Пояснительная записка

скачать (DOCX, 49.27 KB)
Опубликовано: 18.06.2020Изменено: 18.06.2020
Пояснительная записка Скачать

?Пояснительная записка
к отчету о результатах проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого подведомственными Министерству финансов Российской Федерации федеральными казенными учреждениями, за 2019 год

Мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемого подведомственными Министерству финансов Российской Федерации федеральными казенными учреждениями (далее – ФКУ), за 2019 год (далее - Мониторинг) проведен в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.02.2020 № 72 «Об организации и проведении мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого подведомственными Министерству финансов Российской Федерации федеральными казенными учреждениями» (в редакции приказа Министерства финансов Российской Федерации от 24.04.2020 № 170) (далее – Приказ № 72).

При проведении Мониторинга были использованы исходные данные, определенные Приказом № 72.

Согласно пункту 3 Приказа № 72 в случае отсутствия исходных данных для расчета отдельных показателей используются показатели качества финансового менеджмента, рассчитанные при проведении Мониторинга за предыдущий отчетный период. В случае отсутствия значения оценки показателя за предыдущий отчетный период, рассчитанного в соответствии с Приказом № 72, значение указанной оценки принимается равным целевому значению итоговой оценки качества финансового менеджмента, деленному на сто.

При проведении Мониторинга по причине отсутствия значения оценок показателей за 9 месяцев 2019 года, рассчитанных в соответствии с Приказом № 72, их значения приняты равными 0,775 (целевому значению итоговой оценки качества финансового менеджмента на 2019 год, деленному на сто).

В связи с проведением ликвидационных процедур в отношении ФКУ «Пробирная палата России» и образованием на его базе Федеральной пробирной палаты в статусе федеральной службы (Указ Президента Российской Федерации от 28.10.2019 № 529 «Об образовании Федеральной пробирной палаты») и закрытия доступа ФКУ «Пробирная палата России» к соответствующим информационным системам исходные данные для расчета показателей e8 «Количество отклоненных Федеральным казначейством сведений о бюджетных обязательствах» и p4 «Доля уточненных невыясненных поступлений по запросам на выяснение принадлежности платежа (в количественном выражении)» отсутствуют. Таким образом, значения указанных показателей в отношении ФКУ «Пробирная палата России» при проведении Мониторинга приняты равными 0,775.

В среднем по ФКУ итоговая оценка качества финансового менеджмента за 2019 год составила 75,01 баллов.

По результатам Мониторинга значение итоговых оценок качества финансового менеджмента, осуществляемого ФКУ, следующее:

- 87,53 баллов у ФКУ «Гохран России»;

- 76,90 баллов у ФКУ «ГУ «ВО Минфина России»;

- 70,11 баллов у ФКУ «ГУ АЗ Минфина России»;

- 65,50 баллов у ФКУ «Пробирная палата России».

Целевое значение итоговой оценки качества финансового менеджмента, рассчитанное в соответствии с приложением № 1 к Приказу № 72, в 2019 году составляет 77,5 баллов.

Среднее по ФКУ значение итоговой оценки качества финансового менеджмента меньше целевого значения на 2,49 балла (на 3,22 %).

При этом отклонения значений итоговой оценки качества финансового менеджмента ФКУ от целевого значения составили:

- по ФКУ «Гохран России» - на 10,03 балла (на 12,94 %) в большую сторону;

- по ФКУ «ГУ «ВО Минфина России» - на 0,6 балла (на 0,77 %) в меньшую сторону;

- по ФКУ «ГУ АЗ Минфина России» - на 7,39 балла (на 9,54 %) в меньшую сторону;

- по ФКУ «Пробирная палата России» - на 12 баллов (на 15,49 %) в меньшую сторону.

Анализ отклонений итоговой оценки качества финансового менеджмента и оценки групп показателей качества финансового менеджмента за 2019 год от целевого значения итоговой оценки качества финансового менеджмента в 2019 году (далее – отклонение) в разрезе ФКУ, которые оказали или могли оказать влияние на недостижение целевого значения итоговой оценки качества финансового менеджмента в 2019 году, показал следующее.

1. Отклонение итоговой оценки качества финансового менеджмента ФКУ «Гохран России» составило 10,03 балла (на 12,94 %) в большую сторону. Причины оказания возможного отрицательного влияния на указанную оценку следующие:

1.1. Отклонение в меньшую сторону по показателям оценки качества управления расходами бюджета в том числе:

­- значение оценки показателя e1 «Внесение положительных изменений в бюджетную смету казенного учреждения» составило 0 баллов, что может характеризовать высокий уровень риска низкой эффективности управления расходами федерального бюджета по причине недостаточного качества планирования ФКУ «Гохран России» расходов федерального бюджета на обеспечение выполнения его функций. В 2019 году положительные изменения объемов лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных ФКУ «Гохран России» бюджетной росписью по главе 092 «Министерство финансов Российской Федерации», в разрезе кодов бюджетной классификации Российской Федерации в среднем превысили 15 %. Указанные изменения, в том числе, обусловлены доведением объемов лимитов бюджетных обязательств по коду вида расходов бюджетной классификации Российской Федерации 242 по мере утверждения мероприятий Плана информатизации Министерства финансов Российской Федерации на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов;

- значение оценки показателя e4 «Равномерность кассовых расходов» составило 0 баллов, что характеризует высокий уровень риска несвоевременности кассового исполнения принятых бюджетных обязательств по причине недостаточности предельных объемов финансирования расходов федерального бюджета, доведенных до ФКУ «Гохран России» в соответствии с прогнозом кассовых выплат ФКУ «Гохран России», а также может говорить о низком качестве управления расходами федерального бюджета;

- отклонение оценки показателя e5 «Эффективность управления дебиторской задолженностью по расходам» составило 0,77 балла (на 99 %) в меньшую сторону, что характеризует высокий уровень риска некачественного управления дебиторской задолженностью по расходам федерального бюджета и может говорить о недостаточности принимаемых мер ФКУ «Гохран России» по снижению (недопущению роста) объемов просроченной и долгосрочной дебиторской задолженностей по расходам федерального бюджета;

1.2. Отклонение оценки показателя p2 «Качество планирования поступлений доходов» на 0,12 балла (на 16 %) в меньшую сторону, что характеризует высокий уровень риска недостаточного качества планирования ФКУ «Гохран России» поступлений доходов федерального бюджета, в том числе по причине поступления разовых платежей в федеральный бюджет, расчет прогноза которых включает актуализацию на объем фактических поступлений в доход федерального бюджета за отчетный период, что может оказать негативное влияние на эффективность управления средствами федерального бюджета.

2. Отклонение итоговой оценки качества финансового менеджмента ФКУ «ГУ «ВО Минфина России» составило 0,6 балла (на 0,77 %) в меньшую сторону, которое сложилось в результате:

2.1. Отклонения оценки качества управления расходами бюджета на 2,98 балла (на 3,84 %) в меньшую сторону по причинам наличия отклонений в меньшую сторону по показателям качества финансового менеджмента указанной группы, в том числе:

- значение оценки показателя d3 «Нарушение порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет» составило 0 баллов, что характеризует высокий уровень риска неэффективности бюджетных расходов в части их обоснованности;

- значение оценки показателя e2 «Востребованность лимитов бюджетных обязательств на обеспечение выполнения функций казенного учреждения» составило 0 баллов, что характеризует высокий уровень риска кассового исполнения федерального бюджета ниже 95 % от объема доведенных лимитов бюджетных обязательств за отчетный финансовый год, что может характеризовать невостребованность в полученных ФКУ «ГУ «ВО Минфина России» лимитах бюджетных обязательств на обеспечение выполнения его функций и низкую эффективность управления расходами федерального бюджета;

- отклонение оценки показателя e4 «Равномерность кассовых расходов» составило 0,05 балла (на 6 %) в меньшую сторону, что характеризует высокий уровень риска несвоевременности кассового исполнения принятых бюджетных обязательств по причине недостаточности предельных объемов финансирования расходов федерального бюджета, доведенных до ФКУ «ГО «ВО Минфина России» в соответствии с прогнозом кассовых выплат ФКУ «ГО «ВО Минфина России», что также может говорить о низком качестве управления расходами федерального бюджета;

- значение оценки показателя e5 «Эффективность управления дебиторской задолженностью по расходам» составило 0 балла, что говорит об увеличении по состоянию на 01.01.2020 объема просроченной дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета по сравнению с аналогичным показателем по состоянию на 01.01.2019, что характеризует высокий уровень риска некачественного управления дебиторской задолженностью по расходам федерального бюджета и может говорить о недостаточности принимаемых мер ФКУ «ГУ «ВО Минфина России» по снижению (недопущению роста) объемов просроченной дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета;

2.2. Отклонение оценки качества управления доходами бюджета на 14,04 балла (на 18 %) в меньшую сторону по причинам наличия отклонений в меньшую сторону по показателям качества финансового менеджмента указанной группы, в том числе:

- отклонение оценки показателя p2 «Качество планирования поступлений доходов» на 0,28 балла (на 36 %) в меньшую сторону, что характеризует высокий уровень риска недостаточного качества планирования ФКУ «ГУ «ВО Минфина России» поступлений доходов федерального бюджета, что может оказать негативное влияние на эффективность управления средствами федерального бюджета;

- значение показателя p3 «Эффективность управления дебиторской задолженности по доходам» составило 0 баллов, что говорит об увеличении объема дебиторской задолженности по доходам федерального бюджета по состоянию на 01.01.2020 по сравнению с аналогичным показателем по состоянию на 01.01.2019 более чем в два раза и характеризует высокий уровень риска накопления объема дебиторской задолженности по доходам федерального бюджета, в том числе просроченной, что также может говорить о низком качестве управления ФКУ «ГУ «ВО Минфина России» дебиторской задолженностью по доходам федерального бюджета;

2.3. Отклонение по показателю a1 «Качество формирования форм бюджетной отчетности» на 0,05 балла (на 6 %) в меньшую сторону оценки качества ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, что характеризует наличие риска отклонения форм бюджетной отчетности субъектом бюджетной отчетности, ответственным за формирование консолидированной бюджетной отчетности по главе 092 «Министерство финансов Российской Федерации» (далее – субъект отчетности), по причине некачественного формирования информации для составления Таблиц (Приложений) из состава Пояснительной записки к бюджетной отчетности ФКУ « ГУ «ВО Минфина России»;

2.4. Меры, принятые ФКУ «ГУ «ВО Минфина России» и направленные на повышение значений показателей качества финансового менеджмента, в том числе по результатам осуществления внутреннего финансового аудита в 2019 году:

- приказами ФКУ «ГУ «ВО Минфина России» от 06.03.2019 № 34, от 08.07.2019 № 138 и от 02.12.2019 № 223 внесены изменения в Правила осуществления в ФКУ «ГУ «ВО Минфина России» внутреннего финансового контроля (оказание влияния на все показатели);

- осуществлен анализ типовых недостатков, выявленных по результатам осуществления внутреннего финансового аудита и сформированы предложения и рекомендации по их устранению и недопущению (оказание влияния на все показатели);

- в 2019 году урегулирована дебиторская и кредиторская задолженности (переплата работнику ФКУ «ГУ «ВО Минфина России» заработной платы, несвоевременная уплата налога на доходы физических лиц, дебиторская задолженность по пеням по налогам и сборам) (оказание влияния на показатели е5 «Эффективность управления дебиторской задолженностью по расходам» и е6 «Эффективность управления кредиторской задолженностью по расходам»).

3. Отклонение итоговой оценки качества финансового менеджмента ФКУ «ГУ АЗ Минфина России» составило 7,39 балла (на 9,54 %) в меньшую сторону, которое сложилось в результате:

3.1. Отклонения оценки качества управления расходами бюджета на 19,55 балла (на 25 %) в меньшую сторону по причинам наличия отклонений в меньшую сторону по показателям качества финансового менеджмента указанной группы, в том числе:

- значение оценки показателя d2 «Несоблюдение правил планирования закупок, обоснования начальной максимальной цены контракта» составило 0 баллов, что характеризует высокий уровень риска недостаточной эффективности ФКУ «ГУ АЗ Минфина России» закупок на обеспечение выполнения его функций;

- значение оценки показателя d3 «Нарушение порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет» составило 0 баллов, что характеризует высокий уровень риска неэффективности бюджетных расходов в части их обоснованности;

- значение оценки показателя e1 «Внесение положительных изменений в бюджетную смету казенного учреждения» составило 0 баллов, что может характеризовать высокий уровень риска недостаточной эффективности управления расходами федерального бюджета по причине низкого качества планирования расходов федерального бюджета на обеспечение выполнения его функций. В 2019 году положительные изменения объемов лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных ФКУ «ГУ АЗ Минфина России» бюджетной росписью по главе 092 «Министерство финансов Российской Федерации», в разрезе кодов бюджетной классификации Российской Федерации в среднем превысили 15 %;

- отклонение оценки показателя e4 «Равномерность кассовых расходов» составило 0,28 балла (на 36 %) в меньшую сторону, что характеризует высокий уровень риска несвоевременности кассового исполнения принятых бюджетных обязательств по причине недостаточности предельных объемов финансирования расходов федерального бюджета, доведенных до ФКУ «ГУ АЗ Минфина России» в соответствии с прогнозом кассовых выплат ФКУ «ГУ АЗ Минфина России», а также может говорить о низком качестве управления расходами федерального бюджета;

- значение оценки показателя e5 «Эффективность управления дебиторской задолженностью по расходам» составило 0 балла, что говорит об увеличении по состоянию на 01.01.2020 объема просроченной дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета по сравнению с аналогичным показателем по состоянию на 01.01.2019 и характеризует высокий уровень риска некачественного управления дебиторской задолженностью по расходам федерального бюджета и может говорить о недостаточности принимаемых мер ФКУ «ГУ АЗ Минфина России» по снижению (недопущению роста) объемов просроченной дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета;

- показатели качества управления расходами бюджета на исполнение судебных решений e1 «Иски по денежным обязательствам, вытекающим в результате осуществления хозяйственной деятельности (в денежном выражении)» и e3 «Иски по денежным обязательствам, вытекающим в результате осуществления хозяйственной деятельности (в количественном выражении)» составили 0 баллов, что характеризует высокий уровень риска роста расходов федерального бюджета на оплату судебных решений, которые могли быть оспорены в законном порядке или уменьшены суммы взыскания по ним;

3.2. Отклонения оценки качества управления доходами бюджета на 16,39 балла (на 21 %) в меньшую сторону по причинам наличия отклонений в меньшую сторону по показателям качества финансового менеджмента указанной группы, в том числе:

- отклонение оценки показателя p2 «Качество планирования поступлений доходов» на 0,37 балла (на 48 %) в меньшую сторону, что характеризует высокий уровень риска недостаточного качества планирования ФКУ «ГУ АЗ Минфина России» поступлений доходов федерального бюджета, что может оказать негативное влияние на эффективность управления средствами федерального бюджета;

- значение показателя p3 «Эффективность управления дебиторской задолженности по доходам» составило 0 баллов, что говорит об увеличении объема дебиторской задолженности по доходам федерального бюджета по состоянию на 01.01.2020 по сравнению с аналогичным показателем по состоянию на 01.01.2019 более чем в два раза и характеризует высокий уровень риска накопления объема дебиторской задолженности по доходам федерального бюджета, в том числе просроченной, что может также говорить о низком качестве управления ФКУ «ГУ АЗ Минфина России» дебиторской задолженностью по доходам федерального бюджета;

3.3. Отклонения показателя b2 «Нарушения при управлении и распоряжении государственной собственностью» на 0,31 балла (на 40 %) в меньшую сторону оценки качества управления активами, что характеризует высокий уровень риска несвоевременной постановки на учет в Росимуществе сведений о федеральном имуществе и может говорить о снижении качества управления ФКУ «ГУ АЗ Минфина России» федеральным имуществом.

3.4. Меры, принятые ФКУ «ГУ АЗ Минфина России» и направленные на повышение значений показателей качества финансового менеджмента, в том числе по результатам осуществления внутреннего финансового аудита в 2019 году:

- приказом ФКУ «ГУ АЗ Минфина России» от 13.06.2019 № 62/1 утвержден Порядок взаимодействия структурных подразделений ФКУ «ГУ АЗ Минфина России» при планировании и осуществлении закупок для государственных нужд (оказание влияния на показатель d2 «Несоблюдение правил планирования закупок, обоснования начальной максимальной цены контракта»);

- 10.09.2019 ФКУ «ГУ АЗ Минфина России» утвержден и исполняется План устранения нарушений бюджетного законодательства и законодательства о закупках Российской Федерации, отраженных в представлении Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 19.08.2019 № 73/2-784-2019 (оказание влияния на показатель d2 «Несоблюдение правил планирования закупок, обоснования начальной максимальной цены контракта»).

4. Отклонение итоговой оценки качества финансового менеджмента ФКУ «Пробирная палата России» составило 12 баллов (на 15,49 %) в меньшую сторону, которое сложилось в результате:

4.1. Отклонения оценки качества управления расходами бюджета на 0,19 балла (на 0,25 %) в меньшую сторону по причинам наличия отклонений в меньшую сторону по показателям качества финансового менеджмента указанной группы, в том числе:

- значение оценки показателя e1 «Внесение положительных изменений в бюджетную смету казенного учреждения» составило 0 баллов, что может характеризовать высокий уровень риска недостаточной эффективности управления расходами федерального бюджета по причине низкого качества планирования расходов федерального бюджета на обеспечение выполнения его функций. В 2019 году положительные изменения объемов лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных ФКУ «Пробирная палата России» бюджетной росписью по главе 092 «Министерство финансов Российской Федерации», в разрезе кодов бюджетной классификации Российской Федерации в среднем превысили 15 %;

- отклонение оценки показателя e3 «Погрешность кассового планирования» на 0,24 балла (на 31 %) в меньшую сторону, что характеризует высокий уровень риска снижения эффективности управления расходами федерального бюджета по причине некачественного оперативного планирования расходов ФКУ «Пробирная палата России» на обеспечение выполнения его функций;

- отклонение оценки показателя e4 «Равномерность кассовых расходов» составило 0,53 балла (на 68 %) в меньшую сторону, что характеризует высокий уровень риска несвоевременности кассового исполнения принятых бюджетных обязательств по причине недостаточности предельных объемов финансирования расходов федерального бюджета, доведенных до ФКУ «Пробирная палата России» в соответствии с прогнозом кассовых выплат ФКУ «Пробирная палата России», что также может говорить о низком качестве управления расходами федерального бюджета;

- отклонение оценки показателя e5 «Эффективность управления дебиторской задолженностью по расходам» составило 0,74 балла (на 95 %) меньшую сторону, что характеризует высокий уровень риска некачественного управления дебиторской задолженностью по расходам федерального бюджета, что также может говорить о недостаточности принятия мер ФКУ «Пробирная палата России» по снижению (недопущению роста) объемов просроченной и долгосрочной дебиторской задолженностей по расходам федерального бюджета;

4.2. Отклонения оценки качества управления доходами бюджета на 42,65 балла (на 45 %) в меньшую сторону по причинам наличия отклонений в меньшую сторону по показателям качества финансового менеджмента указанной группы, в том числе:

- отклонение оценки показателя p2 «Качество планирования поступлений доходов» на 0,13 балла (на 16 %) в меньшую сторону, что характеризует высокий уровень риска недостаточного качества планирования ФКУ «Пробирная палата России» поступлений доходов федерального бюджета, что может оказать негативное влияние на эффективность управления средствами федерального бюджета;

- отклонение оценки показателя p3 «Эффективность управления дебиторской задолженностью по доходам» на 0,4 балла (на 52 %) в меньшую сторону, что характеризует высокий уровень риска накопления объема дебиторской задолженности по доходам федерального бюджета, в том числе просроченной, что также может говорить о низком качестве управления ФКУ «Пробирная палата России» дебиторской задолженностью по доходам федерального бюджета;

4.3. Значения показателя a3 «Наличие подтверждения достоверности бюджетной отчетности казенного учреждения до представления ее субъекту отчетности» оценки качества ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности равному 0 баллов, что характеризует высокий риск представления недостоверной бюджетной отчетности ФКУ «Пробирная палата России» субъекту бюджетной отчетности по причине низкого качества осуществления работы службы внутреннего финансового аудита в ФКУ «Пробирная палата России» (бюджетная отчетность ФКУ «Пробирная палата России» за 2019 год не подтверждена службой внутреннего финансового аудита до ее представления субъекту бюджетной отчетности).