Методические рекомендации по заполнению конкурсной заявки муниципальных образований, представляемой для участия во Всероссийском конкурсе «Лучшая муниципальная практика» в сфере управления муниципальными финансами в рамках номинации «Муниципальная экономическая политика и управление муниципальными финансами»

Опубликован в разделе: Методические материалы
скачать (DOCX, 53.64 KB)
Опубликовано: 07.07.2023Изменено: 07.07.2023
Методические рекомендации по заполнению конкурсной заявки муниципальных образований, представляемой для участия во Всероссийском конкурсе «Лучшая муниципальная практика» в сфере управления муниципальными финансами в рамках номинации «Муниципальная экономическая политика и управление муниципальными финансами» Скачать

Настоящие Методические рекомендации по заполнению конкурсной заявки муниципальных образований, представляемой для участия во Всероссийском конкурсе «Лучшая муниципальная практика» (далее – Конкурс) по номинации «Муниципальная экономическая политика и управление муниципальными финансами»[1] (далее – методические рекомендации, конкурсная заявка), разработаны с целью содействия участникам Конкурса, повышения качества заполнения заявок, представляемых на федеральный этап Конкурса, и описания муниципальных практик.

Рекомендации по заполнению раздела «Общие сведения»

1. При заполнении пунктов 3-9 раздела «Общие сведения» в качестве источника данных используется отчет об исполнении бюджета муниципального образования (может использоваться информация, содержащаяся на едином портале бюджетной системы Российской Федерации) за соответствующие годы.

2. Все финансовые данные в разделе «Общие сведения» приводятся в следующем формате:

– абсолютные стоимостные значения – в тыс. руб. с тремя знаками после запятой;

– относительные (темповые, структурные) – с двумя знаками после запятой и без знака «%».

3. При заполнении показателей пункта 9 «Объем кредиторской задолженности муниципального образования» следует отражать кредиторскую задолженность с учетом кредиторской задолженности казенных и автономных учреждений, а также с учетом доходов и расходов с использованием «Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности» (ф. 0503369)[2].

4. В случае преобразования муниципальных образований путем их объединения в заявке необходимо представить консолидированные показатели всех объединенных муниципальных образований за весь отчетный период.

Рекомендации по заполнению подраздела II «Практика муниципального образования в сфере «управление муниципальными финансами»[3] раздела I «Описание практик муниципального образования»

5. Подраздел II «Практика муниципального образования в сфере «управление муниципальными финансами» заполняется в соответствии с Приложением 1.

Рекомендации по заполнению раздела «Показатели, характеризующие деятельность органа местного самоуправления»

6. Раздел «Показатели, характеризующие деятельность органа местного самоуправления» заполняется в соответствии с Приложением 2.

Приложение 1

Заполнение подраздела II «Практика муниципального образования в сфере «Управление муниципальными финансами»

№ п/п

Наименование направления

Содержание

1.

Описание муниципальной практики (практик) по следующим направлениям:

- управление бюджетными доходами и расходами;

- управление муниципальным долгом;

- бюджетное планирование и исполнение бюджета;

- финансовое планирование, учет и отчетность

- кадровый состав финансового органа муниципального образования

(далее – направления).

Важнейшими целями Конкурса являются выявление, поощрение и распространение реально работающих и поддающихся тиражированию в других муниципалитетах лучших практик (инноваций) в сфере управления муниципальными финансами.

Поэтому описываться должна муниципальная практика, уже находящаяся на стадии практической реализации. Название муниципальной практики включается в ее описание.

Описание муниципальной практики размещается в данной таблице или в приложении к заявке (в случае большого по объему текста).

Текстовая часть представляется в формате Word.

Описанию практики должна предшествовать краткая характеристика решаемой проблемы и исходных предпосылок, а также применяемых для решения проблемы методов и инструментов в рамках выбранного направления.

Описание реализованной практики должно производится в формате системы логически связанных, последовательно реализуемых мероприятий, описание должно раскрывать алгоритмы (последовательность) действий по внедрению практики.

Описание может включать указание на риски и ограничения, которые необходимо принять во внимание при использовании практики.

Такой формат описания призван облегчить дальнейшее тиражирование лучших практик в других муниципальных образованиях.

В описание рекомендуется включать информацию, характеризующую уникальные преимущества и сильные стороны практики, выделяющие ее из ряда подобных.

В число лучших практик могут включаться как инкрементальные, так и радикальные изменения, инновации, реализуемые в рамках перечисленных выше направлений.

Инкрементальные, пошаговые изменения развивают уже реализованные образцы лучшей практики, повышая их эффективность и результативность. Радикальные изменения часто возникают как ответ на постановку новых проблем и появление новых нужд – и всегда предлагают принципиально новые подходы, механизмы, технологии, инструменты решения проблем (реализованные примеры лучшей практики в информационных целях представлены в разделах 1.1 и 1.2 Приложения 1).

Примеры лучшей практики, в которых ярче выражены элементы новизны выделены знаком*.

Главным критерием выделения лучшей практики следует считать ее результаты.

Завершаться описание должно краткой информацией о ходе и участниках реализации практики (муниципальные служащие, волонтеры, представители бизнеса и т.д.), а также о полученных результатах реализации описываемой практики (подробное описание результатов предусмотрено в пункте 3).

1.1

Справочно: Примеры лучшей практики по направлениям:

- управление бюджетными доходами и расходами;

- управление муниципальным долгом;

- бюджетное планирование и исполнение бюджета;

- финансовое планирование, учет и отчетность

- кадровый состав финансового органа муниципального образования

В качестве примеров лучшей практики могут быть предложены следующие конкретные меры (мероприятия), реализованные победителями и участниками конкурса. Примеры распределены по направлениям[4]:

а) управление бюджетными доходами и расходами

- увеличение поступлений неналоговых доходов местного бюджета за счет заключения договоров аренды земельных участков и на размещение и эксплуатацию нестационарных торговых объектов и объектов по оказанию услуг населению (при этом использование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, может осуществляться без его предоставления и без установления сервитута; указанные объекты могут быть размещены и на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. В обоих случаях в бюджет поступают доходы от платы за право на заключение договора на размещение и эксплуатацию нестационарного объекта);

- увеличение налоговой базы по имущественным налогам за счет расширения перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость – объекты торговли, общепита, офисного и административного назначения;

- проведение оценки эффективности налоговых расходов муниципального образования, обусловленных налоговыми льготами по земельному налогу (льготы, установленные представительным органом муниципального образования, должны соответствовать целям муниципальных программ муниципального образования, либо иным целям социально-экономической политики, оказывать влияние на достижение указанных целей, быть востребованными налогоплательщиками и т.д.);

- сокращение дебиторской задолженности по платежам, подлежащим зачислению в бюджет, путем приватизации права требования дебиторской задолженности, по итогам проведения соответствующего аукциона*;

- оптимизация инвестиционных расходов с учетом их очередности и приоритетности, а также с учетом возможности использования типовой проектно-сметной документации при строительстве новых объектов социально-культурной сферы, первоочередное включение в расходную часть бюджета инвестиций в объекты капитального строительства, софинансируемые из вышестоящих бюджетов, объекты, по которым имеются ранее принятые обязательства;

- проведение обзоров расходов бюджета муниципального образования. Целью обзоров бюджетных расходов является не оптимизация бюджетных расходов, а высвобождение недостаточно эффективно используемых ресурсов для их перенаправления на решение приоритетных задач. Обзоры бюджетных расходов позволяют простимулировать администраторов бюджетных средств к поиску внутренних резервов оптимизации бюджетных расходов*.

б) управление муниципальным долгом

- минимизация расходов на обслуживание муниципального долга за счет эффективного управления временно свободными остатками денежных средств на едином счете бюджета (минимизация остатков средств на счете бюджета, направление свободных средств автономных, бюджетных учреждений на погашение коммерческих кредитов), рефинансирования действующих кредитных линий (привлечение новых кредитных линий по более низким процентным ставкам в связи со снижением ключевой ставки Банка России.

в) бюджетное планирование и исполнение бюджета

- разработка финансовым органом муниципального образования унифицированной формы обоснований бюджетных ассигнований (далее – ОБАС) и методических рекомендаций по их заполнению, внедрение информационная системы, позволяющей автоматически формировать ОБАС на всех этапах бюджетного планирования и на их основе формировать и актуализировать реестр расходных обязательств*;

- исполнение бюджета путем доведения до главных распорядителей бюджетных средств объемов финансирования под фактическую потребность на основании еженедельных (ежедневных) заявок, а также ежедневное осуществление текущего контроля при санкционировании расходов муниципальных бюджетных и автономных учреждений. Такая практика позволяет более оперативно, мобильно и эффективно исполнять бюджетные обязательства, не допуская при этом накопления неиспользуемых средств на лицевых счетах главных распорядителей и муниципальных бюджетных учреждений;

- проведение ежемесячного мониторинга исполнения бюджета и проведение каждые 2 месяца заседания бюджетной комиссии во главе с руководителем муниципального образования. На комиссии с участием заместителей руководителя анализируется поступление доходов в бюджет, а также все распорядители и получатели бюджетных средств отчитываются о расходовании выделенных бюджетных ассигнований, особенно на капитальные затраты и целевые субсидии, о своевременности проведения конкурсных процедур. Это в свою очередь позволяет своевременно перераспределить бюджетные средства на приоритетные направления развития;

- внедрение на муниципальном интернет-портале функционала «Витрина закупок» (автоматическое обновление, объединяет все закупки, удобный поиск по многим параметрам) и портала малых закупок «Амаркет» (важно для МСП);

- централизация ФО в установленном порядке бюджетных средств, сложившихся в результате экономии по результатам проведения торгов, и их направление на приоритетные социально значимые расходы городского бюджета.

г) финансовое планирование, учет и отчетность

- модернизация системы бюджетной отчетности, включая увеличение количества контрольных соотношений и реализацию схемы визирования отчетности, внедрение в программном комплексе новых дополнительных форм отчетности и системы автозаполнения данных из этих форм, а также внедрение системы контроля и учета изменений, вносимых в отчетность - для формирования бюджетной и иной информации, необходимой для принятия управленческих решений*;

- внедрение и использование единой системы учета, построенной на основе «облачных» технологий. При этом в единое защищенное «облако» сведены исходные учетные данные из информационных баз муниципальных учреждений, где объединена и надежно хранится вся учетная информация, обеспечено документальное и цифровое разграничение полномочий и исключен повторный ввод данных, что позволяет значительно сократить время на осуществление операций*;

- переход на электронный документооборот с применением электронной цифровой подписи, формирование в электронном виде первичных учетных документов, что позволяет переводить в автоматизированный режим все операции по ведению бухгалтерского учета и формированию отчетности в соответствии с требованиями законодательств;

- создание массива «больших данных» всех муниципальных учреждений, которые можно анализировать, контролировать, строить прогнозы и сценарии, в т.ч. по доходам и расходам учреждений, кадровому составу, кредиторской задолженности и т.д*;

- цифровая трансформация бухгалтерского обслуживания муниципальных учреждений. Централизация бухгалтерских процессов в целях повышения эффективности бухгалтерского обслуживания за счет цифровой трансформации обмена данными, унификации учета и отчетности, улучшения условий труда бухгалтеров. Приведение основных бухгалтерских операций к единому формату и введение электронного документооборота. Создание МКУ «Центр бухгалтерского обслуживания муниципальных учреждений»*.

д) кадровый состав финансового органа муниципального образования

- практика «Повышение эффективности муниципальной службы в финансовом органе (далее – ФО) муниципального образования (далее –МО)». Высокий профессиональный уровень сотрудников обеспечивает эффективное решение задач и выполнение функций, возложенных на финансовый орган. По итогам 2021 года доля сотрудников, имеющих высшее образование, в фактической штатной численности финансового органа МО составляет 0,99%. Доля сотрудников, работающих в финансовом органе муниципального образования более 3 лет, 0,91% Повышению эффективности муниципальной службы в финансовом органе способствует обеспечение открытости, внедрение современных информационных технологий, совершенствование методов оценки кандидатов на замещение вакантных должностей муниципальной службы и развития кадрового потенциала. По итогам 2021 года по качеству управления общественными финансами муниципальное образование стало победителем в номинации «За лучшую организацию работы с кадрами».

- сотрудники ФО регулярно публикуют собственные статьи в журнале «Бюджет», что в свою очередь дает возможность поделиться опытом и рассказать о своем муниципальном образовании. За последние время были опубликованы следующие статьи (…)

- финансисты на протяжении многих лет принимают активное участие во всевозможных конкурсах и мероприятиях, связанных с профессиональной деятельностью. Так, на V Московском финансовом форуме прошло награждение лауреатов VIII Всероссийского конкурса «Финансовый старт». В номинации «Молодые профессионалы» лучшей в стране признан – главный специалист по бюджету финансового отдела МО. В ежегодном региональном конкурсе «Финансовый старт» на звание «Лучший в профессии», проводимом Министерством финансов субъекта Российской Федерации, победителем стал также главный специалист по бюджету финансового отдела ФО

1.2

Справочно: Примеры лучшей практики, отвечающие критериям оценки (а),б),в),г),л)), предусмотренным Методикой оценки конкурсных заявок и применяющимся в отношении подраздела II «Практика муниципального образования в сфере «Управление муниципальными финансами»[5]

а) способствование повышению эффективности управления муниципальными финансами

- проект «Формирование программным роботом нормативных затрат и объема субсидий на выполнение муниципального задания по учреждениям подведомственным управлению образования». Внедрение программной роботизации процесса формирования нормативных затрат и объема субсидий позволяют использовать следующие возможности: выгружать документы и вносить информацию значительно быстрее человека; дистанционно запускать процесс с помощью электронной почты в любое время суток; непрерывно осуществлять расчеты (365 дней в году); снижать переработку персонала*;

- заключение эффективных контрактов с руководителями муниципальных учреждений на основании методики оценки эффективности деятельности муниципальных учреждений, с учетом которой устанавливается зависимость стимулирующих выплат руководителей и работников учреждений от результатов деятельности учреждений, от оценки финансового менеджмента и результатов проведения мероприятий по энергосбережению;

- развитие механизмов инициативного бюджетирования, в том числе, инициатив граждан (при участии территориальных общественных самоуправлений с привлечением представителей советов многоквартирных домов и товариществ собственников жилья), инициатив учреждений социально-культурной сферы*, определения социально значимых объектов (бюджетные инициативы) посредством цифрового сервиса «Интерактивный бюджет для граждан», а также организация системы школьного партисипаторного бюджетирования*;

- совершенствование критериев отбора проектов инициативного бюджетирования, включая социальную эффективность (количество человек, вовлечённых в реализацию проекта, количество благополучателей от реализации инициативного проекта, «Срок жизни» результатов инициативного проекта) и экономическую эффективность (соотношение планируемых расходов на реализацию проекта за счёт бюджета муниципального образования, инициативных платежей, неденежного вклада, обеспечиваемого инициатором проекта и его ожидаемых результатов; целесообразность направления средств бюджета муниципального образования).

б) направленность на решение существующих финансовых проблем, связанных с формированием и исполнением местного бюджета; на появление (сохранение) долгосрочных, устойчивых позитивных изменений качества управления муниципальными финансами

- комплексная автоматизация всех этапов бюджетного процесса (внедрены системы «Планирование бюджета», «Исполнение бюджета», «Автоматизация отчетности», «Закупки»). Своевременная работа с главными распорядителями средств бюджета, казенными учреждениями по внедрению автоматизации деятельности облегчает работу по планированию и исполнению бюджета и сокращает количество нарушений, как в бюджетной сфере, так и в сфере закупок;

- разработка и применение геоаналитической платформы (далее – ГП) по выявлению объектов недвижимости, не поставленных на кадастровый учет и вовлечению их в налоговый оборот. ГП позволяет, в частности, оптимизировать информационный обмен между структурными подразделениями, территориальными органами и подведомственными организациями муниципального образования, автоматизировать анализ данных, выявлять самовольно застроенные земельные участки, земельные участки с признаками самозахвата, визуализировать инвестиционно-привлекательные земельные участки, не обремененные правами 3-х лиц*;

- разработка дорожной карты по повышению эффективности управления муниципальными учреждениями, включающей инвентаризацию и ревизию имущества, находящегося на балансе муниципальных учреждений; развитие внебюджетной деятельности муниципальных учреждений (анализ востребованности предоставляемых услуг (работ), анализ занятости площадей при выполнении муниципальных заданий на оказание услуг (работ); передача в аренду имеющихся площадей в периоды, когда они не используются для реализации основной деятельности (вечернее время, выходные дни, иное); привлечение частных организаций к оказанию социальных услуг (в разрезе отраслей); расширение перечня предоставляемых субсидий немуниципальным организациям (коммерческим, некоммерческим) в целях финансового обеспечения затрат в связи с оказанием муниципальных услуг (работ) в сфере культуры, спорта и молодёжной политики и в сфере дополнительного образования детей; внедрение технологий бережливого производства; передача непрофильных для муниципальных учреждений услуг (работ) на аутсорсинг;

- централизация и диспетчеризация служебного транспорта в одном муниципальном учреждении, оптимизация автопарка, обеспечение доступа к служебному автопарку не только для руководителей, но и для рядовых сотрудников муниципальных учреждений, иных ключевых и неключевых пользователей*;

в) содействие достижению сбалансированности бюджетов бюджетной системы, росту доходной базы местных бюджетов и оптимизации бюджетных расходов, снижению долговой нагрузки

- приоритизация расходов с выделением первоочередных (минимальный бюджет, включающий расходы на оплату труда, налоги, взносы и коммунальные платежи (финансируются в 100% объеме); общественно-значимых расходов (содержание дорог, благоустройство, обеспечение досуга и библиотечного обслуживания населения (планируются с учетом оценки потребности финансовых возможностей бюджета) и расходов на развитие: капитальный ремонт, строительство, реконструкция и модернизация (формируются при наличии бюджетных средств, привлекаются средства спонсоров и целевые субсидии из федерального и регионального бюджета);

- оптимизация инвестиционных расходов с учетом их очередности и приоритетности, а также с учетом возможности использования типовой проектно-сметной документации при строительстве новых объектов социально-культурной сферы, первоочередное включение в расходную часть бюджета инвестиций в объекты капитального строительства, софинансируемых из вышестоящих бюджетов;

- анализ эффективности энергозатрат и энергопотребления, заключение сервисных контрактов;

- утверждение бюджетного прогноза МО в целях обеспечения планирования предельных расходов на финансирование муниципальных программ (предельных возможностей для их реализации, оценки допустимых бюджетных рисков для своевременной проработки мер по их минимизации); повышение кассовой дисциплины ГРБС бюджета МО путем недопущения возникновения кассовых разрывов при исполнении бюджета МО, контроля за обеспеченностью заявок бюджетополучателей, контроля за выполнением бюджетных обязательств;

- внедрение практики формирования финансово-экономических обоснований к проектам правовых актов, оказывающих влияние на изменение доходов и (или) расходов бюджета города, по унифицированной форме, разработанной финансовым органом города, с учетом методических рекомендаций по ее заполнению. Практика позволяет проводить оценку финансовых последствий принимаемых органами местного самоуправления города решений и минимизировать бюджетные риски;

- сокращение задолженности по налоговым и неналоговым доходам, путем создания межведомственных рабочих групп в составе представителей Федеральной налоговой службы, Федеральной службы судебных приставов и сотрудников администрации МО, а также внедрения и реализации различных плановых мероприятий по росту доходного потенциала МО, направленных на усиление работы по неплатежам в бюджет МО, легализации бизнеса и объектов налогообложения, повышения эффективности использования муниципального имущества и земельных участков, содействие в развитии рабочих мест; снижение недоимки по местным налогам путем направления гражданам письменных уведомлений о наличии налоговой задолженности перед бюджетом МО, начисленной пени, необходимости уплаты долга и (или) обращения в налоговую инспекцию; информирование населения о правилах уплаты местных налогов на официальных сайтах МО, в том числе, например, путем размещения налогового календаря для населения с обратным отсчетом дней до окончания уплаты имущественных налогов; проведение ежегодных мониторингов эффективности предоставляемых налоговых льгот по местным налогам; контроль за использованием муниципальной собственности в части ведения претензионно-исковой работы по взысканию задолженности по оплате арендных платежей за муниципальное имущество, земельные участки;

- организация заседаний Комиссии по ликвидации задолженности по выплате заработной платы, платежам в бюджет и внебюджетные фонды и легализации трудовых отношений. Данные заседания проводились в рамках реализации Плана мероприятий по сокращению задолженности по неналоговым доходам перед бюджетом МО и в целях оперативного взаимодействия с участием представителей контрольно-надзорных органов (Инспекции Федеральной налоговой службы, Государственной инспекции труда, Центра занятости населения, Управления пенсионного фонда, депутатского корпуса);

- проведение органами местного самоуправления взвешенной долговой политики; утверждение планов мероприятий по снижению долговой нагрузки МО; контроль за выполнением принципалом обязательств перед бенефициаром по обязательствам, обеспеченных муниципальной гарантией;

г) возможность тиражирования в других муниципальных образованиях соответствующих видов или во всех видах муниципальных образований

- администрацией МО подготовлена презентация на тему «О лучших практиках по погашению просроченной дебиторской задолженности», которая направлена ФО субъекта Российской Федерации главам муниципальных образований для распространения положительного опыта работы органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации;

- проект «Школьный бюджет» муниципального образования опубликован на платформе обмена практиками устойчивого развития «Смартека». В соответствии с основным функционалом «Смартеки» был заполнен паспорт практики и отправлен на рассмотрение экспертам Три эксперта провели содержательную оценку практики, согласно которой проект «Школьный бюджет» признан эффективным, так как имеет оптимальное соотношение между достигнутым результатом и используемыми ресурсами, тиражируемым и может применяться в других субъектах Российской Федерации*;

д) наличие положительной динамики соответствующих показателей

- оптимизация расходов на содержание органов местного самоуправления, в том числе в результате объединения поселений и слияния бюджетных учреждений;

- включение в «Бюджет для граждан» новых инструментов: инфографики, бюджетного калькулятора, информации о сравнении бюджета муниципального образования с бюджетами соседних муниципальных образований*.

2.

Перечень мер, принятых органами местного самоуправления, для внедрения и реализации в муниципальном образовании описываемых практик

Перечень мер (мероприятий) размещается в данной таблице или в приложении к заявке (в случае большого по объему текста).

Перечень должен включать наименование мероприятия, наименование исполнителя и срок исполнения.

Принятие мер подтверждается реквизитами соответствующих правовых актов муниципального образования и интернет-ссылкой с доступом к тексту правового акта размещенного на официальном сайте органа местного самоуправления (в официальном СМИ, ином общедоступном источнике).

3.

Результаты реализации описываемых муниципальных практик, которые подтверждаются соответствующими значениями показателей, предусмотренных разделом II «Управление муниципальными финансами» и разделом III «Муниципальная экономическая политика» конкурсной заявки

Описание результатов муниципальной практики размещается в данной таблице или в приложении к заявке (в случае большого по объему текста).

Результаты реализации описываемых муниципальных практик в обязательном порядке должны включать финансовые (бюджетные) результаты, подтверждаемые значениями показателей раздела II «Управление муниципальными финансами».

В качестве финансовых (бюджетных) результатов могут рассматриваться результаты, полученные за счет повышения качества:

- управления бюджетными доходами и расходами, в том числе повышения эффективности расходов бюджета, включая достижение заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономность) и (или) достижение наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативность);

- управления муниципальным долгом, в том числе снижения долговой нагрузки и/или реструктуризации муниципального долга;

- бюджетного планирования и исполнения бюджета, а также финансового планирования, учета и отчетности, в том числе повышения равномерности бюджетных расходов, реализации мер по повышению уровня открытости бюджетной информации, вовлечению граждан в бюджетный процесс.

Описание результатов может включать также нефинансовые, социально-экономические результаты, положительные изменения, наступившие в результате внедрения практики, в том числе и в привязке к конкретным социальным группам, выгодополучателям (муниципальное образование в целом, все жители муниципального образования, уязвимые социальные группы, представители малого и среднего предпринимательства и т.д.).

Качество описания результатов может быть повышено за счет включения обобщенной оценки затрат на реализацию практики с отражением:

- трудозатрат на реализацию практики (всего, человеко-дней, оценка), в том числе муниципальные служащие/волонтеры;

- финансовых расходов (всего, тыс. рублей), в том числе:

а) средств бюджета муниципального образования;

б) средств иных бюджетов (государственных внебюджетных фондов);

в) средств муниципальных учреждений и организаций;

г) средств от самообложения граждан или иных форм привлечения средств граждан;

д) средств общественных организаций;

е) частных пожертвований;

ж) грантов НКО, благотворительных организаций

4.

Презентационные материалы (не более 10 слайдов)

Презентационные материалы должны характеризовать прежде всего:

- краткое описание решаемой проблемы и исходных предпосылок, а также применяемых для решения проблемы методов и инструментов в рамках выбранного направления;

- систему логически связанных реализованных мероприятий описываемой практики;

- результаты реализации описываемой практики

Приложение 2

Заполнение раздела «Показатели, характеризующие деятельность органа местного самоуправления»

Показатели

Исходные данные для расчета

Рекомендации по заполнению, источник данных

1. Показатели, характеризующие качество управления бюджетными доходами и расходами

1.1 Средний темп роста налоговых доходов бюджета муниципального образования за три последних отчетных финансовых года

Объем налоговых доходов бюджета i-го муниципального образования, поступивших по единым нормативам отчислений, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – БК РФ)

Налоговые доходы определяются в соответствии со ст. 58 БК РФ, ст. 61-61.6 БК РФ, ст. 63 БК РФ.

Источник данных: консолидированный отчет о финансовых результатах деятельности по Форме 0503321, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н

1.2 Доля налоговых и неналоговых доходов муниципального образования (за исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) к общему объему собственных доходов бюджета муниципального образования в отчетном финансовом году

- объем налоговых и неналоговых доходов местного бюджета (за исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в отчетном финансовом году;

- общий объем собственных доходов местного бюджета в отчетном финансовом году

Собственные доходы определяются в соответствии со статьей 47 БК РФ:

- налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах;

- неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований;

- доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.

Данные отражаются в приложении к форме № 1-МО[6].

Источник данных: отчет об исполнении бюджета муниципального образования

1.3 Средний темп роста неналоговых доходов бюджета муниципального образования за три последних отчетных финансовых года

Объем неналоговых доходов бюджета i-го муниципального образования, поступивших в бюджет муниципального образования

Неналоговые доходы определяются в соответствии со ст.ст. 46, 58, 62, 63 БК РФ.

Источник данных: отчет об исполнении бюджета муниципального образования (может использоваться информация, содержащаяся

на едином портале бюджетной системы Российской Федерации)

1.4 Доля расходов бюджета муниципального образования, формируемых в рамках муниципальных программ, в общем объеме расходов указанного бюджета

- фактический объем расходов бюджета i-го муниципального образования, формируемых в рамках муниципальных программ;

- фактический объем расходов бюджета i-го муниципального образования

Источник данных: отчет об исполнении бюджета муниципального образования (может использоваться информация, содержащаяся

на едином портале бюджетной системы Российской Федерации)

1.5 Отношение объема просроченной кредиторской задолженности бюджета муниципального образования и муниципальных казенных учреждений к объему расходов бюджета муниципального образования

- объем просроченной кредиторской задолженности местного бюджета и муниципальных казенных учреждений i-го муниципального образования на 1 января текущего финансового года;

- объем расходов бюджета i-го муниципального образования в отчетном финансовом году

В объем просроченной кредиторской задолженности местного бюджета и муниципальных казенных учреждений муниципального образования на 1 января текущего финансового года включается просроченная кредиторская задолженность по расходам на основе «Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности» (ф. 0503369)[7].

В случае отсутствия у муниципального образования просроченной кредиторской

задолженности за весь рассматриваемый период, значение показателя 1.5 устанавливается равными единице.

Источник данных: отчет об исполнении бюджета муниципального образования (может использоваться информация, содержащаяся

на едином портале бюджетной системы Российской Федерации)

1.6 Темп роста расходов бюджета муниципального образования на оплату труда в органах местного самоуправления и муниципальных казенных учреждениях

- объем расходов на оплату труда в органах местного самоуправления (выборные должности и муниципальная служба) и муниципальных казенных учреждениях i-го муниципального образования в отчетном финансовом году;

- объем расходов на оплату труда в органах местного самоуправления (выборные должности и муниципальная служба) и муниципальных казенных учреждениях i-го муниципального образования в финансовом году, предшествующем отчетному финансовому году;

- среднемесячная начисленная заработная плата по полному кругу организаций по i-му муниципальному образованию в среднем за отчетный финансовый год;

- среднемесячная начисленная заработная плата по полному кругу организаций по i-му муниципальному образованию в среднем за финансовый год, предшествующий отчетному финансовому году

Рассчитывается на основе данных финансового органа муниципального образования.

Источник данных: отчет об исполнении бюджета муниципального образования (может использоваться информация, содержащаяся

на едином портале бюджетной системы Российской Федерации)

1.7 Отношение объема субсидий, предоставляемых из бюджета муниципального образования социально ориентированным некоммерческим организациям, к общему объему расходов бюджета муниципального образования

- объем субсидий, предоставленных из бюджета i-го муниципального образования социально ориентированным некоммерческим организациям, не являющимся муниципальными учреждениями, на реализацию муниципальных услуг в отчетном финансовом году;

- объем расходов местного бюджета i-го муниципального образования в отчетном финансовом году

Источник данных: отчет об исполнении бюджета муниципального образования (может использоваться информация, содержащаяся

на едином портале бюджетной системы Российской Федерации)

1.8 Доля средств самообложения граждан и (или) инициативного бюджетирования в объеме собственных доходов местного бюджета

- Объем средств самообложения граждан и (или) инициативного бюджетирования в отчетном финансовом году;

- объем собственных доходов местного бюджета i-го муниципального образования в отчетном финансовом году

Согласно ст. 41 БК РФ такой вид доходов отнесен к неналоговым доходам.

Рассчитывается на основе данных финансового органа муниципального образования (с приложением копий подтверждающих документов).

Источник данных: отчет об исполнении бюджета муниципального образования (может использоваться информация, содержащаяся на едином портале бюджетной системы Российской Федерации)

1.9 Отношение объема расходных обязательств муниципального образования, не связанных с решением вопросов местного значения и исполнением полномочий по указанным вопросам, к объему расходных обязательств по вопросам местного значения

- объем расходных обязательств муниципального образования на решение вопросов местного значения и полномочий i-го муниципального образования в отчетном финансовом году;

- объем расходных обязательств и полномочий, не связанных с решением вопросов местного значения i-го муниципального образования в отчетном финансовом году (без учета объема расходных обязательств, осуществляемых за счет субвенций)

Информация из реестра расходных обязательств муниципального образования, предусмотренного ст. 87 БК РФ.

В случае, если муниципальное образование не исполняет расходные обязательства, не связанные с решением вопросов местного значения за весь рассматриваемый период, значение показателя 1.9 устанавливается равными единице.

1.10 Отношение недополученных доходов по местным налогам в результате действия налоговых льгот, установленных представительным органом местного самоуправления муниципального образования в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, к общему объему поступлений по местным налогам

- объем недополученных доходов по местным налогам в результате действия налоговых льгот, установленных представительными органами местного самоуправления i-го муниципального образования в отчетном финансовом году;

- общий объем доходов от поступлений по местным налогам в i-м муниципальном образовании в отчетном финансовом году

Источник данных: данные об объеме недополученных доходов из формы статистической налоговой отчетности 5-МН «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам» (далее форма 5-МН)[8] или по запросу у налоговых органов, осуществляющих свои функции в муниципальном образовании

1.11 Эффективность управления финансовыми вложениями, осуществляемыми за счет средств местного бюджета

- доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим i-му муниципальному образованию, в отчетном финансовом году;

- балансовая стоимость акций, находящихся в собственности i-го муниципального образования, и иных форм участия в капитале хозяйственных товариществ и обществ на начало отчетного финансового года

Рассчитывается на основе данных финансового органа муниципального образования.

Необходимые данные формируются на основе предоставляемых отчетов о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества[9].

Источник данных: отчет об исполнении бюджета муниципального образования (может использоваться информация, содержащаяся

на едином портале бюджетной системы Российской Федерации)

1.12 Доля расходов бюджета муниципального образования на финансовое обеспечение предоставления услуг в сфере образования, культуры, физической культуры и спорта, оказываемых автономными учреждениями и немуниципальными организациями, в общем объеме расходов бюджета муниципального образования на финансовое обеспечение образования, культуры, физической культуры и спорта

- объем расходов бюджета i-го муниципального образования на финансовое обеспечение предоставления услуг в сфере образования, культуры, физической культуры и спорта, оказываемых автономными учреждениями и немуниципальными организациями в отчетном финансовом году;

- расходы бюджета i-го муниципального образования на финансовое обеспечение предоставления услуг в сфере образования, культуры, физической культуры и спорта в отчетном финансовом году

Источник данных: отчет об исполнении бюджета муниципального образования (может использоваться информация, содержащаяся

на едином портале бюджетной системы Российской Федерации).

Финансовое обеспечение предоставления услуг в сфере образования, культуры, физической культуры и спорта может включать разделы и подразделы классификации расходов бюджетов:

0701 Дошкольное образование

0702 Общее образование

0703 Дополнительное образование детей

0704 Среднее профессиональное образование

0705 Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации

0706 Высшее образование

0707 Молодежная политика

0801 Культура

0802 Кинематография

1101 Физическая культура

1102 Массовый спорт

1103 Спорт высших достижений.

Для определения финансового обеспечения предоставления услуг, оказываемых автономными учреждениями и немуниципальными организациями, предлагается использовать коды видов расходов 621, 624, 625 и 635.

2. Показатели, характеризующие качество управления муниципальным долгом

2.1 Равномерность распределения расходов на погашение муниципального долга за последние три года

- Максимальный годовой объем погашения муниципального долга i-го муниципального образования за три последних отчетных финансовых года;

- минимальный годовой объем погашения муниципального долга i-го муниципального образования за три последних отчетных финансовых года;

- средний годовой объем погашения муниципального долга i-го муниципального образования за три последних отчетных финансовых года

Источник данных: отчет об исполнении бюджета муниципального образования (может использоваться информация, содержащаяся на едином портале бюджетной системы Российской Федерации).

В случае отсутствия у муниципального образования расходов на погашение муниципального долга значение показателя устанавливается равным 1

2.2 Отношение муниципальных заимствований, привлеченных в целях финансирования инвестиционных расходов (и инфраструктурных проектов), к общему объему привлеченных муниципальных заимствований

- объем в отчетном финансовом году муниципальных заимствований, привлеченных в целях финансирования инвестиционных расходов, i-го муниципального образования;

- объем привлеченных в отчетном финансовом году муниципальных заимствований i-го муниципального образования

Источник данных: информация, полученная в ходе мониторинга, проводимого финансовым органом муниципального образования или информация из муниципальной долговой книги[10].

В случае отсутствия у муниципального образования муниципальных заимствований значение показателя устанавливается равным 1

2.3 Объем просроченной задолженности по долговым обязательствам муниципального образования

- Объем просроченной задолженности по долговым обязательствам муниципального образования, тыс. руб.

Источник данных: информация, полученная в ходе мониторинга, проводимого финансовым органом муниципального образования или информация из муниципальной долговой книги.

Указывается источник информации.

В случае отсутствия у муниципального образования долговых обязательств значение показателя устанавливается равным 1

2.4 Отношение объема выплат по муниципальным гарантиям к общему объему предоставленных муниципальным образованием гарантий

- Объем выплат по муниципальным гарантиям i-го муниципального образования в отчетном финансовом году;

- объем муниципального долга по предоставленным i-м муниципальным образованием гарантиям на 1 января отчетного финансового года

Источник данных: отчет об исполнении бюджета муниципального образования (может использоваться информация, содержащаяся

на едином портале бюджетной системы Российской Федерации).

В случае отсутствия у муниципального образования выплат по муниципальным гарантиям значение показателя устанавливается равным 1

3. Показатели, характеризующие качество бюджетного планирования и исполнения бюджета

3.1 Наличие бюджета муниципального образования на трехлетний период (очередной финансовый год и плановый период)

Наличие бюджета муниципального образования на трехлетний период (очередной финансовый год и плановый период)

Информация указывается в формате «да/(нет)».

В случае положительного ответа необходимо отразить реквизиты правового акта муниципального образования на текущий год. Так, если муниципальное образование подает конкурсную заявку в 2023 г., то следует отразить реквизиты решения о бюджете муниципального образования на текущий 2023 г. и плановый период 2024 и 2025 гг.

В случае положительного ответа присваивается индекс 1, в случае отрицательного – 0

3.2 Отношение поступивших доходов бюджета муниципального образования по доходам без учета безвозмездных поступлений от бюджетов бюджетной системы Российской Федерации к объему доходов, первоначально утвержденному решением о местном бюджете

- объем доходов, поступивших в бюджет i-го муниципального образования без учета безвозмездных поступлений от бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отчетном финансовом году;

- первоначально утвержденный решением о бюджете i-го муниципального образования объем доходов местного бюджета на отчетный финансовый год без учета безвозмездных поступлений от бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

Источник данных: решение о бюджете муниципального образования на очередной финансовый год (финансовый год и плановый период) и отчет об исполнении бюджета муниципального образования (может использоваться информация, содержащаяся

на едином портале бюджетной системы Российской Федерации).

При расчете показателя следует учитывать налоговые и неналоговые доходы, которые могут зачисляться в местные бюджеты на основании закона субъекта Российской Федерации, а также решения органов местного самоуправления муниципального района, городского округа с внутригородским делением

3.3 Исполнение бюджета муниципального образования по расходам относительно первоначально утвержденного бюджета (за исключением расходов за счет межбюджетных трансфертов)

- фактический объем расходов бюджета i-го муниципального образования (за исключением расходов за счет межбюджетных трансфертов) в отчетном финансовом году;

- первоначально утвержденный решением о бюджете i-го муниципального образования объем расходов местного бюджета (за исключением расходов за счет межбюджетных трансфертов) за отчетный финансовый год

Источник данных: решение о бюджете муниципального образования на очередной финансовый год (финансовый год и плановый период) и отчет об исполнении бюджета муниципального образования (может использоваться информация, содержащаяся

на едином портале бюджетной системы Российской Федерации)

3.4 Отклонение объема расходов местного бюджета в IV квартале от среднего объема расходов за I – III кварталы (без учета субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение)

- объем расходов бюджета i-го муниципального образования в I, II, III и IV кварталах отчетного финансового года соответственно (без учета субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение)

При расчете показателя используются данные из отчетов об исполнении местного бюджета за I, II, III кварталы отчетного финансового года и годового отчета об исполнении местного бюджета за отчетный финансовый год

3.5 Размещение на официальных сайтах органов местного самоуправления и (или) в средствах массовой информации решения о местном бюджете и годового отчета об исполнении местного бюджета

Размещение на официальных сайтах органов местного самоуправления и (или) в средствах массовой информации решения о местном бюджете и годового отчета об исполнении местного бюджета

Информация указывается в формате «да/(нет)».

В случае положительного ответа необходимо отразить интернет-ссылку с доступом к размещенному на официальном сайте органа местного самоуправления и (или) в средствах массовой информации решения о местном бюджете и годового отчета об исполнении местного бюджета.

В случае положительного ответа присваивается индекс 1, в случае отрицательного – 0

3.6 Размещение на официальных сайтах органов местного самоуправления и (или) в средствах массовой информации отчета о результатах деятельности финансового органа муниципального образования за отчетный финансовый год

Размещение на официальных сайтах органов местного самоуправления и (или) в средствах массовой информации отчета о результатах деятельности финансового органа муниципального образования за отчетный финансовый год

Информация указывается в формате «да/(нет)».

В случае положительного ответа необходимо отразить интернет-ссылку с доступом к размещенному на официальном сайте органа местного самоуправления и (или) в средствах массовой информации отчета о результатах деятельности финансового органа муниципального образования за отчетный финансовый год.

В случае положительного ответа присваивается индекс 1, в случае отрицательного – 0

3.7 Доля от общего числа муниципальных учреждений, в отношении которых органы местного самоуправления осуществляют функции и полномочия учредителя, информация о которых размещена на официальном сайте www.bus.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

- количество муниципальных учреждений i-го муниципального образования, информация о результатах деятельности которых размещена на официальном сайте www.bus.gov.ru в Интернете;

- количество муниципальных учреждений i-го муниципального образования

Источник данных: информация о количестве муниципальных учреждений на сайте www.bus.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

3.8 Размещение на сайте органа местного самоуправления и (или) в средствах массовой информации проекта бюджета (бюджета) для граждан (с элементами инфографики)

Размещение на сайте органа местного самоуправления и (или) в средствах массовой информации проекта бюджета (бюджета) для граждан (с элементами инфографики)

Информация указывается в формате «да/(нет)».

В случае положительного ответа необходимо отразить интернет-ссылку с доступом к размещенному на официальном сайте органа местного самоуправления проекта бюджета (бюджета) для граждан (с элементами инфографики).

В случае положительного ответа присваивается индекс 1, в случае отрицательного – 0

3.9 Проведение оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей средств бюджета муниципального образования и формирование их ежегодного рейтинга на основе методики, утвержденной муниципальным правовым актом муниципального образования

Информация указывается в формате «да/(нет)».

На основе данных муниципального образования (с приложением копий подтверждающих документов в части информации о реквизитах акта(ов), подтверждающего (их) порядок проведения мониторинга качества финансового менеджмента и информации о показателях качества финансового менеджмента).

В случае положительного ответа присваивается индекс 1, в случае отрицательного – 0

4. Показатели, характеризующие кадровый состав финансового органа муниципального образования

4.1 Доля сотрудников, имеющих высшее образование, в фактической штатной численности финансового органа муниципального образования

- численность сотрудников финансового органа i-го муниципального образования, имеющих высшее образование, на 1 января текущего года;

- штатная численность финансового органа i-го муниципального образования на 1 января текущего года

Рассчитывается на основе данных финансового органа муниципального образования (с приложением копий подтверждающих документов)

4.2 Доля сотрудников, имеющих ученую степень, в штатной численности финансового органа муниципального образования

- численность сотрудников финансового органа i-го муниципального образования, имеющих ученую степень, на 1 января текущего года;

- штатная численность финансового органа i-го муниципального образования на 1 января текущего года

Рассчитывается на основе данных финансового органа муниципального образования (с приложением копий подтверждающих документов)

4.3 Доля сотрудников, работающих в финансовом органе муниципального образования более 3 лет

- численность сотрудников финансового органа, работающих в финансовом органе более 3 лет на 1 января текущего года;

- штатная численность финансового органа i-го муниципального образования на 1 января текущего года

Рассчитывается на основе данных финансового органа муниципального образования (с приложением копий подтверждающих документов)


[1] Приложение № 1 к приказу Минэкономразвития России от 20.07.2020 № 435 «Об утверждении формы конкурсной заявки муниципальных образований, представляемой для участия во Всероссийском конкурсе «Лучшая муниципальная практика» по номинации «Муниципальная экономическая политика и управление муниципальными финансами», и методики оценки конкурсных заявок муниципальных образований, представляемых для участия во Всероссийском конкурсе «Лучшая муниципальная практика» по номинации «Муниципальная экономическая политика и управление муниципальными финансами».

[2] Приказ Минфина России от 28.12.2010 № 191н (ред. от 09.12.2022) «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.02.2023)».

[3] Рекомендации по заполнению Подраздела I. Практика муниципального образования в сфере «Муниципальная экономическая политика» Раздела I. Описание практик муниципального образования – относятся к компетенции Минэкономразвития России.

[4] Подробнее см. Сборник лучших муниципальных практик в сфере управления муниципальными финансами, реализованных муниципальными образованиями - победителями федерального этапа Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика» в 2022 году (URL: https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=300805).

[5] В приказе Минэкономразвития России от 20.07.2020 № 435 «Об утверждении формы конкурсной заявки муниципальных образований, представляемой для участия во Всероссийском конкурсе «Лучшая муниципальная практика» по номинации «Муниципальная экономическая политика и управление муниципальными финансами», и методики оценки конкурсных заявок муниципальных образований, представляемых для участия во Всероссийском конкурсе «Лучшая муниципальная практика» по номинации «муниципальная экономическая политика и управление муниципальными финансами» указанным критериям соответствуют критерии а),в),г),ж),к).

[6] Приложение № 2 к приказу Росстата от 29.07.2022 № 531 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за состоянием экономики и социальной сферы муниципального образования»

[7] Приказ Минфина России от 28.12.2010 № 191н (ред. от 09.12.2022) «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.02.2023)».

[8] Приложение 10 к приказу ФНС России от 15.06.2018 № ММВ-7-1/392 (ред. от 15.01.2020) «Об утверждении форм статистической налоговой отчетности Федеральной налоговой службы на 2019 год, формируемой в разрезе муниципальных образований субъектов Российской Федерации».

[9] Приказ Минфина России от 02.11.2021 № 171н «Об утверждении Общих требований к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества».

[10] Приказ Минфина России от 08.12.2015 № 194н «Об утверждении Порядка передачи Министерству финансов Российской Федерации информации о долговых обязательствах, отраженной в государственной долговой книге субъекта Российской Федерации и муниципальных долговых книгах муниципальных образований».