Предварительная оценка исполнения федерального бюджета за январь-март 2023 года
Динамика поступления ненефтегазовых доходов и финансирования расходов свидетельствуют о постепенной нормализации исполнения федерального бюджета в течение первого квартала текущего года и в целом соответствует параметрам закона о бюджете (№466-ФЗ от 5 декабря 2022).
По предварительной оценке, объем доходов федерального бюджета в январе-марте 2023 года составил 5 677 млрд рублей 2, что на 21% ниже объема поступления доходов в первом квартале 2022 года, что связано с сокращением нефтегазовых доходов. При этом в целом по бюджетной системе наблюдается положительная динамика поступления доходов в годовом сопоставлении:
- Ненефтегазовые доходы составили 4 042 млрд рублей и снизились на 4% г/г преимущественно вследствие единовременного возмещения в январе 2023 г. переплат налога на прибыль за предшествующие периоды.
Динамика поступления крупнейших ненефтегазовых налогов федерального бюджета (оборотные налоги, налог на прибыль) нормализовалась после временного сокращения в январе, связанного с действием единовременных факторов (ускоренный порядок возмещения НДС, возмещение переплат налога на прибыль) и вышла в устойчиво положительную область.
В целом объем поступлений ненефтегазовых доходов по итогам января-марта 2023 года соответствует динамике, заложенной при формировании закона о бюджете (№466-ФЗ от 5 декабря 2022 года).
- Нефтегазовые доходы составили 1 635 млрд рублей и снизились на 45% г/г, что связано в первую очередь со снижением котировок цен на нефть марки Юралс и сокращением объемов экспорта природного газа.
При этом использование средств ФНБ на покрытие недополученных нефтегазовых доходов в соответствии с параметрами «бюджетного правила» обеспечивает устойчивость бюджетной системы к колебаниям в поступлении нефтегазовых доходов.
Кроме того, уточнение механизма определения налоговой базы соответсвующих налогов, а также постепенное сокращение ценовых дисконтов на нефть марки Юралс будут содействовать постепенному восстановлению налоговых поступлений от нефтяного сектора – особенно во втором полугодии текущего года.
По предварительной оценке, объем расходов федерального бюджета в первом квартале 2023 года составил 8 077 млрд рублей, превысив показатели аналогичного периода прошлого года на 34% г/г. Месячная динамика исполнения расходов федерального бюджета замедлилась в марте (+4,2% г/г) после ускоренного финансирования в январе-феврале отдельных контрактуемых расходов.
В целом в 2023 году объем расходов федерального бюджета будет формироваться исходя из предельного размера бюджетных ассигнований, утвержденных в законе о бюджете (№466-ФЗ) и размера дополнительных ненефтегазовых доходов в случае их формирования в течение года (в соответствии с нормами «бюджетного правила»). Это обеспечивает стабильность первичного структурного дефицита на уровне параметров закона о бюджете (№466-ФЗ).
Повышенную гибкость управления структурой предельных бюджетных ассигнований в 2023 году
– в том числе при необходимости их направления на непредвиденные расходы – обеспечивает наличие нераспределенных резервов, а также высвобождение бюджетных ассигнований в размере 1 496 млрд рублей вследствие авансового перечисления Фонду пенсионного и социального страхования в декабре 2022 года отдельных трансфертов, предусмотренных на 2023 год.
Исполнение федерального бюджета за январь-март 2023 года (предварительные данные)
млрд рублей
янв-мар 2023* |
янв-мар 2022 |
%, г/г |
утверждено законом №466-ФЗ от 05.12.2022 |
|
ДОХОДЫ |
5 677 |
7 163 |
-20,8% |
26 130 |
НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ, в т.ч.: |
1 635 |
2 974 |
-45,0% |
8 939 |
базовые нефтегазовые доходы |
1 930 |
1 575 |
+22,6% |
8 000 |
НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ, в т.ч.: |
4 042 |
4 189 |
-3,5% |
17 191 |
НДС (производство и импорт) |
2 693 |
2 693 |
0,0% |
10 417 |
налог на прибыль |
340 |
435 |
-21,9% |
1 633 |
РАСХОДЫ, в т.ч.: |
8 077 |
6 029 |
+34,0% |
29 056 |
государственные закупки |
2 469 |
1 061 |
+1 408 |
4 982 |
ДЕФИЦИТ |
-2 400 |
+1 134 |
-3 534 |
-2 925 |
* доходы представлены с учетом нераспределённых средств ЕНП на 1 апреля 2023 года
Таким образом, исполнение федерального бюджета в соответствии с параметрами первичного структурного дефицита, определенного в законе о бюджете, наряду с использованием/формированием средств ФНБ в рамках механизма «бюджетного правила» обеспечивает устойчивость бюджетной системы и укрепляет макроэкономическую и финансовую стабильность Российской Федерации.
___________________________________
1Окончательные данные формируются с учётом бухгалтерских отчётов администраторов бюджетных средств, в которых учитываются операции, произведённые минуя счета Федерального казначейства (в т.ч. операции за рубежом).
2 С 1 января 2023 года изменились порядок и, в ряде случаев, сроки уплаты налоговых платежей, что связано с переходом на механизм единого налогового платежа (ЕНП). Поскольку перечисление ЕНП налогоплательщиками осуществлялось 28 марта (срок уплаты ЕНП), его зачисление и распределение по бюджетам происходило в последние дни марта и первые дни апреля 2023 года.
Таким образом, данные по кассовому исполнению налоговых доходов на 1 апреля 2023 года включают не все налоговые платежи, произведенные налогоплательщиками в марте, и несопоставимы с данными за аналогичный период прошлого года. В целях повышения репрезентативности и сопоставимости данных по исполнению доходов в январе-марте 2023 года представленные данные предварительного исполнения федерального бюджета по доходам сформированы с учетом нераспределенных средств ЕНП на 1 апреля – как если бы все налоговые платежи были зачислены и распределены по бюджетам в месяц их уплаты налогоплательщиками.
Все материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons «Attribution» 4.0 Всемирная