Пояснительная записка

Опубликован в разделе: 2021 год
скачать (DOC, 0.12 MB)
Опубликовано: 17.11.2021Изменено: 17.11.2021
Пояснительная записка Скачать

Отчет Министерства финансов Российской Федерации о результатах ежеквартального мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета (далее – мониторинг, главные администраторы), сформирован в соответствии с Порядком проведения Министерством финансов Российской Федерации мониторинга качества финансового менеджмента, утвержденным приказом Минфина России от 18.06.2020 № 112н (далее – Порядок, Приказ № 112н), по состоянию на 1 октября 2021 года.

Отчет о результатах мониторинга содержит следующие сведения:

а) значения итоговой оценки качества финансового менеджмента главного администратора и всех показателей, используемых для ее расчета;

б) целевые значения показателей качества финансового менеджмента;

в) информацию по каждому главному администратору об отклонении итоговой оценки качества финансового менеджмента, включая отклонения оценок по группам показателей качества финансового менеджмента, от их целевых значений.

При проведении мониторинга анализировались и оценивались результаты выполнения главными администраторами необходимых для исполнения бюджетных полномочий, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, процедур и операций по планированию и исполнению федерального бюджета, ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности, управлению активами, осуществлению внутреннего финансового аудита.

Мониторинг проводился по 93 главным администраторам, в том числе по главным администраторам, имеющим объем данных и сведений с грифом «секретно» и «совершенно секретно» более 25 % от общего объема сведений, а также по наиболее значимым учреждениям науки, образования, культуры и здравоохранения, указанным в ведомственной структуре расходов бюджета.

Мониторинг по состоянию на 1 октября 2021 года проводился по главным администраторам как получателям бюджетных средств, то есть без учета сведений о подведомственных главному администратору получателях бюджетных средств, и на основании данных бюджетной отчетности, представляемой главными администраторами в Федеральное казначейство.

При проведении ежеквартального мониторинга по состоянию на 1 октября 2021 года в соответствии с пунктом 13 Порядка использовались оценки показателей качества финансового менеджмента, рассчитанные при проведении годового мониторинга по состоянию на 1 января 2021 года.

При формировании отчета о результатах мониторинга использовались следующие условные обозначения, характеризующие итоговую оценку качества финансового менеджмента главного администратора:

Характеристика качества финансового менеджмента

Обозначение

Баллы

Максимальная оценка качества финансового менеджмента

ААА

от 90 до 100

Отличная оценка качества финансового менеджмента

АA

от 80 до 90

Высокая оценка качества финансового менеджмента

А

от 70 до 80

Хорошая оценка качества финансового менеджмента

BBB

от 60 до 70

Средняя оценка качества финансового менеджмента

BB

от 55 до 60

Удовлетворительная оценка качества финансового менеджмента

B

от 45 до 55

Низкая оценка качества финансового менеджмента

CC

от 35 до 45

Итоговая оценка качества финансового менеджмента главного администратора рассчитывалась по пяти направлениям показателей качества финансового менеджмента:

1) качество управления расходами бюджета (вес 0,5);

2) качество управления доходами бюджета (вес 0,2);

3) качество ведения учета и составления бюджетной отчетности (вес 0,1);

4) качество внутреннего финансового контроля и аудита (вес 0,1);

5) качество управления активами (вес 0,1).

В отдельных случаях у главного администратора в отчете о результатах мониторинга вместо рассчитанных оценок указывалась буква «н», например:

  1. в отношении отдельных показателей, рассчитанных по главным администраторам, имеющим объем данных и сведений с грифом «секретно» и «совершенно секретно» более 25 % от общего объема сведений (например, Служба внешней разведки Российской Федерации, Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации и другие главные администраторы);
  2. в случае отсутствия направления оценки качества финансового менеджмента у главного администратора (например, отсутствуют расходы бюджета на капитальные вложения в объекты государственной собственности или на предоставление межбюджетных трансфертов, или на предоставление субсидий юридическим лицам, или на исполнение судебных актов). При этом вес этого отсутствующего направления пропорционально перераспределялся на другие направления оценки качества финансового менеджмента;
  3. в случае если в настоящее время показатель / группа показателей качества финансового менеджмента не рассчитывались для главного администратора либо отсутствуют сведения для расчета.

Показатели качества управления расходами бюджета рассчитываются с учетом наличия (отсутствия) у главного администратора в законе о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и плановый период бюджетных ассигнований по соответствующим группам видов расходов:

- на обеспечение выполнения функций казенных учреждений (за исключением расходов на возмещение вреда);

- на социальное обеспечение и иные выплаты населению;

- на капитальные вложения в объекты государственной собственности;

- на предоставление межбюджетных трансфертов;

- на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность);

- на исполнение судебных актов.

В группе показателей качества управления расходами бюджета рассчитаны 22 дисквалифицирующих показателя, отражающих наличие фактов нарушений в финансово-хозяйственной деятельности главных администраторов, выявленных Счетной палатой Российской Федерации и Федеральным казначейством по результатам проведения контрольно-аналитических мероприятий в отношении главных администраторов и подведомственных им получателей средств федерального бюджета, а также 5 показателей, отражающих качество исполнения предписаний Счетной палаты Российской Федерации и Федерального казначейства.

В результате анализа объема принятых бюджетных обязательств установлено, что половиной главных администраторов бюджетные обязательства приняты в объеме 91% и более от доведенных лимитов бюджетных обязательств, при этом четверть главных администраторов приняли бюджетные обязательства в объеме 84% и менее от доведенных лимитов бюджетных обязательств. Это свидетельствует о складывающихся рисках непринятия или несвоевременного принятия бюджетных обязательств до конца текущего финансового года.

Кроме того, проведен анализ соотношения кассового исполнения расходов по месяцам и объема доведенных лимитов бюджетных обязательств по состоянию на 1 октября 2021 г., в рамках которого установлено, что объем кассового исполнения у половины главных администраторов составляет 64% и менее от объема доведенных лимитов бюджетных обязательств. Это свидетельствует о недостаточном качестве исполнения федерального бюджета по расходам в отчетном периоде, а также о рисках формирования неиспользованных остатков бюджетных средств на конец текущего финансового года.

Анализ поквартального исполнения расходов федерального бюджета за 9 месяцев 2021 года в разрезе групп видов расходов показал, что значительное отклонение фактических от плановых показателей исполнения расходов федерального бюджета наблюдается на социальное обеспечение и иные выплаты населению, на капитальные вложения в объекты государственной собственности, а также по расходам на предоставление межбюджетных трансфертов.

Показатели качества управления доходами бюджета рассчитываются исходя из сведений (при наличии) по группам источников доходов 100 «налоговые и неналоговые доходы» (108, 111, 113, 114, 116, 117) и 200 «безвозмездные поступления», указанные в кассовом плане исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета.

Показатель, отражающий отклонение кассового исполнения доходов от прогноза поступлений доходов главного администратора в отчетном периоде, рассчитывается по источнику доходов, определенному в прогнозе помесячного поступления доходов на отчетный период, сформированном на начало отчетного года.

По главным администраторам установлены значительные отклонения фактических поступлений доходов федерального бюджета по состоянию на 1 октября 2021 года от прогноза поступлений доходов федерального бюджета на 1 января 2021 года: от недоисполнения (исполнение менее 15% от запланированных поступлений доходов) до перевыполнения (поступления на 100 % и более превышают прогнозные значения поступлений доходов) по всем анализируемым группам источников доходов.

При этом отсутствие изменений в Федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период не является основанием для исключения из расчета отдельных показателей качества финансового менеджмента у главных администраторов.

По результатам проведения мониторинга установлено:

Максимальная итоговая оценка (значение)

84,4 балла

Минимальная итоговая оценка (значение)

44,2 балла

Средняя итоговая оценка

67,9 балла

Целевое значение итоговой оценки

85,0 балла

Отклонение средней итоговой оценки от целевого значения

-17,1 балла или 20%

Средняя оценка по расходам

72,2 балла

Средняя оценка по доходам

59,0 балла

Средняя оценка по учету и отчетности

81,9 балла

Средняя оценка по внутреннему финансовому аудиту

40,0 балла

Средняя оценка по активам

73,7 балла

Средняя итоговая оценка качества финансового менеджмента по состоянию на 1 октября 2021 года составила 67,9 балла при возможной максимальной итоговой оценке 100 баллов, что ниже средней итоговой оценки за аналогичный период на 7,8 балла (по состоянию на 1 октября 2020 года средняя итоговая оценка составила 75,7 балла).

По результатам мониторинга качества финансового менеджмента по состоянию на 1 октября 2021 года наилучшие итоговые оценки качества финансового менеджмента сложились по следующим 5 главным администраторам:

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере»

84,35

Федеральная служба охраны Российской Федерации

84,05

Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации

84,00

Министерство финансов Российской Федерации

82,04

Служба внешней разведки Российской Федерации

80,81

Самые низкие итоговые оценки качества финансового менеджмента сложились по следующим 5 главным администраторам:

Федеральное агентство по делам молодежи

55,22

Федеральная служба государственной статистики

54,81

Федеральное агентство по рыболовству

51,41

Министерство просвещения Российской Федерации

50,61

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

44,20

Основными причинами низких оценок главных администраторов средств федерального бюджета являются недостатки при планировании объемов бюджетных ассигнований, неточное прогнозирование поступлений доходов федерального бюджета, неравномерное расходование бюджетных средств, а также нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, в том числе выявленные по результатам внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов.

Распределение итоговых оценок качества финансового менеджмента главных администраторов в увязке с целевым значением итоговой оценки качества финансового менеджмента представлено на графике 1.

График 1