Комментарий статс-секретаря – замминистра А.В. Сазанова о принятом Госдумой законе по донастройке режима САР для приведения его в соответствие требованиям ЕС

По результатам консультаций с ЕС Российской стороной были подготовлены изменения в налоговый режим САР, чтобы привести его в соответствие требованиям ЕС к добросовестным налоговым практикам.

17 февраля 2022 10:20

По результатам консультаций с ЕС Российской стороной были подготовлены изменения в налоговый режим САР, чтобы привести его в соответствие требованиям ЕС к добросовестным налоговым практикам. Для ускорения донастройки режима САР, изменения были внесены депутатскими поправками к законопроекту (№ 20492-8), что позволило оперативно принять их вчера в трех чтениях. Скорость внесения изменений обусловлена тем, что утверждение ЕС новых списков стран, в отношении которых выявлено несоответствие стандартам, планируется уже в конце февраля – начале марта 2022 года.

Ранее Группа ЕС отмечала, что режим САР содержит риски создания нездоровой конкуренции в налоговой сфере. Если не привести его в соответствие стандартам ЕС, Россия будет включена в список не сотрудничающих юрисдикций, так называемый чёрный список, что даст право странам применять к России защитные меры административного и правового характера.

Для устранения замечаний ЕС принятыми изменениями предусматривается, что для применения налоговых преференций любым новым и существующим компаниям в САР (для существующих компаний условие действует начиная с 2026 года) будет необходимо подтвердить реальность перевода бизнеса на территорию этих районов и реализацию там экономической деятельности (substance). Оценку реальности такого перевода предлагается осуществлять на основе выполнения компаниями ряда условий, среди которых требование к структуре доходов, штату сотрудников, месту нахождения и площади офисного помещения, а также к объему и виду инвестиций МХК на территории региона и другие.

Справочно:

Требования к компаниям для применения режима САР:

- осуществление инвестиций в размере не менее 300 млн. рублей в строительство социальной, транспортной, энергетической и инженерной инфраструктуры в регионе регистрации МХК;

- доля доходов от пассивной деятельности должна быть более 90%;

- в штате должны числиться не менее 15 сотрудников;

- площадь офиса составляет не менее 50 квадратных метров;

- доля расходов, понесенных МХК на территории России, составляет более 70% от общей суммы понесенных ею расходов;

- принятие управленческих решений осуществляется на территории России;

- хотя бы одно контролирующее лицо является налоговым резидентом Российской Федерации.

Также регистрироваться в САР и применять налоговые преференции наряду с иностранными организациями смогут российские компании, получившие статус МХК.

Указанные изменения являются результатом конструктивных переговоров со специалистами Еврокомиссии из Группы соответствия налогового законодательства стандартам ЕС под руководством госпожи Л. Петковой. Мы уверены, что с учётом реализованных изменений в налоговом режиме САР более нет оснований для внесения России в серый список ЕС и благодарим коллег из Группы соответствия налогового законодательства стандартам ЕС за оперативное и профессиональное взаимодействие в работе по совершенствованию налогового режима САР».