Выступление председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева

Опубликован в разделе: 2017 год
скачать (DOCX, 31.5 KB)
Опубликовано: 25.05.2017Изменено: 25.05.2017
Выступление председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева Скачать
ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ

ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Д.А. МЕДВЕДЕВА


Добрый день, уважаемые коллеги! Посмотрели страшное кино. Понимаем, что теперь в каких условиях приходится работать финансовым властям, Минфину, Центральному банку. Вообще всем, кто, так или иначе, связан с финансами в нашей стране. Но, тем не менее, все не так грустно. Мы собрались для того, чтобы подвести итоги работы Министерства за 2016 год, сформулировать основные цели и задачи на предстоящий период. Чем мы Минфин ценим и любим. Обратите внимание, что мы встречаемся в четверг вместо заседания Правительства. И очень многое я уже сказал вчера, когда Правительство отчитывалось в Государственной Думе. Подробно обсудили вопросы, которые интересовали и депутатов, и, надеюсь, их избирателей. Получили отклики на некоторые наши  инициативы, услышали идеи, которые могут быть реализованы в будущем. Очевидно, такой диалог полезен, позволяет еще раз оглянуться назад, проанализировать пройденный за год путь

А сегодня мы поговорим по темам, которые относятся непосредственно к компетенции Минфина, хотя очень значительная часть вчерашних вопросов, так или иначе, конечно, тоже касалась Министерства финансов. Вот как только что было сказано, прошлый год тоже был сложный. Был годом экономии ресурсов. Вызовы, с которыми мы столкнулись, ранее некуда не исчезли. Действительно, сохраняются и санкции, и финансовые ограничения. Рыночная конъюнктура остается весьма неблагоприятной. Начинали год с очередного очень драматического падения цен до уровней, которые последний раз были 12 лет назад. И хотя тут в кино справедливо было сказано, что основные вызовы не связаны с нефтяной конъюнктурой, но это скажем так, вызовы такие долгосрочные. А если говорить о краткосрочных и среднесрочных  вызовах, конечно, что скрывать от нефтяной конъюнктуры у нас очень многое зависит пока.

Для решения стоящих перед нами задач потребовалось принять целый ряд жестких решений. Во-первых, вновь пришлось выстраивать весьма жесткий баланс между доходами и необходимостью двигать страну вперед, развивать ее. Впрочем, в этот раз это было несколько легче. Мы, действительно, наработали неплохой опыт антикризисной деятельности. Не только отвечали на те вызовы, которые существуют, но и реализовали ряд возможностей, которые мы ранее и сами создавали, в том числе те возможности, которые появились, как реакция на всякого рода ограничения. Спад в экономике удалось остановить. Считаю, что это, действительно, главная победа по итогам 2016 года. Рецессия, которая была неизбежна, она все-таки была неглубокой и непродолжительной и отнюдь неразрушительной, как это иногда предсказывали. Усилилась конкурентоспособность экономики, наметилась в целом оздоровление структуры экономики. И, как мы уже неоднократно все с вами констатировали, в 4 квартале прошлого года, действительно, началось восстановление экономического роста.

Второе, что я хотел бы отметить. Мы совершили маневр в планировании, временно вернулись в горизонт в 1 год. Вы помните, оперативно подготовили новый план действий в экономике. Заложили в него только неотложные мероприятия, но в то же время старались все-таки действовать на усиление экономики и в части улучшения инвестиционного климата, развитие малого и среднего бизнеса, снижение административного давления на предпринимателей. Минфин в этом принимал самое активное участие, выстраивал эффективный антикризисный менеджмент. Последовательно отстаивал стабильность бюджетной системы, настаивал строго и жестко на бережном отношении к ресурсам. По многим пунктам этого самого антикризисного плана ответственным исполнителем был Минфин, и Министерство показало себя в очередной раз эффективным и высокопрофессиональным коллективом. В итоге, начав год с весьма неблагоприятных условий, мы закончили его крепким платежным балансом, стабильной бюджетной системой и беспрецедентно низкой для нашей страны инфляцией.

Адаптация бюджета была достаточно плавной, позволила смягчить болезненный переход для наиболее пострадавших секторов экономики. Появились и первые признаки восстановления инвестиций. Эффективность действий, действительно, была признано международным экспертным сообществом. Я вчера, выступая в Государственной Думе, специально эти рейтинги перечислял, чтобы и коллеги депутаты услышали то, как оценивают наши действия. Действительно, рейтинговые агентства отмечали улучшение условий и самой экономики, и делового климата.

В-третьих, надеюсь, наша политика была предсказуема и понятна. Способствовала устранению имеющихся дисбалансов и препятствий для развития страны. Мы вернулись к трехлетнему планированию бюджета на следующий цикл и, конечно, это повысило прогнозируемость, ведение бизнеса, улучшило инвестиционные условия. Да и наша долгосрочная стратегия на снижение нефтяной зависимости экономики также была продолжена. Мы предусмотрели снижение балансирующей цены нефти до 45 долларов за баррель по итогам 2019 года. Резервы тратились гораздо медленнее вопреки тем прогнозам, которые звучали.

Принципиальная позиция – это четвертая, что я хотел бы отметить. Было сохранение стабильных налоговых условий. Пополнение бюджета происходило не за счет повышения ставок, у нас, по сути, сохраняется фактически мораторий на это, а за счет оптимизации расходов и улучшение собираемости. Главным критерием стало повышение справедливости. Мы стремились снизить нагрузку на добросовестный бизнес, помочь ему уменьшить издержки при повышении нагрузки рисков для называемых «серых практик». Вводились различные механизмы и технологии прослеживаемости операций налогоплательщиков. Например, это привело к увеличению легального оборота товаров из меха в несколько раз. Кстати, на днях я утвердил перечень непродовольственных товаров, при продаже которых на рынках, на ярмарках, выставочных комплексах, то есть вне пределов действия розничных сетей, продавцы обязаны будут применять контрольно-кассовую технику. Это не только позволит усилить контроль за своевременной и полной уплатой налогов, но и защитить права людей. Потому что у покупателя будет законный документ, который позволит отстаивать права в случае покупки на рынке некачественного товара.

Что касается тех, кто работает нормально, мы проработали, доработали, скажем, так, упрощенный порядок возмещения НДС для самых крупных налогоплательщиков. Расширили возможность применения по всей стране института региональных инвестиционных проектов, который был апробирован на Дальнем Востоке. От федеральных властей инвесторы теперь смогут получить 10-летние льготы по налогу на прибыль. От региональных, соответственно, снижение налога на имущество.

И пятый принципиальный момент. В прошлом году велась работа по повышению операционной эффективности использования самих бюджетных средств. Расширено применение казначейского сопровождения. Прошел эксперимент по внедрению казначейского аккредитива. Ряд новаций позволил повысить результативность межбюджетных субсидий, хотя там есть еще, чем заниматься, скажем, откровенно. В полную силу вступило положение, по которому субсидии возвращаются, если не были достигнуты установленные показатели или не выполняются графики. И ужесточены сроки распределения субсидий, мы сейчас за этим стараемся следить. И период заключения соглашений. Совсем недавно как раз на эту тему с коллегами из Правительства проводил отдельное совещание.

Были разработаны программы оздоровления региональных финансов для 15 регионов, у которых самый высокий уровень долга. Эти и целый ряд других решений позволил ослабить остроту долговой проблемы у регионов, хотя, конечно, эта проблема остается, мы ее видим, она существенная. За последние годы, тем не менее, и вчера об этом говорил, и хотел бы еще раз в этом зале отметить, снизился дефицит региональных бюджетов. Сейчас в 2016 году это было 12,5 млрд. рублей. Хотя совсем недавно в 2015 был 171 млрд. рублей. Это все-таки кратное снижение.  Это не может не радовать. Государственный долг регионов по рыночным заимствованиям сократился за прошлый год более чем на 130 млрд. рублей.

И еще один принципиальный момент, который тоже хотел бы сказать здесь. Мы существенно расширили круг полномочий самого Минфина. Минфин – это теперь такое, если хотите, суперведомство, за которым закреплено большое количество направлений новых. Передано, что Минфину. Под руководство Минфина перешла Федеральная таможенная служба и Росалкогольрегулирование. Ликвидирован Росфиннадзор, его полномочия переданы Федеральному казначейству, таможенной и налоговой службам. В сферу компетенции Министерства финансов перешли полномочия по координации и контролю за сбором социальных взносов через Федеральную налоговую службу.

Недавно совсем я принял решение о том, что Минфин теперь курирует у нас и государственные закупки. Федеральное казначейство определено федеральным органом исполнительной власти, ответственным за функционирование единой информационной системы в сфере закупок. Сам Минфин получил всю полноту полномочий по выработке политики в области контрактной системы, надеюсь, что вы с этим справитесь. Рассчитываю, что это решение позволит обеспечить единый подход при выработке госполитики и регулирование в сфере государственных и муниципальных закупок. Эти решения, очевидно, позволили улучшить контроль за поступлением доходов в бюджет. Перевести координацию работы в этой сфере в одни руки. Ну и надеюсь, это позитивно в целом скажется на управлении государственными финансами в стране.

На министерстве лежит большая ответственность за проведение государственной политики в финансовой сфере. Ключевые задачи на текущий год остаются понятными. Во-первых, это обеспечение устойчивости бюджетной системы. Мы должны умело оперировать нашими ресурсами. Важно способствовать дальнейшему снижению инфляции, как основного препятствия для снижения ставок. И, конечно, это должно происходить при безусловном исполнении социальных обязательств.

Второе. Дальнейшее снижение зависимости экономики и бюджета от цен на нефть. Существуют различные предложения на сей счет, в том числе и руководства Министерства финансов. Мы к этому вернемся.

Третье. Это всемерное содействие развитию самой экономики. Важно не только эффективно и быстро финансировать проекты, но и продолжать правильную настройку налоговой системы. Отменять неэффективные льготы, с одной стороны. А с другой, с учетом сказанного, в том числе, мною вчера, продумывать введение новых эффективных экономических стимулов. Улучшать администрирование, снижать административную нагрузку на бизнес. Это задача остается неизменной.

Четвертое. Очевидно, проведение эффективной интеграции всех полномочий, которые вы получили, потому что, действительно, Минфин получил большое количество полномочий. Все равно еще идет донастройка. Мы видим и некоторые шероховатости. Но, тем не менее, нужно сделать все, чтобы все эти полномочия, которые сконцентрировал Минфин, реализовывались эффективно, включая, упомянутые мною, только что государственные закупки.

И пятый блок – межбюджетные отношения. Нужно посмотреть, какая поддержка нужна регионам в этом году. В случае необходимости мы будем ее оказывать, о чем я также вчера говорил, выступая перед коллегами-депутатами Государственной Думы.

Я обозначил общие задачи, которые стоят перед Министерством. Я думаю, что все присутствующие, все коллеги их прекрасно осознают.