОТЧЕТ
о деятельности Координационного совета по бухгалтерскому учету государств – участников СНГ за период 2016–2020 годов

Москва, 2021 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. 3

Координационный совет – механизм сближения национальных систем регулирования бухгалтерского учета и аудиторской деятельности государств – участников СНГ. 4

Состояние и развитие национальных систем регулирования бухгалтерского учета и аудиторской деятельности в государствах – участниках СНГ. 6

Основные результаты деятельности Координационного совета. 14

Участие Координационного совета в реализации Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года. 23

Роль Координационного совета в реализации Стратегии экономического развития СНГ на период до 2030 года. 25

Взаимодействие с профессиональным сообществом бухгалтеров и аудиторов. 26

Информационное обеспечение деятельности Координационного совета. 27

Выводы.. 28


Введение

Процесс экономического развития государств – участников СНГ требует надежного информационного обеспечения, в том числе достоверной сопоставимой информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности хозяйствующих субъектов, сформированной с учетом лучшей международной практики и стандартов. В связи с этим неуклонно возрастают роль и значение систем регулирования бухгалтерского учета и аудиторской деятельности в экономике государств – участников СНГ. Такие системы являются основой получения широкого спектра экономической информации для внутренних и внешних пользователей, необходимой для исчисления и оценки многочисленных показателей, выработки и принятия обоснованных управленческих решений в государствах – участниках СНГ.

К началу 2016 года в государствах – участниках СНГ в целом сформировались национальные системы бухгалтерского учета, ориентированные на условия рыночной экономики и основанные на Международных стандартах финансовой отчетности (МСФО). Бухгалтерская отчетность стала более информативной. Экономические субъекты использовали для признания оценки и классификации активов и обязательств подходы, основанные на МСФО. Крупнейшие экономические субъекты подготавливали консолидированную финансовую отчетность (а в ряде государств – участников СНГ и индивидуальную отчетность) по МСФО. Получил развитие рынок аудиторских услуг, в практику аудиторской деятельности началось внедрение Международных стандартов аудита (МСА). Возрос престиж бухгалтерской профессии, появилась профессия аудитора. Начали активно функционировать профессиональные институты бухгалтеров и аудиторов, часть которых стали членами Международной федерации бухгалтеров (IFAC).

В современных условиях сотрудничество в данной сфере приобретает особое значение и подразумевает выход на более высокий уровень взаимодействия между государствами – участниками СНГ, отвечающий новым экономическим реалиям, основанный на накопленном практическом опыте и использовании гибких подходов к решению возникающих вопросов с учетом особенностей ситуации в экономике каждого государства – участника СНГ.

Значимую роль в этом процессе играет Координационный совет по бухгалтерскому учету государств – участников СНГ (далее – Координационный совет). Координационный совет был создан в соответствии с Решением Экономического совета СНГ от 25 мая 2000 года как Координационный совет по бухгалтерскому учету при Исполнительном комитете СНГ, которое в соответствии с Решением Экономического совета СНГ от 7 декабря 2018 года признано утратившим силу, и принято новое Положение о Координационном совете по бухгалтерскому учету государств – участников СНГ (далее – Положение о Координационном совете).

В настоящем Отчете проанализированы основные результаты деятельности Координационного совета в рассматриваемом периоде, опыт взаимодействия уполномоченных органов государств – участников СНГ, регулирующих вопросы бухгалтерского учета и аудиторской деятельности, а также представлены основные направления его дальнейшей деятельности. Выводы, сформулированные в Отчете, направлены на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности Координационного совета, повышение его роли в активизации сотрудничества государств – участников СНГ в сфере бухгалтерского учета и аудита.

При подготовке Отчета использованы материалы заседаний Координационного совета, международных мероприятий по вопросам бухгалтерского учета и аудита, проведенных с участием представителей уполномоченных органов государств – участников СНГ, регулирующих вопросы бухгалтерского учета и аудиторской деятельности, а также информация, предоставленная указанными органами.

Координационный совет – механизм сближения национальных систем регулирования бухгалтерского учета и аудиторской деятельности государств – участников СНГ

В соответствии с Положением о Координационном совете целью его деятельности является повышение эффективности взаимодействия уполномоченных органов государств – участников СНГ в области регулирования бухгалтерского учета и аудиторской деятельности, выработки принципов и правил сотрудничества в указанной сфере. Регламент работы Координационного совета утвержден решением XVII заседания Координационного совета от 19 ноября 2020 года.

Координационный совет в своей деятельности руководствуется Уставом Содружества Независимых Государств, договорами и решениями, принятыми в рамках Содружества, а также указанным Положением о Координационном совете и осуществляет деятельность в тесном взаимодействии с Исполнительным комитетом СНГ и структурами государств – участников СНГ, занимающимися вопросами развития и регулирования бухгалтерского учета и аудиторской деятельности.

Основными задачами Координационного совета являются:

содействие в выработке исходных требований к регулированию бухгалтерского учета и аудиторской деятельности в рамках СНГ;

содействие в сближении национальных систем регулирования бухгалтерского учета и аудиторской деятельности с положениями МСФО и МСА;

содействие методологической работе уполномоченных органов государств – участников СНГ в области регулирования бухгалтерского учета и аудиторской деятельности;

проведение работ по совершенствованию регулирования бухгалтерского учета и аудиторской деятельности;

содействие в сближении национальных требований к профессиональной квалификации представителей бухгалтерской профессии, в том числе к установлению основных принципов и положений кодекса этики профессионального бухгалтера;

участие в разработке проектов межгосударственных актов в области бухгалтерского учета и аудиторской деятельности;

разработка концептуальных подходов к регулированию бухгалтерского учета и аудиторской деятельности государств – участников СНГ;

содействие в обмене информацией в области бухгалтерского учета и аудиторской деятельности на территориях государств – участников СНГ;

содействие развитию связей и углублению взаимодействия заинтересованных государств – участников СНГ с международными организациями и объединениями в области бухгалтерского учета и аудиторской деятельности.

В деятельности Координационного совета принимают участие представители уполномоченных органов, регулирующих вопросы бухгалтерского учета и аудита, 9 государств – участников СНГ: Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан.

Работа Координационного совета осуществляется главным образом путем проведения заседаний и систематического информационного обмена. Заседания Координационного совета проводятся на регулярной основе один раз в год, как правило, в очной форме. В 2020 году в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой на фоне распространения коронавирусной инфекции заседание Координационного совета проведено в формате видеоконференции. В 2016–2020 годах проведены 5 заседаний (таблица 1).

Таблица 1

Заседания Координационного совета в 2016–2020 годах

Дата Место проведения заседания Организатор
2016 год Республика Казахстан, г. Астан (г. Нур-Султан) Министерство финансов Республики Казахстан
2017 год Кыргызская Республика, г. Чолпон-Ата, с. Кара-Ой Государственная служба регулирования и надзора за финансовым рынком при Правительстве Кыргызской Республики
2018 год Азербайджанская Республика, г. Баку Министерство финансов Азербайджанской Республики
2019 год Республика Молдова, г. Кишинев Министерство финансов Республики Молдова
2020 год Республика Беларусь, г. Минск (в формате видеоконференции) Министерство финансов Республики Беларусь

Председательство в Координационном совете осуществляется поочередно. В 2016–2020 годах председателями Координационного совета избирались представители Министерства финансов Российской Федерации (2016 год), Министерства финансов Республики Казахстан (2017 год), Государственной службы регулирования и надзора за финансовым рынком при Правительстве Кыргызской Республики (2018 год), Министерства финансов Азербайджанской Республики (2019 год), Министерства финансов Республики Беларусь (2020 год).

Предварительная повестка очередного заседания Координационного совета формируется на предшествующем заседании. В дальнейшем проект повестки корректируется председателем Координационного совета с учетом решений высших органов СНГ, Исполнительного комитета СНГ и предложений членов Координационного совета. Окончательная повестка утверждается на заседании Координационного совета.

Состояние и развитие национальных систем регулирования бухгалтерского учета и аудиторской деятельности в государствах – участниках СНГ

Бухгалтерский учет

Общей чертой развития систем бухгалтерского учета и отчетности в государствах – участниках СНГ стало принятие МСФО в качестве основного инструмента. Внедрение МСФО в государствах – участниках СНГ (сначала на добровольной основе, а затем и в обязательном порядке) осуществлялось параллельно со становлением и развитием рыночных отношений и обеспечивало условия для привлечения инвестиций как на национальных, так и на международных рынках капитала.

В период 2016–2020 годов такой подход остался неизменным, а с углублением и расширением интеграционных процессов в мире становится еще более оправданным. В рассматриваемый период в государствах – участниках СНГ продолжено развитие национальных систем регулирования бухгалтерского учета на основе применения глобальных высококачественных стандартов бухгалтерского учета, какими в мире признаны МСФО (более 100 государств применяют эти стандарты). Это обусловлено рядом причин, в частности:

формирование отчетности в соответствии с МСФО является одним из важных условий для выхода на международные рынки, в том числе с целью привлечения инвестиций;

отчетность, сформированная в соответствии с МСФО, отличается высокой информативностью и полезностью для заинтересованных лиц, методологические подходы, на которых основаны данные стандарты, позволяют составить отчетность, наиболее объективно отражающую финансовое положение и результаты деятельности организаций;

использование МСФО позволяет значительно сократить временные и финансовые ресурсы, необходимые для разработки новых национальных правил отчетности, так как эти стандарты закрепляют опыт ведения бухгалтерского учета и составления отчетности в условиях рыночной экономики и сформированы как результат труда и поиска не одного поколения бухгалтеров-исследователей, представителей разных научных школ.

К 2020 году во всех государствах – участниках СНГ завершился переход к применению МСФО в соответствии с ранее принятыми планами или программами (таблица 2). При этом в некоторых государствах – участниках СНГ (Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Молдова, Российская Федерация) МСФО вводились единовременно для установленного круга организаций, в других государствах – участниках СНГ (Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан) внедрение МСФО для разных категорий организаций осуществлялось поэтапно в разные годы. Органами, ответственными за выполнение плана или программы внедрения МСФО в государствах – участниках СНГ, являются, как правило, министерства финансов, национальны (центральные) банки, органы регулирования финансовых рынков.

Таблица 2

Организация внедрения МСФО в государствах участниках СНГ

Государства – участники СНГ Период внедрения МСФО в национальную экономику
Азербайджанская Республика С 2008 года
Республика Армения С 2011 года
Республика Беларусь С 2017 года
Республика Казахстан 2003–2013 годы
Кыргызская Республика 2001–2009 годы
Республика Молдова С 2012 года
Российская Федерация С 2011 года
Республика Таджикистан 2013–2018 годы
Республика Узбекистан С 2015 года

В последние годы число хозяйствующих субъектов, составляющих отчетность по МСФО, во всех государствах – участниках СНГ неуклонно возрастает. При этом в большинстве государств – участников СНГ МСФО признаются в качестве национальных стандартов или применяются непосредственно для составления не только консолидированной финансовой отчетности, но и индивидуальной отчетности для определенных хозяйствующих субъектов. Круг организаций, обязанных составлять отчетность по МСФО, во многом схож в государствах – участниках СНГ. Это в первую очередь общественно значимые организации: эмитенты ценных бумаг, кредитные организации, страховые организации, биржи, негосударственные пенсионные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, инвестиционные фонды, иные хозяйствующие субъекты.

Расширение практики применения МСФО организациями требует создания механизмов обеспечения последовательного и единообразного применения этих стандартов. Принимая во внимание важность этого вопроса, Координационным советом обобщен и проанализирован соответствующий опыт государств – участников СНГ (результаты представлены на XVI заседании Координационного совета в 2019 году) и сделан вывод о наличии в целом таких механизмов, включающих различные институты обобщения практики применения МСФО и анализа государственной политики в данной сфере, а также формы обобщения и распространения опыта применения МСФО. В большинстве случаев такими институтами являются государственные органы (министерства финансов, органы регулирования финансовых рынков государств – участников СНГ), в отдельных случаях – негосударственные организации (в том числе профессиональные объединения бухгалтеров и аудиторов, финансовых менеджеров), деятельность которых содействует совершенствованию развития бухгалтерского учета на основе МСФО в соответствии с уставными целями их создания (Республика Армения, Республика Узбекистан).

Проведенный Координационным советом анализ позволил выделить ряд эффективных механизмов и подходов к распространению опыта применения МСФО. Распространение опыта предполагает в первую очередь наличие качественных методических материалов и руководств по практическому применению МСФО. Участие государственных органов обычно заключается в подготовке и широком распространении таких материалов. В государствах – участниках СНГ регулярно организуются и проводятся конференции, семинары, круглые столы и другие публичные мероприятия с целью обсуждения часто возникающих вопросов применения МСФО с привлечением широкого круга заинтересованных лиц. Другим эффективным механизмом распространения опыта применения МСФО в государствах – участниках СНГ является организация системы повышения квалификации для специалистов в области МСФО. В то же время практика организации специального института (каким является созданная при Министерстве финансов Российской Федерации Межведомственная рабочая группа по применению МСФО), задача которого заключалась бы в систематической методологической и информационной поддержке внедрения и применения МСФО, не получила распространения в государствах – участниках СНГ.

Отдельной составляющей развития национальных систем бухгалтерского учета на основе МСФО является контроль качества составляемой финансовой отчетности. В большинстве государств – участников СНГ (Азербайджанская Республика, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан) полномочиями по обеспечению контроля (надзора) за составлением отчетности по МСФО наделены министерства финансов либо национальные (центральные) банки.

Немаловажную роль во внедрении МСФО играет наличие квалифицированных специалистов в этой области. В настоящее время во всех государствах – участниках СНГ имеются специальные программы обучения МСФО в системе высшего образования, специальные программы обучения МСФО бухгалтеров, вопросы МСФО включены в программу проведения квалификационных экзаменов аудиторов, проводится обучение МСФО преподавателей высших учебных заведений. Наряду с этим в большинстве государств – участников СНГ (Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан) проводятся обучение государственных служащих, национальная аттестация специалистов по вопросам МСФО.

В процессе внедрения и применения МСФО в государствах – участниках СНГ выявились ряд общих проблем. Среди них – институциональные, организационно-правовые, финансовые, кадровые и методические проблемы, решение которых позволяет реализовать в полной мере преимущества применения МСФО. В то же время проводившиеся Координационным советом на систематической основе ежегодное обобщение и анализ опыта применения МСФО в государствах – участниках СНГ показываюет, что эти проблемы пока не удалось решить в полной мере.

Одной из выдвигаемых на первый план проблем является недостаточность контроля качества отчетности, составляемой по МСФО. Сложность развития системы контроля (надзора) качества финансовой отчетности по МСФО в государствах – участниках СНГ заключается еще и в том, что мировая практика пока не выработала общепринятых подходов в этом вопросе. Контроль качества отчетности тесно связан с установлением ответственности за качество финансовой отчетности. Мировой опыт использования отчетности по МСФО основан главным образом не на административной, а на гражданско-правовой ответственности – организация, представившая отчетность, и проверивший ее аудитор обязаны возместить ущерб пользователям такой отчетности, который те понесли из-за ее недостоверности.

Кроме того, по-прежнему для всех государств – участников СНГ высокую актуальность сохраняют проблемы, связанные с недостатком специалистов в области МСФО, высокими затратами на внедрение МСФО и аудит отчетности, составленной по МСФО, последовательностью и корректностью применения МСФО, отсутствием или недостаточностью методических материалов по применению МСФО, в том числе на национальном языке и с учетом отраслевых особенностей. В отдельных государствах – участниках СНГ (Республика Армения, Республика Беларусь, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан) также сохраняются проблемы, связанные с отсутствием официального перевода МСФО на национальный язык, недостаточностью участия профессиональных общественных организаций бухгалтеров и аудиторов, пользователей финансовой отчетности в регулировании бухгалтерского учета и развитии бухгалтерской профессии.

Общность указанных проблем внедрения и применения МСФО требует координации усилий государств – участников СНГ по выработке эффективных путей их решения.

Аудиторская деятельность

Неотъемлемой составляющей инфраструктуры национальной экономики и важным фактором развития финансового рынка во всех государствах – участниках СНГ стал аудит. Этот институт обеспечивает доверие заинтересованных лиц к полученной финансовой информации, гарантирует пользователям ее качество, надежность и достоверность. Исходя из этого, государства – участники СНГ уделяют особое внимание совершенствованию и развитию данной сферы.

Во всех государствах – участниках СНГ проводится работа по совершенствованию нормативно-правовой базы аудиторской деятельности на основе МСА и укреплению потенциала национальных аудиторских организаций. Такая работа направлена в первую очередь на оптимизацию структуры и основ функционирования рынка аудиторских услуг, внедрение эффективных методов его регулирования, противодействие недобросовестной конкуренции, предотвращение монополизации этого рынка, поддержку национальных аудиторских организаций.

В 2016–2020 годах в рамках Координационного совета осуществлялись систематический мониторинг и анализ состояния рынка аудиторских услуг, которые проводились на основе предоставляемых ежегодно членами Координационного совета статистических данных, в частности о количестве субъектов аудиторской деятельности, объеме оказанных аудиторских услуг, количестве организаций, отчетность которых была проаудирована, результатах внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, общих параметрах саморегулирования в аудите (таблица 3).

Таблица 3

Количество субъектов аудиторской деятельности в государствах – участниках СНГ (на начало 2020 года)

Государства – участники СНГ Имеют право осуществлять аудиторскую деятельность
Субъекты аудиторской деятельности (всего) в том числе
аудиторские организации физические лица (индивидуальные предприниматели)
Азербайджанская Республика 180 123 57
Республика Армения 27 27
Республика Беларусь 406 77 329
Республика Казахстан 319 319
Кыргызская Республика 163 125 38
Республика Молдова 101 101
Российская Федерация 4 500 3 900 600
Республика Таджикистан 61 46 15
Республика Узбекистан 96 96

В 2016–2020 годах деятельность государств – участников СНГ была сосредоточена на вопросах обеспечения и расширения сферы применения МСА, организации действенного контроля и надзора в сфере аудиторской деятельности, профессионального развития осуществляющих аудиторскую деятельность специалистов, институционального развития аудиторской профессии, обеспечение независимости субъектов аудиторской деятельности и развитие репутационных стимулов.

Необходимость применения МСА обусловлена в первую очередь финансовым и инвестиционным сотрудничеством национальных хозяйствующих субъектов. МСА, являясь сводом высококачественных стандартов в области аудита, обеспечивают унификацию национальной аудиторской практики с общепризнанной в мире практикой, большее доверие к работе национальных субъектов аудиторской деятельности, международное признание аудиторских заключений, подготавливаемых национальными аудиторскими организациями (таблица 4).

Таблица 4

Количество выданных аудиторских заключений в государствах – участниках СНГ (на конец 2019 года)

Государства – участники СНГ Количество выданных аудиторских заключений
Азербайджанская Республика 4 757
Республика Армения 852
Республика Беларусь 5 057[1]
Республика Казахстан 1 579
Кыргызская Республика 425
Республика Молдова 416
Российская Федерация 83 919
Республика Таджикистан 113
Республика Узбекистан 5 467

К 2021 году во всех государствах – участниках СНГ завершился переход к применению МСА в соответствии с ранее принятыми планами или программами (таблица 5).

Таблица 5

Организация внедрения МСА в государствах участниках СНГ

Государства – участники СНГ Период внедрения МСА в национальную экономику
Азербайджанская Республика С 2010 года
Республика Армения С 2011 года
Республика Беларусь С 2020 года
Республика Казахстан С 2006 года
Кыргызская Республика С 2003 года
Республика Молдова С 2012 года
Российская Федерация С 2016 года
Республика Таджикистан С 2018 года
Республика Узбекистан С 2020 года

В большинстве государств – участников СНГ МСА признаны в качестве национальных стандартов аудиторской деятельности или их применяют непосредственно при осуществлении аудиторской деятельности (Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Узбекистан), в ряде государств – участников СНГ применяются национальные стандарты, разработанные на основе МСА (Республика Беларусь, Республика Таджикистан).

Круг хозяйствующих субъектов, финансовая отчетность которых подлежит обязательному аудиту, в государствах – участниках СНГ является во многом схожими. Это в первую очередь общественно значимые организации: эмитенты ценных бумаг, кредитные организации, страховые организации, биржи, негосударственные пенсионные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, инвестиционные фонды.

Немаловажными аспектами внедрения МСА являются обобщение и распространение опыта применения этих стандартов. В государствах – участниках СНГ приняты ряд эффективных подходов и механизмов к распространению лучших практик применения МСА. Распространение опыта основано на методических материалах и руководствах по практическому применению МСА. Участие государственных органов обычно заключается в подготовке и широком распространении таких материалов. Государства – участники СНГ также регулярно организуют и проводят конференции, семинары, круглые столы и другие публичные мероприятия с целью обсуждения часто возникающих вопросов применения МСА с привлечением широкого круга заинтересованных лиц. Другим эффективным механизмом распространения лучших практик применения МСА в государствах – участниках СНГ является организация систематического повышения квалификации аудиторов.

Отдельной составляющей развития национальных систем аудита на основе МСА является внешний контроль качества аудиторской деятельности. Организация эффективной системы контроля качества аудита, надзора за аудиторами и аудиторскими организациями, в том числе проводящих обязательный аудит публичных организаций, – один из важнейших вопросов повестки дня государств – участников СНГ. Государства – участники СНГ предпринимают меры по налаживанию мониторинга качества аудиторских услуг, оптимизации работы контрольных и надзорных органов, обеспечению их взаимодействия и повышения эффективности их работы. Исходя из проведенного Координационным советом анализа, к настоящему времени в государствах – участниках СНГ сформировались следующие модели надзора за аудиторами и аудиторскими организациями, проводящими обязательный аудит:

преимущественный надзор со стороны государства в лице государственного органа (органов) либо иного органа, независимого от аудиторской профессии (Кыргызская Республика, Республика Молдова);

формирование профессиональных (саморегулируемых) организаций, на которые возложены функции надзора, в том числе разработки стандартов (Азербайджанская Республика, Республика Казахстан);

смешанный надзор, осуществляемый профессиональными институтами аудиторов и государством в четко разграниченной степени (Республика Армения, Республика Беларусь, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан).

Немаловажную роль во внедрении МСА играет поддержание высокого уровня квалификации специалистов в этой области. В настоящее время во всех государствах – участниках СНГ введены национальные процедуры аттестации аудиторов. В некоторых государствах – участниках СНГ (Республика Армения, Республика Казахстан, Республика Молдова, Республика Узбекистан) дополнительно признается аттестация аудиторов, проводимая организациями других государств. Аттестация аудиторов осуществляется на основе сформированного перечня требований, среди которых квалификационные требования к образованию и стажу работы в аудиторской организации, требования к деловой репутации (отсутствие правонарушений и судимостей в соответствующей области). Во всех государствах – участниках СНГ также введены требования по прохождению аудиторами регулярного повышения квалификации.

В процессе внедрения и применения МСА в государствах – участниках СНГ остаются ряд общих проблем, связанных в частности с подготовкой и переподготовкой аудиторских кадров, отсутствием своевременного официального перевода МСА на национальный язык или полным отсутствием перевода МСА на национальный язык, ограниченностью финансовых ресурсов, несоответствием контроля качества аудита требованиям IFAC.

Основные результаты деятельности Координационного совета

В 2016–2020 годах на заседаниях Координационного совета рассмотрены широкий круг вопросов в области бухгалтерского учета и аудиторской деятельности, различные направления взаимодействия государств – участников СНГ в данной сфере. Около 50 % количества вопросов повестки заседаний Координационного совета – вопросы регулирования бухгалтерского учета и аудиторской деятельности. Общие вопросы деятельности СНГ (реализация стратегических документов СНГ, взаимодействие государств – участников СНГ в финансово-экономической сфере и др.) составили 23 % количества вопросов повестки заседаний. Треть рассмотренных вопросов – организационные (порядок работы Координационного совета, его состав, проведение его заседаний и др.), а также вопросы организации и координации исполнения решений, принятых высшими органами СНГ.

На заседаниях Координационного совета рассматривались от 15 до 19 вопросов. В повестку одного заседания включались в среднем 17 вопросов.

Вклад Координационного совета в развитие национальных систем регулирования бухгалтерского учета и аудиторской деятельности

Центральным вопросом повестки заседаний Координационного совета является обмен опытом и информацией о состоянии и развитии национальных систем регулирования бухгалтерского учета и аудиторской деятельности, в том числе опытом применения МСФО и МСА хозяйствующими субъектами государств – участников СНГ. При этом конкретная тематика рассматриваемых вопросов определяется исходя из наиболее актуальных и значимых областей бухгалтерского учета и аудита, представляющих особый интерес для государств – участников СНГ.

В 2016–2020 годах на ежегодной основе обсуждались ряд вопросов, связанных с процессами развития национальных систем регулирования бухгалтерского учета и аудиторской деятельности на основе применения МСФО и МСА. Данный подход позволил членам Координационного совета наблюдать прогресс в данной сфере, проводить сравнительный анализ реализуемой государствами – участниками СНГ национальной политики в этой области деятельности, выявлять лучшие практики и возникающие проблемы. На заседаниях Координационного совета ежегодно рассматривались следующие вопросы:

развитие национальных систем регулирования бухгалтерского учета, в том числе опыт применения МСФО;

развитие национальных систем регулирования аудиторской деятельности, в том числе опыт применения МСА;

мониторинг состояния рынка аудиторских услуг в государствах – участниках СНГ.

Помимо ежегодного обмена опытом по указанным вопросам, на заседаниях Координационного совета рассматривались наиболее актуальные вопросы регулирования бухгалтерского учета и аудиторской деятельности в том числе:

в сфере бухгалтерского учета:

упрощение ведения бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (2016 год);

формирование учетной политики и порядок раскрытия информации финансовой отчетности публичными компаниями (2017–2018 годы);

создание и функционирование национальных информационных ресурсов бухгалтерской (финансовой) отчетности корпоративного сектора в государствах – участниках СНГ (2017–2018 годы);

обеспечение последовательного и единообразного применения МСФО в государствах – участниках СНГ (2019 год);

нормативное регулирование бухгалтерского учета для представительств субъектов-нерезидентов в государствах – участниках СНГ (2020 год);

минимизация негативных последствий, вызванных пандемией COVID-19, для экономики государств – участников СНГ (2020 год);

в сфере аудиторской деятельности:

меры предупреждения недобросовестной конкуренции на рынке аудиторских услуг государств – участников СНГ (2016 год);

установление и применение в государствах – участниках СНГ мер ответственности за нарушения требований законодательства об аудиторской деятельности (2017–2018 годы);

надзор за аудиторскими организациями, проводящими обязательный аудит в государствах – участниках СНГ (2019 год);

в сфере подготовки кадров:

требования к профессиональной квалификации специалистов в области бухгалтерского учета и подходы к их сертификации в государствах – участниках СНГ (2016 год);

опыт Республики Казахстан по развитию сертификации на рынке бухгалтерских услуг (2017 год);

порядок квалификационной аттестации аудиторов в государствах – участниках СНГ (2017 год).

Основные цели рассмотрения указанных вопросов на заседаниях Координационного совета – совершенствование регулирования бухгалтерского учета и аудиторской деятельности в государствах – участниках СНГ, сближение национальных систем регулирования бухгалтерского учета и аудиторской деятельности с МСФО и МСА. Обсуждение этих вопросов членами Координационного совета содействовало обмену информацией в области бухгалтерского учета и аудиторской деятельности и методологической работе уполномоченных органов государств – участников СНГ в области регулирования бухгалтерского учета и аудиторской деятельности. Такое содействие выразилось в том, что уполномоченные органы государств – участников СНГ получили доступ к информации практического характера о решении тех или иных вопросов аналогичными органами других государств – участников СНГ, а также возможность прямого диалога со своими коллегами из других государств – участников СНГ. Обсуждение на заседаниях обеспечило членов Координационного совета инструментами и механизмами регулирования бухгалтерского учета и аудиторской деятельности, апробированными в практике государств – участников СНГ. Эти инструменты и механизмы используются уполномоченными органами государств – участников СНГ при формировании и реализации государственной политики по конкретным вопросам.

Кроме того, информация, полученная членами Координационного совета при обсуждении вопросов повестки, выводы, сделанные по результатам такого обсуждения, стали своего рода инструментарием количественного и качественного анализа национальных рынков бухгалтерских и аудиторских услуг, оценки качества национальной системы регулирования бухгалтерского учета и аудиторской деятельности (таблица 6).

Таблица 6

Практические результаты рассмотрения вопросов повестки заседаний Координационного совета

Вопросы Практический результат
В сфере бухгалтерского учета
Развитие национальных систем регулирования бухгалтерского учета, в том числе опыт применения МСФО Обмен опытом построения национальных систем регулирования бухгалтерского учета на основе МСФО, в том числе тенденциях, инструментах и механизмах регулирования таких систем, информация для анализа национальных систем, выработки государственной политики по данному вопросу
Упрощение ведения бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства Перечень возможных упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, подходы к формированию государственной политики по данному вопросу, конкретные рекомендации по выбору таких способов и упрощению ведения бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства
Формирование учетной политики и порядок раскрытия информации финансовой отчетности публичными компаниями Информация о ключевых аспектах и проблемах формирования учетной политики, подходах к регулированию учетной политики.
Обеспечение последовательного и единообразного применения МСФО в государствах – участниках СНГ Информация о возможных механизмах и институтах обобщения практики применения МСФО, лучших подходах к организации их деятельности, наиболее результативных формах и методах обобщения и распространения опыта применения МСФО, подходах к выстраиванию взаимодействия с Фондом МСФО
Нормативное регулирование бухгалтерского учета для представительств субъектов-нерезидентов в государствах – участниках СНГ Информация о лучшем опыте регулирования бухгалтерского учета для представительств субъектов-нерезидентов, инструментах и механизмах такого регулирования, подходах к формированию государственной политики по данному вопросу
Создание и функционирование национальных информационных ресурсов бухгалтерской (финансовой) отчетности корпоративного сектора в государствах – участниках СНГ Ознакомление с передовой практикой формирования и ведения информационных ресурсов бухгалтерской (финансовой) отчетности корпоративного сектора, определение подходов и проблем создания таких ресурсов
В сфере аудиторской деятельности
Развитие национальных систем регулирования аудиторской деятельности, в том числе опыт применения МСА Обмен опытом построения национальных систем аудита на основе МСА, в том числе тенденциях, инструментах и механизмах регулирования таких систем, информация для анализа национальных систем, выработки государственной политики по данному вопросу
Мониторинг состояния рынка аудиторских услуг в государствах – участниках СНГ Наиболее актуальная статистическая информация о параметрах и состоянии рынков аудиторских услуг в рамках СНГ, возможность сопоставления характеристик национального рынка с аналогичными рынками других государств – участников СНГ, инструментарий количественного и качественного анализа национального рынка
Меры предупреждения недобросовестной конкуренции на рынке аудиторских услуг государств – участников СНГ Перечень возможных мер предупреждения недобросовестной конкуренции на рынке аудиторских услуг, подходы к формированию государственной политики по данному вопросу
Установление и применение в государствах – участниках СНГ мер ответственности за нарушения требований законодательства об аудиторской деятельности Ознакомление с возможными мерами ответственности за нарушения требований законодательства об аудиторской деятельности, оценка результативности применения конкретных мер
Надзор за аудиторскими организациями, проводящими обязательный аудит в государствах – участниках СНГ Информация о лучшем опыте организации и осуществления независимого надзора за аудиторскими организациями, проводящими обязательный аудит, определение подходов и проблем создания такого надзора
В сфере подготовки кадров
Требования к профессиональной квалификации специалистов в области бухгалтерского учета и подходы к их сертификации в государствах – участниках СНГ/ Опыт Республики Казахстан по развитию сертификации на рынке бухгалтерских услуг Перечень квалификационных требований к специалистам в области бухгалтерского учета, передовые системы сертификации таких специалистов, инструментарий оценки качества национальной системы сертификации
Порядок квалификационной аттестации аудиторов в государствах – участниках СНГ Информация о лучшем опыте организации и осуществления профессиональной аттестации аудиторов, инструментарий оценки качества национальной системы аттестации

Результатом обсуждения вопросов повестки заседаний Координационного совета стали информационные обзоры, опубликованные на сайте Исполнительного комитета СНГ, рекомендации по отдельным вопросам. По ряду вопросов Координационным советом были подготовлены информационно-аналитические материалы, которые рассматривались на заседаниях Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ (КЭВ) и Экономического совета СНГ (ЭС СНГ) (таблица 7). В соответствии с принятыми на заседаниях указанных органов решениями такие материалы направлялись в правительства государств – участников СНГ для информирования заинтересованных министерств и ведомств. Данные материалы предназначены для использования государствами – участниками СНГ при совершенствовании национальных систем регулирования бухгалтерского учета.

Таблица 7

Информационно-аналитические материалы, внесенные Координационным советом на рассмотрение Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ и Экономического совета СНГ

Наименование материала Дата рассмотрения на заседаниях КЭВ и ЭС СНГ Основное содержание материала
О примерных требованиях к профессиональной квалификации специалистов в области бухгалтерского учета и подходах к их сертификации в государствах – участниках СНГ КЭВ 9 ноября 2016 года В документе представлены результаты анализа квалификационных требований к специалистам в области бухгалтерского учета, сформулирован перечень квалификационных требований, который может использоваться государствами – участниками СНГ в зависимости от задач, стоящих перед национальной экономикой, состояния рынка трудовых ресурсов в области бухгалтерского учета, уровня подготовки специалистов, развитости системы повышения квалификации работников
О развитии сертификации на рынке бухгалтерских и аудиторских услуг (опыт Республики Казахстан) КЭВ 15 февраля 2017 года В документе представлен анализ развития сертификации специалистов в области бухгалтерского учета и аудиторской деятельности в Республике Казахстан
Об упрощенной системе бухгалтерского учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства в государствах – участниках СНГ КЭВ 15 февраля 2017 года, ЭС СНГ 23 июня 2017 года[2] В документе обобщен опыт упрощения ведения бухгалтерского учета и отчетности для малого предпринимательства и представлены соответствующие рекомендации по совершенствованию национальных систем бухгалтерского учета государств – участников СНГ
О реализации Соглашения о консолидированной финансовой отчетности национальных хозяйствующих субъектов государств – участников СНГ от 20 ноября 2013 года КЭВ 20 июня 2018 года См. раздел «Реализация Соглашения о консолидированной финансовой отчетности национальных хозяйствующих субъектов государств – участников СНГ»
Об опыте государств – участников СНГ в обеспечении последовательного и единообразного применения Международных стандартов финансовой отчетности КЭВ 20 ноября 2019 года В документе обобщен опыт государств – участников СНГ в обеспечении последовательного и единообразного применения МСФО, в том числе по таким направлениям, как существующие в государствах – участниках СНГ институты обобщения практики применения МСФО, формы и методы обобщения и распространения опыта применения МСФО, вопросы, возникающие при применении МСФО национальными хозяйствующими субъектами, формы взаимодействия с Фондом МСФО и другими международными организациями с целях последовательного и единообразного применения МСФО.
Об осуществлении надзора за аудиторами и аудиторскими организациями, проводящими обязательный аудит в государствах – участниках СНГ КЭВ 19 декабря 2019 года В документе проведен анализ современного состояния законодательства об аудиторской деятельности государств – участников СНГ в целях формирования и развития эффективной системы надзора за аудиторами и аудиторскими организациями, осуществляющими обязательный аудит, в том числе публичных организаций, с учетом международного опыта в данной сфере
О нормативном регулировании бухгалтерского учета для представительств субъектов-нерезидентов в государствах – участниках СНГ КЭВ 16 декабря 2020 года В документе представлена информация об основных законодательных актах, регулирующих деятельность представительств субъектов-нерезидентов в государствах – участниках СНГ, особенностях системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности указанных субъектов, включая наличие отдельных правил или установление особенностей применения общих правил бухгалтерского учета

Взаимосвязь вопросов, рассмотренных на заседаниях Координационного совета в 2016–2020 годах, и основных задач Координационного совета, определенных Положением о Координационном совете, приведена в приложении к настоящему Отчету.

Реализация Соглашения о консолидированной финансовой отчетности национальных хозяйствующих субъектов государств – участников СНГ от 20 ноября 2013 года

В 2016–2020 годах одним из направлений деятельности Координационного совета стал регулярный мониторинг имплементации положений Соглашения о консолидированной финансовой отчетности национальных хозяйствующих субъектов государств – участников СНГ от 20 ноября 2013 года (далее – Соглашение) в законодательство государств – участников СНГ, а также реализации Соглашения. Данная работа проводилась во исполнение Плана мероприятий по реализации третьего этапа (2016–2020 годы) Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года, утвержденного Решением Совета глав правительств СНГ от 30 октября 2015 года (пункт 1.4.9), и статьи 12 Соглашения. Начиная с 2014 года ежегодно на заседаниях Координационного совета рассматривалась информация членов Координационного совета по данному вопросу в части реализации положений Соглашения.

Целью Соглашения является обеспечение сопоставимости финансовой информации о деятельности хозяйствующих субъектов государств – участников СНГ. Соглашение устанавливает обязательства сторон по соблюдению общих требований к хозяйствующим субъектам государств – участников СНГ по составлению, представлению, публикации (раскрытию) консолидированной финансовой отчетности в соответствии с МСФО, а также по ее обязательному аудиту.

Участниками Соглашения являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан. Соглашение подписано главами правительств СНГ 20 ноября 2013 года и вступило в силу в государствах – участниках СНГ в период с 2014 по 2017 год.

Основная цель регулярного рассмотрения данного вопроса на заседаниях Координационного совета – координация действий участников Соглашения по реализации его положений путем регулярного обмена соответствующим опытом, выявления лучших практик и обсуждения проблемных вопросов. Тем самым Координационный совет вносит свой вклад в формирование надежной и сопоставимой информации о деятельности хозяйствующих субъектов, сформированной с учетом лучшей международной практики и стандартов.

В 2017–2018 годах Координационным советом был подготовлен информационно-аналитический материал «О реализации Соглашения о консолидированной финансовой отчетности национальных хозяйствующих субъектов государств – участников СНГ от 20 ноября 2013 года». В документе проанализированы правовые основы подготовки и представления консолидированной финансовой отчетности национальными хозяйствующими субъектами в государствах – участниках СНГ, сделан вывод об установлении в государствах – участниках СНГ, подписавших Соглашение, основных предусмотренных в нем требований. Данный материал рассмотрен на заседании КЭВ 20 июня 2018 года и направлен в правительства государств – участников СНГ.

Азербайджанская Республика, Республика Молдова и Республика Узбекистан, не являясь участниками Соглашения, принимали активное участие в обмене опытом применения МСФО для составления консолидированной финансовой отчетности национальными хозяйствующими субъектами.

Мониторинг деятельности международных организаций

В 2016–2020 годах Координационный совет на регулярной основе осуществлял мониторинг деятельности международных организаций в области бухгалтерского учета и аудита. Главные цели мониторинга – использование потенциала международного сотрудничества в целях совершенствования и развития национальных систем регулирования бухгалтерского учета и аудиторской деятельности государств – участников СНГ, обеспечение соответствия этих систем международно признанным моделям. Мониторинг содействует развитию связей и углублению взаимодействия государств – участников СНГ с международными организациями и объединениями в области бухгалтерского учета и аудиторской деятельности.

Мониторинг проводился главным образом на основе предоставленной государствами – участниками СНГ информации об их участии в работе международных организаций. Кроме того, для рассмотрения данного вопроса в заседаниях Координационного совета принимали участие представители Евразийской экономической комиссии (2016–2017 годы), Межправительственной рабочей группы экспертов по международным стандартам учета и отчетности ООН (2017 год), Ассоциации сертифицированных присяжных бухгалтеров (Великобритания, 2016–2017 годы).

Основными формами международного сотрудничества государств – участников СНГ с указанными организациями являются участие в обсуждении проектов издаваемых ими стандартов, запросы по поводу разъяснения отдельных положений стандартов, постановка вопросов, требующих решения, совместное проведение конференций и иных аналогичных мероприятий.

При осуществлении мониторинга основное внимание уделялось таким организациям, как Фонд МСФО (IFRS Foundation) и IFAC, издающих МСФО и МСА соответственно. Рассматривалась также деятельность Межправительственной рабочей группы экспертов по международным стандартам учета и отчетности ООН, Международного форума независимых регуляторов аудиторской деятельности, Европейской федерации бухгалтеров и аудиторов малых и средних предприятий и иных международных форумов.

Одним из важнейших событий в области международного сотрудничества государств – участников СНГ стало обсуждение перспектив создания региональной организации, членами которой могли бы стать профессиональные объединения (ассоциации) бухгалтеров и аудиторов, в том числе государств – участников СНГ. Это обсуждение состоялось в мае 2020 года в рамках международной видеоконференции руководителей профессиональных объединений (ассоциаций) бухгалтеров и аудиторов из государств – участников СНГ (Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Узбекистан, Украина), а также ряда других государств региона (Грузия, Латвийская Республика). Участники конференции заявили о предварительной готовности активного участия в региональной организации и отметили важность такого объединения для своевременного обсуждения и решения задач, стоящих перед профессией в Евразийском регионе. Пилотным проектом совместной деятельности регионального объединения стала подготовка комментариев к проекту международного стандарта аудита МСА 600 «Особенности аудита финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов компонентов)».

Обсуждение вопросов международного сотрудничества членами Координационного совета обеспечивает обмен информацией о международном опыте построения национальных систем регулирования бухгалтерского учета и аудиторской деятельности, интеграцию международных стандартов в эти национальные системы. Такое взаимодействие позволяет уполномоченным органам государств – участников СНГ получать доступ к информации практического характера, необходимой для совершенствования подходов к регулированию бухгалтерского учета и аудиторской деятельности. Полученная государствами – участниками СНГ информация полезна также при решении вопросов дальнейшего развития международного сотрудничества каждым государством – участником СНГ, в том числе участия в деятельности соответствующих международных организаций.

Участие Координационного совета в реализации Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года

В соответствии с Планом мероприятий по реализации третьего этапа (2016–2020 года) Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года, утвержденным Решением Совета глав правительств СНГ от 30 октября 2015 года (пункт 1.4.9), Координационному совету надлежало в целях содействия применению МСФО и МСА в государствах – участниках СНГ осуществить:

1) реализацию Соглашения;

2) разработку примерных требований к профессиональной квалификации специалистов в области бухгалтерского учета и подходов к их сертификации в государствах – участниках СНГ;

3) разработку рекомендаций по организации и осуществлению надзора за аудиторскими организациями.

Координационным советом обеспечено исполнение указанных мероприятий. В частности, подготовлены информационно-аналитические материалы «О реализации Соглашения о консолидированной финансовой отчетности национальных хозяйствующих субъектов государств – участников СНГ от 20 ноября 2013 года». По результатам рассмотрения данных материалов КЭВ рекомендовала Координационному совету продолжить мониторинг реализации Соглашения, а также проработать с заинтересованными министерствами и ведомствами государств – участников СНГ вопрос возможного расширения субъектного состава Соглашения.

Координационный совет подготовил информационно-аналитические материалы «О примерных требованиях к профессиональной квалификации специалистов в области бухгалтерского учета и подходах к их сертификации в государствах – участниках СНГ». Материалы разработаны Рабочей группой по вопросам взаимного признания национальных сертификаций специалистов по бухгалтерскому учету, созданной в рамках Координационного совета и включавшей представителей национальных профессиональных бухгалтерских организаций, осуществляющих сертификацию специалистов в области бухгалтерского учета. В документе на основе обобщения требований к специалистам в области бухгалтерского учета, установленных в государствах – участниках СНГ, предложен примерный перечень квалификационных требований для различных групп специалистов (главных бухгалтеров, иных специалистов в области бухгалтерского учета), примерные требования к сертификации специалистов бухгалтерских служб. Эти рекомендации могут использоваться государствами – участниками СНГ в зависимости от задач, стоящих перед национальной экономикой, состояния рынка труда специалистов в области бухгалтерского учета, уровня подготовки выпускников средних общих, средних профессиональных и высших учебных заведений, развитости системы повышения квалификации работников бухгалтерских служб и других факторов.

Подготовлены информационно-аналитические материалы «Об осуществлении надзора за аудиторскими организациями, проводящими обязательный аудит в государствах – участниках СНГ». В документе проанализированы национальные системы регулирования аудиторской деятельности, в том числе надзора за ней, предложены меры совершенствования систем регулирования аудиторской деятельности и повышения качества аудиторских услуг. По результатам рассмотрения материалов Комиссия по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ рекомендовала Координационному совету продолжить работу по дальнейшему обеспечению эффективного независимого надзора за аудиторской деятельностью в государствах – участниках СНГ; регулярно готовить и направлять в Исполнительный комитет СНГ информацию о решении задач, направленных на развитие национальных мер регулирования аудиторской деятельности, повсеместное введение качественной практики надзора за аудиторской деятельностью с целью достижения высококачественного аудита, а также предложения по развитию указанной сферы для рассмотрения ЭС СНГ.

Вопросы исполнения Плана мероприятий по реализации третьего этапа (2016–2020 годы) Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года рассмотрены Координационным советом в 2020 году. Все информационно-аналитические материалы, подготовленные в ходе исполнения пункта 1.4.9 Плана мероприятий, размещены на сайте Исполнительного комитета СНГ.

Роль Координационного совета в реализации Стратегии экономического развития СНГ на период до 2030 года

Стратегия экономического развития СНГ на период до 2030 года, принятая Советом глав правительств СНГ 29 мая 2020 года (далее – Стратегия), определяет цели и задачи экономического развития СНГ, в частности приоритетные направления дальнейшего развития валютно-финансового сотрудничества государств – участников СНГ. Одним из таких направлений определено дальнейшее сближение национальных систем регулирования бухгалтерского учета и аудиторской деятельности с положениями МСФО и МСА. Реализация данного направления возложена на Координационный совет.

Планом мероприятий по реализации первого этапа (2021–2025 годы) Стратегии экономического развития СНГ на период до 2030 года, утвержденным Решением Совета глав правительств СНГ от 6 ноября 2020 года (пункт 11.19), предусмотрены ряд мероприятий, обеспечивающих сотрудничество в области бухгалтерского учета и аудиторской деятельности государств – участников СНГ, в том числе:

сближение национальных систем регулирования бухгалтерского учета и аудиторской деятельности с положениями МСФО и МСА;

обмен информацией в области регулирования бухгалтерского учета и аудиторской деятельности в государствах – участниках СНГ;

изучение международного опыта организации бухгалтерского учета цифровых финансовых активов и отражения информации о них в бухгалтерской (финансовой) отчетности;

обобщение опыта участия субъектов аудиторской деятельности государств – участников СНГ в противодействии коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Данные мероприятия направлены на активизацию сотрудничества в области бухгалтерского учета и аудита в рамках СНГ. Их осуществление, наряду с иными мероприятиями Плана, будет способствовать улучшению делового климата с учетом лучших международных и национальных практик, обеспечению устойчивости экономики к неблагоприятным внешним факторам и повышения уровня экономической безопасности, переходу к новому качеству социально-экономического развития на основе постоянной технологической модернизации.

Взаимодействие с профессиональным сообществом бухгалтеров и аудиторов

При осуществлении деятельности Координационный совет систематически взаимодействует с профессиональным сообществом бухгалтеров и аудиторов государств – участников СНГ. Основными формами взаимодействия стали участие профессиональных объединений (ассоциаций) бухгалтеров и аудиторов в подготовке материалов Координационного совета, приглашение их представителей на заседания Координационного совета.

В 2016–2020 годах в заседаниях Координационного совета в качестве наблюдателей и экспертов приняли участие представители профессиональных объединений (ассоциаций) бухгалтеров и аудиторов государств – участников СНГ (таблица 9).

Таблица 9

Участие профессиональных объединений (ассоциаций) бухгалтеров и аудиторов государств – участников СНГ в заседаниях Координационного совета в 2016–2020 годах

Государства – участники СНГ Профессиональные объединения (ассоциации) бухгалтеров и аудиторов Год участия в заседании Координационного совета
Республика Беларусь Аудиторская палата Республики Беларусь 2020
Республика Казахстан Федерация бухгалтеров 2016
Палата профессиональных бухгалтеров Республики Казахстан 2016
Институт профессиональных бухгалтеров 2016–2017
Кыргызская Республика Объединение бухгалтеров и аудиторов Кыргызской Республики 2016–2018
Ассоциация гильдии аудиторов 2016–2018
Палата бухгалтеров и аудиторов 2017–2018
Республика Молдова Ассоциации профессиональных бухгалтеров и аудиторов Республики Молдова 2019
Российская Федерация Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России 2016
Республика Таджикистан Палата бухгалтеров и аудиторов Таджикистана 2017

Наибольший интерес у представителей профессиональных объединений (ассоциаций) вызвали вопросы профессиональной подготовки бухгалтеров и аудиторов, обучения их МСФО и МСА, взаимного признания национальных сертификаций специалистов в области бухгалтерского учета.

Помимо профессиональных объединений (ассоциаций) государств – участников СНГ, на заседаниях Координационного совета в разные годы были представлены также участники рынка аудиторских и бухгалтерских услуг.

Информационное обеспечение деятельности Координационного совета

Деятельность Координационного совета представлена на его странице на сайте Исполнительного комитета СНГ, где публикуется следующая информация:

о состоявшихся заседаниях Координационного совета (описание ключевых вопросов, рассмотренных в ходе заседания, решения, принятые Координационным советом);

о составе Координационного совета;

основные нормативные документы Координационного совета (Положение о Координационном совете, Соглашение, др.);

информационно-аналитические материалы в области бухгалтерского учета и аудита, рассматриваемые и обсуждаемые на заседаниях Координационного совета (в том числе о развитии национальных систем регулирования бухгалтерского учета и аудиторской деятельности, опыте применения МСФО и МСА, др.).

В соответствии с Положением о Координационном совете государства – участники СНГ обеспечивают опубликование информации о деятельности Координационного совета в специализированных (официальных) средствах массовой информации или на интернет-сайте уполномоченного органа в области регулирования бухгалтерского учета и аудиторской деятельности.

Информация по вопросам деятельности Координационного совета, рассмотренным на заседаниях КЭВ и ЭС СНГ, доводится до правительств государств – участников СНГ с целью дальнейшей трансляции заинтересованным министерствам и ведомствам государств – участников СНГ.

Выводы

Координационный совет создан в целях координации действий государств – участников СНГ по вопросам бухгалтерского учета, выработки исходных требований к регламенту организации и ведению бухгалтерского учета, составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, организации аудиторской деятельности, а также сближения и гармонизации национальных систем учета и аудита с МСФО и МСА.

Современные системы регулирования бухгалтерского учета и аудиторской деятельности государств – участников СНГ схожи во многих аспектах, ключевым из которых является нацеленность на гармонизацию этих систем с МСФО и МСА. Это достигнуто в том числе благодаря активному и эффективному сотрудничеству уполномоченных органов, регулирующих вопросы бухгалтерского учета и аудиторской деятельности в государствах – участниках СНГ в рамках Координационного совета.

Постановка и обсуждение Координационным советом актуальных вопросов содействует эффективному регулированию бухгалтерского учета и аудиторской деятельности, созданию условий для совершенствования функционирования финансовых рынков, расширения инвестиционного и делового сотрудничества на пространстве СНГ и обеспечения сопоставимости финансовой информации хозяйствующих субъектов государств – участников СНГ.

В 2016–2020 годах Координационным советом осуществлялся систематический обмен опытом и информацией о состоянии и развитии национальных систем регулирования бухгалтерского учета и аудиторской деятельности, в том числе опытом применения МСФО и МСА хозяйствующими субъектами государств – участников СНГ, рассмотрен широкий круг актуальных вопросов регулирования бухгалтерского учета и аудиторской деятельности в государствах – участниках СНГ.

Члены Координационного совета принимают активное участие во взаимодействии с международными организациями по вопросам бухгалтерского учета и аудиторской деятельности, участвуют в международных мероприятиях по вопросам бухгалтерского учета и аудиторской деятельности.

Деятельность Координационного совета представлена на специально созданной и поддерживаемой в актуальном состоянии странице Координационного совета сайта Исполнительного комитета СНГ, а также на интернет-сайтах уполномоченных органов в области регулирования бухгалтерского учета и аудиторской деятельности государств – участников СНГ.

Координационный совет продолжит системный анализ состояния рынка аудиторских услуг, применения МСФО и МСА в государствах – участниках СНГ, а также обмен информацией по данным вопросам с целью выработки рекомендаций по вопросам развития национальных систем регулирования бухгалтерского учета и аудиторской деятельности, в том числе эффективного применения международных стандартов для использования в практической работе органов, ответственных за регулирование данной сферы в государствах – участниках СНГ. Важными направлениями работы Координационного совета в будущем также будет анализ и обобщение опыта участия субъектов аудиторской деятельности государств – участников СНГ в противодействии коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также изучение международного опыта организации бухгалтерского учета цифровых финансовых активов и отражения информации о них в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Координационный совет исходит из необходимости и целесообразности дальнейшего укрепления потенциала сотрудничества государств – участников СНГ по вопросам бухгалтерского учета и аудиторской деятельности, активного использования этого потенциала в целях решения актуальных практических вопросов развития национальных систем регулирования бухгалтерского учета и аудиторской деятельности государств – участников СНГ в рамках реализации Стратегии экономического развития СНГ на период до 2030 года.

Деятельность Координационного совета призвана оставаться важным фактором, обеспечивающим развитие национальных систем регулирования бухгалтерского учета и аудиторской деятельности государств – участников СНГ. Обмен опытом и современной информацией о практике применения законодательства в области бухгалтерского учета и аудиторской деятельности государств – участников СНГ и принимаемые в рамках Координационного совета решения способствуют консолидации усилий государств – участников СНГ по развитию национальных систем регулирования бухгалтерского учета и аудиторской деятельности.


[1] Выданы аудиторскими организациями.

[2] В составе информационно-аналитических и справочных материалов.

Приложение

Взаимосвязь вопросов повестки и основных задач Координационного совета по бухгалтерскому учету при Исполнительном комитете СНГ

Значительно влияет на решение задачи

Влияет на решение задачи

Влияет на решение задачи, но незначительно

Основные задачи Вопросы повестки Содействие в выработке исходных требований к регулированию бухгалтерского учета и аудиторской деятельности в рамках СНГ Содействие в сближении национальных систем регулирования бухгалтерского учета и аудиторской деятельности с положениями МСФО и МСА Содействие методологической работе уполномоченных органов государств – участников СНГ в области регулирования бухгалтерского учета и аудиторской деятельности Проведение работ по совершенствованию регулирования бухгалтерского учета и аудиторской деятельности Содействие в сближении национальных требований к профессиональной квалификации представителей бухгалтерской профессии Участие в разработке проектов межгосударственных актов в области бухгалтерского учета и аудиторской деятельности Разработка концептуальных подходов к регулированию бухгалтерского учета и аудиторской деятельности государств – участников СНГ Содействие в обмене информацией в области бухгалтерского учета и аудиторской деятельности на территориях государств – участников СНГ Содействие развитию связей и углублению взаимодействия заинтересованных государств – участников СНГ с международными организациями и объединениями в области бухгалтерского учета и аудиторской деятельности
Развитие национальных систем регулирования бухгалтерского учета, в том числе опыт применения МСФО
Упрощение ведения бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства
Формирование учетной политики и порядок раскрытия информации финансовой отчетности публичными компаниями
Обеспечение последовательного и единообразного применения МСФО в государствах – участниках СНГ
Нормативное регулирование бухгалтерского учета для представительств субъектов-нерезидентов в государствах – участниках СНГ
Создание и функционирование национальных информационных ресурсов бухгалтерской (финансовой) отчетности корпоративного сектора в государствах – участниках СНГ
Реализация Соглашения о консолидированной финансовой отчетности национальных хозяйствующих субъектов государств – участников СНГ
Развитие национальных систем регулирования аудиторской деятельности, в том числе опыт применения МСА
Мониторинг состояния рынка аудиторских услуг в государствах – участниках СНГ
Меры предупреждения недобросовестной конкуренции на рынке аудиторских услуг государств – участников СНГ
Установление и применение в государствах – участниках СНГ мер ответственности за нарушения требований законодательства об аудиторской деятельности
Надзор за аудиторскими организациями, проводящими обязательный аудит в государствах – участниках СНГ
Требования к профессиональной квалификации специалистов в области бухгалтерского учета и подходы к их сертификации в государствах – участниках СНГ/ Опыт Республики Казахстан по развитию сертификации на рынке бухгалтерских услуг
Порядок квалификационной аттестации аудиторов в государствах – участниках СНГ
Мониторинг деятельности международных организаций в области бухгалтерского учета и аудита
Минимизация негативных последствий, вызванных пандемией COVID-19, для экономики государств – участников СНГ