Заместитель министра финансов Владимир Колычев в интервью Блумбергу о бюджетной поддержке и готовности России к санкциям

07 декабря 2020 11:10

О поддержке экономики и бюджете:

“В первую волну многие сектора не имели возможности работать в принципе. Поэтому была оказана секторальная поддержка пострадавшим отраслям. Также была оказана поддержка доходам граждан, что в период снятия ограничений содействовало динамичному росту потребительской активности и, соответственно, восстановлению деловой активности в секторах, где вводились ограничения. Если у второй волны причины будут такими же, то и ответ может быть схожим. Пока мы не видим таких причин”.

“Базовый сценарий менять не планируется: по экономической активности, третий квартал и начало четвертого квартала Россия проходит лучше, чем было заложено в макропрогнозе и бюджете. Предпосылок для того, чтобы менять бюджет не видим”.

“Сейчас в бюджете заложен довольно большой рост расходов, как в этом, так и в следующем году, по сравнению с доковидными прогнозами. В 2020 году это около 4-4,5% ВВП, а в 2021 году более 1% ВВП. Стимул соразмерен эффекту ковида на внебюджетный сектор, который мы наблюдаем. Если по какой-то причине эффект ковида окажется масштабнее, то в бюджете заложены определенные резервы... Резервный фонд правительства может составить до 0,5 триллиона рублей”.

О Фонде национального благосостояния:

“Главная цель бюджетного правила и ФНБ как неотъемлемой его составляющей – равномерное (справедливое) межпоколенческое распределение природной ренты. Менять целеполагание бюджетного правила для большего расходования ФНБ на антикризисные программы - неправильно. Это перечеркнуло бы стабилизирующую функцию правила, повысило бы уязвимость нашей экономики к ценовой конъюнктуре на рынке энергоносителей. Если бы не было ФНБ, то и ослабление рубля в этом году было бы гораздо более масштабным чем 18%”.

“Формального основания для инвестиций средств ФНБ в нерезервные активы пока нет – для этого уровень резервных активов ФНБ на горизонте бюджетной трехлетки должен устойчиво превышать 7% ВВП... В части резервных активов будем менять структуру по валютам - приближать ее к структуре резервов ЦБ”.

О санкциях и бондах:

“Сейчас мы готовы к любым сценариям. Как разработали варианты реагирования на самые жесткие санкции в 2018 году, так и не меняли их. Есть понимание, как минимизировать последствия для нашей экономики относительно всех санкций из известного “меню”. Пока спектр обсуждаемых санкций в США не менялся. И республиканцы, и демократы обсуждают примерно один и тот же перечень”.

“За последние несколько лет доля нерезидентов была в диапазоне 25-35%. Предполагаем, что такой эта доля и останется”.

“Полагаем, что в следующем году можем выпустить sustainable суверенный долг. Пока изучаем этот вопрос: пытаемся понять, что именно для инвесторов означает sustainable”.

О пике углеводородов:

“Сейчас идет глобальный уход от углеводородной энергетики. Роль углеводородов будет неизбежно сокращаться. И хорошо, что мы заранее начали к этому готовится, имея в виду осторожные предпосылки по цене на нефть в бюджетном правиле”.

“Пик потребления углеводородов, может, уже даже и прошел. Пандемия структурно повлияла на мировую экономику: уже меньше путешествий, пользования транспортом, командировок, но больше видео конференций, заказов через онлайн торговлю. Это уже могло повлиять на структурный уровень потребления углеводородов в мире”.