Выступление Первого вице-премьера - Министра финансов Антона Силуанова на заседании итоговой годовой коллегии ФНС России

20 февраля 2019 15:00
А.Г. Силуанов: Вчера в Министерстве финансов на коллегии мы уже рассмотрели итоги работы подведомственных служб за прошлый год и определили задачи на 2019 год. В том числе рассмотрели итоги работы Федеральной налоговой службы. Сразу хочу сказать, что задачи и цели, которые были поставлены перед Налоговой службой в прошлом году, выполнены. И хотел бы кратко остановиться на основных итогах и определить задачи на предстоящий год.

Первое. Параметры бюджета, которые мы планировали на 2018 год, исполнены в полном объеме и даже перевыполнены. Рост поступлений, доходов в прошлом году позволил пересмотреть параметры бюджета в сторону увеличения на 2,5 трлн руб. Конечно, здесь рост и за счет увеличения нефтегазовых доходов, но также он связан с улучшением качества работы, качества администрирования налогов. Налоговые органы обеспечивают стабильный прирост доходов как на федеральном уровне, так и на региональном, что очень важно. Рост поступлений в региональные бюджеты составил почти 15%.

Отмечу, что за счет опережающего роста доходов мы также обеспечили перевыполнение параметров бюджетов внебюджетных фондов. Видим, что за счет этого нам удалось снизить объем трансфертов из федерального бюджета в государственные внебюджетные фонды, поскольку увеличился объем их доходов. И это тоже заслуга Федеральной налоговой службы. Мы видим, что решение о передаче администрирования страховых взносов налоговым органам было абсолютно правильным.

В 2018 году был завершен первый этап работ, связанных с выстраиванием системы взаимодействия между Федеральной налоговой службой и Федеральной таможенной службой, отработкой процедур обмена данными о внешнеторговых операциях налогоплательщиков.

Задачу мы ставили еще два года назад, и в прошлом году завершен очередной этап такой интеграции. В текущем году мы видим все основания для того, чтобы завершить полную интеграцию баз, полную интеграцию работы двух ключевых наших администраторов доходов. На сегодняшний день вся информация о таможенной стоимости товаров отражается в АСК НДС-2, благодаря чему контролируется правомерность применения 100% налоговых вычетов по уплаченному на таможне НДС. Нам удалось реализовать в прошлом году важнейшую задачу. Сопряжение ресурсов позволяет не только обелить рынок импортных товаров, но самое главное - существенно упростить процедуру подтверждения экспорта, и соответственно, снизить административную нагрузку на бизнес.

Следующая цель, которая была достигнута в прошлом году - заработал федеральный электронный реестр ЗАГС. Вчера Михаил Владимирович показывал нам эту систему, наглядно продемонстрировал, как она работает. Внедрение этой системы позволило создать основы для формирования реестра выселения, сократить сроки оказания услуг гражданам, а также перейти на централизованное предоставление сведений в электронном виде. Выполнение этой задачи было ключевым, так как эта система - один из элементов работы по цифровизации экономики.

 Следующая задача, которая была реализована – запущен эксперимент по самозанятым, по переводу граждан, которые работают в «сером» секторе, в легальное поле. Речь идет о налоге на профессиональный доход.  В прошлом году мы создали всю необходимую законодательную базу для введения этого эксперимента, и результаты текущего года показывают, что мы движемся в абсолютно правильном направлении.

Теперь о задачах на 2019 год. Считаю, что необходимо продолжить активное взаимодействие с ФТС России для реализации задачи по внедрению национальной системы прослеживаемости товара при импорте. В перспективе она должна эффективно выполнять роль национального сегмента системы прослеживаемости товаров, создаваемой в рамках Евразийского экономического союза, и обеспечивать полный контроль за движением товара от его ввоза на единую таможенную территорию Союза до розничной реализации, не налагая при этом дополнительных серьезных обременений на предпринимателей. Вся необходимая нормативная база готова. Следующий этап – практическая реализация. В 2019 году необходимо начать проведение эксперимента по прослеживаемости отдельных видов товаров.

С 1 января текущего года, как уже говорили, реализуется эксперимент по налогу на профессиональный доход. Необходимо его завершить. Мы видим, что в системе уже зарегистрировано около 30 тысяч самозанятых. Число желающих работать в этой системе с каждым днем увеличивается, поскольку она позволяет очень просто зарегистрироваться, в онлайн-режиме взаимодействовать с контрольными налоговыми органами, и она удобна для пользователей.

Считаю, что в текущем году необходимо подготовить все необходимые нормативные документы с тем, чтобы с 2020 года запустить этот налог уже не в качестве эксперимента, а в качестве общего режима для субъектов Российской Федерации. Мы видим, что у регионов есть интерес в использовании такого налогового режима, в решении задач по легализации бизнеса, который сегодня ведется в «серой» зоне, и соответственно, мы будем этому содействовать.

Следующая задача. Президентом поручено продлить период амнистии капиталов еще на один год для тех, кто зарегистрирует активы в специальных административных районах и возвращает деньги на российские счета. Сегодня есть такая потребность, есть спрос на оформление амнистии, мы это знаем. Надеемся, что это поддержит российский бизнес и снимет препятствия для возврата активов в российскую юрисдикцию. В ближайшее время будут готовы проекты законодательных актов, определяющие условия нового этапа амнистии. Прошу обеспечить необходимые условия для выполнения установленных параметров амнистии и в 2019 году.

Знаем, что в прошлом году реализация амнистии дала результаты. Многие бизнесмены зарегистрировали свои активы за рубежом, многие, особенно в конце прошлого года, предоставили в налоговую службу информацию о денежных средства и о своих активах.

Налоговой службой обеспечена также реализация первых двух этапов перехода на новую контрольно-кассовую технику. Сегодня кассовые аппараты установили почти 900 тысяч налогоплательщиков. До 1 июля текущего года нам предстоит перевести еще порядка 3 миллионов налогоплательщиков мелкой торговли и сферы услуг. Нам важно, чтобы завершающий переход на новую кассовую технику прошел максимально комфортно для налогоплательщиков, без сбоев, несмотря на столь значительный объем работы.

С учетом проведения эксперимента по применению налога на профессиональный доход прошу подумать и представить предложения о том, чтобы до тех пор, пока мы не установили на всей территории страны новый режим для лиц, не имеющих наемных работников, перенести срок обязательного применения ККТ такими налогоплательщиками, индивидуальными предпринимателями без наемных работников, минимум на год. Такие предложения мы прорабатывали с налоговой службой. Уверен, они будут позитивно восприняты нашими налогоплательщиками.

Также напомню, что национальным проектом по развитию малого предпринимательства в 2019 году предусмотрено формирование условий для применения упрощенной системы налогообложения без дополнительной налоговой отчетности – на основании данных ККТ. Прошу обеспечить техническую готовность к выполнению этой задачи.

Еще одна задача на текущий год – это апробация подходов к формированию Регистра населения. От службы ожидаем, что к концу года будет возможен обмен обезличенными сведениями регистра населения с органами государственной власти Российской Федерации. Такая система обеспечит переход на адресное предоставление льгот и расчет потребностей в социальной инфраструктуре, реализацию социальных проектов, позволит улучшить согласованность действий различных органов государственной власти. Поскольку сейчас мы получаем сведения о населении из данных статистической отчетности, при этом понимаем, что точность этих данных не всегда объективна. Данные, которые сможет собирать Налоговая служба, будут основаны на первичных источниках, и будут более точными, чем ныне существующие.

Продолжается работа над созданием государственного информационного ресурса бухгалтерской отчетности. Сегодня бухгалтерская отчетность представляется сразу в несколько ведомств, что ведет к дублированию функций государственных органов по получению и обработке бухгалтерской отчетности.  Начиная с отчетности за 2019 год (представляется до конца марта следующего года), бухгалтерская отчетность будет предоставляться только в один адрес – в налоговые органы или в Центральный банк. В свою очередь, Центральный банк будет передавать бухгалтерскую отчетность поднадзорных организаций в адрес ФНС России для размещения в государственной информационном ресурсе. Это тоже важнейший шаг к снижению административной нагрузки на организации при представлении бухгалтерской отчетности. Необходимо в текущем году завершить работы по его введению и с января 2020 года этот ресурс должен заработать.

В России с прошлого года заработала система Tax Free. Мы ее вводили в период чемпионата мира, и видим, что она привела к увеличению товарооборота в тех торговых точках, где работает эта система. Мы вместе с ФНС и ФТС обсудили, как можно построить эту систему, основываясь на полностью электронном взаимодействии между покупателем, магазином, таможенными и налоговыми органами, без привлечения посредников и передачи бумажных документов со штампами различных контролирующих органов. Считаю, что ее надо запускать как можно скорее, и прошу ускорить внедрение вместе с таможенными органами.

Следующая задача. Речь идет об урегулировании задолженности по страховым взносам. Вчера мы видели, что тот огромный объем задолженности по страховым вопросам, с которым начали работать налоговики в прошлом году, существенно сократился. Тем не менее, объемы достаточно серьезные и составляют значительную сумму – 245 миллиардов рублей. Очевидно, что эта задолженность трудна к взысканию. Несмотря на это прошу дополнительно проработать вопрос и подготовить предложения по ее урегулированию.

Вчера мы также говорили о необходимости улучшения администрирования взимания имущественных налогов. Сегодня значительное количество имущественных комплексов – как  физических, так и юридических лиц – должным образом не поставлено на учет, не зарегистрировано в реестре. В этой связи мы с коллегами из налоговой службы подготовили инициативы по привлечению бизнеса, с учетом предоставления вознаграждения, к работе по  выявлению имущества, которое сегодня не состоит на кадастровом учете. Понятно, что у всех администраций и муниципалитетов не хватает сил для такой работы. И считаю, что если мы создадим необходимые экономические стимулы для работы в этой части, в том числе и бизнеса, то решим задачу постановки на учет такого имущества, и, соответственно, увеличения поступлений в бюджеты всех уровней, в первую очередь, муниципальные бюджеты и бюджеты субъектов Российской Федерации.

Уважаемые коллеги! В завершение своего выступления еще раз хотел бы поблагодарить всех представителей налоговых органов за успешную работу в прошлом году. Как всегда, задачи перед нами в этом году стоят амбициозные. Уверен, что мы справимся с теми целями, которые ставит перед нами руководство страны – в первую очередь, по снижению административной нагрузки, улучшению взаимодействия с бизнесом, и, конечно, пополнению бюджетов бюджетной системы. Желаю вам успехов!

Цель, которая была достигнута в прошлом году - заработал федеральный электронный реестр ЗАГС

Силуанов Антон Германович Министр финансов Российской Федерации