Пояснительная записка

Опубликован в разделе: 2020 год
скачать (DOC, 0.12 MB)
Опубликовано: 13.11.2020Изменено: 13.11.2020
Пояснительная записка Скачать

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к отчету Министерства финансов Российской Федерации 
о результатах ежеквартального мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета, по состоянию на 1 октября 2020 года

Ежеквартальный мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета, по состоянию на 1 октября 2020 года (далее – мониторинг, главные администраторы) проведен в соответствии с Порядком проведения Министерством финансов Российской Федерации мониторинга качества финансового менеджмента, утвержденным приказом Минфина России
от 18.06.2020 № 112н (далее – Порядок, Приказ № 112н).

При проведении мониторинга анализировались и оценивались результаты выполнения главными администраторами процедур и операций по планированию и исполнению федерального бюджета, ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности, управлению активами, осуществлению внутреннего финансового аудита, необходимых для исполнения бюджетных полномочий, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации.

Мониторинг проводился по 94 главным администраторам
(как получателям бюджетных средств, то есть без учета сведений о подведомственных главному администратору получателях бюджетных средств), в том числе по главным администраторам, имеющим объем данных и сведений с грифом «секретно» и «совершенно секретно» более 25 % от общего объема сведений, а также по наиболее значимым учреждениям науки, образования, культуры и здравоохранения, указанным в ведомственной структуре расходов бюджета.

В целях расчета показателей качества финансового менеджмента при проведении ежеквартального мониторинга Минфином России использовались сведения Федерального казначейства, представленные в соответствии с пунктом 11 Порядка, а также данные бюджетной отчетности, представляемой в Федеральное казначейство главными администраторами.

При проведении ежеквартального мониторинга по состоянию
на 1 октября 2020 года в соответствии с пунктом 13 Порядка использовались оценки показателей качества финансового менеджмента, рассчитанные при проведении уточненного (основного) годового мониторинга по состоянию
на 1 января 2020 года.

Отчет о результатах мониторинга содержит следующие сведения:

а) значения итоговой оценки качества финансового менеджмента главного администратора и всех показателей, используемых для ее расчета;

б) целевые значения показателей качества финансового менеджмента;

в) информацию об отклонении итоговой оценки качества финансового менеджмента, включая отклонения оценок по группам показателей качества финансового менеджмента, от их целевых значений по каждому главному администратору.

В отношении отдельных показателей, рассчитанных по главным администраторам, имеющим объем данных и сведений с грифом «секретно» и «совершенно секретно» более 25 % от общего объема сведений, и в случае отсутствия направления оценки качества финансового менеджмента у главного администратора, в отчете о результатах мониторинга вместо рассчитанных оценок указывалась буква «н» (при этом вес этого направления пропорционально перераспределялся на другие направления оценки качества финансового менеджмента). Также буква «н» указывалась в случае, если в настоящее время показатель / группа показателей качества финансового менеджмента не рассчитывались для главного администратора.

При формировании отчета о результатах мониторинга использовались следующие условные обозначения, характеризующие итоговую оценку качества финансового менеджмента главного администратора:

Характеристика качества финансового менеджмента

Обозначение

Баллы

Максимальная оценка качества финансового менеджмента

ААА

от 90 до 100

Отличная оценка качества финансового менеджмента

АA

от 80 до 90

Высокая оценка качества финансового менеджмента

А

от 70 до 80

Хорошая оценка качества финансового менеджмента

BBB

от 60 до 70

Средняя оценка качества финансового менеджмента

BB

от 55 до 60

Удовлетворительная оценка качества финансового менеджмента

B

от 45 до 55

Низкая оценка качества финансового менеджмента

CC

от 35 до 45

Итоговая оценка качества финансового менеджмента главного администратора рассчитывалась по пяти направлениям показателей качества финансового менеджмента:

1) качество управления расходами бюджета (вес 0,5);

2) качество управления доходами бюджета (вес 0,2);

3) качество ведения учета и составления бюджетной отчетности (вес 0,1);

4) качество внутреннего финансового аудита (вес 0,1);

5) качество управления активами (вес 0,1).

Показатели качества управления расходами бюджета рассчитываются с учетом наличия (отсутствия) у главного администратора в законе о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и плановый период бюджетных ассигнований (с учетом отраслевых особенностей) по соответствующим группам видов расходов:

- на финансовое обеспечение деятельности главного администратора (за исключением расходов на возмещение вреда);

- на социальное обеспечение и иные выплаты населению;

- на капитальные вложения в объекты государственной собственности;

- на предоставление межбюджетных трансфертов;

- на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность);

- на исполнение судебных актов.

В группе показателей качества управления расходами бюджета рассчитываются 22 дисквалифицирующих показателя, отражающих наличие фактов нарушений в финансово-бюджетной сфере, выявляемых Счетной палатой Российской Федерации и Федеральным казначейством по результатам проведения контрольно-аналитических мероприятий в отношении финансово-хозяйственной деятельности главных администраторов и подведомственных им получателей средств федерального бюджета, а также 5 показателей, отражающих качество исполнения предписаний Счетной палаты Российской Федерации и Федерального казначейства (при подготовке настоящего отчета они не рассчитывались, использовались оценки уточненного (основного) годового мониторинга по состоянию на 1 января 2020 года).

В результате анализа соотношения кассового исполнения расходов по месяцам и доведенных лимитов бюджетных обязательств в отчетном периоде установлено, что по 4 главным администраторам доведенные лимиты бюджетных обязательств исполнены полностью, по 24 – более 75 %,
по 49 – менее 50 %. Эти данные свидетельствуют о низком качестве исполнения расходов федерального бюджета в отчетном периоде в части равномерности принятия и исполнения бюджетных обязательств.

Анализ поквартального исполнения расходов федерального бюджета
за 9 месяцев 2020 года в разрезе групп видов расходов показал,
 что значительное отклонение фактических от плановых показателей исполнения расходов федерального бюджета наблюдается по расходам на финансовое обеспечение деятельности главных администраторов, на социальное обеспечение и иные выплаты населению, а также по расходам на предоставление субсидий юридическим лицам.

Показатели качества управления доходами бюджета рассчитываются исходя из сведений (при наличии) по группам источников доходов 100 «налоговые и неналоговые доходы» (108, 111, 113, 114, 116, 117)
и 200 «безвозмездные поступления», указанные в кассовом плане исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета.

Показатель, отражающий отклонение кассового исполнения доходов
от прогноза поступлений доходов главного администратора в отчетном периоде, рассчитывается по источнику доходов, определенному в прогнозе помесячного поступления доходов на отчетный период, сформированный на начало отчетного года.

По главным администраторам установлены значительные отклонения фактических поступлений доходов федерального бюджета
по состоянию на 1 октября 2020 года от уточненного прогноза поступлений доходов федерального бюджета на 1 апреля 2020 года: от недоисполнения (исполнение менее 2 % от запланированных поступлений доходов)
до перевыполнения (поступления на 100 % и более превышают прогнозные значения поступлений доходов) по всем анализируемым группам источников доходов.

При этом отсутствие изменений в Федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период не является основанием для исключения из расчета отдельных показателей качества финансового менеджмента у главных администраторов.

По результатам проведения мониторинга установлено:

Максимальная итоговая оценка (значение)

90,6 балла

Минимальная итоговая оценка (значение)

55,1 балла

Средняя итоговая оценка

75,7 балла

Целевое значение итоговой оценки

80,0 балла

Отклонение средней итоговой оценки от целевого значения

-4,3 балла или 5,4 %

Средняя оценка по расходам

75,7 балла

Средняя оценка по доходам

67,1 балла

Средняя оценка по учету и отчетности

90,3 балла

Средняя оценка по внутреннему финансовому аудиту

75,3 балла

Средняя оценка по активам

75,4 балла

Средняя итоговая оценка качества финансового менеджмента по состоянию на 1 октября 2020 года составила 75,7 балла при возможной максимальной итоговой оценке 100 баллов, что ниже средней итоговой оценки за аналогичный период на 0,8 балла (по состоянию на 1 октября 2019 года средняя итоговая оценка составила 76,5 балла).

По результатам мониторинга качества финансового менеджмента по состоянию на 1 октября 2020 года наилучшие итоговые оценки качества финансового менеджмента сложились по следующим 5 главным администраторам:

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

90,63

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт»

89,79

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере»

89,55

Федеральная таможенная служба

89,26

Министерство финансов Российской Федерации

88,45

Самые низкие итоговые оценки качества финансового менеджмента сложились по следующим 5 главным администраторам:

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии

61,85

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

61,57

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

61,15

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова»

55,54

Федеральное агентство по делам национальностей

55,09

Основными причинами низких оценок главных администраторов средств федерального бюджета являются недостатки при планировании объемов бюджетных ассигнований, неточное прогнозирование поступлений доходов федерального бюджета, неравномерное расходование бюджетных средств,
а также нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, в том числе выявленные по результатам внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов.

Кроме того, на оценки качества финансового менеджмента главных администраторов повлияло отсутствие методик прогнозирования поступлений доходов в бюджет у отдельных главных администраторов либо наличие методик, которые не соответствуют требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 574 «Об общих требованиях к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации».

Распределение итоговых оценок качества финансового менеджмента главных администраторов в увязке с целевым значением итоговой оценки качества финансового менеджмента представлено на рисунке 1.

Рис.1