Минфин подготовил поправки в бюджет 2019 года

15 мая 2019 20:00
Министерством финансов подготовлен и направлен в Правительство Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов".

Законопроект подготовлен с учетом результатов исполнения федерального бюджета за январь-апрель 2019 года, а также на основе ожидаемых итогов социально-экономического развития Российской Федерации в 2019 году и ожидаемого исполнения федерального бюджета в 2019 году.

Сложившаяся в январе-апреле 2019 года конъюнктура на мировых сырьевых рынках оказалась более благоприятной, чем предполагалось ранее. Текущие высокие цены на нефть обусловлены преимущественно сокращением добычи нефти странами ОПЕК+ в рамках соглашения о снижении добычи на 1,2 млн. барр./сутки, вступившего в силу с 1 января текущего года. При этом более динамичное, чем предполагает соглашение, снижение поставок из Саудовской Аравии в совокупности с перебоями предложения из ряда нефтедобывающих стран (Венесуэла и Иран) позволили компенсировать прирост добычи нефти в США. Тем не менее, наблюдаемые высокие цены на нефть имеют существенные предпосылки к снижению, поскольку срок действия текущего соглашения ОПЕК+ истекает в середине 2019 года. Кроме того, в США во второй половине года будут введены дополнительные трубопроводные мощности, что должно снять инфраструктурные ограничения по транспортировке нефти, которые ранее сдерживали рост добычи сланцевой нефти. Учитывая указанные тренды, несмотря на текущий высокий уровень нефтяных котировок, траектория цены на нефть в 2019 году сохранена без изменений на уровне 63,4 долл. США за баррель (см. Таблицу 1).

Динамика сырьевого рынка позитивно отразилась на валютном курсе. Однако, несмотря на наблюдаемое укрепление рубля (по итогам января-апреля 2019 года укрепление среднего номинального курса рубля к доллару США составило 5,1% по сравнению со средним значением в 2018 году), соотношение складывается несколько слабее, чем предполагалось ранее. На этом фоне прогноз по курсу рубля по итогам года был пересмотрен в сторону незначительного ослабления: согласно текущим оценкам среднегодовой курс национальной валюты в 2019 году составит 65,1 руб. за доллар США против 63,9 руб. за доллар США, учтенных при формировании закона о бюджете 2019-2021 гг. 

В январе-марте 2019 года рост экономической активности, по оценке Минэкономразвития России, замедлился до 0,8% г/г, что стало ожидаемой реакцией на адаптацию к принятым изменениям налогового законодательства. В то же время текущая динамика ключевых макроэкономических показателей складывается несколько лучше, чем предполагалось ранее. Во втором полугодии дополнительным драйвером роста станет повышение инвестиционного спроса за счёт начала реализации национальных проектов, направленных на смягчение существующих в настоящее время структурных ограничений. Тем не менее, учитывая ожидаемую сдержанную динамику темпов роста инвестиций в основной капитал и потребительского спроса, прогноз роста ВВП по итогам 2019 года пока остался без изменений по сравнению с Федеральным законом (1,3%). 

Оперативные индикаторы инвестиционного спроса (объем строительных работ, импорт инвестиционных товаров из стран дальнего зарубежья и другие) свидетельствуют о текущем замедлении динамики капиталовложений в основные средства. Это обусловлено адаптацией экономических агентов к повышению фискальной нагрузки и временным ростом уровня процентных ставок в экономике, связанным с ужесточением денежно-кредитной политики Банком России. Однако такая реакция была ожидаемой, в связи с чем по итогам 2019 года прогноз рост инвестиций в основной капитал остался без изменений на уровне 3,1 процента.

Незначительная корректировка динамики потребительской активности (прогноз по обороту розничной торговли понижен с 1,7% до 1,6%) связана с ситуацией на рынке труда. Фактические темпы роста оплаты труда оказались менее динамичными, чем предполагалось ранее, что стало причиной пересмотра как годовой динамики реальных заработных плат (прогноз понижен до 1,1% по итогам 2019 года против 1,4%, заложенных в Федеральный закон), так и статистики по темпам роста потребительской активности.

Рост инфляции в начале 2019 года был ожидаемым в связи с повышением НДС и оказался существенно ниже, чем предполагалось ранее. Причинами такого умеренного эффекта являются более весомый, чем ожидалось ранее, упреждающий рост цен (заблаговременная корректировка цен началась во второй половине 2018 года) и умеренное повышение цен в условиях сдержанного потребительского спроса. Кроме того, решения Банка России о повышении ключевой ставки во втором полугодии прошлого года совокупно на 0,5 п.п. оказались достаточными для ограничения эффектов разовых проинфляционных факторов. Как и ожидалось, основной вклад в рост цен произошел в январе. В годовом выражении инфляция достигла пика в марте (5,3% г/г). К настоящему времени перенос повышения НДС в цены в основном завершен. Учитывая, что ценовая динамика движется в границах ожиданий, прогноз роста цен по итогам года остался без изменений (4,3%).


ИЗМЕНЕНИЕ ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА 2019 ГОД

Законопроект предусматривает увеличение общего объема доходов на 205,6 млрд. рублей. При этом поступление нефтегазовых доходов уменьшается на 58,7 млрд. рублей, а ненефтегазовых доходов увеличивается на 264,3 млрд. рублей (см. Таблицу 2.1).

По отношению к ВВП доля доходов снижается на 0,4%, в том числе за счет нефтегазовых на 0,3% и ненефтегазовых на 0,1%, что связано с ростом прогнозируемого объема ВВП.

Изменение поступления нефтегазовых и ненефтегазовых доходов связано с изменением макроэкономических факторов (изменение помесячной динамики мировых цен на нефть марки "Юралс" с учетом ее фактических значений в конце 2018 - начале 2019 года, увеличение прогнозного курса доллара США к рублю и прогнозных цен на газ, изменение объемов экспорта нефти, газа природного и товаров, выработанных из нефти), а также с уточнением в законодательстве параметров «завершения налогового маневра» в нефтегазовом секторе.

Общий объем расходов увеличивается на 256,5 млрд. рублей в пределах поступления дополнительных ненефтегазовых доходов за исключением изменения доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния (далее – ФНБ) и составит в 2019 году 18 293,7  млрд. рублей или 16,8% к ВВП, что на 0,2% ниже уровня, утвержденного законом о бюджете 2019-2021 гг. (за счет роста прогнозируемого объема ВВП в 2018 году).

Профицит федерального бюджета в 2019 году снизится по сравнению с показателями, утвержденными законом о бюджете 2019-2021 гг., и составит 1 881,2 млрд. рублей или 1,7% к ВВП, что обусловлено снижением поступления нефтегазовых доходов.

Ненефтегазовый дефицит в 2019 году составит 6 358,2 млрд. рублей (или 5,8% к ВВП). По отношению к ВВП ненефтегазовый дефицит снизится на 0,2% по сравнению с уровнем, учтенным при формировании закона о бюджете 2019-2021 гг (см. Таблицу 2.2 и Таблицу 2.3).

ФНБ на конец 2019 года увеличится за счет нефтегазовых доходов, сложившихся по итогам 2018 года, и курсовой разницы и составит 8 404,6 млрд. рублей (или 8,1 % к ВВП). 

Уточнение объема государственного долга Российской Федерации на 1 января 2020 года осуществлено с учетом фактического исполнения, а также ожидаемой оценки исполнения программ государственных заимствований Российской Федерации (см. Таблицу 2.4). Объем государственного долга снижается на 167,3 млрд руб. и составит 15 566, 8 млрд рублей. По отношению к ВВП объем госдолга уменьшается на 0,6%.

При этом объем государственного внешнего долга увеличивается на 116 млрд рублей и составит 4 237,3 млрд рублей. 

Объем государственного внутреннего долга сокращается на 283,3 млрд рублей и составит 11 329,5 млрд рублей.