Заместитель Министра финансов Владимир Колычев журналистам

О новом налоговом маневре "22/22"

15 марта 2017 18:00

Налоговый маневр Минфина увеличит дефицит ПФР на 1,4 трлн руб.

МОСКВА, 15 марта. /ТАСС/. Выпадающие доходы Пенсионного фонда (ПФР) при снижении ставки страховых взносов до 22% составят около 1,4 трлн рублей. При этом повышение НДС до 22% компенсирует российскому бюджету 1,2 трлн рублей, сообщил журналистам заместитель министра финансов РФ Владимир Колычев.

"Нейтральность для бюджетной системы считается не только за счет доходов, но и расходов. Большая часть формального фонда оплаты труда приходится на бюджетный сектор. Будет экономия за счет снижения страховых взносов. Страховые взносы - 1,4 (трлн рублей снижения доходов бюджета от уменьшения ставки взносов до 22% - прим. ред.), НДС - 1,2 (трлн рублей дополнительных доходов бюджета от повышения НДС до 22% - прим. ред.)", - сказал Колычев.

Минфин неоднократно высказывался за смещение налоговой нагрузки в сторону косвенных налогов, что может существенно облегчить жизнь бизнесу. В своем выступлении на Неделе российского бизнеса министр финансов Антон Силуанов озвучил конкретное предложение - снизить страховые взносы до 22% и увеличить налог на добавленную стоимость (НДС) до 22% с 2019 года. При этом все существующие льготы по НДС должны быть сохранены.

Колычев сообщил, что новый налоговый маневр Минфин планирует вынести на обсуждение правительства уже во втором квартале 2017 года.

Мягкий вывод из тени

Колычев подчеркнул, что основная задача налогового маневра заключается в том, чтобы смягчить бизнесу выход из тени. "Мы хотели бы, чтобы стоимость переключения из неформального сектора в формальный была минимальной. Поэтому такой переход от неформальной практики к формальной мы хотим смягчить (за счет налогового маневра - прим. ред.)", - пояснил он.

По словам замминистра финансов, если серьезно "зажимать" административно и заставлять компании платить полностью, то велика вероятность, что те, кто раньше использовал неформальные практики, будут вынуждены уходить с рынка со всеми вытекающим последствиями для экономики.

Колычев отметил, что за последние 7-8 лет снижение доли формальной занятости в структуре занятости во внебюджетной сфере в РФ составляло 0,7 процентного пункта ежегодно. "Если она будет так снижаться и дальше, это приведет к выпадению доходов бюджетной системы, в основном в части регионов", - добавил он.

Крайне положительный эффект

Негативные последствия от повышения ставки НДС до 22% испытает только сегмент строительства, считает Колычев. "Единственные сектора, которые пока, по нашим подсчетам, проигрывают - это строительство. Негативные последствия там связаны с тем, что в строительстве высокая доля неформальных платежей. От НДС уйти тяжело, увеличение ставки НДС коснется строителей в большей степени, тогда как снижение страховых взносов меньше просто потому, что доля зарплат в конвертах там больше", - пояснил замглавы Минфина.

Он отметил, что формальный сектор выиграет от налогового маневра практически по всем отраслям. "На другие отрасли маневр оказывает от нейтрального до крайне положительного эффекта", - подчеркнул Колычев.

 

Вопрос повышения НДС до 22% будет вынесен на обсуждение во II квартале

МОСКВА, 15 марта /ТАСС/. Новый налоговый маневр, предполагающий повышение НДС и снижение страховых взносов до 22%, будет вынесен на обсуждение правительства РФ во II квартале 2017 года. Об этом сообщил журналистам замглавы Минфина РФ Владимир Колычев.

"Во II квартале", - сказал он, отвечая на соответствующий вопрос.

По его словам, дополнительные доходы федерального бюджета от повышения НДС составят 1,2 трлн рублей.

"Нейтральность для бюджетной системы считается не только за счет доходов, но и расходов. Большая часть формального фонда оплаты труда приходится на бюджетный сектор. Будет экономия за счет снижения страховых взносов. Страховые взносы 1,4 (трлн рублей снижение доходов бюджета от уменьшения ставки взносов до 22% - прим. ТАСС), НДС - 1,2 (тлрн рублей дополнительных доходов бюджета от повышения НДС до 22% - прим. ТАСС)", - сказал Колычев.


РИА Новости/ПРАЙМ

Переходный период для налогового маневра 22/22 не нужен - Минфин

МОСКВА, 15 мар /ПРАЙМ/. Минфин не намерен делать переходный период при реализации налогового маневра в РФ, чтобы снизить его влияние на инфляцию, поскольку считает, что его вклад в темпы роста потребительских цен будет минимальным, при этом министерство считает важным учитывать уровень инфляционных ожиданий в стране в момент принятия решений об изменении налогов, заявил журналистам замминистра финансов Владимир Колычев.

"Естественно, проще принимать такое решение, когда инфляционные ожидания стабилизировались. В этом плане время введения очень важно, когда ЦБ думает, поддерживать это или нет", - сказал Колычев журналистам.

Министр финансов Антон Силуанов в понедельник объявил параметры налоговой реформы, которую министерство готовит по поручения президента РФ. Речь идет о снижении с 2019 года общего уровня ставки страховых взносов с нынешних 30% до 22% и одновременном повышении НДС с 18% также до 22%. Таким образом, Минфин намерен выровнять условия конкуренции для полностью легального и "серого" бизнеса, а также простимулировать отказ предпринимателей от использования зарплатных схем.

ОДИН-ДВА

"Прямой эффект (на инфляцию – ред.) составляет в зависимости от параметров конечного маневра от 1 процентного пункта до 1,5 процентного пункта Когда мы говорим о 2 процентных пунктах и более - мы учитываем эффект, связанный с инфляционными ожиданиями", - сказал Колычев. Ранее Силуанов заявил, что оценивает разовый вклад этого маневра в инфляцию в менее чем 2 п.п.

"Нам не кажется, что такой эффект настолько существенен, чтобы говорить о том, чтобы разносить его на несколько этапов", - сказал замминистра. При это он напомнил, что предложения Минфина касаются только стандартных ставок налогов, все существующие льготы как по страховым взносам, так и по НДС авторы маневра предлагают сохранить.

"Мы говорим только о стандартной ставке. Но большая часть потребительской корзины облагается по льготной ставке (НДС – ред). Если говорить о сельском хозяйстве, например, так как для них нагрузка по НДС не вырастает, а доля оплаты труда в расходах существенна, то для них создаются условия, когда они в принципе могут снижать цены", - добавил Колычев.

По его словам, Минфин ознакомил ЦБ со своими расчетами. "Сотрудники (ЦБ – ред.) согласились с нашими оценками последствий, инфляционными в том числе", - заявил Колычев.

Отвечая на вопрос о возможных действиях ЦБ после проведения маневра, Колычев отметил, что по опыту других стран, центральные банки обычно либо вообще не реагируют на политику повышения налогов, либо "реагирует только в той части, которая затрагивает инфляционные ожидания".

"Логично, если ЦБ увидит более высокие инфляционные ожидания, то он может держать определенное время более высокие ставки. Но это зависит от времени маневра и насколько будут устойчивы инфляционные ожидания в этот момент", - сказал Колычев.

 

Налоговый маневр Минфина увеличит дефицит ПФР на 1,4 трлн руб - замминистра

МОСКВА, 15 мар /ПРАЙМ/. Выпадающие доходы Пенсионного фонда России при реализации предложений Минфина о снижении с 2019 года страховых взносов до 22% составят чуть менее 1,4 триллиона рублей в год, а предполагаемое при этом повышение ставки НДС до такого же уровня даст дополнительные доходы бюджету на 1,2 триллиона рублей, рассказал журналистам замминистра финансов Владимир Колычев.

"Страховые взносы - это (выпадающие доходы ПФР – ред.) чуть меньше, чем 1,4 триллиона рублей. НДС - 1,2 триллиона рублей (дополнительных доходов бюджета РФ – ред.)", - сказал Колычев.

Министр финансов Антон Силуанов в понедельник объявил параметры налоговой реформы, которую министерство готовит по поручению президента РФ. По его словам, Минфин предлагает снизить совокупную ставку страховых взносов и перенести налоговую нагрузку на НДС, установив обе эти ставки на уровне 22%. Согласно ожиданиям министерства, такой маневр простимулирует работодателей отказаться от "серых" зарплатных схем и сделает российских экспортеров более конкурентными на мировом рынке.

По словам Колычева, маневр будет нейтральным для бюджетной системы в целом. "Нейтральность для бюджетной системы считается не только за счет доходов, но и расходов. Довольно большая часть (официального - ред.) фонда оплаты труда сейчас приходится на бюджетный сектор. Соответственно, будет некая экономия за счет снижения страховых взносов", - пояснил он. Накануне Силуанов озвучил сумму этой экономии - 300 миллиардов рублей.

Общий размер страховых взносов в России составляет сейчас 30% от зарплаты работника: 22% работодатель платит в Пенсионный фонд, 5,1% - на обязательное медицинское страхование в ФОМС и 2,9% - на социальное страхование в ФСС. Вместо этого, согласно предложениям Минфина, будет введен единый сбор в размере 22%, из которого ФОМС и ФСС получат тот же объем средств, который они получили бы действующих ставках страховых взносов, пояснил Колычев.

Выпадающие доходы в данной конструкции будут только у Пенсионного фонда, и Минфин обещает полностью компенсировать их за счет увеличения трансферта из федерального бюджета, через который и сейчас покрывается дефицит ПФР. При этом министерство не планирует никаких изменений в самой структуре социального и пенсионного обеспечения. "Маневр отстроен полностью на текущей системе", - сказал замминистра.

  

Альтернативой налоговому маневру 22/22 является рост соцвзносов в РФ - Минфин

МОСКВА, 15 мар /ПРАЙМ/. Власти РФ не могут позволить себе сохранить на текущем уровне ставки страховых взносов, альтернативой налоговому маневру, предложенному Минфином, является дальнейшее повышение этих ставок, уверен замминистра финансов России Владимир Колычев.

Минфин всерьез обеспокоен увеличением "теневого" сектора российской экономики, которое наблюдается последние годы. "Доля формальной занятости в структуре занятости внебюджетного сектора, которую мы наблюдали последние 7-8 лет, снижалась примерно на 0,7% в год. Если мы предположим, что она так и будет дальше снижаться, это приведет к довольно существенным выпадающим доходам для бюджетной системы", - сказал Колычев журналистам.

Причиной этого, по его словам, являются высокие ставки страховых взносов, которые составляют сейчас 30% от фонда отплаты труда и делают неконкурентоспособным легальный бизнес. При этом действующая система социального обеспечения остается разбалансированной. Это вынуждает властей снова принимать решение о повышении ставок, что в свою очередь еще больше провоцирует бизнес на использование "серых" зарплатных схем. "Основная наша цель – выйти из этого порочного круга", - сказал Колычев.

Замминистра напомнил, что в конце прошлого года власти уже принимали решение повысить взнос в ФОМС, что привело бы к повышению общего взноса с 2019 года до 30,8%, однако позже отказались от этого.

"Мы не находимся в равновесном положении. Нам просто для того, чтобы остаться на текущем уровне, надо какие-то меры предпринимать", - сказал замминистра. В качестве такой меры Минфин предложил снизить совокупную ставку страховых взносов и перенести налоговую нагрузку на НДС – установив и те и другие ставки на уровне 22%. Такой уровень ставок, по словам замминистра – "это баланс между нейтральностью для бюджетного сектора и соотношением положительных и негативных последствий для частного сектора".

"Это означает, что бюджет никаких дополнительных доходов не получает, соответственно нагрузка в целом на частный сектор дополнительно не меняется. Меняется только её структура", - сказал он. "Важный момент - выигрывает формальный сектор практически по всем отраслям. Единственные сектора, которые по нашим расчетам, проигрывает - это строительство, и это негативное последствие как раз связано с тем, что там довольно высокая доля неформальных платежей заработных плат", - добавил замминистра.

Главной целью манёвра, по его словам, является прекращение ухода бизнеса в "тень" и создание равных конкурентных условий для компаний, которые платят все налоги и тех, кто этого не делает. "Приведет ли он (налоговый маневр – ред.) к тому, чтобы обелялась экономика дальше? Мы считаем, что создаются условия, которые этому будет способствовать. Но в бюджетных проектировках мы на это не закладываемся", - сказал он.

По оценке Минфина, общий объем доходов населения в неформальном секторе экономики РФ в 2016 году составлял около 6 триллионов рублей, и примерно еще столько же российские работники получили в прошлом году через "серые" зарплатные схемы без уплаты налогов и страховых взносов.

  

РНС

 

Минфин оценивает объем неформальных зарплат в 10-12 трлн рублей

В результате налогового маневра Минфин рассчитывает на «обеление» части неформальных зарплат, объем которых оценивается в 10-12 трлн руб., сообщил журналистам замглавы ведомства Владимир Колычев.

«В цифрах 2016 года можно посмотреть, сколько было расходов и тех сбережений, которые можно было оценить разными способами (депозиты, владение акциями и т.д.) — это порядка 58 трлн руб. Далее методом остаточного подхода можем посчитать… доходы неформального сектора и неучтенные доходы формального сектора… Оценка: 6 трлн руб. — это конвертные схемы и около 6 трлн руб. — это зарплаты неформального сектора. Порядка 10-12 трлн руб.», — сказал Колычев.

По словам Колычева, доля неформального сектора снижается очень медленно.

«Основная цель — во-первых, выйти из порочного круга… Если мы просто механически распространим снижение доли неформальной занятости в структуре занятости небюджетного сектора, которую мы наблюдали последние 7-8 лет — она снижалась на 0,7-0,8 процентных пункта в год, — и если... предположим, что она и далее будет так снижаться, это приведет к существенным выпадающим доходам для бюджетной системы, особенно субъектов Российской Федерации в части налогов на доходы физлиц и страховых взносов. Этого, конечно, хочется избежать», — пояснил он.

Введение каких-то жестких административных мер может повлечь еще уход с рынка компаний, которые платят часть зарплат «в конвертах», пояснил замминистра.

«Второй момент — создание более равных конкурентных условий в экономике… Мы не хотим, чтобы такое обеление было связано с существенными — вплоть до катастрофических — последствиями для экономики бизнеса, который сейчас вовлечен в неформальные практики. Мы хотим, чтобы "стоимость" переключения из неформальных в формальные практики была минимальной», — указал Колычев.

Потери бюджетов различных уровней от выплат заработных плат «в конвертах» без уплаты страховых взносов составляют около 1,5 трлн рублей, сообщал ранее источник RNS, знакомый с оценками Минфина. По его данным, расчеты приводились на совещании, посвященном обсуждению вариантов налогового маневра, которое прошло 9 марта.

Минфин предлагает повысить НДС с 18% до 22% и снизить ставку страховых взносов с 30% до 22% с ликвидацией порогов зарплат, с которых взимается повышенная ставка. Существующие льготы по НДС и ставке страховых взносов предполагается сохранить. Маневр, по словам Колычева, будет обсуждаться в рамках плана действий правительства на 2017-2025 годы и должен сопровождаться другими мерами.

«Важная взаимоувязка, как нам кажется, с мерами, которые будут направлены на расшивку ограничений в части рынка труда, то есть низкой экономической занятости в разных возрастных группах, низкой миграции квалифицированных кадров и т. п. Маневр лучше сработает с точки зрения эффекта на экономику, если будет сопровождаться мерами, которые будут увеличивать предложение на рынке труда…» — добавил он.

  

Минфин оценил прямой инфляционный эффект от налогового маневра в 1–1,5%

Прямой инфляционный эффект от налогового маневра, по расчетам Минфина, может составить 1–1,5 процентного пункта, сообщил журналистам замминистра финансов Владимир Колычев. В зависимости от инфляционных ожиданий населения этот эффект может быть больше.

«Общий прямой эффект мы считаем из переноса один в один НДС и распределения снижения страховых взносов между потребителем и корпоративным сектором (приблизительно в 50 на 50). В зависимости от конечных параметров маневра он может составлять 1 до 1,5 процентного пункта», — сказал Колычев.

Прогноз ЦБ и Минэкономразвития по инфляции в 2019 году — 4%.

Ранее глава ведомства Антон Силуанов говорил о разовом разгоне инфляции на 2 процентных пункта.

«Когда говорим о двух или более, мы учитываем также вторичный эффект, связанный с инфляционными ожиданиями», — пояснил Колычев.

Центральный банк должен будет реагировать, признает замминистра.

«Как мы наблюдаем в развитых странах с устоявшимися инфляционными ожиданиями, центральный банк на повышение налогов либо не реагирует совсем, либо — что логично — реагирует только в той части, которая затрагивает инфляционные ожидания… Логично будет, если центральный банк будет видеть риски того, что инфляционные ожидания будут ускоряться, он должен будет какой-то промежуток времени держать более высокие ставки процентные ставки… Это зависит от совпадения двух вещей: в какой момент мы будем вводить маневр и где будут инфляционные ожидания, насколько они будут устойчивыми в этот момент», — отметил Колычев, подчеркнув, что эффект на курс рубля будет минимальным.

Минфин предлагает повысить НДС с 18 до 22% и снизить ставку страховых взносов с 30 до 22% с ликвидацией порогов зарплат, с которых взимается повышенная ставка. Существующие льготы по НДС и страховым взносам предполагается сохранить. В связи с тем что на некоторые группы товаров действует льготный НДС, инфляционный эффект для них может быть и меньшим, говорит Колычев.

«Большая часть потребительской корзины облагается не по стандартной ставке, на это нужно делать корректировку… Что произойдет, например, в сельском хозяйстве? Так как для них нагрузка на НДС не вырастает, а экономия на взносах существенная — доля оплаты труда в себестоимости значительная, — для них создаются условия, когда они гипотетически могут снижать цены в сравнении с нормальным уровнем инфляции», — привел пример Колычев.

  

Минфин прогнозирует нейтральный эффект налогового маневра для бюджета

Министерство финансов прогнозирует нейтральный бюджетный эффект от введения налогового маневра, предусматривающего повышение НДС до 22% и снижение ставки страховых взносов до 22%, сообщил журналистам замглавы Минфина Владимир Колычев.

«НДС увеличивается на 1,2 трлн руб., страховые взносы выпадают на 1,4 трлн руб., но экономия на страховых взносах по платежам работников бюджетного сектора это нейтрализует. Эффект нейтральный…» — сказал Колычев.

В настоящее время стандартная ставка НДС составляет 18%, ставка страховых взносов — 30%. Минфин предлагает совершить налоговый маневр с 2019 года с целью «обеления» экономики. Бюджетный эффект для разных уровней бюджетной системы будет разным, пояснил Колычев. В частности, региональные бюджеты должны остаться «в плюсе».

«У регионов большой положительный эффект, потому что у них ничего не выпадает, а только растет экономия по страховым взносам медицинским работникам, учителям и т. д. У ФОМСа тоже положительный эффект… У федерального бюджета небольшой отрицательный эффект», — сказал Колычев.

Министр финансов Антон Силуанов ранее оценивал эффект для бюджетов субъектов РФ, из которых выплачиваются зарплаты бюджетникам и представителям региональных органов власти, в 300 млрд руб.

«Хочу сразу сказать, что эта мера, если она будет реализована, очень положительно скажется на бюджетах субъектов Российской Федерации, поскольку значительно сократит, по нашим оценкам, это 300 млрд рублей сокращения страховых взносов с бюджетников, с бюджетной сферы. И эти деньги могут быть направлены на увеличение заработных плат, стимулирование социально-экономического развития», — сказал министр.

Минфин ожидает «обеления» неформального сектора, но к прогнозированию поступлений в бюджет будет подходить консервативно, пояснил Колычев.

«Мы не закладываемся на какое-то "обеление" с точки зрения бюджета… Если текущие доли формальных и неформальных секторов сохранятся на текущем уровне, то бюджетный эффект будет нейтральным», — указал он.

Одной из причин маневра замглавы Минфина назвал намерение разорвать «порочную спираль», когда для повышения собираемости страховых взносов вводятся дополнительные ставки, отражающиеся прежде всего на официальном секторе. Новые рабочие места создаются прежде всего в неформальном секторе, указывает Колычев.

«Это естественным образом ведет к очередному витку того, что страховые системы разбалансируются, и приходится тем или иным образом повышать нагрузку на формальный сектор, запускается такая порочная спираль. Последствия, которые происходят в экономике из-за этого: во-первых, "тенизация", повышение доли неформальной занятости либо повышение доли неформальных практик уплаты зарплат и, соответственно, создание не очень равных конкурентных условий для разных компаний», — отметил он.

По словам замминистра, есть опасения, что эти тенденции будут развиваться.

  

Минфин оценил выпадающие доходы ПФР от налогового маневра в 1,4 трлн рублей

Выпадающие доходы Пенсионного фонда от налогового маневра «22/22» в 2019 году могут составить 1,4 трлн руб., сообщил журналистам замминистра финансов Владимир Колычев. Предложенный Минфином маневр предполагает увеличение стандартной ставки НДС с 18 до 22% и снижение стандартной ставки страховых взносов с 30 до 22% с ликвидацией порогов взимания взносов.

«Страховые взносы — чуть менее 1,4 трлн руб., НДС — около 1,2 трлн руб… в условиях 2019 года», — сказал Колычев.

По его словам, выпадающие доходы ПФР предлагается покрывать из бюджета «до копейки».

«Снижение страховых взносов будет сопровождаться увеличением притока по НДС, то есть до копейки все негативное влияние на бюджеты внебюджетных фондов, связанное со снижением поступлений по страховым взносам, будет полностью компенсировано дополнительным трансфертом из бюджета — ровно на ту сумму, на которую по параметрам маневра появятся выпадающие доходы у бюджетов фондов», — указал Колычев.

Минфин просчитывал три варианта маневра — «21/21», «22/22» и «21/22», говорит источник RNS, знакомый с материалами к прошедшему 9 марта в Минфине совещанию. Минфин предложил считать основной именно формулу «22/22», так как она дает в целом нейтральный бюджетный эффект. Например, при маневре «21/21» объем поступлений НДС был бы меньше, а выпадающие доходы ПФР — больше. Глава Минтруда Максим Топилин оценивал выпадающие доходы внебюджетных фондов при снижении ставки страховых взносов до 21% в 2 трлн руб.

 

Налоговый маневр простимулирует работодателей отказаться от "серых" зарплатных схем

Колычев Владимир Владимирович Заместитель Министра