Пояснение позиции Минфина России в отношении исчисления акцизов на вина с ЗГУ, а также с ЗНМП

11 мая 2017 12:40

В связи с публикацией «Местное — значит российское» в газете Коммерсант от 11.05.17 Минфин России считает необходимым пояснить свою позицию в отношении исчисления акцизов на вина с защищенным географическим указанием, а также с защищенным наименованием места происхождения.

С 1 января 2016 года ставки акциза на вина были дифференцированы в связи с установлением в федеральном законе №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» понятий «винодельческая продукция с защищенным географическим указанием», а также «винодельческая продукция с защищенным наименованием места происхождения» (законом также установлено, что такой винодельческой продукцией могут быть такие виды алкогольной продукции, как вино, игристое вино (шампанское), ликерное вино, спиртные напитки, произведенные из винного, виноградного, коньячного дистиллятов (в том числе коньяк).

После дифференциации ставок в 2016 году ставка акциза на вино составляла 9 рублей на литр, на игристое вино – 26 рублей за литр, а на вино и шампанское с защищенным географическим указанием и с защищенным наименованием места происхождения – 5 и 13 рублей за литр соответственно. С 1 января 2017 года ставка акциза на тихие вина была повышена до 18 рублей, на игристые вина – до 36 рублей на литр. При этом на вино с защищенным географическим указанием и с защищенным наименованием места происхождения ставка сохранилась на уровне 2016 года – 5 рублей за литр, на игристые вина с защищенным географическим указанием и с защищенным наименованием места происхождения – установлена на уровне 14 рублей за литр.

Таким образом, при решении вопроса о том, какую ставку акциза применять при ввозе конкретного тихого или игристого вина, импортеру и таможенным органам на основании норм Налогового кодекса необходимо определиться со значением понятия «вино (игристое вино) с защищенным географическим указанием и с защищенным наименованием места происхождения». На наш взгляд, никаких проблем с этим не должно было возникнуть, поскольку пункт 1 статьи 11 Налогового кодекса, действующий уже много лет, однозначно определяет, что «Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом». При том, что Налоговый кодекс не приводит особой трактовки терминов «вино (игристое вино) с защищенным географическим указанием и с защищенным наименованием места происхождения», единственным возможным способом применения положений налогового законодательства об акцизах является использование определений отраслевого законодательства, то есть терминов, установленных федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Последний, между тем, в статье 2 предусматривает, что:

- винодельческая продукция с защищенным географическим указанием - винодельческая продукция, производство которой, в том числе розлив, осуществляется в границах географического объекта, указываемого на потребительской таре, и которая произведена из определенных техническими документами сорта или смеси сортов винограда и обладает свойствами, которые определяются характерными для данного географического объекта природными условиями. Винодельческая продукция с защищенным географическим указанием производится из винограда, не менее 85 процентов которого выращено в границах данного географического объекта, а остальной использованный для производства такой продукции виноград выращен в границах субъекта Российской Федерации, в котором расположен данный географический объект;

- винодельческая продукция с защищенным наименованием места происхождения - винодельческая продукция, производство которой, в том числе розлив, осуществляется в границах географического объекта, указываемого на потребительской таре (упаковке), и которая произведена из определенных техническими документами сорта или смеси сортов винограда, произрастающего и переработанного в границах данного географического объекта, и обладает свойствами, которые определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами, используемыми агротехническими мероприятиями и технологическими приемами.

При этом статья 6 того же закона относит определение географических объектов, в границах которых осуществляется производство винодельческой продукции с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по предложению саморегулируемой организации виноградарей и виноделов. Теоретически такая саморегулируемая организация могла бы предложить, а субъект Российской Федерации утвердить территории иных государств в качестве таких географических объектов, но, во-первых, это не следует из закона, а, во-вторых, Министерство сельского хозяйства в своем письме от 13 февраля 2017 г. N 21/126 разъяснило, что «субъект Российской Федерации определяет географические объекты, в границах которых выращивается не менее 85% винограда для производства вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, при этом остальной виноград, использованный для производства указанных вин, должен быть выращен в границах данного субъекта Российской Федерации, где расположен географический объект. На основании изложенного орган государственной власти субъекта Российской Федерации определяет географические объекты в пределах административно-территориальных границ своего субъекта Российской Федерации.

Таким образом, именно законодательством, а не решением Минфина России, установлена привязка понятий винодельческой продукции с защищенным географическим указанием и с защищенным наименованием места происхождения к территориям субъектов Российской Федерации. Именно такая идея лежала в основе введения таких понятий в отраслевое регулирование. Более того, любая иная трактовка указанных норм Налогового кодекса и отраслевого закона по государственному регулированию рынка алкоголя являлась бы нарушением российского законодательства.