Предварительная оценка исполнения федерального бюджета за январь-апрель 2023 года
Динамика поступления ненефтегазовых доходов и финансирования расходов свидетельствуют о постепенной нормализации исполнения федерального бюджета в течение января-апреля текущего года и в целом соответствует параметрам закона о бюджете (№466-ФЗ от 5 декабря 2022).
По предварительной оценке объем доходов федерального бюджета в январе-апреле 2023 года составил 7 782 млрд рублей [1], что на 22% ниже объема поступления доходов за аналогичный период 2022 года. При этом в части поступления ключевых ненефтегазовых доходов – как федерального бюджета, так и бюджетной системы в целом – наблюдается устойчивая положительная динамика.
- Ненефтегазовые доходы федерального бюджета составили 5 500 млрд рублей и увеличились на 5% г/г. Динамика поступления крупнейших ненефтегазовых доходов федерального бюджета (оборотные налоги, налог на прибыль) нормализовалась после временного сокращения в январе, связанного с действием единовременных факторов (ускоренный порядок возмещения НДС, возврат переплат налога на прибыль) и вышла в устойчиво положительную область – в том числе к уровню 2021 года (как менее подверженному статистическим эффектам базы).
В целом объем и траектория поступления ненефтегазовых доходов по итогам января-апреля 2023 года соответствует динамике, заложенной при формировании закона о бюджете (№466-ФЗ от 5 декабря 2022 года).
- Нефтегазовые доходы составили 2 282 млрд рублей и снизились на 52% г/г, что связано с высокой базой сравнения прошлого года, снижением котировок цен на нефть марки Юралс и сокращением объемов экспорта природного газа. Месячная динамика нефтегазовых доходов постепенно выходит на стабильную траекторию, соответствующую их базовому уровню (8 трлн рублей в год).
Уточнение механизма определения налоговой базы «нефтяных» налогов и сокращение соответствующих ценовых дисконтов будут содействовать дальнейшему восстановлению налоговых поступлений от нефтяного сектора в течение года – особенно во втором полугодии.
При этом использование средств ФНБ на покрытие недополученных нефтегазовых доходов в соответствии с параметрами «бюджетного правила» обеспечивает устойчивость бюджетной системы к колебаниям в поступлении нефтегазовых доходов.
По предварительной оценке объем расходов федерального бюджета в январе-апреле 2023 года составил 11 206 млрд рублей, превысив показатели аналогичного периода прошлого года на 26% г/г. Месячная динамика исполнения расходов федерального бюджета замедлилась с марта (+3,9% г/г в апреле 2023 года) после ускоренного финансирования в январе-феврале отдельных контрактуемых расходов.
В целом в 2023 году объем расходов федерального бюджета будет формироваться исходя из предельного размера бюджетных ассигнований, утвержденных в законе о бюджете (№466-ФЗ) и размера дополнительных ненефтегазовых доходов в случае их формирования в течение года (в соответствии с нормами «бюджетного правила»). Это обеспечивает стабильность первичного структурного дефицита на уровне параметров закона о бюджете (№466-ФЗ).
Повышенную гибкость управления структурой предельных бюджетных ассигнований в 2023 году – в том числе при необходимости их направления на непредвиденные расходы – обеспечивает наличие нераспределенных резервов, а также высвобождение бюджетных ассигнований в размере 1 496 млрд рублей вследствие авансового перечисления Фонду пенсионного и социального страхования в декабре 2022 года отдельных трансфертов, предусмотренных на 2023 год.
Исполнение федерального бюджета за январь-апрель 2023 года (предварительные данные)
млрд рублей
|
янв-апр 2023* |
янв-апр 2022 |
%, г/г |
утверждено законом от 05.12.2022 |
ДОХОДЫ |
7 782 |
10 034 |
-22,4% |
26 130 |
НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ, в т.ч.: |
2 282 |
4 787 |
-52,3% |
8 939 |
базовые нефтегазовые доходы |
2 601 |
2 374 |
+9,5% |
8 000 |
НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ, в т.ч.: |
5 500 |
5 247 |
+4,8% |
17 191 |
НДС (производство и импорт) |
3 439 |
3 098 |
+11,0% |
10 417 |
налог на прибыль |
561 |
695 |
-19,4% |
1 633 |
РАСХОДЫ, в т.ч.: |
11 206 |
8 869 |
+26,3% |
29 056 |
государственные закупки |
2 840 |
1 759 |
+1 081 |
4 982 |
ДЕФИЦИТ |
-3 424 |
+1 164 |
-4 588 |
-2 925 |
* доходы представлены с учетом нераспределённых средств ЕНП на 1 мая 2023 года
Таким образом, исполнение федерального бюджета в соответствии с параметрами первичного структурного дефицита, определенного в законе о бюджете, наряду с использованием/формированием средств ФНБ в рамках механизма «бюджетного правила» обеспечивает устойчивость бюджетной системы и укрепляет макроэкономическую и финансовую стабильность Российской Федерации.
[1] Окончательные данные формируются с учётом бухгалтерских отчётов администраторов бюджетных средств, в которых учитываются операции, произведённые минуя счета Федерального казначейства (в т.ч. операции за рубежом).
С 1 января 2023 года изменились порядок и, в ряде случаев, сроки уплаты налоговых платежей, что связано с переходом на механизм единого налогового платежа (ЕНП). Поскольку перечисление ЕНП налогоплательщиками осуществлялось 28 апреля (срок уплаты ЕНП), его зачисление и распределение по бюджетам происходило в последние дни апреля и первые дни апреля 2023 года.
Таким образом, данные по кассовому исполнению налоговых доходов на 1 мая 2023 года включают не все налоговые платежи, произведенные налогоплательщиками в апреле, и несопоставимы с данными за аналогичный период прошлого года. В целях повышения репрезентативности и сопоставимости данных по исполнению доходов в январе-апреле 2023 года представленные данные предварительного исполнения федерального бюджета по доходам сформированы с учетом нераспределенных средств ЕНП на 1 мая – как если бы все налоговые платежи были зачислены и распределены по бюджетам в месяц их уплаты налогоплательщиками.
Все материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons «Attribution» 4.0 Всемирная