Выступление Первого заместителя Председателя Правительства - Министра финансов Антона Силуанова на панельной сессии "Национальные проекты и регионы: главные вопросы в начале пути"

14 февраля 2019 17:00
А.Г. Силуанов: Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня важнейшая тема – это реализация целей развития, национальных проектов. Соглашения с регионами – технический момент. Но абсолютно правильно утверждение о том, что важен старт. Старт у нас базируется на неплохих показателях. Я приведу статистику за прошлый год. Все регионы имели рост по доходам - в целом они выросли на 15%. За прошлый год у нас большая часть регионов исполнила бюджет с профицитом. Общий профицит составил более 500 миллиардов рублей, чего не было с 2007 году. Тогда у нас не было таких параметров по сбалансированности бюджетов. У нас продолжал снижаться государственный долг - государственный долг субъектов по России составляет около 25% от налоговых и неналоговых доходов. Еще два года назад этот показатель был выше 30%. И сейчас мы находимся на уровне 2011 года по долговой нагрузке на субъекты. Последние два-три года мы чувствовали напряжение, когда не было возможности увеличить траты на инвестиции, на социалку. Мы все были связаны одной задачей – не допустить дефолта в регионах. Мы решили эту задачу. Сейчас база для старта создана.

Вопрос следующий – как нам построить работу между Федерацией и субъектами РФ по реализации Указа. Президент Российской Федерации об этом говорил – большая часть нагрузки ложится именно на субъекты. И от того, как мы с вами организуем эту работу будет зависеть общий эффект и результат решения задач, поставленных Президентом.

Теперь опускаю планку чуть ниже. У нас были определены ключевые задачи и для Российской Федерации, федеральных органов власти, и для субъектов РФ. Для Российской Федерации – это национальные цели развития и нацпроекты. Для субъектов Российской Федерации национальные цели развития были трансформированы в ключевые показатели деятельности регионов. На госсовете мы с вами определили 15 показателей. Сейчас задача заключается в том, чтобы правильно сконцентрировать ресурсы и усилия на реализацию этих задач. Сейчас уже есть методики по определению задач для каждого субъекта. По целому ряду из этих 15-ти показателей определены значения по конкретному региону. Но окончательно мы не выстроили вертикаль по этим 15 показателям.

Показатели по каждому субъекту будут определены на Госсовете, как и основные задачи для субъектов Российской Федерации. Поэтому у нас получается четкая вертикаль: есть задачи федерального уровня, они декомпозированы до субъектов Российской Федерации. Это – ключевые показатели по социально-экономическому развитию и задачи по реализации национальных проектов в части реализации федеральных проектов и региональных проектов.

Давайте сверим часы, где мы сейчас находимся, с тем, чтобы нам вместе идти по реализации этих задач. Срок принятия методик и распределения показателей уже наступил. Первое - наши предложения по основным параметрам работы регионов сейчас уже определены. Второе – нам сейчас необходимо заключить соглашения по параметрам национальных проектов с субъектами Российской Федерации. Это денежные соглашения по субсидиям и соглашения по реализации национальных проектов.

Я хочу сказать, что по субсидиям нам предстоит заключить 1866 соглашений. На вчерашний день подписано 1322. Осталось два дня, для того чтобы нам успеть заключить соглашения, как по субсидиям, так и по целевым показателям для субъектов Российской Федерации. Если мы до 15-го числа это не сделаем, деньги поступят в резервный фонд, и тогда будет гораздо сложнее эти ресурсы направлять на те же самые цели.

По нашим оценкам на вчерашний день таких незаключенных соглашений примерно на 100 миллиардов рублей. Немаленькая цифра, но уверен, что за два дня мы можем резко ее сократить. Поэтому первая задача на сегодняшний день – сосредоточиться на выполнении задач по реализации нацпроектов, начать их реализацию. Лимиты до всех доведены, деньги есть, надо просто приступать к реализации.

Для того чтобы выполнить ключевые задачи на уровне Российской Федерации и субъектов РФ, нам необходимо понять, что для этого нужно. Мы как раз хотим услышать этот диалог. Мы готовы сейчас говорить об изменении порядка стимулирования субъектов Российской Федерации в виде грантов, которые у нас есть, для того чтобы перевести их на показатели национальных проектов. У нас есть две стимулирующие выплаты – налог на прибыль 1%, прирост которого мы собираем, и эти гранты. В общей сложности – 50 миллиардов рублей. Давайте обсудим, может быть, этот объем нам направить на стимулирование тех регионов, которые полностью выполняют задачи по реализации нацпроектов.

****

Мы сегодня обсуждали на селекторном совещании с субъектами Российской Федерации выработку методик, и распределение по этим методикам показателей до конкретного субъекта Российской Федерации. Мне кажется, бесполезно согласовывать конкретные показатели, которые у нас должны быть в конце нашей работы в 2024 году. Мы разбили эти показатели по каждому году, и каждый год был разбит по субъектам Российской Федерации.

Нужно согласовывать не показатели, а общий подход, методику распределения этих показателей. И тогда уже будет понятен каждый параметр по регионам. Такая работа у нас, по сути дела, проведена. Методики разосланы регионам, было первое обсуждение. Сейчас как раз у нас хорошая площадка для того, чтобы также коснуться этого вопроса.

****

Помощь регионам будет определяться задачами национальных проектов. Эта помощь определена, исходя из практически полного финансового обеспечения из федерального бюджета. Мы говорили, что 98%, в среднем - это затраты, которые несет Российская Федерация и лишь в среднем где-то там 2-3% – это субъекты Российской Федерации. Плюс еще к этому с 2020 года пойдут дополнительные налоги в виде акцизов на нефтепродукты, это еще триллион рублей за предстоящие пять лет. Поэтому я считаю, что финансово мы обеспечили задачи, которые перед нами стоят.

****

Доля инвестиций сокращается, потому что растут, в первую очередь, расходы на зарплату. Но в 2019-2020-м и последующих годах пойдут деньги в регионы на реализацию нацпроектов, и эти деньги будут являться основой для стимулирования экономической активности в регионах. Соответственно, будут увеличиваться и частные инвестиции, будет больше возможностей для формирования доходной базы и инвестиционной составляющей бюджетов регионов. Вот основная задача. Здесь не только бюджетные деньги на инвестиции играют важную роль, но и стимулирование частных инвестиций, на что и направлены нацпроекты.

***

Действительно, база у всех разная, но общая динамика в инвестициях хоть и отличается по каждому региону, но в целом примерно одинаковая. Поэтому у кого база низкая, тому будет проще расти более высокими темпами, если, например, будут создаваться новые производства. Этим регионам будет проще расти высокими темпами, чем тому региону, у которого база уже высокая.

У нас есть показатели по количеству людей, занятых в малом и среднем предпринимательстве, и там включается число самозанятых. В течение года мы оценим результаты эксперимента, который начался в 2019 году и уверен, что мы распространим действие этого механизма на другие субъекты. Другие

субъекты точно так же смогут воспользоваться этим механизмом с тем, чтобы вывести людей в легальное поле, чтобы они могли легально работать, получать кредиты и так далее. Уверен, этот эксперимент получит поддержку и в других субъектах Российской Федерации.

****

Нацпроект – это не что-то закостенелое. Мы договорились, что по ходу реализации нацпроектов будем смотреть меры государственной поддержки. Поэтому если какой-то проект больше нуждается в государственной поддержке, проект не идет, то ресурсы будут перераспределены на тот, который требует дополнительного финансирования, дополнительной поддержки и ресурсного обеспечения.

****

Мы сейчас все говорим о так называемой «регуляторной гильотине» для бизнеса. Мне кажется, мы здесь все сошлись на мысли, что такую же «гильотину» нужно применить по отношению к нормативным актам, которые касаются субъектов Российской Федерации. И мне кажется, если мы это предложим, то это будет абсолютно правильно.

****

По уровню налогов нагрузки для бизнеса, действительно, мы договорились. Что касается предсказуемости для регионов, здесь тоже есть механизмы защиты. Если принимаются решения, касающиеся дополнительных трат или снижения доходов субъектов, то они должны быть компенсированы с федерального уровня. Поэтому такой механизм есть, им и надо руководствоваться.

****

Если мы говорим о выполнении национальных целей развития, то мы должны перестроить наше мышление и парадигму, в которой мы раньше работали. Ведь раньше мы работали так: есть государственные программы, вот построили школу, сделали какую-то инвестицию, и вроде бы это часть наших проектов, за которые мы отвечаем. И губернаторы точно так же. Но этого сейчас недостаточно. Сейчас невозможно решить задачи, которые поставлены Президентом без механизмов помимо ресурсного обеспечения. Здесь нужно включать организационные способности, нужно включать

управленческие возможности, нужно креативно думать о том, как решить задачи, которые выходят за рамки финансового, ресурсного обеспечения, нужно задействовать все возможности государственной власти и местного самоуправления. Без этого просто невозможно. Если мы охватим все инструменты, которые есть у государства для реализации этих задач, только так мы сможем ответить на те вопросы, которые перед нами стоят, и только так мы можем выполнить задачи, поставленные в Указе Президента.

Помощь регионам будет определяться задачами национальных проектов

Силуанов Антон Германович Министр финансов Российской Федерации