Выступление Антона Силуанова на Пленарном заседании в Государственной Думе

19 октября 2021 19:30

– Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые депутаты!

Когда мы рассматриваем 2020 год и отчет об исполнении бюджета, всегда говорим о том, что этот год был крайне непростым. На российскую экономику и бюджет оказывали воздействие несколько важных факторов: начало пандемии и вынужденные ограничения работы предприятий, а также рекордное снижение цен на энергоносители. Безусловно, это потребовало неординарных мер по мобилизации финансовых ресурсов, управлению ими для быстрого реагирования на новые вызовы.

Особенностью бюджетного процесса стали беспрецедентные полномочия, которые Парламент предоставил Правительству России. В первую очередь речь идет о формировании и использовании средств Резервного фонда и оперативном перераспределении средств между программами, разделами и статьями через Парламентскую комиссию. И это сработало: управление ресурсами повысилось, при этом контроль Парламента за бюджетом сохранен. Задачей бюджетной политики в прошлом году было поддержать граждан, попавших в сложную ситуацию, и бизнес, работа которого ограничивалась. Для этого были дополнительно сконцентрированы ресурсы в сумме 4,5 трлн рублей, в первую очередь за счет увеличения заимствований, план по которым был увеличен более чем в 2 раза, и объем заимствований на валовой основе составил 5,2 трлн рублей.

В результате вместо ожидаемого профицита бюджета сложился дефицит в сумме 4,1 трлн рублей (3,8% ВВП), а расходы федерального бюджета увеличились на четверть по сравнению с 2019 годом. Увеличение расходов осуществлялось через пополнение Резервного фонда Правительства, объем которого составил 4,5 трлн рублей. За счет чего он пополнялся? В первую очередь 2 трлн рублей было привлечено за счет программы заимствований, чуть больше 1 трлн рублей – за счет сделки по приобретению акций ПАО «Сбербанк», 1 трлн рублей – это предложение мы перераспределили внутри расходной части бюджета, и 350 млрд рублей – остатки, которые перешли с 2019 года.

Какие меры были реализованы за счет тех ресурсов, которые были сконцентрированы? В первую очередь надо выделить, на наш взгляд, два направления: поддержка системы здравоохранения, а также меры по содействию бизнесу и гражданам.

Первое – здравоохранение. На здравоохранение было дополнительно направлено около 600 млрд рублей. В первую очередь на выплаты и страховые гарантии врачам и медицинским работникам направлено около 200 млрд рублей, создание дополнительных койко-мест, строительство, оснащение больниц, лабораторий – около 100 млрд рублей, что позволило построить 13 медицинских учреждений, в том числе 9 больниц и 4 поликлиники. Осуществлялась закупка оборудования, продукции для диагностики, профилактики, лечения, средств индивидуальной защиты: на эти цели было направлено из Резервного фонда около 60 млрд рублей.

Второе направление – это поддержка граждан и пострадавших отраслей экономики. Несколько позиций, которые хорошо сработали: гранты на выплату заработных плат для организациий малого и среднего предпринимательства в размере МРОТ (около 90 млрд рублей) и кредитная поддержка предприятий в целях сохранения занятости с льготной ставкой 2%, – на эти цели мы в этом году выделили 436 млрд рублей, для того, чтобы погасить всю задолженность. Также в прошлом году была запущена льготная ипотека, которая хорошо сработала как драйвер экономического роста, с одной стороны, с другой стороны, мы позволили улучшить жилищные условия значительному количеству семей.

Восстановление отечественной экономики происходило более динамично, чем в других странах, и Россия, благодаря мерам точечной поддержки, выверенным мерам, стала одной из стран, которой удалось выйти на допандемийные уровни объемов производства и объемов выпуска.

В первом полугодии текущего года объем ВВП превысил уровень первого полугодия 2019 года почти на 3%. Это без учета вклада нефтяного сектора, поскольку у нас там были ограничения, связанные с договоренностями ОПЕК. То есть мы росли в целом, если брать первое полугодие текущего года.

Помимо антикризисной и антиковидной повестки в 2020 году мы реализовали все задачи, которые были поставлены Президентом в Послании Федеральному Собранию в январе 2020 года. В первую очередь это социальные решения. Остановлюсь на некоторых из них.

Были предоставлены и профинансированы ежемесячные выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет, что позволило оказать поддержку семьям с 4,7 млн детей. 7,3 млн учащихся начальных классов получили бесплатное горячее питание. Более 800 тыс. педагогических работников получили ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство по 5 тыс. рублей. Была оказана помощь 10 субъектам Российской Федерации, которые наиболее нуждаются в государственной поддержке.

Несколько слов о регионах. В 2020 году были предприняты беспрецедентные меры поддержки региональных бюджетов как в форме целевых, так и нецелевых трансфертов. Общий объем трансфертов увеличился на 55% и составил 3,7 трлн рублей. Из общего объема поддержки 300 млрд рублей мы оказали в виде нецелевой поддержки, в виде дотаций на сбалансированность, на обеспечение устойчивости бюджетов. При этом, как показало исполнение бюджетов регионов за прошлый год, снижение налоговых и неналоговых доходов составило около 200 млрд рублей. У 48 регионов по итогам года восстановилась экономика, и 48 субъектов Российской Федерации показали рост собственных доходов.

Какие меры поддержки были предоставлены регионам? Это льготные бюджетные кредиты – 224 млрд рублей. Мы перекредитовали казначейские кредиты, и эти средства перешли с погашением на текущий год, который мы реструктурировали.

Мы видим, что все эти меры дали результат по исполнению бюджетов субъектов Российской Федерации. Все социальные обязательства регионов были исполнены. Кроме того, расходы на оплату труда увеличились на 14%, а на капитальные вложения, что тоже важно, несмотря на сложный пандемийный год, увеличились на 11%. При этом благодаря поддержке по снижению долговой нагрузки, расходы по обслуживанию долга субъектов Российской Федерации, снизились на 5%. В целом бюджеты регионов были исполнены с дефицитом около 700 млрд рублей, при этом 57 регионов – с дефицитом, 28 исполнены с профицитом.

Сегодня ситуация обратная, хорошие данные по исполнению бюджетов субъектов Российской Федерации, мы наблюдаем профицит порядка 1 трлн рублей, с дефицитом бюджета всего 13 субъектов Российской Федерации исполнены. Мы видим, что в текущем году регионы перевыполнили свои плановые задания примерно на 1,5 трлн рублей.

Какие выводы можно сделать по итогам исполнения 2020 года?

Первое. Мы считаем, что проводимая бюджетная политика, которая реализовывалась последние годы, сработала. Накопленные резервы и низкий долг позволили сохранить финансовую устойчивость в нашей стране.

Второе. Объем бюджетного стимула был достаточен для поддержки экономики и граждан и позволил быстро восстановиться нашей экономике уже в текущем году.

Третье. Основные структурные решения, которые были приняты по налоговой сфере, – мы снизили существенно налоговую нагрузку на малый бизнес, существенно облегчили налоговую нагрузку на IT-сектор, – тоже дали свой результат, и это явилось одним из драйверов для быстрого восстановления экономики.

Уважаемые депутаты, с учетом итогов исполнения бюджета, просим поддержать законопроект об исполнении бюджета и принять его в первом чтении. Спасибо.