Предварительная оценка исполнения федерального бюджета за январь-март 2023 года

07 апреля 2023 13:20

Динамика поступления ненефтегазовых доходов и финансирования расходов свидетельствуют о постепенной нормализации исполнения федерального бюджета в течение первого квартала текущего года и в целом соответствует параметрам закона о бюджете (№466-ФЗ от 5 декабря 2022).

По предварительной оценке, объем доходов федерального бюджета в январе-марте 2023 года составил 5 677 млрд рублей 2, что на 21% ниже объема поступления доходов в первом квартале 2022 года, что связано с сокращением нефтегазовых доходов. При этом в целом по бюджетной системе наблюдается положительная динамика поступления доходов в годовом сопоставлении:

  • Ненефтегазовые доходы составили 4 042 млрд рублей и снизились на 4% г/г преимущественно вследствие единовременного возмещения в январе 2023 г. переплат налога на прибыль за предшествующие периоды.

Динамика поступления крупнейших ненефтегазовых налогов федерального бюджета (оборотные налоги, налог на прибыль) нормализовалась после временного сокращения в январе, связанного с действием единовременных факторов (ускоренный порядок возмещения НДС, возмещение переплат налога на прибыль) и вышла в устойчиво положительную область.

В целом объем поступлений ненефтегазовых доходов по итогам января-марта 2023 года соответствует динамике, заложенной при формировании закона о бюджете (№466-ФЗ от 5 декабря 2022 года).

  • Нефтегазовые доходы составили 1 635 млрд рублей и снизились на 45% г/г, что связано в первую очередь со снижением котировок цен на нефть марки Юралс и сокращением объемов экспорта природного газа.

При этом использование средств ФНБ на покрытие недополученных нефтегазовых доходов в соответствии с параметрами «бюджетного правила» обеспечивает устойчивость бюджетной системы к колебаниям в поступлении нефтегазовых доходов.

Кроме того, уточнение механизма определения налоговой базы соответсвующих налогов, а также постепенное сокращение ценовых дисконтов на нефть марки Юралс будут содействовать постепенному восстановлению налоговых поступлений от нефтяного сектора – особенно во втором полугодии текущего года.

По предварительной оценке, объем расходов федерального бюджета в первом квартале 2023 года составил 8 077 млрд рублей, превысив показатели аналогичного периода прошлого года на 34% г/г. Месячная динамика исполнения расходов федерального бюджета замедлилась в марте (+4,2% г/г) после ускоренного финансирования в январе-феврале отдельных контрактуемых расходов.

В целом в 2023 году объем расходов федерального бюджета будет формироваться исходя из предельного размера бюджетных ассигнований, утвержденных в законе о бюджете (№466-ФЗ) и размера дополнительных ненефтегазовых доходов в случае их формирования в течение года (в соответствии с нормами «бюджетного правила»). Это обеспечивает стабильность первичного структурного дефицита на уровне параметров закона о бюджете (№466-ФЗ).

Повышенную гибкость управления структурой предельных бюджетных ассигнований в 2023 году

– в том числе при необходимости их направления на непредвиденные расходы – обеспечивает наличие нераспределенных резервов, а также высвобождение бюджетных ассигнований в размере 1 496 млрд рублей вследствие авансового перечисления Фонду пенсионного и социального страхования в декабре 2022 года отдельных трансфертов, предусмотренных на 2023 год.

Исполнение федерального бюджета за январь-март 2023 года (предварительные данные)

млрд рублей

янв-мар 2023*

янв-мар 2022

%, г/г

утверждено законом

№466-ФЗ от 05.12.2022

ДОХОДЫ

5 677

7 163

-20,8%

26 130

НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ, в т.ч.:

1 635

2 974

-45,0%

8 939

базовые нефтегазовые доходы

1 930

1 575

+22,6%

8 000

НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ, в

т.ч.:

4 042

4 189

-3,5%

17 191

НДС (производство и импорт)

2 693

2 693

0,0%

10 417

налог на прибыль

340

435

-21,9%

1 633

РАСХОДЫ, в т.ч.:

8 077

6 029

+34,0%

29 056

государственные закупки

2 469

1 061

+1 408

4 982

ДЕФИЦИТ

-2 400

+1 134

-3 534

-2 925

* доходы представлены с учетом нераспределённых средств ЕНП на 1 апреля 2023 года

Таким образом, исполнение федерального бюджета в соответствии с параметрами первичного структурного дефицита, определенного в законе о бюджете, наряду с использованием/формированием средств ФНБ в рамках механизма «бюджетного правила» обеспечивает устойчивость бюджетной системы и укрепляет макроэкономическую и финансовую стабильность Российской Федерации.

___________________________________

1Окончательные данные формируются с учётом бухгалтерских отчётов администраторов бюджетных средств, в которых учитываются операции, произведённые минуя счета Федерального казначейства (в т.ч. операции за рубежом).

2 С 1 января 2023 года изменились порядок и, в ряде случаев, сроки уплаты налоговых платежей, что связано с переходом на механизм единого налогового платежа (ЕНП). Поскольку перечисление ЕНП налогоплательщиками осуществлялось 28 марта (срок уплаты ЕНП), его зачисление и распределение по бюджетам происходило в последние дни марта и первые дни апреля 2023 года.

Таким образом, данные по кассовому исполнению налоговых доходов на 1 апреля 2023 года включают не все налоговые платежи, произведенные налогоплательщиками в марте, и несопоставимы с данными за аналогичный период прошлого года. В целях повышения репрезентативности и сопоставимости данных по исполнению доходов в январе-марте 2023 года представленные данные предварительного исполнения федерального бюджета по доходам сформированы с учетом нераспределенных средств ЕНП на 1 апреля – как если бы все налоговые платежи были зачислены и распределены по бюджетам в месяц их уплаты налогоплательщиками.