Доклад об осуществлении Министерством финансов Российской Федерации государственного контроля (надзора) и об эффективности такого контроля (надзора) в 2017 г.

скачать (DOC, 0.3 MB)
Опубликовано: 16.03.2018
Доклад об осуществлении Министерством финансов Российской Федерации государственного контроля (надзора) и об эффективности такого контроля (надзора) в 2017 г. Скачать

Доклад
об осуществлении Министерством финансов Российской Федерации государственного контроля (надзора)
и об эффективности такого контроля (надзора)
в 2017 г.

Настоящий доклад подготовлен в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Правилами подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2010 г. № 215.

В соответствии пунктами 5.3.30 и 5.3.60 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329, Минфин России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов и федеральный государственный пробирный надзор.

Состояние нормативно-правового регулирования государственного контроля (надзора)

В части осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов

Согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» предметом государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов в 2017 г. являлось соблюдение саморегулируемыми организациями аудиторов требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов. Требования, подлежащие проверке в процессе осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов, установлены Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», а также принятыми в его исполнение нормативными правовыми актами Минфина России:

- Положением о порядке ведения государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, утвержденным приказом Минфина России от 30 апреля 2009 г. № 41н;

- Положением о порядке ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов и контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов, утвержденным приказом Минфина России от 30 октября 2009 г. № 111н;

- Положением о принципах осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требованиях к организации указанного контроля, утвержденным приказом Минфина России от 18 декабря 2015 г. № 203н;

- Порядком выдачи квалификационного аттестата аудитора, утвержденным приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 161н;

- Порядком и сроками сообщений в Министерство финансов Российской Федерации о дополнительных к требованиям, установленным международными стандартами аудита, требованиях, предусмотренных саморегулируемой организацией аудиторов в своих стандартах аудиторской деятельности, а также о дополнительных требованиях, включенных в принятые ею правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, и дополнительных нормах профессиональной этики включенных в принятый ею кодекс профессиональной этики аудиторов, утвержденным приказом Минфина России от 31 января 2017 г. № 15н;

- Порядком создания единой аттестационной комиссии, утвержденным приказом Минфина России от 27 мая 2010 г. № 51н;

- приказом Росстата от 2 декабря 2016 г. № 759 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством финансов Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов».

Перечень указанных нормативных правовых актов и их тексты размещены на официальном сайте Минфина России и в информационно-правовых системах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»).

Анализ указанных актов и практики их применения не выявил устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, не выявил каких-либо фактов, указывающих на невозможность исполнения саморегулируемыми организациями аудиторов установленных требований, осуществления контроля со стороны Минфина России за исполнением саморегулируемыми организациями аудиторов этих требований, а также указывающих на какие-либо признаки коррупциогенности.

В части осуществления федерального государственного пробирного надзора

В отчетном периоде федеральный государственный пробирный надзор осуществлялся в соответствии со следующими основными законодательными и нормативными правовыми актами:

- Федеральными законами «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

- Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, утвержденным решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30;

- Положением о ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в эти государства драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 г. № 1137;

- постановлениями Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. № 1355 «Об утверждении Правил осуществления федерального государственного пробирного надзора», от 6 мая 2016 г. № 394 «Об опробовании, анализе и клеймении ювелирных и других изделий из драгоценных металлов», от 28 сентября 2000 г. № 731 «Об утверждении Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности», от 1 октября 2015 г. № 1052 «О ведении специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями», от 12 декабря 2015 г. № 1356 «О режиме постоянного государственного надзора на производственных объектах аффинажных организаций и организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней», от 3 февраля 2007 г. № 65 «О размерах государственной пошлины за совершение действий уполномоченными государственными учреждениями при осуществлении федерального пробирного надзора», от 17 августа 1998 г. № 972 «Об утверждении Порядка работы организаций, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов, и перечня организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов», от 1 декабря 1998 г. № 1419 «Об утверждении Порядка совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа», от 21 октября 2015 г. № 1127 «Об утверждении Правил регистрации, изготовления именников, а также постановки и уничтожения их оттисков»;

- Инструкцией о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Минфина России от 9 декабря 2016 г. № 231н;

- Административным регламентом исполнения федеральным казенным учреждением «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации» государственной функции по осуществлению федерального государственного пробирного надзора посредством установления режима постоянного государственного надзора в отношении производственных объектов аффинажных организаций, а также проведения плановых и внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденным приказом Минфина России от 31 января 2017 г. № 13н;

- Административным регламентом исполнения федеральным казенным учреждением «Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) при Министерстве финансов Российской Федерации» государственной функции по осуществлению федерального государственного пробирного надзора посредством установления режима постоянного государственного надзора в отношении производственных объектов организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, утвержденным приказом Минфина России от 12 июля 2016 г. № 112н;

- приказом Минфина России от 30 декабря 2016 г. № 840 «Об утверждении графиков проведения в 2017 году уполномоченными лицами федерального казенного учреждения «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации» мероприятий по контролю на производственных объектах организаций, указанных в пункте 1 перечня производственных объектов аффинажных организаций и организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, в отношении которых устанавливается режим постоянного государственного надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. № 1356;

- приказом Минфина России от 2 декабря 2016 г. № 557 «Об утверждении графиков проведения уполномоченными лицами федерального казенного учреждения «Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) при Министерстве финансов Российской Федерации» мероприятий по контролю в 2017 году на производственных объектах организаций, указанных в пункте 2 перечня производственных объектов аффинажных организаций и организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, в отношении которых устанавливается режим постоянного государственного надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г.
№ 1356»;

- приказом Минфина России от 28 марта 2016 г. № 34н «Об утверждении формы и порядка ведения журнала постоянного государственного надзора на производственных объектах аффинажных организаций и организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней»;

- приказом Минфина России от 6 апреля 2016 г. № 39н «Об утверждении Правил направления федеральным казенным учреждением «Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) при Министерстве финансов Российской Федерации» и федеральным казенным учреждением «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации» графиков проведения уполномоченными должностными лицами указанных учреждений мероприятий по контролю при осуществлении постоянного государственного надзора на производственных объектах аффинажных организаций и организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней»;

- приказом Минфина России от 13 октября 2016 г. № 183н «Об утверждении Правил направления должностными лицами федерального казенного учреждения «Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) при Министерстве финансов Российской Федерации» и федерального казенного учреждения «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации» выписок из журнала постоянного государственного надзора на производственных объектах аффинажных организаций и организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней».

Перечень указанных нормативных правовых актов и их тексты (или ссылки на соответствующие официальные ресурсы) размещены на официальных сайтах Минфина России, Федерального казенного учреждения «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации» (далее – ФКУ «Пробирная палата России»), федерального казенного учреждения «Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) при Министерстве финансов Российской Федерации» (далее – Гохран России) и в информационно-правовых системах в сети «Интернет».

Анализ указанных актов и практики их применения не выявил устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, не выявил каких-либо фактов, указывающих на невозможность исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней установленных требований, осуществления контроля со стороны Минфина России, ФКУ «Пробирная палата России» и Гохрана России за исполнением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней этих требований, а также указывающих на какие-либо признаки коррупциогенности.

Организация государственного контроля (надзора)

Функции Минфина России установлены Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329.

Минфин России возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Министр финансов Российской Федерации несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Минфин России полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности. Структурными подразделениями Минфина России являются департаменты по основным направлениям деятельности Минфина России.

В части осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов

Исполнение государственной функции по государственному контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов в Минфине России в 2017 г. осуществлял Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности. Данная деятельность Департамента регламентирована Положением о Департаменте регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности, утвержденным приказом Минфина России от 14 июня 2016 г. № 199.

Порядок исполнения государственной функции по государственному контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов установлен Положением о государственном надзоре и Административным регламентом по исполнению Министерством финансов Российской Федерации государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов, утвержденным приказом Минфина России от 21 сентября 2011 г. № 115н.

Минфин России при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов осуществлял взаимодействие с Генеральной прокуратурой Российской Федерации в части согласования проекта ежегодного плана проведения плановых проверок. Аккредитация юридических лиц и граждан в качестве экспертных организаций и экспертов, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю при проведении проверок не осуществлялась.

Планирование проверок саморегулируемых организаций аудиторов осуществлялось Минфином России на основе риск-ориентированного подхода. При составлении планов проверок оцениваются риски нарушений установленных требований как саморегулируемой организацией аудиторов, так и ее членами. На основе такой оценки определяются вопросы, подлежащие проверке. В частности, при планировании проверок на 2017 г. в качестве основных рисков деятельности саморегулируемых организаций аудиторов были определены:

риски, связанные с применением саморегулируемой организацией аудиторов мер дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций, аудиторов, допустивших нарушения установленных требований. Применение мер дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций, аудиторов является одной из основных функций саморегулируемой организации аудиторов, неразрывно связанной с внешним контролем качества работы аудиторских организаций, аудиторов. Работа по применению мер дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций, аудиторов оказывает дисциплинирующее воздействие на членов саморегулируемой организации аудиторов, обеспечивает очищение рынка от недобросовестных аудиторских организаций, аудиторов. Соблюдение саморегулируемой организацией аудиторов установленных требований в отношении применения мер дисциплинарного воздействия имеет существенное значение для обеспечения качества аудиторских услуг и защиты потребителей аудиторских услуг и иных лиц от некачественных аудиторских услуг;

риски, связанные с рассмотрением саморегулируемыми организациями аудиторов жалоб на действия (бездействие) аудиторских организаций, аудиторов. Рассмотрение саморегулируемой организацией аудиторов жалоб на действия (бездействие) аудиторских организаций, аудиторов является одной из основных функций саморегулируемой организации аудиторов. Работа по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) аудиторских организаций, аудиторов имеет особое значение в отношениях с пользователями аудиторских услуг, а также с точки зрения нормального функционирования аудиторского рынка.

В части осуществления федерального государственного пробирного надзора

В соответствии с Правилами осуществления федерального государственного пробирного надзора, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. № 1355, исполнение государственной функции по федеральному государственному пробирному надзору в 2017 г. осуществлял Минфин России, ФКУ «Пробирная палата России» и Гохран России.

Распределение полномочий и сложившаяся организационная структура создают условия для обеспечения комплексного подхода при организации федерального государственного пробирного надзора, исключения внутреннего дублирования функций.

Исполнение государственной функции по федеральному государственному пробирному надзору в Минфине России в 2017 г. осуществлял Департамент государственного регулирования в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней и валютного контроля. Данная деятельность Департамента регламентирована Положением о Департаменте государственного регулирования в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней и валютного контроля Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от
20 июня 2016 г. № 205.

В 2017 г. структура центрального аппарата ФКУ «Пробирная палата России» включала 6 подразделений общей направленности (3 управления и 3 самостоятельных отдела), 2 подразделения, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность: Управление контроля за использованием, обращением и переработкой драгоценных металлов и драгоценных камней и Управление финансового мониторинга, государственного контроля за ввозом и вывозом драгоценных металлов и организации специального учета. Структурные подразделения сформированы по направлениям контрольно-надзорной деятельности: федеральный государственный пробирный надзор; государственный контроль при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в государства, не входящие в Евразийский экономический союз, драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы; контроль за исполнением организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Организационная структура ФКУ «Пробирная палата России» в 2017 г. по направлению федерального государственного пробирного надзора включала:

- Управление контроля за использованием, обращением и переработкой драгоценных металлов и драгоценных камней (Отдел контроля за использованием и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней и Отдел контроля за переработкой, аффинажем и попутным извлечением драгоценных металлов);

- 18 Государственных инспекций пробирного надзора;

- уполномоченных лиц государственных инспекций пробирного надзора, осуществляющих постоянный государственный надзор на производственных объектах аффинажных организаций, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. № 1356 «О режиме постоянного государственного надзора на производственных объектах аффинажных организаций и организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней».

Действовавшая в 2017 г. схема размещения государственных инспекций пробирного надзора, утвержденная приказом Минфина России от 30 января 2006 г. № 37 (с изменениями, внесенными приказом Минфина России от 25 октября 2013 г. № 341), включала государственные инспекции пробирного надзора с установленными районами деятельности на территории Российской Федерации:

1) Государственная инспекция пробирного надзора по г. Москве и Московской области, г. Москва (Москва – город федерального значения, Московская, Воронежская, Калужская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская области);

2) Верхне-Волжская государственная инспекция пробирного надзора, пг.т. Красное-на-Волге Костромской области (Ивановская, Костромская, Ярославская области);

3) Волго-Вятская государственная инспекция пробирного надзора, г. Нижний Новгород (Республика Мордовия, Республика Марий Эл, Республика Татарстан (Татарстан), Чувашская Республика – Чувашия, Владимирская, Кировская и Нижегородская области);

4) Восточно-Сибирская государственная инспекция пробирного надзора, г. Красноярск (Республика Тыва, Республика Хакасия, Красноярский край);

5) Дальневосточная государственная инспекция пробирного надзора, г. Хабаровск (Приморский, Хабаровский и Камчатский края, Амурская, Магаданская и Сахалинская области, Чукотский автономный округ, Еврейская автономная область);

6) Донская государственная инспекция пробирного надзора, г. Ростов-на-Дону (Республика Адыгея (Адыгея), Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия – Алания, Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область);

7) Забайкальская государственная инспекция пробирного надзора, г. Улан-Удэ (Республика Бурятия, Забайкальский край, Иркутская область);

8) Западная государственная инспекция пробирного надзора, г. Калининград (Калининградская область);

9) Западно-Сибирская государственная инспекция пробирного надзора, г. Новосибирск (Республика Алтай, Алтайский край, Кемеровская, Новосибирская, Омская и Томская области);

10) Поволжская государственная инспекция пробирного надзора, г. Уфа (Республика Башкортостан, Оренбургская и Ульяновская области);

11) Прикаспийская государственная инспекция пробирного надзора, г. Махачкала, (Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Калмыкия, Чеченская республика);

12) Северная инспекция государственная пробирного надзора, г. Великий Устюг Вологодской области (Республика Коми, Архангельская и Вологодская области, Ненецкий автономный округ);

13) Северо-Западная государственная инспекция пробирного надзора, г. Санкт-Петербург (Санкт-Петербург - город федерального значения, Республика Карелия, Ленинградская, Мурманская, Новгородская и Псковская области);

14) Уральская государственная инспекция пробирного надзора, г. Екатеринбург (Удмуртская Республика, Пермский край, Курганская, Свердловская, Тюменская и Челябинская области, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ);

15) Государственная инспекция пробирного надзора по Республике Саха (Якутия), г. Якутск (Республика Саха (Якутия);

16) Орловская государственная инспекция пробирного надзора, г. Орел (Белгородская, Курская, Липецкая, Орловская и Брянская области);

17) Саратовская государственная инспекция пробирного надзора, г. Саратов (Астраханская, Волгоградская, Пензенская, Самарская и Саратовская области);

18) Крымская государственная инспекция пробирного надзора, г. Симферополь (Севастополь - город федерального назначения, Республика Крым).

ФКУ «Пробирная палата России» осуществляет федеральный государственный пробирный надзор на территории Российской Федерации в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней. Федеральный государственный пробирный надзор также включает режим постоянного государственного надзора в отношении производственных объектов аффинажных организаций и организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. № 1356.

Федеральный государственный пробирный надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, требований, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - обязательные требования) в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, путем организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями своей деятельности.

Порядок исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного пробирного надзора, включая режим постоянного государственного надзора в отношении производственных объектов аффинажных организаций установлен Административным регламентом исполнения федеральным казенным учреждением «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации» государственной функции по осуществлению федерального государственного пробирного надзора посредством установления режима постоянного государственного надзора в отношении производственных объектов аффинажных организаций, а также проведения плановых и внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденным приказом Минфина России от 31 января 2017 г. № 13н.

Порядок исполнения государственной функции по осуществлению режима постоянного государственного надзора в организациях, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, установлен Административным регламентом исполнения федеральным казенным учреждением «Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) при Министерстве финансов Российской Федерации» государственной функции по осуществлению федерального государственного пробирного надзора посредством установления режима постоянного государственного надзора в отношении производственных объектов организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, утвержденным приказом Минфина России от 12 июля 2016 г. № 112н.

При осуществлении федерального государственного пробирного надзора Минфин России, ФКУ «Пробирная палата России» и Гохран России взаимодействуют с: органами прокуратуры; ФНС России; ФТС России; органами внутренних дел Российской Федерации; ФСБ России; Роспотребнадзором; Росфинмониторингом. Используются следующие формы взаимодействия: согласование проекта ежегодного плана проведения плановых проверок; обмен информацией для рассмотрения по подведомственности; консультирование по вопросам контрольно-надзорной деятельности; проведение совместных контрольно-надзорных мероприятий; привлечение работников ФКУ «Пробирная палата России» и Государственных инспекций пробирного надзора в качестве специалистов к проверкам, проводимым органами прокуратуры, правоохранительными органами.

Подведомственных организаций ФКУ «Пробирная палата России» и Гохран России не имеют. В отчетном периоде аттестация экспертов и экспертных организаций не проводилась.

Финансовое и кадровое обеспечение государственного контроля (надзора)

В части осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов

Финансирование расходов на исполнение функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов осуществлялось за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на содержание Минфина России.

В осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов участвовало пять работников Департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Минфина России, имеющих квалификацию, позволяющую эффективно и результативно осуществлять проверки. Данные работники являются государственными гражданскими служащими, систематически проходят обучение по программам повышения квалификации. В 2017 г. пять работников участвовали в одной проверке. Помимо участия в проверках указанные работники выполняли иные функции в соответствии со своими должностными обязанностями.

К проведению мероприятий по государственному контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов эксперты и представители экспертных организаций не привлекались.

В части осуществления федерального государственного пробирного надзора

В 2017 г. на осуществление деятельности ФКУ «Пробирная палата России» Минфином России были доведены лимиты бюджетных обязательств в размере 839,9 млн. рублей, из них на осуществление федерального государственного пробирного надзора 130 млн. рублей. Все выделенные средства были израсходованы в полном объеме.

Штатная численность работников ФКУ «Пробирная палата России» по состоянию на 31 декабря 2017 г. составляла 1128 человек. Количество штатных единиц по должностям, предусматривающим исполнение функции по осуществлению федерального государственного пробирного надзора, составляло 186. Количество занятых штатных единиц на конец отчетного года составило 156. Таким образом, укомплектованность штатной численности на конец отчетного года составила 83,9%. Все 156 работников, выполнявших функцию по осуществлению федерального государственного пробирного надзора, имели высшее образование. Средняя нагрузка на одного работника по фактически выполненному в отчетный период объему функций по контролю составила 8 проверок с учетом участия в проверках на основании запросов правоохранительных органов.

При осуществлении мероприятий по контролю в рамках федерального государственного пробирного надзора в 2017 г. эксперты и представители экспертных организаций ФКУ «Пробирная палата России» не привлекались.

Проведение государственного контроля (надзора)

В части осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов

В 2017 г. государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов осуществлялся:

1) в соответствии с Планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Министерством финансов Российской Федерации на 2017 г., утвержденным Минфином России 31 октября 2016 г. и согласованным Генеральной прокуратурой Российской Федерации (далее – План проверок). План проверок (в части осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов) опубликован на официальном сайте Минфина России в сети «Интернет» в разделе «Аудиторская деятельность – Контроль и надзор».

В соответствии с Планом проверок проведена одна плановая выездная проверка:

соблюдения саморегулируемыми организациями аудиторов требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов в части применения мер дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций, аудиторов, допустивших нарушения установленных требований, рассмотрения жалоб на действия (бездействие) аудиторских организаций, аудиторов:

в октябре – ноябре 2017 г. проверка саморегулируемой организации аудиторов «Российский Союз аудиторов» (далее – РСА).

2) в соответствии с подпунктом «в» пункта 5 Положения о государственном надзоре проводились систематические наблюдения за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении саморегулируемыми организациями своей деятельности, в том числе проведение анализа поступивших в Минфин России документов и сведений и (или) размещенной на официальном сайте саморегулируемой организации информации в сети «Интернет (далее – наблюдение):

в апреле, августе и декабре 2017 г. - наблюдение за саморегулируемыми организациями аудиторов РСА и Ассоциацией «Содружество» (далее – ААС).

В части осуществления федерального государственного пробирного надзора

Общее количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит федеральному государственному пробирному надзору со стороны ФКУ «Пробирная палата России», на начало отчетного периода составляло 42384 в соответствии с данными реестра объектов специального учета.

Планом проверок было предусмотрено 204 выездных мероприятия по контролю (на I полугодие – 89; на II полугодие – 115) по вопросам соблюдения объектами специального учета обязательных требований, установленных федеральным законодательством в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.

Согласно статье 26.1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г. плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, не проводятся. В этой связи в План проверок были включены, в основном, воинские части и воинские формирования (12 проверок), промышленные предприятия, научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, медицинские учреждения (111 проверок), что составило 60,3 % от общего количества запланированных на 2017 г. мероприятий по контролю.

Фактически с учетом внеплановых проверок были проведены 470 выездных мероприятий по контролю (в I полугодии – 231, во II полугодии – 239), в том числе 177 выездных внеплановых проверок по контролю за исполнением предписаний, выданных по результатам проведенных ранее проверок.

В результате мероприятий по контролю выявлены 3089 нарушений (в I полугодии – 1700, во II полугодии – 1389), из которых к типичным относятся:

- учет драгоценных металлов, входящих в состав изделий, приборов, оборудования, вооружения, военной техники и технических материальных средств, а также в ломе и отходах осуществляется не в полном объеме и не соответствует данным о содержании драгоценных металлов в первичных учетных документах;

- при инвентаризации драгоценных металлов не проводится сличение фактических данных с учётными сведениями;

- государственная статистическая отчетность за поступлением, расходом и остатками драгоценных металлов и изделий из них в большинстве проверенных воинских частей не составляется и не представляется в адреса и сроки, установленные законодательством Российской Федерации;

- условия хранения лома, содержащего драгоценные металлы, а также списанного вооружения, в состав которого входят драгоценные металлы, не соответствуют требования нормативных документов в части обеспечения их сохранности;

- отсутствие у поднадзорных объектов собственных инструкций о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении.

Режим постоянного государственного надзора на производственных объектах аффинажных организаций в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. № 1356 обеспечивался уполномоченными должностными лицами ФКУ «Пробирная палата России» в отношении 10 аффинажных организаций и Гохраном России в отношении 5 организаций, которые осуществляют сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней. Постоянный государственный надзор в отношении ОАО «Колымский аффинажный завод» не предусматривался в связи с нахождением акционерного общества в стадии ликвидации.

В соответствии с графиком проведения мероприятий по контролю, утвержденным приказом Минфина России от 30 декабря 2016 г. № 840, в 2017 г. в рамках постоянного государственного надзора на производственных объектах аффинажных организаций было предусмотрено проведение 10 проверок по вопросам соблюдения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (по одной проверке в отношении каждой аффинажной организации), а также 112 контрольных мероприятий (в I полугодии – 53, во II полугодии – 59) по вопросам организации учета и хранения драгоценных металлов и продукции из них, а также ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении. Предусмотренные графиком проведения мероприятий по контролю в отношении аффинажных предприятий выполнены в полном объеме.

Всего в ходе осуществления постоянного государственного надзора выявлены 81 нарушение обязательных требований, составлены и вручены руководителям аффинажных организаций и их структурных подразделений 26 актов проверок с указанием конкретных выявленных нарушений и предложений по их устранению. В ходе проведенных проверок установлены следующие характерные нарушения:

- несоблюдение нормативных показателей содержания драгоценных металлов в газовых выбросах, сливных растворах, отходах, содержащих драгоценные металлы, образующихся в процессе производства, норм расхода драгоценных металлов при производстве продукции;

- отсутствие анализа причин отклонения фактических показателей расходования драгоценных металлов при проведении технологических операций от нормативных;

- отсутствие раздельного нормирования потерь драгоценных металлов с газами и стоками;

- в отступление от требований нормативных актов ненадлежащее оформление документов первичного учета при поступлении, движении и выдаче драгоценных металлов после аффинажа;

- использование в производственной деятельности весоизмерительных приборов, не прошедших в установленном порядке государственную поверку;

- нарушение требований нормативных документов по обеспечению сохранности накапливаемых промпродуктов, не участвующих в технологическом процессе и на переделе переработки отходов производства;

- ненадлежащий сбор отходов производства, содержащих драгоценные металлы, при проведении регенерации серебра с подвесных приспособлений и бракованных изделий;

- отсутствие в аффинажных организациях внутренних инструкций, регламентирующих организацию учета драгоценных металлов в отходах производства;

- отсутствие чёткого разделения отходов на оборотные, возвращаемые в производство, и кондиционные, отправляемые на переработку в сторонние организации;

- отсутствие порядка отражения количества драгоценных металлов в ломе от демонтажа оборудования при получении значений меньше минимального учётного значения, регламентирования данного порядка в нормативных документах аффинажных предприятий;

- отсутствие учёта драгоценных металлов в медных ломах, используемых в качестве медного коллектора;

- расхождения в данных учёта драгоценных металлов электронной базы организаций с данными первичной учетной документации;

- нарушение требований технологических инструкций предприятий по приёму, опробованию и выдаче в производство сырья, содержащего драгоценные металлы, в части контроля содержания магнитных компонентов в поступающем минеральном сырье;

- отсутствие учёта драгоценных металлов, поступающих в составе стандартных сплавов в качестве примесей по каждой технологической операции.

Отдельно в ходе осуществления контрольных мероприятий проведены 11 мероприятий по контролю за соблюдением аффинажными организациями требований составления и представления на утверждение в Минфин России годовых металлургических балансов. По результатам рассмотрения материалов металлургических балансов Минфином России выявлены следующие характерные недостатки:

- отсутствие контроля за ведением учёта фактических потерь драгоценных металлов;

- несоблюдение установленных нормативных показателей для оценки работы организаций с драгоценными металлами (невязки баланса; выход в отходы; потери по учитываемым каналам);

- отсутствие нормативных показателей для оценки работы организаций с драгоценными металлами;

- отсутствие анализа полученных результатов металлургических балансов;

- представление материалов в неполном объеме.

Руководителям организаций направлены заключения, составленные по результатам рассмотрения металлургических балансов, с указанием выявленных недостатков и предложений по их устранению.

В ходе проведения мероприятий по контролю ФКУ «Пробирная палата России» рассмотрен 51 проект нормативной и технической документации аффинажных организаций. По результатам рассмотрения указанных проектов Минфином России согласованы 20 документов. Решения об отказе в согласовании приняты по 31 проекту. Решения об отказе в согласовании принимались в случаях:

- неполного отражения в проектах инструкций действующего порядка работы организации с драгоценными металлами;

- несоответствия положений проектов инструкций требованиям законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих вопросы производства, использования и обращения драгоценных металлов;

- несоответствия (недостоверных сведений) порядка организации работы с драгоценными металлами, отраженного в проекте инструкций, порядку, фактически применяемому организацией;

- представления документов, необходимых для проверки расчетов нормативных показателей не в полном объеме;

- недостоверности представленных сведений;

- неверно произведенных расчетов нормативных показателей.

В соответствии с графиком проведения мероприятий по контролю, утвержденным приказом Минфина России от 2 декабря 2016 г. № 557, в 2017 г. в рамках постоянного государственного надзора на производственных объектах организаций осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней были проведены 4 663 контрольных мероприятия (в I полугодии – 2 331, во II полугодии – 2 332).

В ходе осуществления постоянного государственного надзора выявлены 10 нарушений обязательных требований.

В результате проведения проверок производственных подразделений организаций их руководителям вручены 10 предписаний.

Все мероприятия по контролю в 2017 г. проведены без нарушения требований Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Меры дисциплинарного и административного наказания по результатам проведенных мероприятий по контролю к уполномоченным должностным лицам ФКУ «Пробирная палата России» и Гохрана России не применялись.

Случаи причинения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых осуществлялись контрольно-надзорные мероприятия, вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также о случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в отчетном периоде не установлены.

Действия Минфина России по пресечению  нарушений обязательных требований  и (или) устранению последствий таких нарушений

В части осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» и пунктом 2 Положения о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 1202 по результатам проведенной в 2017 г. проверки и наблюдений Минфином России направлены:

1) письмо Минфина России от 12 декабря 2017 г. № 07-03-19/82636 о выявленных в ходе плановой выездной проверки РСА нарушений и недостатков (срок для принятия мер по устранению выявленных в ходе проверки нарушений и недостатков – 1 марта 2018 г.; по результатам плановой выездной проверки РСА было выявлено два нарушения требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов. В связи с тем, что выявленные нарушения носили единичный, несистемный характер Минфином России было принято решение не применять к РСА мер воздействия);

2) 8 писем Минфина России о выявленных в ходе наблюдения недостатках:

в РСА 4 письма (от 25 апреля 2017 г. № 07-03-19/24709, от 10 августа 2017 г. № 07-03-19/51129, от 14 августа 2017 г. № 07-03-19/51876, от 12 декабря 2017 г. № 07-03-19/82959);

в ААС 4 письма (от 25 апреля 2017 г. № 07-03-19/24711, от 10 августа 2017 г. № 07-03-19/51126, от 14 августа 2017 г. № 07-03-19/51874, от 12 декабря 2016 г. № 07-03-19/82963).

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. № 415 «О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок» информация о проведенной в 2017 г. проверке РСА и о ее результатах внесена в единый реестр проверок.

Во исполнение части 9 статьи 22 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» о результатах проведенной проверки РСА и о принятом решении Минфин России информировал Совет по аудиторской деятельности, созданный в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» в целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности. Информация о проведенной Минфином России проверке РСА и принятом по ее результатам решении опубликована на официальном сайте Минфина России в сети «Интернет».

Проверенная в 2017 г. РСА в установленный в письме Минфина России срок представила в Минфин России информацию о принятых мерах по устранению нарушений и недостатков и недопущению их в дальнейшей работе. О результатах устранения выявленных в ходе наблюдения недостатков саморегулируемые организации аудиторов письменно проинформировали Минфин России.

В целях оказания методической помощи саморегулируемым организациям аудиторов, а также предотвращения возможных нарушений и недостатков Минфином России осуществлялась соответствующая методическая работа. Основными способами проведения такой работы в 2017 г. стали:

1) размещение на официальном сайте Минфина России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» перечня нормативных правовых актов и их отдельных частей (приложений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов, и самих нормативных правовых актов, поддержание их в актуальном состоянии в течение 2017 г.;

2) размещение типовых программ проверок на официальном сайте Минфина России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и поддержание их в актуальном состоянии в течение 2017 г.;

3) информирование всех саморегулируемых организаций аудиторов о результатах проведенной проверки путем размещения соответствующего документа на официальном сайте Минфина России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (после окончания проверки) и рассмотрения результатов проверки на заседаниях Совета по аудиторской деятельности (март и декабрь 2017 г.);

4) подготовка отчета о контроле качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов за 2016 г. и размещение его на официальном сайте Минфина России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

5) обобщение и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов в 2016 г., утвержденное приказом Минфина России от 4 августа 2017 г. № 582 и размещения его на официальном сайте Минфина России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Указанный документ обсужден и одобрен Советом по аудиторской деятельности и его Рабочим органом в июне 2017 г.;

6) обобщение результатов государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов, осуществленного Минфином России в 2017 г., информирование об этом всех саморегулируемых организаций аудиторов путем размещения соответствующего документа на официальном сайте Минфина России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

7) разработка Классификатора типовых нарушений обязательных требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов, выявленных Минфином России в ходе осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов и размещения его на официальном сайте Минфина России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Указанный Классификатор обсужден и одобрен Советом по аудиторской деятельности и его Рабочим органом в декабре 2017 г.;

8) проведение совещаний с саморегулируемыми организациями аудиторов по обсуждению результатов анализа практики применения саморегулируемыми организациями аудиторов требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов» (апрель, июль, декабрь 2017 г.). Информация о результатах совещания размещена на официальном сайте Минфина России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В 2017 г. в судах не оспаривались основания и результаты проведения в 2017 г. в отношении саморегулируемых организаций аудиторов мероприятий по контролю.

В части осуществления федерального государственного пробирного надзора

В 2017 г. по результатам проведенных мероприятий по контролю выданы 252 предписания об устранении выявленных нарушений (в I полугодии - 89, во II полугодии – 163), составлены 144 протокола об административном правонарушении (в I полугодии - 70, во II полугодии – 74). Все предписания об устранении выявленных нарушений поднадзорными объектами исполнены.

Административные дела возбуждались по статье 19.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: нарушение установленных правил извлечения, производства, использования, обращения (торговли, перевозки, пересылки, залоговых операций, сделок, совершаемых банками с физическими и юридическими лицами), получения, учета и хранения драгоценных металлов, жемчуга, драгоценных камней или изделий, их содержащих, а равно правил сбора и сдачи в государственный фонд лома и отходов таких металлов, камней или изделий.

Общая сумма штрафов, наложенных на должностных лиц по результатам рассмотрения мировыми судьями административных дел, составила 1 950 000 руб. Все штрафы оплачены.

Постоянное нахождение уполномоченных лиц ФКУ «Пробирная палата России» на производственных объектах аффинажных организаций позволяет вести систематическую профилактическую работу с организациями с целью сокращения количества нарушений требований законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих вопросы производства, использования и обращения драгоценных металлов. Уполномоченными должностными лицами ФКУ «Пробирная палата России» рассматривались обращения организаций (как устные, так и письменные) и давались необходимые разъяснения. В течение 2017 г. рассмотрены 16 письменных обращений организаций по указанным вопросам. Соответствующие разъяснения направлены в их адреса. Кроме того, уполномоченные лица имеют возможность своевременного оперативного реагирования на совершаемые организациями действия.

Случаи обжалования в Минфин России, оспаривания в судебных инстанциях юридическими лицами оснований и результатов проведения ФКУ «Пробирная палата России» (Государственными инспекциями пробирного надзора) в отношении них мероприятий по контролю в отчетном периоде не зафиксированы.

Анализ и оценка эффективности государственного контроля (надзора)

В части осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов

№ п/п

Наименование показателя

I полугодие 2017 г.

II полугодие 2017 г.

Всего за 2017 г.

1

Общее количество проверок, проведенных в отношении саморегулируемых организаций аудиторов, - всего, единиц

0

1

1

2

Общее количество внеплановых проверок, проведенных в отношении саморегулируемых организаций аудиторов, единиц,

в том числе по следующим основаниям:

0

0

0

3

по контролю за исполнением предписаний, выданных по результатам проведенной ранее проверки, единиц

0

0

0

4

по заявлениям (обращениям) физических и юридических лиц, по информации органов государственной власти, местного самоуправления, средств массовой информации об указанных фактах, единиц

0

0

0

5

на основании приказов (распоряжений) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, единиц

0

0

0

6

на основании приказов (распоряжений) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с требованием органов прокуратуры, единиц

0

0

0

7

по иным основаниям, установленным законодательством Российской Федерации, единиц

0

0

0

8

Общее количество документарных проверок, единиц

0

0

0

9

Общее количество выездных проверок, единиц

0

1

1

10

Общее количество саморегулируемых организаций аудиторов, в ходе проведения проверок в отношении которых выявлены правонарушения, единиц

0

1

1

11

Общее количество проверок, по итогам проведения которых выявлены правонарушения, единиц

0

1

1

12

Выявлено правонарушений – всего единиц,

в том числе:

0

2

2

13

нарушение обязательных требований законодательства, единиц

0

2

2

14

невыполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), единиц

0

0

0

15

Общее количество проверок, по итогам проведения которых по фактам выявленных нарушений возбуждены дела об административных правонарушениях, единиц

0

0

0

16

Общее количество проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные наказания, единиц

0

0

0

17

Общее количество административных наказаний, наложенных по итогам проверок, - всего, единиц,

в том числе по видам наказаний:

0

0

0

18

предупреждение, единиц

0

0

0

19

административный штраф – всего, тысяч рублей,

в том числе:

0

0

0

20

на должностное лицо, тысяч рублей

0

0

0

21

на саморегулируемую организацию аудиторов, тысяч рублей

0

0

0

22

Общая сумма наложенных административных штрафов – всего, тысяч рублей,

в том числе:

0

0

0

23

на должностное лицо, тысяч рублей

0

0

0

24

на саморегулируемую организацию аудиторов, тысяч рублей

0

0

0

25

Общая сумма уплаченных (взысканных) административных штрафов, тысяч рублей

0

0

0

26

Общее количество проверок, результаты которых были признаны недействительными - всего, единиц,

в том числе:

0

0

0

27

по решению суда, единиц

0

0

0

28

по предписанию органов прокуратуры, единиц

0

0

0

29

по решению руководителя органа государственного контроля (надзора), единиц

0

0

0

30

Общее количество саморегулируемых организаций аудиторов, деятельность которых подлежит государственному контролю (надзору), единиц

2

2

2

31

Общее количество саморегулируемых организаций аудиторов, в отношении которых проводились проверки, единиц

0

1

1

32

Количество проверок, предусмотренных ежегодным планом, единиц

0

1

1

33

Количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения внеплановых выездных проверок – всего, единиц

0

0

0

34

из них отказано органами прокуратуры в согласовании, единиц

0

0

0

35

Количество штатных единиц по должностям, предусматривающим выполнение функций по контролю (надзору) – всего, единиц

10

10

10

36

из них занятых, единиц

10

10

10

37

Количество проверок, проводимых с привлечением экспертов, единиц

0

0

0

38

Количество проверок, проводимых с привлечением экспертных организаций, единиц

0

0

0

39

Выполнение плана проведения проверок, %

0

100

100

40

Доля заявлений Минфина России, направленных в органы прокуратуры о согласовании проведения внеплановых выездных проверок, в согласовании которых было отказано, %

0

0

0

41

Доля проверок, результаты которых признаны недействительными, %

0

0

0

42

Доля проверок, проведенных Минфином России с нарушениями требований законодательства Российской Федерации о порядке их проведения, по результатам выявления которых к должностным лицам Минфина России, осуществившим такие проверки, применены меры дисциплинарного, административного наказания, %

0

0

0

43

Доля саморегулируемых организаций аудиторов, в отношении которых Минфином России были проведены проверки, %

0

50

50

44

Среднее количество проверок, проведенных в отношении одной саморегулируемой организации аудиторов, %

0

0,5

0,5

45

Доля проведенных внеплановых проверок, %

0

0

0

46

Доля правонарушений, выявленных по итогам проведения внеплановых проверок, %

0

0

0

47

Доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений, с которыми связано возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью предотвращения угрозы причинения такого вреда, %

0

0

0

48

Доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений обязательных требований, с которыми связано причинение вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью прекращения дальнейшего причинения вреда и ликвидации последствий таких нарушений, %

0

0

0

49

Доля проверок, по итогам которых выявлены правонарушения, %

0

100

100

50

Доля проверок, по итогам которых по результатам выявленных правонарушений были возбуждены дела об административных правонарушениях, %

0

0

0

51

Доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные наказания, %

0

0

0

52

Доля саморегулируемых организаций аудиторов, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, представляющие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, %

0

0

0

53

Доля саморегулируемых организаций аудиторов, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, явившиеся причиной причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, %

0

0

0

54

Количество случаев причинения саморегулируемыми организациями аудиторов вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (по видам ущерба), %

0

0

0

55

Доля выявленных при проведении проверок правонарушений, связанных с неисполнением предписаний, %

0

0

0

56

Отношение суммы взысканных административных штрафов к общей сумме наложенных административных штрафов, %

0

0

0

57

Средний размер наложенного административного штрафа, тысяч рублей,

в том числе:

0

0

0

58

на должностное лицо, тысяч рублей

0

0

0

59

на саморегулируемую организацию аудиторов, тысяч рублей

0

0

0

60

Доля проверок, по результатам которых материалы о выявленных нарушениях переданы в уполномоченные органы для возбуждения уголовных дел, %

0

0

0

Отклонения значений показателей в 2017 г. от аналогичных показателей в 2016 г. связаны с исключением 9 января 2017 г. сведений о некоммерческих организациях «Аудиторская палата России», «Институт Профессиональных Аудиторов» и «Российская Коллегия аудиторов» из государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов в связи с несоответствием количества членов саморегулируемых организаций аудиторов требованию, установленному пунктом 1 части 3 статьи 17 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», и непредставлением в Министерство финансов Российской Федерации доказательства исполнения требования к количеству членов саморегулируемых организаций аудиторов до 1 января 2017 г. На основании приказа Министерства финансов Российской Федерации от 22 февраля 2017 г. № 246 «О внесении изменений в План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Министерством финансов Российской Федерации на 2017 г.», плановая выездная проверка некоммерческого партнерства «Институт Профессиональных Аудиторов» исключена из Плана проверок.

Принимаемые Минфином России меры по осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов способствуют пресечению нарушений саморегулируемыми организациями аудиторов требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов, и недопущению их в дальнейшем.

В части осуществления федерального государственного пробирного надзора

№ п/п

Наименование показателя

I полугодие 2017 г.

II полугодие 2017 г.

Всего за 2017 г.

1

Выполнение плана проведения проверок (доля проведенных плановых проверок в процентах общего количества запланированных проверок)

100

100

100

2

Доля заявлений органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, направленных в органы прокуратуры о согласовании проведения внеплановых выездных проверок, в согласовании которых было отказано (в процентах общего числа направленных в органы прокуратуры заявлений)

0

0

0

3

Доля проверок, результаты которых признаны недействительными (в процентах общего числа проведенных проверок)

0

0

0

4

Доля проверок, проведенных органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля с нарушениями требований законодательства Российской Федерации о порядке их проведения, по результатам выявления которых к должностным лицам органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, осуществившим такие проверки, применены меры дисциплинарного, административного наказания (в процентах общего числа проведенных проверок)

0

0

0

5

Доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в отношении которых органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля были проведены проверки (в процентах общего количества юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, соответствующего субъекта Российской Федерации, соответствующего муниципального образования, деятельность которых подлежит государственному контролю (надзору), муниципальному контролю

0,54

0,57

1,1

6

Среднее количество проверок, проведенных в отношении одного юридического лица, индивидуального предпринимателя

2

2

2

7

Доля проведенных внеплановых проверок (в процентах общего количества проведенных проверок)

61,5

51,7

56,6

8

Доля правонарушений, выявленных по итогам проведения внеплановых проверок (в процентах общего числа правонарушений, выявленных по итогам проверок)

76,0

76,3

76,2

9

Доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений, с которыми связано возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью предотвращения угрозы причинения такого вреда (в процентах общего количества проведенных внеплановых проверок)

0

0

0

10

Доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений обязательных требований, с которыми связано причинение вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью прекращения дальнейшего причинения вреда и ликвидации последствий таких нарушений (в процентах общего количества проведенных внеплановых проверок)

0

0

0

11

Доля проверок, по итогам которых выявлены правонарушения (в процентах общего числа проведенных плановых и внеплановых проверок)

70

92

81

12

Доля проверок, по итогам которых по результатам выявленных правонарушений были возбуждены дела об административных правонарушениях (в процентах общего числа проверок, по итогам которых были выявлены правонарушения)

72

82

77

13

Доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные наказания (в процентах общего числа проверок, по итогам которых по результатам выявленных правонарушений возбуждены дела об административных правонарушениях)

81

95

88

14

Доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, представляющие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в процентах общего числа проверенных лиц)

0

0

0

15

Доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, явившиеся причиной причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в процентах общего числа проверенных лиц)

0

0

0

16

Количество случаев причинения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (по видам ущерба)

0

0

0

17

Доля выявленных при проведении проверок правонарушений, связанных с неисполнением предписаний (в процентах общего числа выявленных правонарушений)

0

0

0

18

Отношение суммы взысканных административных штрафов к общей сумме наложенных административных штрафов (в процентах)

100

100

100

19

Средний размер наложенного административного штрафа в том числе на должностных лиц и юридических лиц (в тыс. рублей)

15

15

15

20

Доля проверок, по результатам которых материалы о выявленных нарушениях переданы в уполномоченные органы для возбуждения уголовных дел (в процентах общего количества проверок, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований)

0

0

0

В 2016 г. федеральный государственный пробирный надзор не осуществлялся. Минфин России, ФКУ «Пробирная палата России» и Гохран России были наделены полномочиями по осуществлению федерального государственного пробирного надзора после вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 30 октября 2015 г. В соответствии с пунктом 6 статьи 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» органы государственного контроля (надзора) должны направлять проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок. В этой связи Минфин России и ФКУ «Пробирная палата России» в 2015 г. не имели возможности своевременно сформировать и представить на согласование в Генеральную прокуратуру Российской Федерации план проведения плановых проверок на 2016 г. (в части осуществления федерального государственного пробирного надзора).

Выводы и предложения по результатам государственного контроля (надзора)

В части осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов

По результатам осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов можно сделать следующие выводы и предложения:

1) государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов обеспечивает своевременное выявление и устранение нарушений и недостатков в исполнении требований к этим организациям, установленных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов, и тем самым защиту интересов членов этих организаций;

2) Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» и принятые в соответствии с ним иные нормативные правовые акты, обеспечивают правовую основу деятельности саморегулируемых организаций аудиторов и выполнения ими возложенных на них функций, а также осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов;

3) применение риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов направлено на снижение нагрузки на саморегулируемые организации аудиторов;

4) нормативные правовые акты, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов, не содержат устаревших, избыточных и дублирующих требований;

5) проводимые мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с ежегодно утверждаемой программой профилактики нарушений способствуют сокращению предупреждений нарушений саморегулируемыми организациями аудиторов обязательных требований, устранению причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований;

6) проведенный государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов выявил нарушения и недостатки в осуществлении саморегулируемыми организациями аудиторов возложенных на них Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» и принятых в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами функций по применению мер дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций, аудиторов, допустивших нарушения установленных требований, рассмотрению жалоб на действия (бездействие) аудиторских организаций, аудиторов. Выявленные нарушения и недостатки касались, в частности, организации соответствующей деятельности саморегулируемых организаций аудиторов и внутреннего контроля за ней;

7) в саморегулируемых организациях аудиторов осуществлена недостаточная детализация порядка и сроков применения мер дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций, аудиторов, допустивших нарушения установленных требований, рассмотрения жалоб на действия (бездействие) аудиторских организаций, аудиторов, что вносит неопределенность в деятельность саморегулируемых организаций аудиторов и ее членов, не позволяет оперативно применять меры дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций, аудиторов, допустивших нарушения установленных требований, рассматривать жалобы на действия (бездействие) аудиторских организаций, аудиторов;

8) сохраняется формальный подход при рассмотрении жалоб на действия (бездействие) аудиторских организаций, аудиторов, недостаточное применение мер воздействия к аудиторским организациям, включая их руководителей, аудиторам, допустившим нарушения установленных требований;

9) формальный подход и длительные сроки рассмотрения жалоб на действия (бездействие) аудиторских организаций, аудиторов оказывают отрицательное влияние на оценку деятельности саморегулируемых организаций аудиторов со стороны членов саморегулируемых организаций аудиторов, пользователей аудиторских услуг и иных заинтересованных лиц;

10) низкая эффективность воздействия саморегулируемых организаций аудиторов на своих членов в отношении качества оказываемых последними услуг является, в том числе, следствием недостаточной работы саморегулируемых организаций аудиторов по применению мер дисциплинарного воздействия, рассмотрению жалоб;

11) установление требований в отношении организации «корпоративного управления» в саморегулируемых организациях аудиторов (создание бюджетных комитетов, система внутреннего контроля, обязательная ротация руководящих кадров, включая исполнительные органы, отчетность перед членами, проведение общих собраний, др.) позволит повысить эффективность и открытость саморегулируемых организаций аудиторов, уменьшит количество нарушений и недостатков при осуществлении возложенных на саморегулируемые организации аудиторов Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами функций;

12) распространение действия Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» на саморегулируемые организации аудиторов, а также на иные саморегулируемые организации, членство в которых является обязательным, будет способствовать повышению ответственности саморегулируемых организаций в данном вопросе, а также создаст реальный механизм взаимодействия третьих лиц с саморегулируемыми организациями.

В части осуществления федерального государственного пробирного надзора

Анализ результатов осуществления федерального государственного пробирного надзора, в том числе постоянного государственного надзора на производственных объектах аффинажных организаций и организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, в отчётном периоде позволяет сделать следующие выводы:

1) федеральный государственный пробирный надзор, в том числе постоянный государственный надзор на производственных объектах аффинажных организаций и организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, осуществлялся в соответствии с планами и графиками проведения контрольных мероприятий, утвержденных в установленном порядке, с соблюдением установленных сроков, в соответствии с требованиями норм действующего законодательства Российской Федерации;

2) в течение отчетного периода проводилась работа по предупреждению нарушений в сфере производства, обращения и использования драгоценных металлов.

В 2015 - 2016 г.г. при непосредственном участии Минфина России подготовлены и приняты 49 основных нормативных правовых актов, включая 12 постановлений Правительства Российской Федерации, регулирующих деятельность в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, а также осуществления федерального государственного пробирного надзора, включая постоянный государственный надзор на производственных объектах аффинажных организаций и организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней.

В течение 2017-2019 г.г. предусматривается проведение постоянного мониторинга и анализа практики применения указанных документов с последующей подготовкой предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы.

Кроме того, в настоящее время Минфином России решаются задачи по исполнению перечня поручений Президента Российской Федерации от 25 октября 2017 г. № Пр-2167 и Правительства Российской Федерации от 30 октября 2017 г. № ИШ-П13-7283, которые направлены на дальнейшее совершенствование государственного контроля за обращением драгоценных металлов и драгоценных камней с целью сокращения теневого сектора рынка ювелирных изделий, повышения прозрачности их оборота и защиты добросовестных участников рынка от контрабандной и контрафактной ювелирной продукции.

В целях повышения эффективности осуществления федерального государственного пробирного надзора целесообразно рассмотреть вопрос о наделении должностных лиц ФКУ «Пробирная палата России» правом рассмотрения протоколов об административных правонарушениях и принятия соответствующих решений.