Оперативная информация о ходе исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации по состоянию на 1 июня 2021 года

04 июня 2021 12:30

Исполнение консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации характеризуется положительной динамикой темпов роста доходов и расходов, а также нарастанием положительной динамики поступления «собственных» доходов.

По оперативным данным 1 июня 2021 года рост доходов по сравнению с аналогичным периодом 2020 года составил 17%, общий объем поступлений – 6,3 трлн рублей. Поступление налоговых и неналоговых доходов увеличилось также на 21%, составив 5,1 трлн рублей (прирост в 80 регионах, снижение в 5 регионах).

При этом увеличились поступления в сравнении с аналогичным периодом «доковидного» 2019 года: рост доходов составил 16%, рост налоговых и неналоговых доходов – 10%.

Увеличилось и поступление основных бюджетообразующих налогов - налога на прибыль организаций - на 24% (1,75 трлн рублей), НДФЛ - на 17% (1,70 трлн рублей).

Финансовая поддержка из федерального бюджета сохранилась на уровне 2020 года (1,08 трлн рублей, составив 17% доходов).

Увеличение доходов позволило обеспечить рост расходов на 10%, общий объем профинансированных расходов составил 5,7 трлн рублей (снижение расходов отмечается в 5 регионах, а увеличение в 80 регионах), что свидетельствует о взвешенной бюджетной политике регионов.

В целом консолидированные бюджеты исполнены с профицитом 553 млрд рублей (в 2020 году профицит 191 млрд рублей).

Отмечается и увеличение с начала года на 42% до 0,9 трлн рублей объемов чистых (без учета депозитов) остатков средств бюджетов.

Улучшаются показатели государственного долга регионов и муниципального долга, которые по состоянию на 1 мая снизились с начала года в общей сумме на 90 млрд рублей или 3%, при этом муниципальный долг снизился на 9% или на 34 млрд рублей.

В текущем финансовом году 19 регионов имеют бюджетную обеспеченность больше 1,0 (выше среднероссийского значения), их количество по сравнению с 2019 годом увеличилось на 6 регионов.

При этом только 13 из указанных регионов фактически являются донорами и не получают дотации на выравнивание.

Это связано с тем, что методика распределения дотации на выравнивание содержит механизмы стимулирования регионов к экономическому росту и увеличению поступления налогов.

Одним из таких механизмов является неснижение дотации региону по сравнению с уже утвержденными законом о бюджете объемами на соответствующий год.

Кроме этого, методика дотации содержит и другие элементы стимулирования: использование в расчете данных о налоговых поступлениях за три предыдущих года, что позволяет плавно снижать дотацию при существенном увеличении налогового потенциала. Так, увеличение налогового потенциала на 1 рубль приводит к снижению дотации только на 8 копеек.

В качестве финансовой поддержки из федерального бюджета в 2021 году в субъекты планируется направить субсидии и иные межбюджетные трансферты в общем объеме 1 640 млрд рублей (по данным на конец мая), из которых 351 млрд рублей предусматривается к предоставлению регионам с высоким уровнем бюджетной обеспеченности (свыше 1). При этом объем поддержки для некоторых обеспеченных регионов – в Вологодской, Калужской, Мурманской, Нижегородской и Самарской областях, а также Ненецком автономном округе – на одного человека превышает среднероссийское значение.

Таким образом, действующая система межбюджетных отношений позволяет стимулировать развитие регионов в целях достижения высокого уровня бюджетной обеспеченности и не лишает такие субъекты поддержки из федерального бюджета.