Заместитель Министра финансов Владимир Колычев принял участие в заседании Межрегионального банковского совета

16 октября 2018 19:28
В.В. Колычев: Недавно  было совещание, на котором рассматривались основные направления деятельности по этой теме, в том числе в части обеспечения финансовой стабильности. Два основных вопроса, которые наиболее остро обсуждались в парламенте США в части возможных мер санкционного давления - это ограничение на покупку государственного долга для нерезидентов и некоторые ограничения для банковского сектора.

Что касается рисков для сектора рынка государственного долга. Роль иностранных инвесторов за последние пять лет выросла, но в то же время какой-то критической роли они не играют. Сейчас это порядка 26%, что соответствует тем уровням, которые мы наблюдаем в других довольно крупных развивающихся и в том числе развитых странах. Надо понимать, что участие иностранных инвесторов в разных сегментах нашего финансового рынка, в том числе и рынке государственного долга, это некая страховка от непродуманных политических действий той стороны, потому что такие действия несут потери для иностранных инвесторов. А иностранные инвесторы управляют сбережениями населения этих стран, поэтому потери здесь достаточно реальные. Поэтому тот момент, что наши финансовые рынки глобально интегрированы, тоже дает нам определенную страховку.

Тем не менее, мы думали о плане мероприятий, которые нужно будет реализовать в случае введения таких санкций. Наша оценка в целом заключается в том, что с учетом той бюджетной конструкции, которую мы выстроили за последние несколько лет, потребности в заимствовании государства не такие высокие – это порядка 1,5% ВВП в год. И это  не такой большой объем, если мы сравним с другими странами. Он может быть закрыт, в том числе и локальными инвесторами. И для них очень важна, в том числе, и предсказуемость бюджетной и долговой политик, то есть та конструкция и строгое следование бюджетным правилам, которые мы ввели в прошлом году. Здесь также важно и развитие институтов управления долгосрочными сбережениями и в части пенсионных накоплений, и в части страхования жизни. Такие инициативы пока тоже обсуждаются в Правительстве. Это касается и развития различных сегментов рынка государственных облигаций, и расширения круга инвесторов. Здесь имеется в виду сегмент облигаций для населения, а также со страховкой от инфляции и с привязкой к плавающим процентным ставкам. Это все позволяет сделать наш рынок госбондов намного устойчивее.

Естественно, мы обсуждали и краткосрочные возможные последствия при введении таких ограничительных мер. На этот счет у нас тоже есть план мероприятий, который позволит купировать последствия для финансовой стабильности, когда рынку нужно будет адаптироваться к изменению структуры спроса и уходу нерезидентов. Крайне важно, что та бюджетная политика, которую мы проводим, дает достаточную степень гибкости в плане реализации программ заимствований.  Снижение активности по выходу Минфина на первичный рынок облигаций в августе-сентябре оказало стабилизирующее влияние на рынок. Поэтому операции нерезидентов не усиливали давление, когда они несколько сокращали свои позиции.

Что касается второго риска, связанного с возможными мерами санкционного воздействия на банки и банковскую систему. Во-первых, финансовая система России за время функционирования в режиме санкций подготовлена к любым внешним ограничительным мерам и способна обеспечить бесперебойность всех платежей и банковских услуг внутри страны.

Определенные вопросы остаются в части внешнеэкономических расчетов. Именно поэтому такой большое внимание в правительстве сейчас уделяется мерам по стимулированию к переходу к расчетам в национальных валютах.

Недавно в правительстве обсуждали работу по ключевым направлениям в части повышения устойчивости экономики к санкционному давлению. Там достаточно много направлений, начиная от отраслевого блока, то есть доступа к критически важным технологиям, к критически важной компонентной базе, и заканчивая тем, что на сегодня интересует больше всего – меры по обеспечению финансовой стабильности и бесперебойной работы инфраструктуры финансовых рынков. Такой план в правительстве подготовлен, и мы постепенно будем его реализовывать.

Остановлюсь на основных блоках.

Первый блок – это общесистемные меры, о которых уже довольно подробно рассказали. Наработан довольно действенный инструментарий в части реакции на возможные системные риски. Это операции на открытом рынке и предоставление ликвидности как в валютной форме, так и в национальной валюте. Коллеги отмечали, это и переход на систему национальных рейтингов для целей регулирования разных сегментов финансового рынка. Мы уже перешли на них в части регулирования сектора негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний. Знаю, что Центральный банк рассматривает возможность расширения применения национальных рейтингов и в части регулирования банковской системы. Недавно мы расширили применение национальных рейтингов в части размещения свободной ликвидности Федерального казначейства, федерального бюджета. Это позволило расширить круг банков, которые имеют доступ к депозитам без обеспечения. Кроме того, расширяем операции и по залоговым инструментам, что позволяет повысить доступ банков к свободной ликвидности Федерального казначейства. В ближайшем будущем планируем ввести такие инструменты, как депозит через НКЦ (Национальный клиринговый центр). Второй блок мер –это внешнеэкономические расчеты. Здесь два основных направления. Первое направление – меры стимулирующего характера. В основном это связано со смягчением требований по валютному контролю, мер ответственности в этой части, и дифференциации таких требований и мер ответственности в части долларовых и недолларовых расчетов, в том числе налогового стимулирования.

Второе направление – это работа по переходу на расчеты в нацвалютах с конкретными странами, с которыми у нас довольно высокий торговый оборот. Я напомню, пока доля расчетов в долларах довольно велика, но расчеты непосредственно с Соединенными Штатами Америки во внешнеторговом обороте небольшие, это и создает довольно серьезную предпосылку для перехода к расчетам в нацвалютах. С каждой страной мы отдельно работаем по выработке комплекса мер, в первую очередь с Евросоюзом, Китаем, и другими крупными развивающимися странами, такими как Турция и наш блок Евразийского союза.

Третий блок работы – это бесперебойная работа инфраструктуры финансового рынка. Здесь должен быть доступ как для санкционных компаний, так и для несанкционных компаний к инфраструктуре финансового рынка. По этому вопросу были приняты специальные решения Правительства. Кроме того, создан специальный банк, для того чтобы компании, у которых ограниченный доступ к кредитным ресурсам, всегда имели возможность обратиться к такому специальному институту.

В заключение хотел бы сказать, что естественно, отдельные направления работы Правительства требуют усиления. И именно поэтому это направление работы в Правительстве выделено отдельно и по нему прорабатывается специальный план мер. И я уверен, что с вашей поддержкой в случае необходимости каких-то законодательных изменений мы эту работу выполним. Спасибо.

Потребность России в заимствованиях невысокая – порядка 1,5% ВВП в год. Этот объем может быть закрыт локальными инвесторами

Колычев Владимир Владимирович Заместитель Министра