Пояснительная записка

Опубликован в разделе: 2019 год
скачать (DOC, 0.1 MB)
Опубликовано: 03.12.2019Изменено: 03.12.2019
Пояснительная записка Скачать

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к отчету Министерства финансов Российской Федерации о результатах мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого
главными администраторами средств федерального бюджета
(главными распорядителями средств федерального бюджета, главными администраторами доходов федерального бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета), по состоянию
на 1 октября 2019 года (квартальный)

Мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета, по состоянию
на 1 октября 2019 года (далее – мониторинг, главные администраторы) проведен в соответствии с Положением о формировании отчета Министерства финансов Российской Федерации о результатах мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета (главными распорядителями средств федерального бюджета, главными администраторами доходов федерального бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета), утвержденным приказом Минфина России
от 29.12.2017 № 264н (далее – Положение, Приказ № 264н).

При проведении мониторинга анализировались и оценивались результаты выполнения главными администраторами процедур и операций по составлению и исполнению федерального бюджета, ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности, управлению активами, осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита необходимых, в том числе, для исполнения бюджетных полномочий, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации.

Мониторинг проводился по 94 главным администраторам, в том числе по главным администраторам, имеющим объем данных и сведений с грифом «секретно» и «совершенно секретно» более 25 % от общего объема сведений,
а также по наиболее значимым учреждениям науки, образования, культуры и здравоохранения, указанным в ведомственной структуре расходов бюджета.

В целях расчета показателей качества финансового менеджмента при проведении ежеквартального мониторинга Минфином России использовались сведения Федерального казначейства, представленные в соответствии с пунктом 11 Положения, а также данные бюджетной отчетности, представляемой в Федеральное казначейство главными администраторами.

Следует отметить, что пунктом 2 Приказа № 264н, а также подпунктом «г» пункта 11 Положения установлено, что направление в электронном виде в Минфин России сведений, предусмотренных Положением и необходимых для расчета показателей качества финансового менеджмента, в том числе сведений из аналитической системы ключевых показателей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляется с использованием информационных систем Минфина России и (или) Федерального казначейства при наличии технической возможности. Однако, учитывая отсутствие в настоящее время технической возможности обеспечения сбора, обработки и обобщения необходимых сведений в части подведомственных главному администратору получателей бюджетных средств, квартальный мониторинг по состоянию на 1 октября 2019 года проводился по главным администраторам как получателям бюджетных средств, то есть без учета сведений о подведомственных главному администратору получателях бюджетных средств.

Также при проведении ежеквартального мониторинга по состоянию
на 1 октября 2019 года в соответствии с пунктом 13 Положения использовались оценки показателей качества финансового менеджмента, рассчитанные при проведении уточненного (основного) годового мониторинга по состоянию
на 1 января 2019 года, в том числе показатели, отражающие наличие фактов нарушений в финансово-бюджетной сфере, выявляемых Счетной палатой Российской Федерации и Федеральным казначейством по результатам проведения контрольно-аналитических мероприятий в отношении финансово-хозяйственной деятельности главных администраторов и подведомственных им получателей средств федерального бюджета (дисквалифицирующие показатели).

В отношении отдельных показателей, рассчитанных по главным администраторам, имеющим объем данных и сведений с грифом «секретно» и «совершенно секретно» более 25 % от общего объема сведений, и в случае отсутствия направления оценки качества финансового менеджмента у главного администратора в отчете о результатах мониторинга вместо рассчитанных оценок указывалась буква «н» (при этом вес этого направления пропорционально перераспределялся на другие направления оценки качества финансового менеджмента).

Отчет о результатах мониторинга содержит следующие сведения:

а) значения итоговой оценки качества финансового менеджмента главного администратора и всех показателей, используемых для его расчета;

б) целевые значения показателей качества финансового менеджмента;

в) информацию об отклонении итоговой оценки качества финансового менеджмента, включая отклонения оценок по группам показателей качества финансового менеджмента, от их целевых значений по каждому главному администратору.

При формировании отчета о результатах мониторинга использовались следующие условные обозначения, характеризующие итоговую оценку качества финансового менеджмента главного администратора, а также отклонение оценки от ее целевого значения:

<\thead>

Характеристика качества финансового менеджмента Обозначение Баллы

Максимальная оценка качества финансового менеджмента

ААА

от 90 до 100

Отличная оценка качества финансового менеджмента

АA

от 80 до 90

Высокая оценка качества финансового менеджмента

А

от 70 до 80

Хорошая оценка качества финансового менеджмента

BBB

от 60 до 70

Средняя оценка качества финансового менеджмента

BB

от 55 до 60

Удовлетворительная оценка качества финансового менеджмента

B

от 45 до 55

Низкая оценка качества финансового менеджмента

CC

от 35 до 45

Отклонение рассчитанной оценки качества финансового менеджмента от целевых значений показателей качества финансового менеджмента составляет более 25 %

Итоговая оценка качества финансового менеджмента главного администратора рассчитывалась по пяти направлениям показателей качества финансового менеджмента:

1) качество управления расходами бюджета (вес 0,5);

2) качество управления доходами бюджета (вес 0,2);

3) качество ведения учета и составления бюджетной отчетности (вес 0,1);

4) качество внутреннего финансового контроля и аудита (вес 0,1);

5) качество управления активами (вес 0,1).

Средняя итоговая оценка качества финансового менеджмента составила 76,5 балла при возможной максимальной итоговой оценке 100 баллов, что выше средней итоговой оценки за аналогичный период на 9,5 балла (по состоянию на 1 октября 2018 года средняя итоговая оценка составила 67 баллов).

По результатам мониторинга качества финансового менеджмента по состоянию на 1 октября 2019 года наилучшие итоговые оценки качества финансового менеджмента сложились по следующим 5 главным администраторам:

Российский фонд фундаментальных исследований – 97,12 балла;

Министерство финансов Российской Федерации – 94,23 балла;

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» - 92,13 балла;

Российская академия наук – 91,18 балла;

Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» - 91,15 балла.

Самые низкие итоговые оценки качества финансового менеджмента сложились по следующим 5 главным администраторам:

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова» - 43,91 балла;

Федеральное агентство лесного хозяйства - 43,73 балла;

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова - 39,18 балла;

Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству - 32,93 балла;

Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству – 31,18 балла.

Основными причинами низких оценок главных администраторов средств федерального бюджета являются недостатки при планировании объемов бюджетных ассигнований и объемов планируемых доходов, неточное прогнозирование поступлений доходов федерального бюджета, низкое качество управления дебиторской задолженностью, а также финансовые нарушения, выявленные по результатам внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета, и низкое качество осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

Показатели качества управления расходами бюджета рассчитываются с учетом наличия (отсутствия) у главного администратора в законе о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и плановый период бюджетных ассигнований (с учетом отраслевых особенностей) по соответствующим группам видов расходов:

- на обеспечение выполнения функций казенных учреждений (за исключением расходов на возмещение вреда);

- на социальное обеспечение и иные выплаты населению;

- на капитальные вложения в объекты государственной собственности;

- на предоставление межбюджетных трансфертов;

- на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность);

- на исполнение судебных актов.

Показатели качества управления доходами бюджета рассчитываются исходя из сведений (при наличии) по группам источников доходов 100 (налоговые и неналоговые доходы: 108, 111, 113, 114, 116, 117)
и 200 (безвозмездные поступления), указанные в кассовом плане исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета.

По результатам проведения мониторинга установлено:

Максимальная итоговая оценка (значение)

97,12

Минимальная итоговая оценка (значение)

31,18

Средняя итоговая оценка

76,51

Целевое значение итоговой оценки

77,50

Отклонение средней итоговой оценки от целевого значения

-0,09 или 1,3%

Средняя оценка по расходам

74,28

Средняя оценка по доходам

80,57

Средняя оценка по учету и отчетности

80,46

Средняя оценка по внутреннему финансовому контролю
и внутреннему финансовому аудиту

73,10

Средняя оценка по активам

78,85

Распределение итоговых оценок качества финансового менеджмента главных администраторов в увязке с целевым значением итоговой оценки качества финансового менеджмента представлено на рисунке 1.

Рис.1