Выступление Антона Силуанова на Пленарном заседании в Государственной Думе

28 октября 2021 18:20

Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые депутаты!

Сегодня мы рассматриваем проект бюджета в первом чтении: основные параметры бюджетной политики, цели и приоритеты. Бюджет – это инструмент достижения социальных и экономических задач государства. В докладе остановлюсь на том, какие ресурсы и механизмы предусмотрены для достижения национальных целей развития.

Остановлюсь на приоритетах бюджета. Главная цель, главный приоритет бюджетной политики – это содействие достижению национальных целей. Для этого проведена концентрация финансовых ресурсов на приоритетных мероприятиях и программах.

Первое: все задачи, реализуемые в рамках национальных проектов, посланий Президента, в первую очередь 2020 года и 2021 года, обеспечены в полном объеме финансированием. Приведу несколько цифр. Если в 2020 году на цели развития предусмотрено было около 2,4 триллиона рублей, то в 2022 году – 3,6 триллиона, в 2023-м – 3,9 триллиона, в 2024 году – 4,0 триллиона рублей. Поэтому все задачи, поставленные президентом в ключевых документах, обеспечены ресурсами

Второе. Предусмотрено финансирование мероприятий, направленных на достижение национальных целей в рамках стратегических инициатив Правительства РФ. Приняты сорок две инициативы Правительства РФ, которые направлены на реализацию ключевых задач. Что это за приоритеты? Это приоритеты в социальной сфере, такие как реабилитация людей, переболевших ковидом и санитарный щит (подразумевает разработку вакцины на случай появления новых вирусов в течение четырех месяцев после его обнаружения). Технологический рывок, электромобиль, водородная тематика, это цифровая трансформация, развитие новой энергетики и другие направления. На все это предусмотрены ресурсы – около 1 триллиона рублей, из которых 500 млрд – новые средства.

Третье направление – это обеспечение ключевых поручений Президента, в первую очередь в сфере национальной обороны и безопасности государства. В полном объеме предусмотрены средства на выполнение гособоронзаказа, обеспечено решение Президента по повышению денежного довольствия сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих. На все это предусмотрены необходимые средства.

Следующая позиция – стимулирующая. В целях роста экономики мы со следующей трехлетки начинаем инвестирование Фонда национального благосостояния. Более 2,5 трлн рублей из ФНБ будет направлено на поддержку экономики в предстоящую трехлетку. Мы долгое время его формировали, и сейчас настал тот период, когда мы начинаем вкладывать эти средства в экономику. В какие направления? В первую очередь инфраструктура: автомобильная, железнодорожная. Мы вкладываем деньги в переработку нашего сырья, в первую очередь переработку газа: крупнейший проект предусмотрен для инвестиций из этого источника. Также мы обновим парк воздушных судов, который требует нашей поддержки из государственного бюджета. И целый ряд других направлений. Такой объем ресурсов никогда не направлялся в нашей новейшей истории не только из Фонда национального благосостояния, но и вообще из суверенных фондов России. Это новация следующей трехлетки.

Для повышения результативности использования всего того ресурса, который есть в бюджете (в бюджете предусмотрено около 24 трлн рублей расходов, чуть меньше на 2022 год, с увеличением до 2024 года каждый год примерно на триллион рублей, даже более увеличиваются расходы), предусмотрены новации по формированию и действию государственных программ. Теперь это проектный подход, это конкретные результаты и встраивание программ в достижение национальных целей, ответственные исполнители. И это хороший инструмент для контроля Парламента за эффективностью использования каждого бюджетного рубля.

Остановлюсь на ключевых мероприятиях в достижении национальных целей, кратко пройдусь по ресурсам, которые предусмотрены на эти задачи.

Первая национальная цель – это сохранение населения, здоровье и благополучие людей. На здравоохранение и социальную политику направлен наибольший объем ресурсов - 22 трлн рублей в предстоящую трехлетку. Какие ключевые мероприятия из этих ресурсов обеспечены? Более 2 трлн рублей за предстоящую трехлетку будут направлены на адресную поддержку более 5 млн семей с детьми в целях снижения бедности. Задача – обеспечить к 2030 году двукратное снижение бедности по сравнению с 2017 годом до 6,6% против 13,2% в 2017 году. Для этого мы предусматриваем адресные пособия семьям с детьми. У нас уже действует система: от нуля до трех лет  и от трех до семи лет, предусматриваются в бюджете выплаты одиноким родителям от восьми до 17, а также беременным женщинам. Мы последовательно двигаемся к тому, чтобы решить проблему бедности, в первую очередь в семьях, где есть дети. И разработана целая система комплексной оценки нуждаемости, администрирования предоставляемых мер поддержки на базе цифровой платформы «Социальное казначейство». Около 1,6 трлн рублей предусмотрено на материнский капитал. Мы ко второму чтению просим вас, уважаемые депутаты, принять поправки по индексации материнского капитала в соответствии с поручением Президента на фактический уровень инфляции. Необходимые ресурсы мы отработаем ко второму чтению.

Более 260 млрд рублей предусмотрено на программу улучшения жилищного обеспечения семей с детьми. Это включает субсидирование процентной ставки по ипотеке для всех семей с новорожденными, а также единовременные выплаты многодетным семьям. 270 млрд – на программу «Первичное звено для каждого». Это не только строительство 5000 и ремонт 2700 медицинских организаций, но и повышение физической доступности первичного звена здравоохранения, а также организация системы медицинской помощи на новых принципах.

Около 1 трлн рублей в трехлетке предусмотрено на лекарственное обеспечение и высокотехнологичную медицинскую помощь не менее 300 тыс. наших граждан ежегодно.

Создан резерв дополнительных средств на финансирование возможных мероприятий по борьбе с коронавирусом, включая и выплаты медицинскому персоналу, больничные, плановую медицинскую помощь, а также предусмотрены необходимые ресурсы на вакцинацию от коронавирусной инфекции.

Следующая цель – это развитие возможностей для самореализации и развития талантов. В соответствии с поручением Президента, выделены необходимые ресурсы на среднее образование – ремонт образовательных учреждений и образовательный процесс в школах. Это региональные полномочия, тем не менее, федерация будет помогать. На трехлетку предусмотрено ежегодно 67 млрд рублей на эти цели – такой ресурс даст возможность отремонтировать более 4,5 тысяч школ.

В федеральном бюджете, кроме того, предусмотрено 500 млрд рублей на строительство новых школ до 2024 года. 1300 школ будут построены, в том числе в первую очередь за счет участия федерации в реализации этой задачи.

Еще одна новация, которая предусмотрена в бюджете, это повышение качества высшего образования. 8 новых кампусов, 60 млрд рублей предусмотрено на эти цели в трехлетке.

Предусмотрено также 40 млрд рублей на модернизацию и формирование 30 передовых инженерных школ. В первую очередь деньги пойдут на укрепление их материально-технической базы. Все это позволит нам войти в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования и объема научных исследований.

Следующая задача и цель – комфортная и безопасная среда для жизни. Какие новации? Заканчивается программа по переселению из аварийного жилья. Некоторые регионы уже ее завершили. Для тех регионов, которые уже выполнили цели обеспечения переселения населения из аварийного жилья по состоянию на 1 января 2017 года, предусмотрены ресурсы на продолжение этой программы. Программа будет расширена и дополнена тем аварийным жильем, которое образовалось в период до 1 января 2021 года. Деньги необходимые выделяются, помимо тех ресурсов, которые предусмотрены в плановом порядке.

Важно, что дополнительные средства (более 1,8 триллиона рублей) предусмотрены на ключевые направления модернизации транспортной инфраструктуры – здесь и межагломерационная и магистральная инфраструктура, а также внутригородская инфраструктура. Крупные проекты – дорога Москва-Казань, которую планируется продолжить до Екатеринбурга. Это и Центральный транспортный узел, и расширение БАМа – на все это предусмотрены средства.

Кроме того, важно: 13 городов получат дополнительные деньги из федерального бюджета на электрический транспорт. Хорошая поддержка, это сразу чувствуют наши люди,  эти деньги позволят обновить транспортную инфраструктуру, которая долгие годы, к сожалению, оставалась без поддержки из бюджета.

Предусмотрены деньги, необходимые на опорную сеть в регионах, – около 60 млрд рублей дополнительно выделено на эту цель на два года.

Предусмотрено решение и экологических задач в рамках этой национальной цели: 191 свалка будет ликвидирована до 2024 года, на это будет потрачено более 340 млрд рублей. Также будут разработаны инициативы, такие как «Чистая энергетика», «Электроавтомобиль», «Водородный автомобиль», «Новая атомная энергетика».

Следующая цель – эффективный труд и успешное предпринимательство. Приоритет – это производственные высокотехнологичные МСП, которые осуществляют новые инвестиции. Именно этой категории в первую очередь будут предоставлены средства на субсидирование процентных ставок. Включены в программу поддержки и самозанятые граждане, которых сегодня больше 3 млн. Предусмотрены трехлетние микрозаймы до 1 млн рублей по льготной ставке до 1,5% от ключевой ставки ЦБ. Деньги тоже предусмотрены на эту цель.

На опережающее развитие отраслей экономики в законопроекте дополнительно предусмотрено более 500 млрд рублей. На государственную программу по туризму будет выделено 168,4 млрд рублей. На поддержку авиационной промышленности в бюджете дополнительно предусмотрены средства в объеме 119 млрд рублей. На поддержку электронной и радиоэлектронной промышленности – 84,5 млрд ежегодно учтено в бюджете. Ключевые, важные, современные, инновационные направления.

Цифровая трансформация. Какие задачи по этой наццели? 80 тыс. социальных организаций будут подключены до конца 2022 года к Интернету. Это ФАПы, школы, пожарные части, участковые пункты полиции, организации культуры и так далее. И, кроме того, 14 тыс. населенных пунктов (от 100 до 500 человек) получат возможность использования широкополосного Интернета. На эти направления тоже предусмотрены деньги – 35 млрд рублей.

И новая задача – к 2024 году 30 видов сведений (в виде справок, социальных льгот, пособий) перейдет в онлайн. Это одна из задач национальной цели развития. Несколько слов о налоговой политике. Два вопроса ключевых в этом направлении, две задачи: это облегчение администрирования и изъятие сверх ренты в пользу граждан.

По администрированию. Предусматривается развитие налогового и таможенного мониторинга, что позволяет обеспечить доступ к информации налогоплательщиков в обмен на отказ от проверок. Раскрыл информацию – налоговики и таможенники к тебе не приходят.

Второе. Системные изменения предусмотрены в налогообложении горно-металлургического комплекса. Со следующего года предусмотрена модернизация налога на добычу полезных ископаемых с учетом привязки к мировым ценам на металл и цены на сырье, потому что до последнего времени базой налогообложения была себестоимость. Поправим этот момент. И уровень налоговых изъятий у горно-металлургического комплекса, у наших металлургов, сегодня 7-8%, в нефтянке – 70-80%. Мы предлагаем увеличить примерно в два раза, около 15-16%. Наверное, это справедливо, с учетом того, что цены на металлы как на внутреннем рынке в первую очередь, наших потребителей, и для бюджетных закупок возросли. Дополнительные доходы бюджетной системы от этого составят 140 млрд рублей, и мы сделали таким образом, что регионы ни в коем случае не потеряют, а даже некоторые регионы приобретут от изменения нормативов зачисления этого налога.

Межбюджетные отношения. Общие расходы на поддержку регионов растут. Объем межбюджетных трансфертов увеличится до 3,2 трлн рублей. Если сравнить с фактическими расходами, которые были осуществлены в доковидном году (19-м году), то рост составит более чем треть. Задача в области межбюджетных отношений заключается в вовлечении регионов в реализацию национальных целей с тем, чтобы они тоже включались через межбюджетные трансферты. Для этого предусматриваются целевые трансферты субъектам РФ. Они растут. По сравнению с доковидным (все время сравниваем с 19-м) годом, общий объем целевых трансфертов, субсидий, увеличивается в 2,5 раза. Но важно, чтобы у регионов были и достаточные ресурсы для выполнения собственных полномочий. Нам важно, чтобы качественные услуги здравоохранения, образования предоставлялись во всех субъектах Российской Федерации, независимо от уровня бюджетной обеспеченности региона. Это очень важно. И для этого у нас есть специальный фонд выравнивания бюджетной обеспеченности. Мы в ходе предварительного обсуждения перед первым чтением с депутатами, и в первую очередь на фракции «Единой России», договорились о том, что примем законодательное решение об индексации фонда ежегодно на уровень не ниже инфляции, а также поможем тем субъектам РФ, которые становятся донорами, с тем, чтобы в течение трех лет они могли получать поддержку от государства, несмотря на то, что их уровень бюджетной обеспеченности становится выше определенного среднего уровня. Такие ресурсы мы дополнительно выделим. Ко второму чтению, мы договорились, определим источник и определим, как мы это сделаем.

На следующую трехлетку заработает инструмент инфраструктурных кредитов. 500 млрд рублей распределены между регионами и почти все проекты одобрены. Субъекты направят их на дороги, метро, другие цели, которые позволяют подстегнуть развитие бизнеса и обеспечить возврат этих кредитов. Сейчас работаем над второй частью уже этих кредитов. И это очень важно, потому что это новый такой источник, новый инструмент взаимодействия с субъектами Российской Федерации.

Также, начиная со следующего года, вложим ФНБ в Фонд ЖКХ. Эти деньги пойдут на новую инфраструктуру, новую коммунальную инфраструктуру – 150 млрд рублей.

Сегодня региональные бюджеты исполняются устойчиво. Профицит за 9 месяцев – около 1 трлн рублей, государственный долг стабилен и находится на безопасном уровне (26%), перевыполнение плана по доходам ожидается более 1,3 трлн рублей. Но остаются регионы, которые все равно, даже в этих условиях, требуют государственной поддержки. И мы осуществляем постоянный мониторинг таких субъектов РФ и оказываем точечную поддержку. Это будет и в текущем году, это будет и в следующем году. Необходимые ресурсы для этого предусмотрены. Делать это мы будем совместно с Парламентом через инструменты парламентской комиссии. Важно, что на региональные бюджеты, как мы видим, оказывают влияние доходы от вертикально-интегрированных структур. И с учетом отмены с 23-го года КГН нам очень важно в следующем году подготовить механизм, который бы настраивал доходную базу субъектов РФ, выстраивать независимо от того, как будут вести себя налоговые базы таких вертикально-интегрированных компаний. Нам важно подготовить такой механизм. И мы соответствующее предложение внесем в парламент.

Уважаемые депутаты! Мы обсудили предварительно проект бюджета во всех фракциях. Хочу поблагодарить вас за конструктивную работу. Целый ряд предложений, которые прозвучали в ходе этих обсуждений, мы внесем вместе с вами в виде поправок ко второму чтению. Проект бюджета отвечает задачам достижения национальных целей развития и направлен на конечную и самую главную цель – это обеспечение благосостояния и качества жизни наших граждан. Просьба поддержать проект бюджета в первом чтении

Главный приоритет бюджетной политики — содействие достижению национальных целей развития

Силуанов Антон Германович Министр финансов Российской Федерации