Проект доклада Президенту Российской Федерации о мониторинге применения в отраслях бюджетной сферы механизма нормативно-подушевного финансирования от 14 марта 2016 года

скачать (PDF, 2.96 MB)
Опубликовано: 14.04.2016
Проект доклада Президенту Российской Федерации о мониторинге применения в отраслях бюджетной сферы механизма нормативно-подушевного финансирования от 14 марта 2016 года Скачать

Проект

 

Президенту

Российской Федерации

В.В. Путину 

 

Уважаемый Владимир Владимирович! 

Во исполнение Вашего поручения от 11 июня 2013 г. № Пр-1294 (подпункт «а» пункта 2) об обеспечении мониторинга применения в отраслях бюджетной сферы механизма нормативно-подушевого финансирования (далее – поручение № Пр-1294), с учетом предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, Правительство Российской Федерации докладывает.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.               № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, продолжена работа, направленная на применение механизма нормативно-подушевого финансирования в отдельных отраслях бюджетной сферы.

Внедрение механизма нормативно-подушевого финансирования проводится во взаимосвязи с мероприятиями, предусмотренными  статьей 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс).

В соответствии с пунктом 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, утверждаемых в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией, с соблюдением общих требований, определенных соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Положениями статьи 1 Федерального закона от 29.12.2015 № 406-ФЗ                  «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 69.2 Бюджетного кодекса дополнена пунктом 5, положениями которого определяются обязательные условия устанавливаемых порядков формирования государственного (муниципального) задания и финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания. Указанные порядки должны включать расчет и утверждение нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг на основе единых значений базовых нормативов затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг и корректирующих коэффициентов к ним, а также нормативных затрат на выполнение работ.

Принимая во внимание, что применение механизма нормативно-подушевого финансирования предусматривает определение себестоимости оказания государственной (муниципальной) услуги в расчете на одного потребителя указанной услуги, действующий порядок финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания учитывает механизм нормативно-подушевого финансирования в случае, если показателем, характеризующим объем государственной (муниципальной) услуги является количество физических лиц, которым была оказана государственная (муниципальная) услуга.

Минкультуры России, Минэкономразвития России, Минтрудом России, Минобрнауки России, Минспортом России, Минздравом России в 2015 году продолжена работа по применению механизма нормативно-подушевого финансирования в отдельных отраслях бюджетной сферы.

Минкультуры России механизм нормативно-подушевого финансирования используется в отношении государственных услуг в сфере культуры, искусства, архивного дела, историко-культурного наследия, кинематографии, единицами объема которых являются число зрителей, число посетителей, количество экскурсантов.

Значения базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг в сфере культуры, кинематографии, архивного дела, туризма и отраслевые корректирующие коэффициенты к ним утверждены приказом Минкультуры России от 30 декабря 2015 г. № 3450.

Значения базовых нормативов затрат и отраслевых корректирующих коэффициентов к базовым нормативам затрат на оказание государственных услуг в сфере физической культуры и спорта утверждены Минспортом России                      29 июля 2015 г. и в установленном порядке размещены на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по размещению информации о государственных и муниципальных учреждениях  (www.bus.gov.ru).

Кроме того, Минспортом России разработаны и утверждены                                    8 декабря 2015 г. методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта и органов местного самоуправления по переходу на нормативно-подушевое финансирование организаций, осуществляющих спортивную подготовку.

В соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и указанными методическими рекомендациями Минспорта России в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях проводится работа по формированию ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых государственными (муниципальными) учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на основе базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ.

Минспортом России были сформированы государственные задания федеральным государственным образовательным учреждениям среднего профессионального образования - училищам олимпийского резерва на оказание государственных услуг по этапам спортивной подготовки и видам спорта. Объем финансового обеспечения выполнения государственного задания определялся на основе нормативных затрат на оказание единицы государственной услуги в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки по каждому виду спорта.

Минобрнауки России разработана и утверждена приказом от 30 октября      2015 г. № 1272 Методика определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования по специальностям (направлениям подготовки) и укрупненным группам специальностей (направлений подготовки).

Кроме того, Минобрнауки России проводится работа по разработке методики определения нормативов обеспеченности объектами недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральными государственными учреждениями, подведомственными Минобрнауки России, или приобретенного ими за счет средств, выделенных указанным учреждениям Минобрнауки России на приобретение такого имущества, в том числе земельных участков (за исключением имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование, используемого в рамках государственного задания на оказание государственных услуг (выполнения работ), на одного обучающегося, а также нормативов затрат, связанных с содержанием данного имущества указанных организаций).

Минздравом России механизм нормативно-подушевого финансирования в 2015 году использовался в рамках утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. № 1273 Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (далее - Программа государственных гарантий), которая является основным инструментом реализации государственных гарантий оказания населению доступной и качественной медицинской помощи. 

В соответствии со статьей 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г.                   № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ) в рамках Программы государственных гарантий устанавливаются, в том числе средние подушевые нормативы финансирования.

На федеральном уровне средние подушевые нормативы финансирования Программы государственных гарантий определены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. № 1273 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».

В рамках мониторинга формирования и реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - территориальные программы), осуществляемого Минздравом России совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования в соответствии со статьей 81 Федерального закона              № 323-ФЗ, осуществляется, в том числе анализ подушевых показателей финансового обеспечения территориальных программ.

Информация о применении механизма нормативно-подушевого финансирования в отношении государственных услуг представлена 79 субъектами Российской Федерации, согласно которой:

а) в 77 субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты, устанавливающие порядок формирования ведомственного перечня государственных услуг и работ, в соответствии с абзацем третьим пункта 3.1 статьи 69.2 Бюджетного кодекса, из них государственное задание формируется на основании ведомственных перечней государственных услуг и работ, сформированных на основании базовых (отраслевых) перечней, начиная с:

-  2016 года – в 67 субъектах Российской Федерации;

-  2016 года в отдельных отраслях бюджетной сферы, с 2017 года по всем отраслям бюджетной сферы – в 4 субъектах Российской Федерации;

-  2017 года – в 6 субъектах Российской Федерации;

б) в 77 субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты, устанавливающие порядок формирования государственного задания и его финансового обеспечения, в соответствии с абзацем первым пункта 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса.

В системе здравоохранения города Москвы функционируют 6 государственных бюджетных образовательных учреждений, оказывающих услуги по реализации профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования и программ дополнительного профессионального образования. Финансовое обеспечение их деятельности осуществляется путем доведения субсидии на выполнение утвержденных государственных заданий (количество обучаемых) и утвержденных нормативов затрат на оказание государственной услуги (норматив затрат на одного обучаемого).

В результате применения механизма нормативно-подушевого финансирования повысилась эффективность планирования и использования бюджетных средств в сфере образования (в зависимости от количества обучающихся), а также качество оказываемых жителям города Москвы образовательных услуг.

В сфере здравоохранения в системе обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга, Республики Адыгея, Республики Алтай, Республики Дагестан, Республики Калмыкия, Республики Коми, Республики Мордовия, Республики Саха, Республики Северная Осетия-Алания по подушевому нормативу финансирования производится оплата медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях и оплата скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации (в сочетании с оплатой за вызов скорой медицинской помощи). По остальным видам медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования применяется оплата по утвержденным единым тарифам.

При установлении размера и структуры подушевого норматива финансирования на прикрепившихся лиц при оплате медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, а также подушевого норматива финансирования скорой медицинской помощи, оказываемой вне медицинской организации, применяются половозрастные коэффициенты дифференциации.

Минфином России продолжено оказание методологической поддержки органам государственной власти (органам местного самоуправления) по вопросам формирования государственных заданий на оказание государственных услуг и выполнение работ и расчету нормативных затрат на оказание государственных услуг.

 Методические материалы размещены на официальном сайте Минфина России в разделе «Нормативные затраты. Методологическая поддержка ФОИВ».

Кроме того, продолжает функционировать «горячая линия» для консультаций по вопросам определения нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг.

Вместе с тем, отмечается, что установленный в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации единый подход к порядку расчета объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, определяемых на основе единых значений базового норматива затрат и корректирующих коэффициентов к нему, не предусматривает применение «нормативно-подушевого финансирования».

В условиях реализации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации модели финансового обеспечения оказания государственных (муниципальных) услуг, основанной на расчете нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, считаем необходимым обеспечить мониторинг внедрения и применения нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в отраслях бюджетной сферы.

При этом контроль за обеспечением мониторинга внедрения и применения нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг полагаем целесообразным возложить на федеральные органы исполнительной власти в установленной сфере деятельности и на высших должностных лиц субъектов Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, Правительство Российской Федерации просит снять с контроля подпункт «а» пункта 2 от 11 июня 2013 г. № Пр-1294    перечня Ваших поручений об обеспечении мониторинга применения в отраслях бюджетной сферы механизма нормативно-подушевого финансирования.