Предварительная оценка исполнения федерального бюджета за январь-май 2023 года
Динамика поступления ненефтегазовых доходов и финансирования расходов свидетельствуют о продолжающейся нормализации исполнения федерального бюджета в течение января-мая текущего года и в целом соответствует параметрам закона о бюджете (№466-ФЗ от 5 декабря 2022).
По предварительной оценке, объем доходов федерального бюджета в январе-мае 2023 года составил 9 818 млрд рублей, что на 19% ниже объема поступления доходов за аналогичный период 2022 года (в мае 2023 г. +1,2% г/г). При этом в части поступления ключевых ненефтегазовых доходов – как федерального бюджета, так и бюджетной системы в целом – наблюдается устойчивая положительная динамика.
- Ненефтегазовые доходы федерального бюджета составили 6 965 млрд рублей и увеличились на 9% г/г. Динамика поступления крупнейших ненефтегазовых доходов федерального бюджета (оборотные налоги, налог на прибыль) нормализовалась после временного сокращения в январе, связанного с действием единовременных факторов (ускоренный порядок возмещения НДС, возврат переплат налога на прибыль) и вышла в устойчиво положительную область – в том числе к уровню 2021 года (как менее подверженному статистическим эффектам базы).
В целом объем и траектория поступления ненефтегазовых доходов по итогам января-мая 2023 года свидетельствуют о некотором превышении динамики, заложенной при формировании закона о бюджете (№466-ФЗ от 5 декабря 2022 года).
- Нефтегазовые доходы составили 2 853 млрд рублей и снизились на 50% г/г, что связано с высокой базой сравнения прошлого года, снижением котировок цен на нефть марки Юралс и сокращением объемов экспорта природного газа. Месячная динамика нефтегазовых доходов постепенно выходит на стабильную траекторию, соответствующую их базовому уровню (8 трлн рублей в год).
Уточнение механизма определения налоговой базы «нефтяных» налогов и сокращение соответствующих ценовых дисконтов будут содействовать дальнейшему восстановлению налоговых поступлений от нефтяного сектора в течение года – особенно во втором полугодии.
При этом использование средств ФНБ на покрытие недополученных нефтегазовых доходов в соответствии с параметрами «бюджетного правила» обеспечивает устойчивость бюджетной системы к колебаниям в поступлении нефтегазовых доходов.
По предварительной оценке, объем расходов федерального бюджета за 5 месяцев 2023 года составил 13 229 млрд рублей, превысив показатели аналогичного периода прошлого года на 27% г/г. Месячная динамика исполнения расходов федерального бюджета постепенно выходит на нормальный уровень после ускоренного финансирования в январе-феврале отдельных контрактуемых расходов.
В целом в 2023 году объем расходов федерального бюджета будет формироваться исходя из предельного размера бюджетных ассигнований, утвержденных в законе о бюджете (№466-ФЗ) и размера дополнительных ненефтегазовых доходов в случае их формирования в течение года (в соответствии с нормами «бюджетного правила»). Это обеспечивает стабильность первичного структурного дефицита на уровне параметров закона о бюджете (№466-ФЗ).
Повышенную гибкость управления структурой предельных бюджетных ассигнований в 2023 году – в том числе при необходимости их направления на непредвиденные расходы – обеспечивает наличие нераспределенных резервов, а также высвобождение бюджетных ассигнований в размере 1 496 млрд рублей вследствие авансового перечисления Фонду пенсионного и социального страхования в декабре 2022 года отдельных трансфертов, предусмотренных на 2023 год.
Исполнение федерального бюджета за январь-мае 2023 года (предварительные данные)
млрд рублей
|
янв-май 2023* |
янв-май 2022 |
%, г/г |
утверждено законом от 05.12.2022 |
ДОХОДЫ |
9 818 |
12 043 |
-18,5% |
26 130 |
НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ, в т.ч.: |
2 853 |
5 658 |
-49,6% |
8 939 |
базовые нефтегазовые доходы |
3 272 |
2 760 |
+18,6% |
8 000 |
НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ, в т.ч.: |
6 965 |
6 385 |
+9,1% |
17 191 |
НДС (производство и импорт) |
4 368 |
3 757 |
+16,2% |
10 417 |
налог на прибыль |
688 |
810 |
-15,0% |
1 633 |
РАСХОДЫ, в т.ч.: |
13 229 |
10 454 |
+26,5% |
29 056 |
государственные закупки |
3 334 |
2 131 |
+1 203 |
4 982 |
ДЕФИЦИТ |
-3 411 |
+1 589 |
-5 000 |
-2 925 |
* доходы представлены с учетом поступивших на ЕНС платежей, отнесенных к соответствующим доходам федерального бюджета на 1 июня 2023 года
Таким образом, исполнение федерального бюджета в соответствии с параметрами первичного структурного дефицита, определенного в законе о бюджете, наряду с использованием/формированием средств ФНБ в рамках механизма «бюджетного правила» обеспечивает устойчивость бюджетной системы и укрепляет макроэкономическую и финансовую стабильность Российской Федерации.
[1] Окончательные данные формируются с учётом бухгалтерских отчётов администраторов бюджетных средств, в которых учитываются операции, произведённые минуя счета Федерального казначейства (в т.ч. операции за рубежом).
Все материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons «Attribution» 4.0 Всемирная