Госдума приняла в первом чтении законопроект о федеральном бюджете на 2023-2025 гг.

Министр финансов представил проект федерального бюджета в первом чтении в Госдуме

26.10.2022 18:35

Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты, на ваше рассмотрение выносится проект бюджета на предстоящую трехлетку. Я остановлюсь на основных целях, задачах бюджетной политики, приоритетах бюджета, которые заложены в основной финансовый план страны.

Среди ключевых приоритетов хотел бы определить следующие. Это финансовое обеспечение социальных обязательств. Все те решения, которые заклады вались в Посланиях Президента, Приказах Президента, в решениях по поддержке людей, учтены, предоставлены необходимые средства.

Технологическая независимость и развитие инфраструктуры – также являются приоритетом, на этом позднее я остановлюсь более подробно. 

Обеспечение безопасности страны и готовность Вооруженных сил. Сегодня необходимы ресурсы для нужд обороны и безопасности. Это документ также учитывает.

Межбюджетное регулирование и интеграция регионов – также один из наших приоритетов, на который в бюджете учтены средства.

Все приоритеты обеспечены финансово и учтены в бюджете.

Объем расходов на протяжении трехлетки составит порядка 29 трлн руб. Таким образом, повышенный в текущем году уровень расходов создает дополнительный бюджетный стимул и будет сохранен до 2025 года, до выхода бюджета на нормальные параметры. В 2025 году мы имеем сбалансированный бюджет без учета процентных расходов. То есть нулевой первичный баланс. И это позволяет сохранять устойчивость бюджетной конструкции.

Остановлюсь более детально на приоритетах бюджетной политики.

Социальная сфера. Выполнение всех социальных обязательств, мы об этом говорили, – наш безусловный приоритет. Отмечу лишь несколько социальных направлений, по которым учтены ресурсы.

В следующем году будут выделены деньги на индексацию ежемесячных выплат инвалидам, ветеранам, чернобыльцам, другим категориям граждан, которые зависят от фактического уровня инфляции предыдущего, то есть, текущего года. На этот год мы планируем инфляцию в размере 12,4%, и в последующий год все выплаты данным категориям граждан будут, соответственно, учтены с индексацией на эту величину. Это примерно 1,5 трлн руб.

Также будет проиндексирован материнский капитал. Мы приняли соответствующие решения по факту инфляции предыдущего года. Материнский капитал на первого ребенка составит 589,6 тыс. руб., а на второго, если не получен на первого, 779 тыс. руб.

Также в бюджете учтена индексация страховых пенсий для 30 млн неработающих пенсионеров – на 4,8% или 1000 руб. Мы сохраняем те решения, которые были приняты ранее, и ежегодная индексация по 1000 руб., с учетом дополнительной индексации текущего года в июне на 10% тоже в полном объеме учтены в бюджете. В результате страховая пенсия по старости в 2023 году в среднем составит 21 тыс. 862 руб. Как и предусматривалось, на период проведения реорганизации пенсионной системы индексация по 1000 руб. сохранена и на предстоящие годы.

Более 3,5 трлн руб. пойдут на поддержку нуждающихся семей с детьми. С 2023 года предусмотрен новый механизм, так называемые универсальные пособия для семей с детьми, которым требуется государственная поддержка. Семьи с детьми до 17 лет и беременные женщины будут получать соответствующую помощь. Это почти 10 млн получателей. Новая мера поддержки заработает уже начиная со следующего года. Это одна из наших новаций, которая дополнительно учтена.

Объем детского бюджета, на который обращают внимание депутаты, в 2023 году вырастет по сравнению с текущим годом почти на 1 трлн руб. Ежегодный объем детского бюджета составит более 2,5 трлн руб. в год. Дополнительный рост выплачиваемых пособий будет обеспечен вследствие повышения прожиточного минимума с учетом его индексации на 10% 1 июня текущего года.

Более 300 млрд руб. будут направлены на программу улучшения жилищного обеспечения семей с детьми. Это включает субсидирование процентных ставок по льготной ипотеке для семей с детьми, а также единовременные выплаты в размере 450 тыс. руб. многодетным семьям на частичное погашение ипотеки.

Продолжится реализация прежних наших решений и задач, принятых ранее. Приведу несколько примеров.

Модернизация первичного звена и создание новых рабочих мест в общеобразовательных организациях в полном объеме учтены в бюджете. Сохраняются задачи по строительству 5 тыс. школ и ремонту 2,7 тыс. медицинских организаций. Они также нашли свое отражение в бюджете.

Из новых приоритетов: семь кампусов мирового уровня будут построены в Москве, Калининграде, Екатеринбурге, Новосибирске, Уфе, Челябинске, Нижнем Новгороде. 82 млрд руб. в трехлетке позволят создать абсолютно новые по типу образовательные учреждения современного уровня.

Следующий приоритет – это современные технологии, технологическая независимость. Со следующего года на реализацию этих задач выделяются значительные ресурсы. В трехлетке это более 1,7 трлн руб.

На что будет направлена поддержка? Это создание современной научной производственной базы по ключевым направлениям импортозамещения, достижения технологической независимости, льготное кредитование инвестиционных проектов в этой сфере и стимулирование спроса на произведенную продукцию. Важно, что подготовлены новации и обеспечены новые инструменты для этого. Мы говорим о поддержке промышленных кластеров, которые позволят сформировать гарантированный долгосрочный спрос на продукцию, а также использовать уже проверенные механизмы, такие как СПИК, льготные кредиты на срок до 10 лет и с субсидированием ставки до 90% ключевой ставки Центрального банка.

Какие ключевые направления по обеспечению технологической независимости получили поддержку в бюджете?

Электроника. Это воссоздание электронной промышленности. Со следующего года заработает госпрограмма развития радиоэлектронной промышленности, которая предусматривает поддержку инфраструктуры и технологий производства радиоэлектроники. Также будут выделены средства на прикладные исследования и подготовку соответствующих кадров, будут созданы соответствующие технологические заделы по перспективным электронным и радиоэлектронным технологиям. Планируем создать не менее восьми новых производств гражданской электронной продукции и получить почти 500 результатов интеллектуальной деятельности. Отрасль получит более 450 тыс. человек новых высококвалифицированных кадров.

Авиация. В целях замещения иностранных судов принято решение о наращивании выпуска самолетов отечественного производства. Это и МС-21, и «Суперджеты», и Ту-214, и небольшой самолет «Байкал». Все – с максимальным импортозамещением агрегатов, включая собственные двигатели ПД-8, ПД-14. В этих целях утверждена программа государственного гражданского заказа. Выделено 216 млрд руб. на трехлетку бюджетных денег и 0,5 трлн руб. из Фонда национального благосостояния для того, чтобы обеспечить спрос со стороны лизинговых компаний на наши российские суда.

Кроме того, учтены инновации: это создание демонстраторов технологий сверхзвукового гражданского самолета с низким уровнем экологического воздействия.

Судостроение. Также как и самолетостроение, судостроение будет поддержано прямыми бюджетными ассигнованиями и средствами из Фонда национального благосостояния, что позволит сформировать через механизмы лизинга соответствующий спрос. На эти цели из ФНБ будет выделено порядка 108 млрд руб.. Это позволит профинансировать строительство 346 гражданских судов в период с 2023-го по 2030 годы.

Инфраструктура. Тоже важнейший приоритет. В трехлетке 4,3 трлн будут направлены на развитие дорожной инфраструктуры и обеспечение транспортной доступности, включая развитие городского наземного электротранспорта. В этот период продолжится строительство таких крупных транспортных объектов как «Москва — Казань», М-4 «Дон» (обход города Аксай), далее западный обход Краснодара, участки «Казань — Екатеринбург», М-1 (белорусское направление). Проектом федерального бюджета предусматривается продление в 2025 году государственной поддержки регионов в целях модернизации дорожных объектов, в первую очередь межрегионального значения. На эти цели в 2025 году учтено более 240 млрд руб.

Транспорт. В 2023 году продолжится субсидирование авиаперевозок, которое мы начали использовать в текущем году как антикризисную меру. И такая поддержка авиакомпаний – субсидирование, позволяющее снижать цены на авиабилеты, – сохранится в следующем году.

Кроме того, для жителей Дальнего Востока, а также льготных категорий граждан, тоже сохранятся субсидируемые рейсы. На это будет выделено почти 30 млрд руб.

Жилищно-коммунальное хозяйство. Две задачи. Это новая программа переселения из аварийного жилья в 2024–2025 годах: предусмотрены необходимые ресурсы для тех субъектов Российской Федерации, которые завершают прежнюю программу. И новая программа развития коммунальной инфраструктуры: на эти цели будет выделено в трехлетке 280 млрд руб. Это капитальный ремонт, износ инфраструктуры, которая является нашей проблемой уже много лет, и к ней мы только сейчас начинаем подступаться. Вместе с субъектами Российской Федерации будем решать эту проблему, что позволит стабилизировать и тарифы на коммунальное хозяйство, а где-то, может быть, даже и снизить.

АПК и сельские территории. На них в среднем в трехлетке учтено более 400 млрд ежегодно. В следующем году на поддержку агропромышленного комплекса будет направлено 440 млрд руб. Здесь и субсидирование процентных ставок, и стимулирующие субсидии, и поддержка виноградарства (это новая задача). Все эти новации учтены в бюджете.

Сельские территории, конечно, тоже один из наших приоритетов. На реализацию проекта комплексного развития сельских территорий предусмотрено более 65 миллиардов рублей. Это позволит реализовать более 90 крупных проектов по созданию жилищной, социальной и инженерной инфраструктуры и более 1 тысячи проектов по благоустройству сельских территорий. Результат – более 1 млн селян повысят свое качество жизни.

Межбюджетные отношения. Мы много сделали уже для поддержки регионов за последние годы: снизили долговую нагрузку, снизили коммерческий долг субъектов Российской Федерации. Хочу сказать, что коммерческий долг в структуре налоговых доходов составляет всего 7%, а долг субъектов Российской Федерации сегодня находится на беспрецедентно низком уровне – 22% от собственных доходов. Это результат того, что в предыдущие годы мы вместе с вами принимали решение о расчистке долговых обязательств регионов.

В следующем году межбюджетные трансферты составят более 3 трлн руб., из которых 900 млрд – на национальные проекты.

Поддержим регионы и по обеспечению зарплат работникам бюджетной сферы. Дотации на это составят 100 млрд руб., они увеличатся более чем на 10%.

Продолжится предоставление инфраструктурных кредитов. Наша задача – триллион рублей за 4 года: в 2023-2025 годах предусмотрено выделение по 250 млрд руб. ежегодно. Уже одобрено 373 таких кредита в 83 субъектах Российской Федерации. Эта задача запущена, и деньги на предстоящие три года также учтены в бюджете.

Продолжится выдача льготных займов через «Дом.РФ», через Фонд ЖКХ. Все это позволит создавать необходимую инфраструктуру.

Выравнивание бюджетной обеспеченности. Депутаты ставили задачу об индексации дотаций на выравнивание темпами не ниже инфляции. На 8,5% в следующем году будут проиндексированы дотации на выравнивание. В последующие годы – ровно на инфляцию. Размер дотаций в 2025 году составит почти 900 млрд руб. Их распределение мы рассмотрим ко второму чтению, проведем трехстороннюю комиссию, и обязательно все обсудим.

Новацией является вопрос о перераспределении средств от консолидированных групп налогоплательщиков. Со следующего года этот инструмент прекращает свое действие. Но для того, чтобы поддержать субъекты, у которых могут возникнуть выпадающие доходы, мы вместе с регионами обсудили механизм постепенного перехода на нормальные уровни уплаты налога: в ближайшие годы сохранится централизованное перераспределение налога на прибыль под консолидированные группы налогоплательщиков. Мы обсудили это с субъектами Российской Федерации для того, чтобы этот переход не был болезненным для бюджетов, для выполнения региональных обязательств.

Приоритетом на предстоящую трехлетку является полноценная интеграция новых регионов в состав Российской Федерации. Мы предусмотрели необходимые ресурсы на текущие расходы, на выполнение всех тех обязательств, которые существуют в Российской Федерации, и предусмотрели средства для восстановления экономики этих регионов после тех разрушений, с которыми сейчас они сталкиваются.

Если говорить о региональных кластерах, то хотел бы отметить еще поддержку Дальнего Востока. С учетом всех мер поддержки объем финансирования составит порядка 160 млрд руб. в трехлетнем периоде. Здесь и комфортная среда для жизни, и развитие инфраструктуры, и строительство арендного жилья – с учетом средств Фонда национального благосостояния. Всё будем делать для того, чтобы стимулировать миграционный приток в регионы Дальнего Востока.

Продолжится программа и по поддержке 10 регионов с низким уровнем социально-экономического развития. Мы сегодня на практике говорили о необходимости продолжения этой программы, поскольку она заканчивается в 2024 году. Мы проанализируем ее работу, итоги, и примем решение о ее продлении после 2024 года.

Теперь о том, какие источники предусмотрены в бюджете для реализации всех этих решений. Мы предусмотрели ряд налоговых новаций. Первое: решения по улучшению администрирования доходов. Мы запланировали дополнительные средства за счет улучшения администрирования по налогу на добавленную стоимость, по акцизам на табак (для этого мы предусматривали принятие целого ряда налоговых инициатив в этой части).

Но основные источники – это более справедливое налогообложение ресурсной ренты. Речь идет о газовой, нефтяной, угольной отраслях, производстве удобрений. Все те сверхдоходы, связанные с высокой ценовой конъюнктурой на мировых рынках, позволяют нам часть таких доходов изъять в бюджет без каких-либо последствий для финансовых результатов этих компаний. Мы обсуждали и с бизнесом эти предложения, и с депутатами Государственной Думы, перед тем как внести соответствующие налоговые предложения. Это позволяет нам мобилизовать порядка 1 трлн руб. ежегодно. И использовать их на решение новых задач, которые стоят перед нашей страной.

Также в трехлетке мы активно будем использовать заимствования на внутреннем рынке. В целом объем заимствований на трехлетку составит на валовой основе около 3,5 трлн руб. Мы активно начинаем использовать этот ресурс уже в текущем году и будем предлагать рынку те инструменты, которые будут приемлемы как для инвесторов, так и для заемщиков.

Мы понимаем, что если раньше большие объемы капитала уходили заграницу, то сейчас эти деньги должны работать здесь, в Российской Федерации. И предложить хороший инструмент заимствования – мне кажется, это абсолютно справедливо в нашей трехлетке.

Следуя изложенным подходам, бюджетный дефицит сократится с 2% ВВП в 2023 году до 0,7% в 2025 году, и позволит обеспечить безопасный уровень баланса бюджета на предстоящую трехлетку.

Уважаемые депутаты, представленный законопроект учитывает как новые вызовы, так и реализацию всех тех решений, о которых мы говорили в предыдущие годы. Бюджет отвечает задачам обеспечения безопасности страны, воссоздания собственных технологических компетенций. Это позволит поддержать экономику, а значит, благосостояние и качество жизни наших людей. Просим поддержать бюджет в первом чтении.