Выступление Первого вице-премьера – Министра финансов Антона Силуанова на сессии «Евразийский экономический союз. Стратегия будущего»

06 июня 2019 21:00
– Давайте начнем со второй темы – выигрывает ли Россия, и каковы перспективы нашей интеграции. Мне кажется, очевидно, что от интеграции выиграют все, и более крупные экономики, и, может быть, чуть поменьше. Вопрос интеграции, как мы уже говорили, это более свободное движение капитала, рабочей силы, товаров, услуг. От этого выигрывают все страны, в том числе и Россия. Поэтому глобальный вопрос нашей повестки, который стоит перед Союзом, заключается в дальнейшем расширении всех этих составляющих -  положительных моментов интеграции. 

Зоны свободной торговли, о которых мы сейчас говорили,  надо продвигать дальше, чтобы все страны-участники Союза имели возможность продвигать свои товары, рабочую силу, получать и обмениваться капиталом и так далее. От этого выиграет Союз, выиграют наши экономики. Поэтому мы должны уделять этому больше внимания. Хочется быстрее реализовать цифровую повестку. 

Что касается вопросов расширения сфер нашего участия, зон свободной торговли, то мы зачастую сталкиваемся с тем, что  ставим свои национальные интересы на порядок выше, чем интеграционные. Да, конечно, все мы являемся представителями своих государств. Но раз мы вошли в интеграцию, давайте все-таки учитывать интересы Союза. Если мы вошли в интеграцию, нужно где-то уступать, идти друг другу навстречу. Но делать это надо быстро.  Сколько раз мы обсуждали вопросы зон свободной торговли в Сингапуре. Процесс идет медленно и зачастую тормозится из-за мелочей. Поэтому когда мы говорим о расширении нашей сферы влияния, то здесь надо двигаться гораздо быстрее.

Теперь по повестке. Первое - создание равных условий гражданам для работы, жизни и занятия бизнесом в наших юрисдикциях. Чтобы не было никаких проблем и границ при ведении бизнеса. 

Что у нас происходит сегодня? Все находится в зачаточном состоянии. У нас отсутствует единая электронная цифровая подпись, единые транспортные накладные, по которым постоянно возникают барьеры между бизнесом. То есть мы не создаем условий для активации бизнеса на территории нашего Союза даже в таких мелочах.  Этой повесткой надо заниматься обязательно. 

Второе направление. Мы провозгласили единые рынки – энергетический рынок, электроэнергии, финансовые рынки. Но вопрос, как мы будем этого достигать, надо обсуждать уже сейчас. Пока это есть у нас только в планах, а движения никакого нет. Без создания и открытия единых рынков, получения всеми от этого преимущества невозможно двигаться дальше.

Я имею в виду не только энергетические, товарные, но и финансовые рынки. Нам нужно сделать так, чтобы наши финансовые институты могли работать в Казахстане так же, как и в России, а в Казахстане так же, как и в Армении и так далее. То есть создать на всей территории Союза единые правила регулирования и условия работы для наших компаний, финансовых институтов, аудиторских организаций. Все это создает условия для упрощения жизни нашему бизнесу. 

Следующее направление - это, конечно, интеграционные проекты, о которых мы тоже  уже говорили.  Например, Европейский Союз, «Airbus» – это интеграционный проект. Нам таких проектов нужно побольше, чтобы каждая страна чувствовала свою вовлеченность в их реализацию, и получала от этого дополнительные бонусы. Думаю, нам тоже необходимо будет разработать такого рода проекты. 
Следующий вопрос. На предыдущем Совете, который проходил с участием глав, президент Киргизии предложил открыть базы работы наших таможенников. Давайте откроем, создадим единое «облако». Мы готовы открыть наши таможенные базы. Но тогда откройте, пожалуйста, и свои. 

У нас сейчас постоянно идут споры по распределению этих таможенных пошлин. Почему? Потому что каждый хочет сказать, что я плачу больше, а получаю меньше. Давайте создадим единую открытую базу в первую очередь с информацией о том, сколько приходит таможенных товаров, сколько потребляется на территории соответствующего государства, сколько идет из этих товаров в другую страну, чтобы определить нашу долю таможенного пирога, таможенных пошлин. Давайте быть более открытыми в этом союзе, и тогда, конечно, появится доверие. 

Цифровые рынки, цифровизация – безусловно, это связывающий интеграционный проект. Я все время говорю, что цифра, прослеживаемость, маркировки, единые электронно-цифровые подписи и так далее - это то, без чего Союз не может существовать. Если мы действительно говорим об интеграции, союзном строительстве, то это, по сути,  кровеносный сосуд, без которого ни бизнес, ни государство не сможет существовать. Поэтому очевидно, что такого рода интеграционные проекты нам нужно было реализовать вчера. 
Мы тут немножко поспорили про маркировки на последнем Совете. Говорили о том, что Россия, отрываясь от всех, ускоренно создает маркировки для своих товаров. Но мы говорили об этом уже несколько лет. Странно, что никто к этому не шел. Когда одна из стран выходит вперед, надо наоборот концентрироваться, интегрироваться и вместе решать такие задачи. 

Что сделать нам не  удалось. Возможно, создать такие стимулы для работы Комиссии. Сейчас будет новое белорусское председательство. Необходимо будет сразу поставить задачи на четырехлетний период: что должна сделать Комиссия, решение каких задач обеспечить за этот период. Спустить эти, так называемые, ключевые показатели эффективности до соответствующих министерств, обозначить им это и мониторить. Потому что зачастую у нас получается так, что не все министерства и ведомства вовлечены в это дело. Когда отраслевые ведомства в каждом государстве пытаются проводить свою повестку, двигаться в едином направлении, которое должно быть выработано и обозначено как наша основная задача на следующий четырехлетний период, не получается. 

Конечно, я согласен, что необходимо совершенствовать процедуры. Мы столкнулись с тем, что, предположим, по таким вопросам как антидемпинг есть право вето. Как может быть право вето по антидемпингу у той страны, которая заявляет вопрос о демпинге? То есть процессуальные темы такого рода нам тоже предстоит решать, без них работа Комиссии не будет эффективной. Поэтому делать это надо и делать хорошо.