Предварительная оценка исполнения федерального бюджета за январь 2023 года

06 февраля 2023 18:00

По предварительной оценке объем доходов федерального бюджета в январе 2023 года составил 1 356 млрд рублей[1], что на 35% ниже объема поступления доходов в январе 2022 года:

  • Нефтегазовые доходы составили 426 млрд рублей и снизились к январю 2022 года на 46%, что связано в первую очередь со снижением котировок цен на нефть марки Юралс и сокращением объемов экспорта природного газа.

С учетом снижения репрезентативности котировок цен на нефть марки Юралс в качестве объективного ценового индикатора экспортных цен на российскую нефть в настоящее время прорабатываются подходы к переходу на альтернативные ценовые индикаторы для целей налогообложения.

Кроме того, использование средств ФНБ на покрытие недополученных нефтегазовых доходов в соответствии с параметрами «бюджетного правила» обеспечивает устойчивость бюджетной системы к колебаниям в поступлении нефтегазовых доходов.

  • Ненефтегазовые доходы составили 931 млрд рублей и снизились к январю 2022 года на 28%, преимущественно за счет сокращения поступлений внутреннего НДС и налога на прибыль.

Сокращение поступлений внутреннего НДС к аналогичному периоду прошлого года в том числе связано с действием ускоренного порядка возмещения НДС (введенного с апреля 2022 года), вследствие которого произошло перераспределение квартальных объемов возмещения на первый месяц квартала (аналогичная ситуация наблюдалась во 2, 3 и 4 кварталах 2022 года). Сокращение поступлений налога на прибыль связано в том числе с возмещением переплат налога в предшествующие периоды.

В целом объем поступлений ненефтегазовых доходов по итогам января 2023 года соответствует динамике, заложенной при формировании закона о бюджете (№466-ФЗ от 05 декабря 2022 года).

По предварительной оценке объем расходов федерального бюджета в январе 2023 года составил 3 117 млрд рублей, превысив показатели аналогичного периода прошлого года на 59%. Ускорение финансирования расходов в начале 2023 года главным образом связано с оперативным заключением контрактов и авансированием финансирования по отдельным контрактуемым расходам. Это в том числе позволит обеспечить более равномерное кассовое исполнение расходов федерального бюджета в течение 2023 года.

В целом в 2023 году объем расходов федерального бюджета будет формироваться исходя из предельного размера бюджетных ассигнований, утвержденных в законе о бюджете (№466-ФЗ от 05 декабря 2022 года) и размера дополнительных ненефтегазовых доходов в случае их формирования в течение года (в соответствии с нормами «бюджетного правила»). Повышенную гибкость управления структурой предельных бюджетных ассигнований в 2023 году – в том числе при необходимости их направления на непредвиденные расходы – обеспечивает наличие нераспределенных резервов в рамках утвержденного в законе о бюджете предельного размера, а также высвобождение бюджетных ассигнований в размере 1 496 млрд рублей вследствие авансового перечисления Фонду пенсионного и социального страхования в декабре 2022 года отдельных трансфертов, предусмотренных в рамках бюджетных ассигнований, утвержденных законом о бюджете на 2023 год. Авансовое перечисление трансфертов осуществлено в том числе в целях снижения рисков формирования разрывов ликвидности Фонда пенсионного и социального страхования в начале 2023 года в связи с переходом на ЕНП и изменением сроков уплаты страховых взносов.

Исполнение федерального бюджета за январь 2023 года (предварительные данные)

млрд рублей

 

янв-23*

янв-22

%, г/г

утверждено законом
№466-ФЗ

от 05.12.2022

ДОХОДЫ

1 356

2 089

-35,1%

26 130

НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ, в т.ч.:

426

795

-46,4%

8 939

  базовые нефтегазовые доходы

585

442

+32,2%

8 000

НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ, в т.ч.:

931

1 294

-28,1%

17 191

  внутренний НДС

379

683

-44,4%

6 968

  налог на прибыль

-72

65

-137

1 633

РАСХОДЫ, в т.ч.:

3 117

1 964

+58,7%

29 056

  государственные закупки

1 305

249

+1 057

4 982

ДЕФИЦИТ

-1 760

125

-1 885

-2 925

* доходы представлены с учетом нераспределённых средств ЕНП на 1 февраля 2023 года

Таким образом, предварительные оценки исполнения федерального бюджета в январе текущего года соответствуют динамике, заложенной при формировании основных характеристик на 2023 год в рамках закона о бюджете. Это в совокупности с использованием/формированием средств ФНБ в случае отклонения размера нефтегазовых доходов от их базового уровня обеспечивает устойчивость бюджетной системы и укрепляет макроэкономическую и финансовую стабильность Российской Федерации.

 

[1] С 1 января 2023 года изменились порядок и, в ряде случаев, сроки уплаты налоговых платежей, что связано с переходом на механизм единого налогового платежа (ЕНП). Поскольку перечисление ЕНП налогоплательщиками осуществлялось 30 января (срок уплаты ЕНП - 28 января - пришелся на выходной день), его зачисление и распределение по бюджетам происходило в конце января и первые дни февраля 2023 года.

Таким образом, данные по кассовому исполнению налоговых доходов на 1 февраля 2023 года включают не все налоговые платежи, произведенные налогоплательщиками в январе, и несопоставимы с данными за аналогичный период прошлого года. В целях повышения репрезентативности и сопоставимости данных по исполнению доходов в январе 2023 года представленные данные предварительного исполнения федерального бюджета по доходам сформированы с учетом нераспределенных средств ЕНП на 1 февраля – как если бы все налоговые платежи были зачислены и распределены по бюджетам в месяц их уплаты налогоплательщиками.