Комментарий в связи с опубликованной Советом ЕС информации о включении России в список несотрудничающих юрисдикций

14 февраля 2023 22:20

В официальном пресс-релизе Совета ЕС указывается, что Россия включена в список несотрудничающих юрисдикций в налоговой сфере в силу несоответствия режима МХК в САРах стандартам ЕС эффективного управления в налоговой сфере.

В связи с этим отмечаем, что в феврале 2022 года были внесены изменения в Налоговый Кодекс РФ, которыми усовершенствован режим САР в соответствии с замечаниями ЕС, в том числе была предоставлена возможность переезжать в САР также российским компаниям, усилены требования для фактического присутствия в САР, ограничен период действия «дедушкиной» оговорки 2025 годом.

Справочно:

Внесены следующие изменения в режим САР для устранения замечаний ЕС, а именно:

  • Замечание об «обособленности» такого режима от национальной экономики. Режим МХК стал доступен, в том числе и для российских компаний.
  • Замечание о наличии существенного уровня ведения предпринимательской деятельности. МХК могут применять льготы режима САР только при выполнении определенных условий, например, об осуществлении инвестиций, наличии определенного количества квалифицированных сотрудников, наличии офисных помещений.
  • Замечание о переходном периоде. Льготный режим налогообложения без применения дополнительных условий может применяться до 31 декабря 2025 года только МХК, которые до вступления в силу новых условий уже были зарегистрированы в САРах.

Указанная информация была доведена до сведения Европейского Союза.

Однако, с марта прошлого года все контакты с ЕС в налоговой сфере приостановлены на неопределённый срок. Решение включить Россию в список несотрудничающих юрисдикций, так называемый «черный список ЕС, было принято без консультаций с нами. Причины принятия такого решения нам неизвестны.

Нахождение России в «черном списке ЕС» означает, что государства – члены ЕС будут вправе применить к России меры административного и правового характера. Каждое государство ЕС может выбрать к применению не менее одной меры среди перечня этих двух типов, при этом применение всех мер из указанного списка одновременно не является обязательным.

Со своей стороны, отмечаем, что процесс совершенствования российского налогового законодательства будет продолжен. Мы будем, как и прежде, внедрять налоговые новации, связанные с улучшением налогового администрирования и защитой налоговой базы от размывания, полученные как на основе анализа мирового опыта, так и в результате собственных наработок. В конечном итоге, качество налоговой системы оценивают налогоплательщики и налоговые администрации тех стран, которые продолжают работу с нами, на обратную связь от них мы и будем опираться в дальнейшей работе.

Справочно:

К мерам административного характера относятся:

  • усиленный мониторинг определенных транзакций между резидентами ЕС и российскими лицами;
  • повышенные аудиторские риски для налогоплательщиков ЕС, которые используют структуры или сделки, в которые вовлечены российские лица.

К мерам правового характера относятся:

  • невозможность учета для целей налогообложения налогоплательщиками-резидентами стран ЕС расходов, понесенных при осуществлении сделок с российскими лицами;
  • применение правил КИК в отношении лиц - резидентов ЕС, которые могли не применять данные правила согласно национальному законодательству;
  • применение налогов у источника по выплачиваемым российским лицам доходам, которые ранее освобождались от налогообложения;
  • ограничение на применение для акционеров-резидентов ЕС правил освобождения от налогообложения распределяемой прибыли, получаемой от российских лиц.