Министр финансов представил проект федерального бюджета на Заседании Правительства РФ

Проект бюджета учитывает нормализацию бюджетной политики и постепенный выход в 2025 году на бюджетные правила

22 сентября 2022 16:00

Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги!

Проект бюджета составлен с учётом параметров макроэкономического прогноза, который учитывает постепенное восстановление экономики и выход на устойчивые положительные темпы роста уже в 2024 году. Проект бюджета учитывает нормализацию бюджетной политики и постепенный выход в 2025 году на бюджетные правила, которые предусматривают первичный баланс бюджета. Что это такое? Доходы будут равняться расходам без учёта расходов на обслуживание государственного долга. При этом в расчёте доходов учтены базовые нефтегазовые доходы в размере 8 трлн рублей, а всё, что будет поступать сверх базовых нефтегазовых доходов, будет отправляться в Фонд национального благосостояния. Это позволит сократить бюджетный дефицит с 2% ВВП в 2023 году до 0,7% в 2025 году, а дефицит без учёта нефти и газа, так называемый ненефтегазовый дефицит, – с 7,9% в 2023 году до 5,7% в 2025 году. То есть мы выходим на достаточно устойчивый безопасный уровень по этому показателю.

Для достижения таких параметров приняты меры по повышению доходной части бюджета. Подготовлены соответствующие налоговые новации, а также проведены меры по приоритизации расходов.

Налоговые предложения учитывают справедливое изъятие части природной ренты, которая возросла в результате изменения мировой конъюнктуры цен на сырьевые товары.

Ключевые предложения: повышение экспортных пошлин на трубопроводный газ, изъятие дополнительных доходов производителей сжиженного природного газа, введение экспортной пошлины на удобрения и энергетический уголь в случае сохранения высоких цен на эту продукцию, повышение налогообложения нефтяной отрасли путём сохранения уточнённого в текущем году механизма демпфера и корректировки расчёта налога на добычу полезных ископаемых.

Предусмотрен ряд и других налоговых новаций. Они все внесены Министерством финансов в Правительство Российской Федерации, и мы просили бы их рассмотреть и включить в бюджетный пакет для представления в Государственную Думу.

В расходах приоритеты были определены в посланиях Президента Российской Федерации и решениях Правительства. Это полное обеспечение социальных мер поддержки семей с детьми, пенсионеров, работников бюджетной сферы; продолжение реализации таких важных программ, как выплата материнского капитала, ипотечные программы, включая семейную ипотеку и сельскую ипотеку; меры по созданию новых мест в общеобразовательных организациях и ремонт школ. До 2024 года будет введено в эксплуатацию более 1,5 тыс. школ и более 1 млн школьных мест. На всё это предусмотрены необходимые ресурсы.

Продолжатся, в частности, такие программы, как «Первичное звено для каждого». Это позволит модернизировать более 5 тыс. организаций здравоохранения.

Предусмотрены также ресурсы на создание семи новых кампусов мирового уровня. Значительные средства заложены на поддержку промышленности, что позволит создать мощности для производства продукции, ранее импортируемой из-за рубежа.

Предусмотрено создание новых мощностей в микроэлектронике, в авиастроении, других секторах промышленности.

Нельзя не остановиться и на продолжении программ развития инфраструктуры. Дорожная пятилетка обеспечена в полном объёме источниками финансирования.

Предусмотрены также деньги на новый проект – это развитие наземного электротранспорта. Указаны источники и для новой программы «Модернизация жилищно-коммунального хозяйства».

Сохранены меры и по поддержке регионов. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности будут проиндексированы на уровне не ниже прогнозной инфляции. В следующем году дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, что создаёт доходную базу регионам, которые нуждаются в государственной поддержке, будут увеличены на 8,5%. Продолжится предоставление инфраструктурных кредитов, меры по реструктуризации ранее предоставленных из федерального бюджета займов.

Несколько слов об источниках финансирования дефицита и объёмах Фонда национального благосостояния. Основной упор делаем на внутренние заимствования. В текущем году после волатильности на финансовом рынке мы начинаем размещать государственные ценные бумаги. В следующем году будем делать это более активно, поскольку планируем, что ёмкость финансового рынка будет возрастать. В этой связи мы скорректируем верхний предел заимствований на предстоящие два года таким образом, чтобы минимизировать использование ФНБ, а больше привлекать ресурсов с финансового рынка. В идеальном случае мы вообще планируем отказаться от использования ФНБ на цели заимствования. Средства Фонда национального благосостояния после достижения необходимого уровня, который будет обеспечивать бюджетную стабильность и надёжность, будут направляться на реализацию инфраструктурных проектов.

В заключение хотел обратить внимание на законопроекты, которые внесены в Правительство и являются неотъемлемой частью бюджетного пакета. Помимо изменений налогового законодательства подготовлены поправки в Бюджетный кодекс, закон «О базовой стоимости необходимого социального набора», «Об обязательном пенсионном страховании» и ряд других.

Просьба поддержать проект бюджета и внесённые вместе с ним законодательные инициативы.