Выступление Министра финансов А.Г. Силуанова на коллегии Росимущества

12 марта 2021 16:15

Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы подводим итоги работы за прошлый год и намечаем задачи на текущий. В прошлом году мы неплохо поработали. Остановлюсь на основных моментах.

Самое главное, что в прошлом году приняли программу «Управление федеральным имуществом». Определили цели, задачи работы Росимущества до 2024 года. Наиболее значимая из них – инвентаризация имущества казны и его вовлечение в хозяйственный оборот.  Существующие сегодня реестры имеют разрозненные данные, далеко не все имущество стоит на учете, поэтому одна из основных задач нашей программы -  полностью инвентаризировать то имущество, что есть в нашей стране, для эффективного распоряжения им.

Сегодня реестры федерального имущества есть у Федеральной налоговой службы, у Казначейства, Росреестра. Зачастую одни и те же объекты в них по своим характеристикам не совпадают, а где-то вообще не значатся. Поэтому нам необходимо обеспечить прозрачность и достоверность информации по объектам для принятия управленческих решений. Чуть позже мы об этом еще поговорим.

Необходимо увеличить отдачу от этого имущества, определиться с видами его использования, его реализацией. Большое количество объектов, имущественных комплексов сейчас не используются, но могут быть реализованы, в том числе и предпринимателями для развития своей деятельности. Хочу попросить ваших коллег начать работу по реализации такой программы в текущем году.

Второе, что было сделано в прошлом году – проведена увязка работы государственных компаний и госкорпораций, а также вознаграждение руководителей с достижением и реализацией национальных целей развития, которые поставил Президент. Это очень важно, потому что не только федеральные органы власти, но и вся государственная система должны работать над выполнением задачи, поставленной Президентом. И сегодня мы мотивируем руководителей государственных корпораций, государственных компаний, ставим соответствующие KPI этим компаниям. Это очень важно. Эти компании уже вошли в текущий год с четко поставленными задачами, исходя из целей развития.

Началась модернизация процесса управления госимуществом: преобразован сайт torgi.gov.ru в полноценную систему проведения торгов. Оператором системы стало Федеральное казначейство. Преобразование сайта позволит сделать реализацию имущественных торгов прозрачной, облегчит поиск и анализ информации, необходимой для предпринимателей, упростит учет результатов торгов. В этой работе очень важна прозрачность, для того чтобы более эффективно реализовывать имущество.

Одним из важных итогов работы Росимущества за прошлый год стало его участие в антикризисных мерах, которые реализовывались в рамках борьбы с пандемией. Речь идет о высвобождении и отсрочке уплаты арендных платежей по договорам аренды федерального имущества для малого и среднего предпринимательства с целью их поддержки. Таким образом, размер поддержки составил 800 миллионов рублей, Это позволило сохранить рабочие места в малом бизнесе и поддержать сами предприятия. Тоже хотел бы поблагодарить вас за эту работу.

Кроме того, мы, несмотря на все сложности прошлого года, выполнили планы по приватизации имущества, поступлению и доходу от дивидендов. Доход в федеральный бюджет от дивидендов составил 421 миллиард рублей, что выше, чем мы ожидали в условиях изменившихся параметров финансовых показателей предприятий. Целый ряд предприятий в прошлом году использовали прибыль 2019 года на цели развития, на цели своей поддержки, но тем не менее нам удалось привлечь существенный объем дивидендов от госкомпаний в бюджет.

Мы ставили задачу донести до компаний политику государства в вопросе выплаты дивидендов: если государство владеет активами, то эти активы должны работать на государство и приносить доход. Если нет, то надо проанализировать, какой смысл в этом активе, какой эффект государство получает от его использования. Мы считаем, что вопрос дивидендной политики – один из показателей эффективности работы компаний с госучастием. Планируем к 2024 году увеличить число компаний, которые выплачивают дивиденды в размере 50% прибыли, для этого максимально будем стимулировать наши имущественные комплексы.

В целом считаю, что задачи, поставленные на 2020 год, выполнены, и все показатели, которые определены предыдущими программными целями, достигнуты.

Теперь о задачах на текущий год. В первую очередь обращаю внимание на вопросы цифровизации. Необходимо провести инвентаризацию объектов незавершенного строительства, объектов жилищного фонда, гидротехнических сооружений, объектов культурного наследия, максимально вовлечь их в хозяйственный оборот. Все это должно происходить на новых платформенных решениях. И нет смысла держать такие объекты на балансе государства.

Необходимо определить целевое назначения федеральных земельных участков для их сохранения в казне, продажи либо сдачи в аренду. Также необходимо принять меры по передаче скопившихся в казне объектов особо опасных для окружающей среды, жизни и здоровья граждан, чтобы организации, которые обладают соответствующими компетенциями по эксплуатации, могли их использовать. Решение вопроса должно быть ускорено. Это давний вопрос, поэтому прошу вас подготовить соответствующие планы по такой передаче.

В этом году должны быть созданы удобные и прозрачные инструменты для оформления федерального имущества в пользование или в собственность. Необходимо внедрить сервис личного кабинета арендатора имущества государственной казны. Такие инструменты давно уже действуют в ряде федеральных служб. Это позволяет обеспечить удаленное взаимодействие с государством как арендодателем и соответственно упростить оплату платежей, услуг, обмениваться юридически значимыми документами. Все это будет осуществляться в электронном формате без особой административной нагрузки. Необходимо использовать преимущества цифровизации для снижения таких административных издержек для компаний с госучастием.

Также мы предлагаем двигаться и по внедрению загрузки электронной бухгалтерской отчетности напрямую из Федеральной налоговой службы, минуя дополнительные издержки предприятий с госучастием по предоставлению такой отчетности Росимуществу. Речь идет об упрощении трафика, снижении издержек, соответственно о повышении операционных финансовых результатов таких компаний.

Обращаю внимание на вопросы, которые перед нами стоят в части регуляторики. Практика прошлого года показала необходимость закрепления на постоянной основе возможности проводить собрания акционеров дистанционно. Впервые в прошлом году ряд компаний успешно опробовали такой режим, и нам следует подготовить необходимое нормативное поле для его законодательного закрепления. Считаю, что это хорошая мера для облегчения работы компаний с госучастием, это повысит активность в принятии управленческих решений.

Также прошу обратить внимание на объекты культурного наследия. Необходимо более эффективно их вовлекать в хозяйственный оборот при обеспечении их сохранности. Мы с Росимуществом подготовили поправки в закон о приватизации и Земельный кодекс в части передачи и реализации таких объектов культурного наследия тем, кто будет их использовать, с сохранением культурной составляющей таких объектов. Поэтому нам вместе с Росимуществом необходимо обеспечить взаимодействие с Парламентом, чтобы соответствующие законодательные решения были приняты уже в текущем году.

Следующая тема, на которой нам нужно сконцентрироваться – это повышение требования к уровню представительства Российской Федерации в наблюдательных советах госкомпаний. Зачастую Российская Федерация представлена в них далеко не руководящими работниками соответствующих ведомств. Отсюда и низкое качество управленческих решений. Поэтому мы двигаемся по направлению сокращения директив, которые спускаются компаниям, но в то же время необходимо возложить больше ответственности на руководящие органы этих компаний, представителей государства в наблюдательных советах.  Соответственно нужны работники достаточной квалификации.

Несколько слов о планировании программы приватизации. Считаю, что нам необходимо скользящее трехлетнее планирование программы приватизации федерального имущества. Необходимо прийти к такому же порядку, как планирование бюджета. Планируя бюджет на трехлетний период, каждый год мы корректируем второй-третий год трехлетки. Ежегодная актуализация программы позволит нам синхронизировать ее с бюджетом.

И последнее из задач текущего года, на чем хотелось бы остановиться. Считаю, что необходимо принять решение об упрощении приватизации небольших по стоимости имущественных объектов. Сделать это нужно на основании решения Росимущества, считаю даже возможным предусмотреть заключение договора с единым участником торгов также по решению Росимущества для небольших объектов. Таких объектов большое количество, и это позволит быстрее принимать решение по включению их в хозяйственный оборот. Думаю, что вы с этим согласитесь, нам необходимо подготовить соответствующее решение для реализации этой задачи.

Уважаемые коллеги, хотел бы еще раз поблагодарить вас за работу, которая была проведена в прошлом году. Сработали хорошо. Тем не менее задачи, которые стоят перед Росимуществом в 2021 году, достаточно амбициозны. Много программ принято. Хотел пожелать вам успехов в вашей работе. Спасибо.

Необходимо полностью инвентаризировать федеральное имущество, чтобы эффективно распоряжаться им

Силуанов Антон Германович Министр финансов Российской Федерации