Приложение - Методические рекомендации

скачать (DOCX, 48 KB)
Опубликовано: 23.12.2015Изменено: 23.12.2015
Приложение - Методические рекомендации Скачать
Приложение № 1
к совместному письму
Минфина России и Федерального казначейства
от 22.12.2015 № 02-06-07/75364 и
от 22.12.2015  № 07-04-05/02-874

Методические рекомендации по проведению главными распорядителями средств федерального бюджета инвентаризации объектов незавершенного строительства, вложений в объекты недвижимого имущества, и по представлению информации о результатах указанной инвентаризации, с указанием детальных сведений по каждому объекту (далее – Методические рекомендации)


1.    Общие положения

Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях определения общих требований к составу и порядку направления главными распорядителями средств федерального бюджета, подведомственными им получателями бюджетных средств, федеральными бюджетными и автономными учреждениями (далее - учреждения), а также федеральными государственными унитарными предприятиями, осуществляющими на основании соглашений полномочия государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов от лица федерального органа государственной власти (государственного органа) при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты федеральной собственности и получающие бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства федеральной собственности и (или) на приобретение объектов недвижимости государственной собственности в порядке, установленном для получателей бюджетных средств (далее - организации, осуществляющие бюджетные инвестиции), информации о состоянии объектов незавершенного строительства, капитальных вложений в недвижимое имущество Российской Федерации, сформированной по результатам анализа, проведенного в ходе их инвентаризации (далее – Инвентаризация), а также общих требований к порядку  проведения указанной Инвентаризации.

В целях обеспечения качественного и достоверного анализа информации о состоянии объектов незавершенного строительства, капитальных вложений в объекты капитального строительства федеральной собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в федеральную собственность  федеральными бюджетными и автономными учреждениями, получателями бюджетных средств, в том числе главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета как получателями бюджетных средств, бюджетными, автономными учреждениями, а также организациями, осуществляющими переданные полномочия по реализации бюджетных инвестиций (далее  - балансодержатели капитальных вложений), проводится инвентаризация объектов незавершенного строительства, капитальных вложений в объекты капитального строительства федеральной собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в федеральную собственность (далее - вложения в государственное недвижимое имущество).

Указанная инвентаризация осуществляется балансодержателем капитальных вложений в порядке, установленном им в рамках формирования своей учетной политики с учетом положений приказа Минфина России от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (в части норм действующего законодательства), применения первичных учетных документов, утвержденных приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» (далее – Приказ № 52н), а также положений настоящих Методических рекомендаций.

Инвентаризационную комиссию, созданную балансодержателем капитальных вложений для проведения инвентаризации вложений в государственное недвижимое имущество, следует создавать из технических специалистов, лиц, ответственных за организацию и ведение строительства, а также лиц, обладающих специальными знаниями в области строительства.

В случае отсутствия у балансодержателя капитальных вложений работников, обладающих специальными знаниями, для участия в работе инвентаризационной комиссии по решению председателя комиссии могут приглашаться эксперты. Эксперты включаются в состав комиссии на добровольной основе.

Если договором, заключенным между балансодержателем капитальных вложений, в котором создана инвентаризационная комиссия, и экспертом, участвующим в работе комиссии, предусмотрена возмездность оказания услуг эксперта, оплата его труда осуществляется:
а) федеральным органом государственной власти (федеральным государственным органом), его территориальным органом, органом управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации, его территориальным органом, федеральным казенным учреждением - в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в установленном порядке на обеспечение выполнения их функций;
б) федеральным бюджетным учреждением, федеральным автономным учреждением - за счет собственных средств, либо в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за счет средств, предоставленных из федерального бюджета в форме субсидий;
в) иными балансодержателями капитальных вложений - за счет собственных средств.

Экспертом не может быть лицо балансодержателя капитальных вложений, на которое возложены обязанности связанные  непосредственно с ведением строительства, или лицо организации, которая выполняет функции Исполнителя по договору строительства, иному договору, в рамках которого осуществлялись соответствующие вложения в государственное недвижимое имущество.

В функции бухгалтера при проведении Инвентаризации в соответствии с приказом Министерства труда Российской Федерации от 22.12.2014 № 1061н «Об утверждении профессионального стандарта «Бухгалтер» входит обеспечение данными для проведения инвентаризации активов и обязательств экономического субъекта, а также сопоставление результатов инвентаризации с данными регистров бухгалтерского учета и составление сличительных ведомостей.

Таким образом, включение работников бухгалтерии в состав инвентаризационной комиссии не требуется.
До начала инвентаризации рекомендуется проверить:
а) наличие и состояние регистров аналитического учета по каждому вложению в объект государственного недвижимого имущества;
б) наличие документов, являющийся основанием выделения средств федерального бюджета, и (или) документ – основание  для начала реализации  инвестиционных проектов (строительства);
в) наличие паспорта инвестиционного проекта, результатов инженерных изысканий, проектной документации, в том числе проектно - сметной документации, наличие положительного заключения экспертизы проектной документации, в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
При инвентаризации капитальных вложений в объекты государственного недвижимого имущества комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование (рабочее наименование), назначение, основные технические показатели, подтверждающие объем выполненных работ.

Кроме того, при инвентаризации вложений в объекты государственного недвижимого имущества (зданий, сооружений и другой недвижимости) комиссия проверяет наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов.
При выявлении объектов, по которым отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Например, - объем (по наружному или внутреннему обмеру), площадь (общая полезная площадь), число этажей (подвалов, полуподвалов и т.д.), год начала строительства и др.; по линейным объектам - протяженность, глубину и ширину; по мостам - местонахождение, род материалов и основные размеры; по дорогам - тип дороги (шоссе, профилированная), протяженность, материалы покрытия, ширину полотна и т.п.

Если комиссией установлено, что завершенные капитальные  вложения в объекты государственного недвижимого имущества  (работы капитального характера по надстройке этажей, пристройки новых помещений и др.) не отражены в бухгалтерском учете (в том числе у балансодержателя соответствующего объекта имущества), комиссия определяет сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и отражает в описи данные о произведенных изменениях.

На объекты государственного недвижимого имущества, по которым строительство было приостановлено (без консервации объектов), разрушенные и не подлежащие восстановлению объекты, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием причин, приведших указанные объекты к непригодности.

При сопоставлении фактически произведенных капительных вложений с данными бухгалтерского учета по объему произведенных капитальных вложений путем документальной проверки инвентаризационной комиссии следует также проанализировать характер произведенных капитальных вложений в  объекты государственного недвижимого имущества по следующим критериям:
а) год начала осуществления вложений;
б) планируемый год окончания строительства/реконструкции;
в) сметная стоимость строительства на дату начала строительства, согласно проектно-сметной документации;
г) сметная стоимость строительства на начало отчетного периода, согласно проектно-сметной документации;
д) сметная стоимость строительства на конец отчетного, согласно проектно-сметной документации;
е) объем средств, выделенных на строительство/ реконструкцию объекта из федерального бюджета, а также условия софинансирования указанных вложений за счет собственных средств (других источников финансового обеспечения).

Результаты проведенной инвентаризации оформляются Инвентаризационной описью (сличительной ведомостью) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087) , и Актом о результатах инвентаризации (ф. 0504835) (далее  - Акт (ф. 0504835).
К Акту (ф. 0504835), составленному по результатам проведенной инвентаризации, помимо Ведомости расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092), сформированной при выявлении расхождений, инвентаризационной комиссией учреждения составляются и прилагаются «Сведения об объектах незавершенного строительства, вложениях в объекты недвижимого имущества» (далее – Сведения), содержащие информацию о состоянии объектов незавершенного строительства, вложениях в объекты недвижимого имущества по форме согласно Приложению № 1 к настоящим Методическим рекомендациям.

Указанная информация подлежит раскрытию главным распорядителем средств федерального бюджета (далее – ГРБС) в составе раздела 4 «Анализ показателей бухгалтерской отчетности субъекта бюджетной отчетности» сводной Пояснительной записки  (ф. 0503160) (далее – Раздел 4 Пояснительной записки) дополнительно к информации, раскрываемой в Сведениях о движении нефинансовых активов (ф. 0503168). Указанная сводная информация о результатах инвентаризации капитальных вложений в объекты государственного недвижимого имущества формируется ГРБС на основании представленной ему в составе бухгалтерской (финансовой) отчетности подведомственными балансодержатели капитальных вложений  информации.

В Разделе 4 Пояснительной записки также приводится анализ состояния объектов государственного недвижимого имущества, иная информация, оказавшая существенное влияние и характеризующая показатели бухгалтерской отчетности субъекта бюджетной отчетности за отчетный период, в части результатов инвентаризации состояния объектов государственного недвижимого имущества, не нашедшая отражения в указанных Сведениях.
При этом представление информации по объектам, относящейся к сведениям, составляющим государственную тайну, осуществляется ГРБС в установленном порядке.

2.    Порядок заполнения Сведений об объектах незавершенного строительства, вложениях в объекты недвижимого имущества

Показатели Сведений формируются главным распорядителем средств федерального бюджета по результатам проведенной подведомственными получателями средств федерального бюджета, бюджетными и автономными учреждениями инвентаризации объектов незавершенного строительства, капитальных вложений в недвижимое имущество учреждения, на основании данных бухгалтерского (бюджетного) и аналитического учета, а также бухгалтерской (бюджетной) и аналитической отчетности подведомственных балансодержателей капитальных вложений в следующем порядке:
Показатель строки 060 Сведений формируется путем суммирования показателей строк 010, 020, 030, 040, 050.

В графах Сведений указываются:
в графе 1 – наименование, месторасположение (полный адрес) объекта капитального строительства, указанные в документе-основании для выделения средств федерального бюджета (начала строительства);
в графе 2 – код строки;
в графе 3 – код объекта в федеральной адресной инвестиционной программе (ФАИП), присвоенный Министерством экономического развития Российской Федерации;
в графе 4 – документ, являющийся основанием выделения средств федерального бюджета, и (или) документ – основание  для начала строительства (Указ Президента Российской Федерации, постановление или распоряжение Правительства Российской Федерации, приказ руководителя федерального органа исполнительной власти и т.п.);
в графе 5 – информация о состоянии объекта:
1 – строительство (приобретение) ведется;
2 – объект законсервирован;
3 – строительство объекта приостановлено (без консервации);
4 – строительство объекта не начиналось;
5 – объект введен в эксплуатацию (приобретен), документы направлены на государственную регистрацию права;
6 – объект введен в эксплуатацию (приобретен), документы не направлены на государственную регистрацию;
7 – раскрывается информация об ином состоянии объекта;
в графах 6, 7 указывается информация о причинах приостановления (прекращения) строительства:
1 – строительство/реконструкция объекта приостановлена по решению Правительства Российской Федерации (или уполномоченным федеральным органом власти);
2 – приостановлено финансовое обеспечение;
3 – низкий уровень подготовки и реализации проектных решений;
4 – отсутствие оформленных в установленном порядке прав собственности, в том числе на земельные участки;
5 – раскрываются сведения о неудовлетворительной работе подрядных организаций (нарушение сроков исполнения и иных условий контрактов, несвоевременность представления документов на оплату по выполненным работам и т.п.);
6 – отсутствие претендентов - подрядчиков (исполнителей, поставщиков) для реализации проекта в результате конкурсных процедур на право заключить государственный контракт (договор) на выполнение строительных, проектных и изыскательных и других работ, услуг;
7 – увеличение сроков процедур размещения заказов, заключения государственных контрактов и соглашений с субъектами Российской Федерации;
8 – раскрывается информация об иных причинах;
в графе 8 - год начала осуществления вложений;
в графе 9 - планируемый год окончания строительства/реконструкции;
в графе 10 – сметная стоимость строительства на дату начала строительства, согласно проектно-сметной документации;
в графе 11 – сметная стоимость строительства на начало отчетного периода, согласно проектно-сметной документации;
в графе 12 – сметная стоимость строительства на конец отчетного периода, согласно проектно-сметной документации;
показатель графы 13 формируется путем суммирования показателей граф 14, 15, 16;
в графе 14 – сумма средств, выделенная на строительство/реконструкцию объекта из федерального бюджета;
в графе 15 – сумма средств, выделенная на строительство/реконструкцию объекта из бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета;
в графе 16 – сумма планируемых к привлечению средств на строительство/реконструкцию объекта;
показатель графы 17 формируется путем суммирования показателей граф 18, 19, 20;
в графе 18 – сумма средств, предоставленная на строительство/реконструкцию объекта из федерального бюджета;
в графе 19 – сумма средств, предоставленная на строительство/реконструкцию объекта из бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета;
в графе 20 – сумма привлеченных средств на строительство/реконструкцию объекта;
показатель графы 21 формируется путем суммирования показателей граф 22, 23, 24;
в графе 22 – сумма кассовых расходов на начало отчетного периода, осуществленных из федерального бюджета на строительство/реконструкцию объекта с момента начала строительства/реконструкции;
в графе 23 – сумма кассовых расходов на начало отчетного периода, осуществленных из бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета на строительство/реконструкцию объекта с момента начала строительства/реконструкции;
в графе 24 – сумма кассовых расходов на начало отчетного периода, осуществленных за счет привлеченных средств на строительство/реконструкцию объекта с момента начала строительства/реконструкции;
показатель графы 25 формируется путем суммирования показателей граф 26, 27, 28;
в графе 26 – стоимость работ, выполненных за счет средств федерального бюджета и принятых к учету по счету бухгалтерского (бюджетного) учета 1 106 11 000 «Вложения в основные средства-недвижимое имущество учреждения» по объекту строительства/реконструкции на начало отчетного периода;
в графе 27 – стоимость работ, выполненных за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета и принятых к учету по счету бухгалтерского (бюджетного) учета 1 106 11 000 «Вложения в основные средства-недвижимое имущество учреждения» по объекту строительства/реконструкции на начало отчетного периода;
в графе 28 – стоимость работ, выполненных за счет привлеченных средств и принятых к учету по счету бухгалтерского (бюджетного) учета 1 106 11 000 «Вложения в основные средства-недвижимое имущество учреждения» по объекту строительства/реконструкции на начало отчетного периода;
показатель графы 29 формируется путем суммирования показателей граф 30, 31, 32;
в графе 30 – сумма кассовых расходов на конец отчетного периода, осуществленных из федерального бюджета на строительство/реконструкцию;
в графе 31 – сумма кассовых расходов на конец отчетного периода, осуществленных из бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета на строительство/реконструкцию объекта;
в графе 32 – сумма кассовых расходов на конец отчетного периода, осуществленных за счет привлеченных средств на строительство/реконструкцию объекта;
показатель графы 33 формируется путем суммирования показателей граф 34, 35, 36;
в графе 34 – стоимость работ, выполненных за счет средств федерального бюджета и принятых к учету по счету бухгалтерского (бюджетного) учета 1 106 11 000 «Вложения в основные средства-недвижимое имущество учреждения» по объекту строительства/реконструкции на конец отчетного периода;
в графе 35 – стоимость работ, выполненных за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета и принятых к учету по счету бухгалтерского (бюджетного) учета 1 106 11 000 «Вложения в основные средства-недвижимое имущество учреждения» по объекту строительства/реконструкции на конец отчетного периода;
в графе 36 – стоимость работ, выполненных за счет привлеченных средств и принятых к учету по счету бухгалтерского (бюджетного) учета 1 106 11 000 «Вложения в основные средства-недвижимое имущество учреждения» по объекту строительства/реконструкции на конец отчетного периода.