Протокол № 5 от 02-10.07.2020г. заочного заседания Общественного совета при Минфине России «О рассмотрении проекта Плана деятельности Министерства финансов Российской Федерации на 2020-2025 гг.»

Опубликован в разделе: Архив
скачать (PDF, 0.37 MB)
Опубликовано: 22.07.2020Изменено: 22.07.2020
Протокол № 5 от 02-10.07.2020г. заочного заседания Общественного совета при Минфине России «О рассмотрении проекта Плана деятельности Министерства финансов Российской Федерации на 2020-2025 гг.» Скачать

ПРОТОКОЛ
заочного заседания Общественного совета
при Министерстве финансов Российской Федерации

02 – 10 июля 2020 г.

Москва

№ 05

Председательствующий - Вьюгин О.В.

Ответственный секретарь - Колычев В.В.

Участвовали:

Члены Общественного совета:

Акиндинова Н.В., Афанасьев А.К., Беляков С.Ю., Вьюгин О.В., Гурвич Е.Т., Зверев С.А., Златкис Б.И., Климанов В.В., Косарев И.Б., Костин А.Л., Курляндская Г.В., Лисин В.С., Мурычев А.В., Синельников-Мурылёв С.Г., Хоружий Л.И., Эскиндаров М.А., Юргенс И.Ю., Ясин Е.Г.

В период с 02 по 10 июля 2020 года проводилось заочное заседание Общественного совета при Министерстве финансов Российской Федерации (далее – Общественный совет).

Из 22 членов Общественного совета в голосовании приняли участие (к установленному сроку представили секретарю Общественного совета соответствующую информацию) 18 членов.

Кворум имеется.

ПОВЕСТКА:

  1. О рассмотрении проекта Плана деятельности Министерства финансов Российской Федерации на 2020-2025 гг.

ВОПРОС, ПОСТАВЛЕННЫЙ НА ГОЛОСОВАНИЕ:

Одобряете ли Вы проект Плана деятельности Министерства финансов Российской Федерации на 2020-2025 гг.?

ИТОГИ ГОЛОСОВАНИЯ:

«за» 17 (Семнадцать)

«против» 1 (Один)

«воздержался» 0 (Ноль)

ПРИНЯТОЕ РЕШЕНИЕ:

Одобрить проект Плана деятельности Министерства финансов Российской Федерации на 2020-2025 гг.

Особое мнение членов Общественного совета представлено в приложении.

Заместитель Председателя
Общественного совета
О.В.Вьюгин

Ответственный секретарь
Общественного совета
В.В.Колычев

Приложение
к Протоколу № 05
заочного заседания Общественного совета
при Министерстве финансов Российской Федерации
02 – 10 июля 2020 г.

Особое мнение членов Общественного совета в отношении проекта Плана деятельности Министерства финансов Российской Федерации на 2020 - 2025 гг.

Лисин В.С.:

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2015 г. № 1449 разработка планов деятельности ФОИВ должна быть направлена, в том числе на мониторинг и оценку промежуточных и окончательных результатов реализации документов стратегического планирования, а также информирование гражданского общества о целях, задачах и результатах деятельности ФОИВ по реализации государственной политики в закрепленной сфере ведения.

Вместе с тем, вынесенный на голосование проект среднесрочного плана деятельности Минфина России на 2020-2025 годы (Проект плана деятельности) носит обобщенный характер и не содержит промежуточных результатов, конкретных (до конца понятных) методов достижения заявленных результатов.

Имею следующие замечания в части налогового блока (Цель 4. Повышение эффективности, конкурентоспособности и прозрачности налоговой и таможенной системы Российской Федерации) Проекта плана деятельности:

- Индикаторы (блока мероприятий) 4.1. «Развитие налогового законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, а также нормативно-правовой базы в сфере регулирования производства и оборота отдельных видов подакцизных товаров»:

4 «Количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус с учетом введения налогового режима для самозанятых»;

5 «Количество налогоплательщиков-субъектов малого и среднего предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов и использующих контрольно-кассовую технику, имеющих право не представлять налоговые декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения».

Указанные индикаторы предполагают увеличение количества самозанятых с 800 тыс. человек в 2020 году до 2 500 тыс. человек в 2025 году и увеличение субъектов МСП, применяющих УСН и имеющих право не представлять налоговые декларации с 0.8 млн. в 2020 году до 1.2 млн. в 2025 году соответственно.

При этом в Проекте плана мероприятий не содержится каких-либо конкретных методов достижения заявленных результатов, а также целей и задач их достижения.

Предлагаю сформулировать в плане каким образом и за счет чего (какие мероприятий Минфина России) будут достигаться увеличение заявленных показателей и как скажется достижение цели на гражданском обществе;

- Пунктом 4.1.1. предусмотрено мероприятие – «Разработка проекта федерального закона «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (в части совершенствования налогового контроля за ценами и порядка заключения соглашения о ценообразовании для целей налогообложения)», при этом в качестве ожидаемого результата заявлено «Устранение ряда проблемных вопросов, возникающих при определении цен для целей налогообложения и осуществлении налогового контроля за ценами, в том числе в процессе заключения соглашений о ценообразовании для целей налогообложения».

Вместе с тем, представленное описание мероприятия не позволяет определить какие именно проблемные моменты для целей налогообложения предполагается устранить. Предлагаемое описание также не дает возможности определить каким образом будут устраняться эти проблемные моменты. Таким образом, определить задачи и результаты деятельности ФОИВ в отношении указанного мероприятия не представляется возможным.

Предлагаю переформулировать описание ожидаемого результата, указав какие именно «проблемные моменты» предполагается устранить и каким способом;

- Пунктом 4.1.3 является мероприятие «Разработка предложений по совершенствованию налоговой системы для включения в проект основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на очередной год и на плановый период», в качестве ожидаемого результата заявлен «Определены основные направления налоговой политики на очередной финансовый год и плановый период с учетом "донастройки" налоговой системы».

Описание указанного мероприятия также не позволяет определить конкретные цели, поскольку под термином «донастройка налоговой системы» может скрываться любые понятия, в том числе цели, имеющие негативные последствия для гражданского общества.

Предлагаю переформулировать описание ожидаемого результата, раскрыв термин «донастройка налоговой системы» в части целей и путей такой донастройки;

- Такие индикаторы направлений налогового блока как «Собираемость налогов и сборов», «Отношение сумм требований, рассмотренных судами в пользу налоговых органов, к общим суммам по судебным спорам с налогоплательщиками» и «Результативность таможенного контроля по собираемости таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы» достаточно опасны с точки зрения ориентации налоговой и таможенной политики государства и могут стать основанием для применения палочной системы, а значит, усиления давления на налогоплательщиков.

Предлагаю уравновесить систему индикаторов показателями удовлетворенности налогоплательщиков и показателями снижения налогового разрыва;

- Вызывает вопросы мероприятие, заявленное в пункте 4.2.1 «Организация и проведение налогового контроля налогоплательщиков, плательщиков страховых взносов с применением аналитических инструментов, выявление сокрытой налоговой базы и недостоверной информации при расчете налогов, сборов и страховых взносов» и его индикатор события «Приказы ФНС России» – что именно предполагается делать? Имеются в виду какие-то новые действия ФНС России в части организации налогового контроля? Не вызовет ли это повышения нагрузки на бизнес?

Учитывая, что одним из ожидаемых результатов указанного мероприятия является «обеспечение выявление сокрытой налоговой базы», предлагаю переформулировать описательную часть мероприятия и раскрыть что именно предполагается делать в рамках налогового контроля.

Мурычев А.В.

1. Учитывая значимость для восстановления и развития экономики России участия всех министерств и ведомств России в формировании и реализации Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения (далее – Общенациональный план) необходимо дополнить План деятельности Министерства финансов Российской Федерации на 2020-2025 гг. (далее – План) в качестве особо направления – реализацию мер, отнесенных Общенациональным планом к компетенции Министерства финансов Российской Федерации.

В этой связи необходимо особо подчеркнуть целесообразность внесения в План мероприятий по развитию долгосрочных финансовых инструментов (п. 5.3 Общенационального плана в редакции от 1.06.2020), прежде всего:

– Создание нормативной базы для обеспечения возможности размещения корпоративных бессрочных облигаций;

– Повышение привлекательности корпоративных облигаций как инструмента вложения средств различных категорий инвесторов, доработка законодательства в части собраний владельцев облигаций, исключив возможность реструктуризации задолженности по облигациям на условиях хуже, чем другим кредиторам;

– Внедрение механизма «зеленых облигаций» в целях привлечения средств для перевооружения действующих российских предприятий и открытия новых производств с низким негативным влиянием на окружающую среду;

– Формирование законодательной базы использования механизма краудфандинга, в том числе по налогообложению утилитарных цифровых прав и операторов, а также использования цифровых финансовых активов (ЦФА);

– Запуск цифровой платформы поддержки факторинговых операций.

Данные мероприятия целесообразно включить в План независимо от того будет ли принято решение о включении в План мер, отнесенных Общенациональным планом к компетенции Министерства финансов Российской Федерации.

2. Вызывает серьезные вопросы фиксация срока ежегодного внесения основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на очередной финансовый год и плановый период в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации - 4 квартал (Мероприятие 2.2.1.). Полагаем, что, как и в части проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период (Мероприятие 2.2.5.), необходимо указывать не квартал, а месяц (октябрь).

Кроме того, в отношении основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на очередной финансовый год и плановый период необходимо прямо предусмотреть в плане процедуру публичного обсуждения проекта данного документа и её сроки.

3. Вызывает вопрос целесообразность включения мероприятия 4.2.4. «Развитие концепции повышения эффективности процедур банкротства» с учетом ведущейся в настоящее время работы по подготовке комплексных изменений в законодательство. Предлагаем исключить данный пункт, особенно с учетом необходимости в первую очередь обеспечить интересы работников организаций, находящихся в процедуре банкротства.

4. Необходимо дополнить план мероприятиями по регулированию неналоговых платежей, расширению возможности применения «налогового мониторинга», повышению оперативности ведения единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства и ряд других направлений совершенствования системы налогового администрирования. В целом налоговый блок является недостаточно проработанным и не фиксирует ключевых направлений совершенствования налогового законодательства, в том числе обсуждавшимся с участием делового сообщества.

5. Необходимо уточнить сущностную характеристику ожидаемого результата по мероприятию 9.1.3 Плана (внесение изменений в законодательство Российской Федерации, направленных на регулирование сферы деятельности филиалов иностранных страховых организаций на территории Российской Федерации в связи с обязательствами Российской Федерации по вступлению во Всемирную торговую организацию), дополнив формулировку ожидаемого результата указанием не, что регулирование деятельности филиалов иностранных страховых организаций на территории Российской Федерации в связи с обязательствами Российской Федерации, принятыми при вступлении во Всемирную Торговую Организацию, должно предусматривать равные регуляторные и конкурентные условия для российских и иностранных страховщиков при осуществлении деятельности на территории Российской Федерации, обеспечивающие баланс экономических интересов российских страховщиков.

В связи с этим предлагаем ожидаемый результат по мероприятию 9.1.3. изложить в следующей редакции:

«Регулирование деятельности филиалов иностранных страховых организаций на территории Российской Федерации в связи с обязательствами Российской Федерации, принятыми при вступлении во Всемирную Торговую Организацию, предусматривающее равные регуляторные и конкурентные условия для российских и иностранных страховщиков при осуществлении деятельности на территории Российской Федерации, обеспечивающие баланс экономических интересов российских страховщиков».