146. Публичная декларация целей и задач Минфина России

7710168360-declaration/7710168360-declaration/data-20230502-structure-20171221.xml

Публичная декларация целей и задач Минфина России
Номер цели Наименование цели Описание работы Ожидаемый результат Текущее положение и перспективное решение
1 Обеспечение стабильных экономических условий и структурная трансформация экономики
  • Проведение бюджетно-налоговой политики в соответствии с бюджетным правилом с учетом переходного периода.
  • Ориентация приоритетов бюджетной и налоговой политики на структурные изменения в экономике и достижение национальных целей развития.
  • Эффективная система управления и профилактики долгосрочных бюджетных и финансовых рисков.
  • Создание условий для устойчивого, динамичного и сбалансированного развития экономики.
  • Содействие адаптации экономики и достижению национальных целей развития.
  • Обеспечение долгосрочной устойчивости системы государственных финансов.
В условиях усиленного экономического и финансового давления западных стран экономическая и финансовая политика в 2022–2023 годах ориентирована на (1) обеспечение финансовой и ценовой стабилизации при поддержке доходов уязвимых категорий граждан и (2) содействие скорейшей адаптации экономики с сохранением рабочих мест и укреплением потенциала развития. Приверженность ответственной экономической политике, наряду с укреплением суверенной финансовой инфраструктуры (НСПК, СПФС, расчеты в национальных валютах) и реализацией оперативных мероприятий, содействовала скорой финансовой и ценовой стабилизации. Это создало условия для проведения эффективной антикризисной программы: поддержки базовых отраслей промышленности, системообразующих предприятий, МСП и наиболее уязвимых граждан. В результате экономическая активность проявила большую устойчивость, сохранилась стабильная ситуация с занятостью и доходами нуждающихся граждан. Приоритеты бюджетно-налоговой политики с 2023 года смещаются от антикризисной повестки к увеличению потенциала на основе реализации национальных целей развития с акцентом на: социальную поддержку нуждающихся граждан, технологическое развитие и расширение инфраструктуры, интеграцию новых регионов и обеспечение безопасности страны. При этом по мере адаптации экономики запланирована нормализация бюджетной политики. В 2023–2024 годах предусмотрен переходный период, а к 2025 году планируется выйти на параметры бюджетных правил. Такой подход, с одной стороны, обеспечит поддержку экономики в период адаптации и перестройки хозяйственных связей, а с другой – укрепит доверие к экономической политике, обеспечит устойчивость финансовой системы и доступность частного кредита как источника для экономического развития. В 2023 году также продолжатся мероприятия по совершенствованию системы управления и профилактики бюджетных рисков, включая оперативный учет и отражение долгосрочных последствий принятия расходных обязательств и изменения налогового законодательства, анализ и мониторинг ключевых бюджетных рисков, отражение неявных бюджетных обязательств (с учетом сферы ГЧП, СЗПК и др.) и связанных с ними бюджетных рисков.
2 Улучшение условий ведения бизнеса и конкурентной среды через повышение качества администрирования доходов бюджета
  • Создание условий для сокращения теневой экономики и улучшения конкурентной среды.
  • Проведение эксперимента по введению нового режима налогообложения самозанятых с последующим распространением на всей территории Российской Федерации
  • Усиление эффективности инвестиционных налоговых льгот.
  • Создание благоприятных условий для возвращения капитала в российскую юрисдикцию.
  • Повышение собираемости доходов при сокращении теневой экономики и содействии справедливой конкуренции.
  • Повышение прозрачности системы формирования доходов бюджета, обеспечение надежности и доступности финансовой информации.
  • Повышение доверия пользователей к бухгалтерской отчетности.
  • Создание комфортных условий для развития малого бизнеса и предпринимательства в правовом поле
  • Создание комфортных условий для предпринимательства и развития бизнеса в правовом поле.
  • Создание благоприятных условий для возвращения капитала в российскую юрисдикцию.
В 2022 году продолжилась работа по формированию единого информационного пространства администрирования доходов: в том числе закреплена нормативно-правовая база механизма прослеживаемости ввезенных в ЕАЭС товаров и начата апробация взаимодействия национальных систем прослеживаемости; закреплен и апробирован институт единого налогового платежа. Совершенствование администрирования доходов продолжится в 2023 году: – внедрение единого налогового платежа и настройка системы авансовых таможенных платежей; – развитие налогового мониторинга и эксперимент по таможенному мониторингу; – первый этап формирования единого реестра должников бюджетов бюджетной системы; – внедрение единой цифровой системы администрирования и прогнозирования доходов в части доходов, администрируемых федеральными органами власти. В целях создания комфортных условий для развития малого бизнеса и предпринимательства в 2022 году в 4 пилотных регионах реализуется эксперимент специального режима налогообложения АУСН, позволяющего осуществлять самостоятельный расчет налогов налоговыми органами.По результатам эксперимента АУСН может быть распространена на все субъекты РФ. В целях стимулирования отечественного бизнеса к переводу работы в национальную юрисдикцию проведен очередной этап амнистии капитала, реализуются стимулирующие меры по переводу холдинговых компаний с российским участием в САРы. По результатам оценки эффективности инвестиционных налоговых льгот на базе аналитической системы «Эффективность льгот» в 2023 году планируется корректировка отдельных параметров преференциальных налоговых режимов. В целях повышения доверия к бухгалтерской отчетности в 2023 году планируется актуализировать правила составления бухгалтерской отчетности, утвердить новый порядок инвентаризации активов и обязательств, подготовить предложения по включению консолидированной финансовой отчетности в состав государственного информационного ресурса бухгалтерской отчетности, завершить реализацию Концепции развития аудиторской деятельности до 2024 года.
3 Справедливое распределение национального дохода через повышение эффективности управления бюджетными расходами
  • Формирование гибкой и комплексной системы повышения эффективности бюджетных расходов, увязанной с системой государственного стратегического управления.
  • Совершенствование существующих и внедрение новых инструментов повышения эффективности.
  • Высвобождение недостаточно эффективно используемых бюджетных ресурсов для их перенаправления на решение приоритетных задач
  • Повышение прозрачности и создание условий для справедливой конкуренции в сфере контрактной системы.
  • Повышение качества и доступности государственных услуг в социальной сфере.
  • Повышение эффективности и оперативности исполнения бюджета по расходам.
В 2021–2022 годах в рамках реализации мероприятий Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019–2024 годах проведено реформирование института госпрограмм: единые проектные принципы управления, целеполагание с ориентацией на национальные цели развития, упрощение структуры и цифровой формат, тесная координация с регионами, гибкое управление финансами. В 2023 году предполагается дальнейшее развитие и совершенствование институтов повышения эффективности бюджетных расходов в том числе в рамках реализации мероприятий Концепции. В части повышения стратегической эффективности предполагается: – установление единой методики оценки эффективности госпрограмм; – масштабирование практики применения конкурентных способов отбора исполнителей бюджетных услуг в социальной сфере; – укрепление координации федеральных и региональных госпрограмм с повышением самостоятельности субъектов РФ в выборе инструментов достижения целей; – планирование внебюджетных источников финансового обеспечения госпрограмм. В части обеспечения операционной эффективности предполагается: – проведение обзоров бюджетных расходов; – завершение формирования индивидуальных методик оценки эффективности налоговых расходов; – оптимизация механизмов импортозамещения в сфере закупок, синхронизация норм № 44-ФЗ и КОАП в части административных правонарушений; – единые правила предоставления и отбора получателей субсидии производителям (ЮЛ, ИП, ФЛ); – распространение бюджетного мониторинга на участников системы казначейских платежей; – разработка методологии внедрения элементов нулевого бюджетирования в бюджетный процесс; – централизация полномочий ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности, начисления и выплаты зарплаты.
4 Обеспечение сбалансированного регионального развития через совершенствование межбюджетных отношений
  • Интеграция новых регионов в бюджетную и финансовую системы РФ.
  • Стимулирование регионов к развитию инфраструктуры, повышению долговой устойчивости и наращиванию экономического потенциала.
  • Настройка межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях.
  • Новые субъекты РФ интегрированы в бюджетную и финансовую системы РФ.
  • Содействие инфраструктурному развитию регионов, повышению их экономического потенциала и устойчивости государственных финансов.
  • Совершенствование межбюджетных отношений.
В 2022 году в рамках межбюджетного регулирования осуществлялось содействие со стороны федерального бюджета в обеспечении сбалансированности региональных и местных бюджетов. В целях поддержки инвестиционного развития регионов: – проведено замещение рыночных заимствований субъектов РФ (доля рыночного долга за 2022 год сократилась на 26%); – продолжается реализация программы предоставления инфраструктурных бюджетных кредитов (930 объектов, 250 млрд рублей); – продолжается механизм «списания» задолженности регионов по бюджетным кредитам в рамках реализации инвестиционных проектов. Оказана необходимая методологическая поддержка по интеграции в российское законодательство новых регионов, в том числе при формировании бюджетов новых субъектов РФ. Внесены изменения в методику распределения дотаций на выравнивание с учетом актуальных показателей социально-экономического развития. Принят федеральный закон, предусматривающий стимулирование развития городских агломераций (возможность заключения соглашений о межрегиональном и межмуниципальном сотрудничестве и создание финансовых стимулов через право регионов устанавливать дифференцированные нормативы отчислений для муниципальных образований). К ключевым задачам на 2023 год относятся: – методическая поддержка в части реализации бюджетной политики новых субъектов РФ; – осуществление мониторинга исполнения консолидированных бюджетов субъектов РФ в целях принятия оперативных решений и мер по поддержке регионов в связи с текущими рисками, обусловленными такими факторами, как введение единого налогового счета, изменение налога на прибыль за счет макроэкономических факторов и дополнительная нагрузка по социальным расходам; – разработка порядка предоставления специальных казначейских кредитов и отбора соответствующих инфраструктурных проектов; – продолжение реализации программы предоставления ИБК до 2025 года: отбор новых и мониторинг целевых показателей реализуемых инфраструктурных проектов; – расширение механизма «списания» задолженности регионов по бюджетным кредитам в целях стимулирования реализации инвестиционных проектов; – контроль за результатами реализации соглашений о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов РФ, реструктуризации бюджетных кредитов и при предоставлении целевой финансовой помощи из федерального бюджета.
5 Формирование долгосрочных финансовых ресурсов для развития и обеспечения стабильности финансового рынка
  • Комплекс мер по совершенствованию регулирования финансового рынка.
  • Осуществление оперативного контроля за трансграничными потоками капитала
  • Комплекс мер по повышению уровня финансовой грамотности граждан.
  • Развитие механизмов долгового финансирования дефицита.
  • Развитие рынка драгоценных металлов и драгоценных камней
  • Создание механизмов, обеспечивающих ускоренное формирование долгосрочных инвестиционных ресурсов.
  • Содействие цифровизации сферы финансовых услуг.
  • Содействие развитию финансовых услуг на отечественных товарных рынках.
  • Повышение доверия инвесторов к финансовому рынку.
  • Создание альтернативных систем расчетов.
  • Повышение доверия потребителей финансовых услуг к финансовому рынку.
  • Диверсификация предложения долговых инструментов по типам и по срокам до погашения.
  • Снижение теневого оборота драгоценных металлов/камней и обеспечение эффективного формата их прослеживания.
В части совершенствования и развития регулирования финансового рынка в 2023 году планируется: в целях роста сбережений и инвестиций граждан, а также повышения уровня защиты прав и интересов потребителей финансовых услуг: – создание стимулов для формирования гражданами долгосрочных сбережений; – внедрение мер по защите пользователей финансовых услуг, в том числе защиты прав частного инвестора; – развитие системы страхования вкладов, в том числе запуск механизма онлайн-направления заявления для получения страхового возмещения по вкладам в обанкротившихся банках; – повышение уровня финансовой грамотности граждан (поддержка региональных программ, мониторинг финансовой культуры граждан, стратегическое планирование в сфере финансовой грамотности до 2030 года); в целях обеспечения финансового и технологического суверенитета: – формирование условий для привлечения капитала компаниями на отечественном рынке ценных бумаг; – внедрение инструментов партнерского финансирования в отдельных субъектах РФ; – создание регуляторных основ деятельности лизинговых компаний; – развитие конкуренции на рынке кредитных рейтинговых услуг; – обеспечение перехода участников финансового рынка на отечественное ПО; в целях регламентирования выпуска цифровых валют и использования их в рамках ВЭД: – разработка механизмов трансграничных расчетов с использованием цифровых валют и ЦФА; – создание правовых основ регулирования майнинговой деятельности. В части государственной долговой политики первоочередными задачами будут обеспечение финансирования федерального бюджета и развитие новых сегментов финансового рынка, в том числе: – диверсификация структуры первичного предложения по инструментам и срокам до погашения, а также развитие механизмов активного управления структурой государственного долга; – совершенствование механизмов размещения государственных облигаций за счет расширения каналов предложения долговых инструментов и содействия развитию национальной финансовой инфраструктуры. В части развития товарных рынков, в том числе рынка драгоценных металлов и драгоценных камней: – формирование системы национальных товарных и финансовых индикаторов; – совершенствование права ЕАЭС в части экспорта драгоценных металлов; – запуск пилотного проекта по развитию цифровой торговли ювелирными изделиями; – содействие реформированию Кимберлийского процесса в целях увеличения экспорта российской алмазно-бриллиантовой продукции.
6 Управление федеральным имуществом и активами
  • Повышение качества управления федеральным имуществом и максимизация доходов от его использования.
  • Создание клиентоориентированной системы управления федеральным имуществом.
  • Развитие инструментов управления временно свободными остатками средств на едином казначейском счете.
  • Формирование оптимального состава федерального недвижимого имущества.
  • Обеспечение долгосрочного устойчивого роста стоимости активов и доходов от управления государственными компаниями.
  • Повышение темпов вовлечения имущества государственной казны в хозяйственный оборот
  • Снижение расходов федерального бюджета и оптимизация операционных расходов организаций с госучастием.
  • Цифровая трансформация процессов учета федерального имущества.
  • Снижение остатка средств на едином казначейском счете до «условного нуля».
В 2022 году: в целях максимизации доходов от использования федерального имущества: – изменен порядок расчета чистой прибыли ФГУП, направляемой в бюджет; – реализован новый порядок расчета дивидендов по акциям акционерных обществ с госучастием, обеспечено направление на выплату дивидендов по итогам 2021 года не менее 50% их прибыли; – повышена эффективность работы с непрофильными активами акционерных обществ с госучастием, суммарная выручка от их реализации выросла на 31%; в целях сокращения операционных издержек и повышения операционной гибкости госкомпаний: – реализован I этап «директивной гильотины», предусматривающий ревизию директив 2013–2018 годов, по результатам которого отменена 21 директива из 37; – обеспечен контроль за оплатой труда руководителей крупнейших организаций с госучастием; в целях формирования оптимального состава федерального имущества: – сокращено количество невостребованных объектов государственной казны (объекты жилого фонда, ОНС, ОКН, ГТС, суда, обращенные в собственность государства, и др.); – организована работа по разграничению прав собственности публично-правовых образований на защитные сооружения гражданской обороны; в целях повышения доходов от управления свободными остатками средств на едином казначейском счете: – создан механизм размещения средств на длительный срок с возможностью их отзыва, запущены операции биржевого РЕПО. В 2023 году: в целях повышения вовлеченности компаний с госучастием в достижение национальных целей: – расширение практики стимулирования через систему КПЭ и реализацию значимых проектов; – установление нового подхода к разработке и утверждению долгосрочных программ развития госкомпаний; в целях повышения финансовой устойчивости организаций с госучастием: – снижение рисков, связанных с уровнем долговой нагрузки и объемом операционных расходов госкомпаний; в целях сокращения операционных издержек и повышения операционной гибкости госкомпаний: – реализация II этапа «директивной гильотины» (ревизия директив 2019–2022 годов); в целях сокращения расходов федерального бюджета на содержание федерального имущества, повышения темпов его вовлечения в хозяйственный оборот и цифровой трансформации процессов его учета: – инвентаризация имущества государственной казны; – определение целевой функции каждого объекта государственной казны; – обеспечение свободного доступа граждан и организаций к информации об объектах государственной казны, выставляемых на продажу, с использованием цифровых сервисов; в целях снижения остатка средств на едином казначейском счете до минимального уровня: – формирование механизма по привлечению средств на организованном рынке РЕПО и запуск механизма «валютный своп» по покупке юаней за рубли.