О проведении операций на внутреннем валютном рынке в связи с формированием дополнительных/выпадающих нефтегазовых доходов федерального бюджета

В целях повышения стабильности и предсказуемости внутренних экономических условий, а также снижения влияния изменчивой конъюнктуры рынка энергоносителей на российскую экономику и государственные финансы Минфин России с января 2023 года в рамках бюджетного правила возобновит операции по покупке/продаже ликвидных активов в пределах дополнительных/недополученных нефтегазовых доходов

11 января 2023 12:00

В целях повышения стабильности и предсказуемости внутренних экономических условий, а также снижения влияния изменчивой конъюнктуры рынка энергоносителей на российскую экономику и государственные финансы Минфин России с января 2023 года в рамках бюджетного правила возобновит операции по покупке/продаже ликвидных активов[1] в пределах дополнительных/недополученных нефтегазовых доходов.

Операции по покупке/продаже валюты будут проводиться Банком России на внутреннем рынке в валютной секции Московской биржи в инструменте китайский юань-рубль.

Объем операций по покупке/продаже ликвидных активов будет зависеть от суммы нефтегазовых доходов федерального бюджета. В случае если прогнозируемые нефтегазовые доходы будут превышать базовый месячный уровень, Минфин России будет проводить операции по покупке ликвидных активов в объеме дополнительных нефтегазовых доходов. В случае прогнозирования в текущем месяце недополученных нефтегазовых доходов федерального бюджета Минфин России будет проводить операции по продаже соответствующего объема ликвидных активов.

Возобновление операций на внутреннем рынке в соответствии с актуализированными параметрами «бюджетных правил» будет содействовать укреплению стабильности и предсказуемости макроэкономических условий, а также условий ведения бизнеса для внебюджетного сектора экономики.

Механизм расчета ожидаемого объема дополнительных/выпадающих нефтегазовых доходов федерального бюджета

Ежемесячно Минфин России будет осуществлять оценку нефтегазовых доходов[2], которые поступят в федеральный бюджет в текущем месяце (t), на основании:

  • фактически сложившихся котировок на нефть сырую марки «Юралс» (Pфакт) за период, который учитывается при расчете ставки налога на добычу полезных ископаемых (отчетный месяц, (t-1)), налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (первый квартал, полугодие, девять месяцев, отчетный год), акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку (отчетный месяц, (t-1)), и ставки вывозной таможенной пошлины на текущий месяц (период с 15 числа месяца, предшествующего отчетному, по 14 число отчетного месяца);
  • фактически сложившегося обменного курса доллара США к рублю за отчетный месяц (FXфакт) и ожидаемого обменного курса доллара США к рублю в текущем месяце, равного фактически сложившемуся курсу доллара США к рублю за отчетный месяц;
  • оценки экспортной цены на газ природный в текущем месяце исходя из сложившихся котировок на нефть сырую марки «Юралс» и экспортных цен на газ природный в отчетные периоды;
  • расчетной цены на газ природный на внутреннем рынке, определенной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
  • прогнозируемых объемов добычи нефти, газа и газового конденсата, объемов и структуры экспорта нефти, газа и нефтепродуктов, объемов переработки нефтяного сырья и произведенных из него нефтепродуктов, объемов автомобильного бензина АИ-92 класса 5 и дизельного топлива класса 5, реализуемых на внутреннем рынке, согласно базовому варианту прогноза социально-экономического развития;
  • фактических цен экспортной альтернативы для автомобильного бензина АИ-92 класса 5 и дизельного топлива класса 5 за период, который учитывается при расчете акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку, на текущий месяц;
  • равномерного распределения ожидаемого объема поступлений по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья в текущем квартале на каждый месяц соответствующего квартала.

Помимо осуществления оценки нефтегазовых доходов, которые поступят в федеральный бюджет в текущем месяце, Минфин России определяет базовый месячный объем нефтегазовых доходов (НГДtбазовые)).

Базовый месячный объем нефтегазовых доходов – расчетная величина нефтегазовых доходов, рассчитываемая на каждый месяц финансового года при составлении проекта федерального закона о федеральном бюджете на основании:

  • базового годового объема нефтегазовых доходов, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 966 Бюджетного кодекса Российской Федерации (8 трлн рублей в год в период 2023-2025 годов и подлежащей ежегодной индексации на 4 процента, начиная с 2026 года);
  • помесячного распределения прогноза нефтегазовых доходов исходя из среднегодовых параметров цен на нефть сырую марки "Юралс" и обменного курса доллара США к рублю согласно базовому варианту прогноза социально-экономического развития;
  • равномерного распределения квартального прогноза поступлений по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья на каждый месяц соответствующего квартала.

В 2023 году базовые месячные нефтегазовые доходы составляют:

янв

фев

мар

апр

май

июн

июл

авг

сен

окт

ноя

дек

год

Базовые НГД, млрд руб.

585,1

669,8

675,5

670,3

671,7

663,8

653,4

671,8

671,3

684,0

689,1

694,3

8 000,0

Таким образом, оценка ожидаемого объема дополнительных/выпадающих нефтегазовых доходов федерального бюджета в текущем месяце (НГДt) определяется как разность между оценкой месячного объема нефтегазовых доходов в текущем месяце (НГДtPфакт,FXфакт) и базовым месячным объемом нефтегазовых доходов (НГДtбазовые):

НГДt=НГДt(Pфакт,FXфакт)-НГДt(базовые)

Оценка объема дополнительных/выпадающих нефтегазовых доходов на текущий месяц будет публиковаться на официальном сайте Минфина России до 12:00 третьего рабочего дня текущего месяца.

Механизм проведения операций на внутреннем рынке

Месячный объем операций по покупке/продаже ликвидных активов на внутреннем рынке в текущем месяце (Intt) рассчитывается как сумма двух компонент:

  • оценка ожидаемого объема дополнительных/выпадающих нефтегазовых доходов в текущем месяце (НГДt);
  • корректировка оценки нефтегазовых доходов в текущем месяце (Коррt).

Корректировка оценки нефтегазовых доходов определяется как разность фактического месячного объема нефтегазовых доходов в отчетном месяце и ожидаемого месячного объема нефтегазовых доходов в отчетном месяце. При этом в целях корректировки и обеспечения сопоставимости с фактическими данными ожидаемый месячный объем нефтегазовых доходов определяется без учета равномерного распределения ожидаемого объема поступлений по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья. Корректировка оценки налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья по итогам I, II и III кварталов равномерно распределяется на 2 месяца, следующих за месяцем, в котором установлен срок уплаты авансовых платежей по данному налогу в соответствии со статьей 33355 Налогового кодекса Российской Федерации.

Месячный объем операций по покупке/продаже ликвидных активов на внутреннем рынке в текущем месяце (Intt) будет публиковаться на официальном сайте Минфина России до 12:00 третьего рабочего дня текущего месяца.

Дневной объем операций по покупке/продаже ликвидных активов на внутреннем рынке рассчитывается исходя из количества торговых дней в период с пятого торгового дня текущего месяца до четвертого (включительно) торгового дня следующего месяца. Операции купли/продажи будут осуществляться равномерно в течение торгового дня.

 

[1] В соответствии с нормативной структурой средств Фонда национального благосостояния, утвержденной Приказом Минфина России от 25 ноября 2022 г. № 524 (https://minfin.gov.ru/ru/press-center?id_4=38327)

[2] Согласно Правилам проведения расчетов и перечисления средств в связи с формированием и использованием дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета, средств Фонда национального благосостояния, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2013 г. № 699