Заместитель министра финансов Сергей Шаталов и Директор департамента Леонид Шнейдман

Пресс-конференция «Результаты международной оценки инфраструктуры корпоративной отчетности в России»

09 декабря 2013 19:49

РБК В Минфине оценили качество инфраструктуры корпоративной отчетности РФ как "хорошее".

РБК. 09.12.2013, Москва 18:10:07

В Министерстве финансов (Минфине) РФ сегодня подвели итоги независимого анализа инфраструктуры корпоративной отчетности (ИКО) России и оценили ее состояние как "хорошее", то есть в значительной мере соответствующее международным стандартам. Об этом сообщил на пресс-конференции замминистра финансов Сергей Шаталов.

Оценка, проведенная в сентябре-октябре 2013г. по инициативе Минфина с участием 13 ведомств и организаций, основана на методике ЮНКТАД (Конференции ООН по торговле и развитию) и предполагает анализ степени соответствия национальной инфраструктуры (потенциала) подготовки качественной корпоративной отчетности общепризнанным международным стандартам, в частности международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), международным стандартам аудита, международным стандартам органов финансового контроля, кодексу этики профессиональных бухгалтеров и другим.

"Если смотреть на другие государства, то мы выглядим совсем неплохо, я бы сказал, хорошо", - сказал С.Шаталов. По его словам, около 15 государств также выразили желание пройти аналогичную проверку.

Проведенной оценкой были охвачены такие элементы инфраструктуры подготовки финансовой и нефинансовой корпоративной отчетности, как нормативно-правовая база, институциональная основа, кадровый потенциал, процесс укрепления инфраструктуры, учет и отчетность в секторе госуправления. По каждому компоненту выделены группы количественных индикативных показателей, характеризующие в большей степени тенденции, чем достижения в создании и поддержании ИКО.

Согласно результатам, озвученным директором департамента регулирования бухучета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Минфина Леонидом Шнейдманом, оценка нормативно-правовой базы составила 67%. Полное соответствие (100%) контрольным показателям данного компонента выявлено по вопросам нормативного обеспечения разрешения на занятие аудиторской деятельностью и профессиональной этики бухгалтеров и аудиторов. Системы нормативного регулирования финансовой отчетности и аудита оценены на 64% и 49% соответственно. Существенное отставание имеется в области правовой базы экологической и социальной отчетности, а также отчетности о корпоративном управлении (17%). Недостаточен потенциал регулирования расследований в отношении искажения корпоративной отчетности и деятельности аудиторов, а также мер воздействия за нарушение действующих правил (46%).

Показатель оценки институциональных основ подготовки корпоративной отчетности составил 62%. Выявлена высокая степень соответствия контрольным показателям таких элементов, как профассоциации бухгалтеров и аудиторов (99%), институты установления стандартов финотчетности (88%) и стандартов аудита (81%). Серьезные недостатки выявлены в организации деятельности институтов, ответственных за мониторинг и контроль (68%), соблюдение требований профессиональной этики (50%). Наиболее слабыми оказались институты установления стандартов нефинансовой отчетности (19%) и система координации процессов регулирования и надзора за корпоративной отчетностью (33%).

Оценка кадрового обеспечения процессов, связанных с корпоративной отчетностью, достигла 81%. Полное соответствие имеется по таким элементам, как система спецподготовки, оценки и повышения квалификации бухгалтеров и аудиторов. Заметно ниже уровень требований к их практическому опыту (83%).

По итогам анализа Минфин предложил ряд направлений совершенствования ИКО: дальнейшее сближение правил бухучета и отчетности с МСФО, создание комитетов по аудиту в составе советов директоров общественно значимых организаций, введение социальных требований к членам таких комитетов и другие.

Также правительством внесен в Государственную думу законопроект, который будет рассмотрен весной и который предполагает переход к непосредственному применению международных стандартов аудита на территории РФ в отношении всех аудиторских компаний, а не только тех, которые обслуживают общественно значимые компании. Это позволит выйти уже в следующем году на 100-процентный уровень соответствия международным нормам по данному пункту, сообщил С.Шаталов.

Подобный анализ планируется проводить и в будущем. По словам Л.Шнейдмана, в I квартале 2014г. может быть оформлен стратегический план действий по улучшению ИКО в соответствии с предложенными рекомендациями.

За рамками исследования остался вопрос, насколько международные нормы, с которыми ведется сравнение, являются безупречными и в какой мере должна учитываться национальная специфика. По словам руководителя отдела развития предприятий ЮНКТАДа Татьяны Крыловой, вопрос, насколько той или иной стране нужно соответствовать международным стандартам, является, скорее, политическим.

 

DOW JONES Внешний контроль за качеством работы аудиторов надо расширить - Минфин

9 December 2013 15:49

Copyright © 2013, Dow Jones & Company, Inc.

МОСКВА, 9 дек - Прайм. Сфера контроля за качеством работы аудиторских компаний и индивидуальных аудиторов в России должна быть расширена, заявил директор департамента финансового госконтроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина РФ Леонид Шнейдман.

"Вопрос о повышении качества надзора за деятельностью аудиторов стоит на повестке дня. Именно поэтому правительством было принято решение о введении независимого от аудиторской профессии контроля за аудиторскими организациями, такую функцию осуществляет Росфиннадзор", - сказал Шнейдман на пресс-конференции по результатам международной оценки инфраструктуры корпоративной отчетности в России.

Он пояснил, что Росфиннадзор занимается не 100%-ным контролем, а только в отношении тех аудиторов, которые обслуживают общественно-значимые российские компании - банки, страховые организации и так далее. "Практически два года работы Росфиннадзора показывают, что деятельность имеет перспективы с точки зрения дисциплинирования рынка, соблюдения стандартов", - сказал он.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось в сентябре-октябре этого года по инициативе Минфина структурами Конференции ООН по торговле и услугам (ЮНКТАД). В оценке участвовали представители 13 государственных и негосударственных органов и организаций, имеющих непосредственное отношение к регулированию, подготовке и надзору за корпоративной отчетностью, среди них Минфин, МЭР, Росфиннадзор, ЦБ РФ, а также аудиторские и бухгалтерские организации и некоммерческие партнерства.

"Цель исследования - обменяться лучшими практиками, а не создавать конкуренцию. Участие в этом проекте добровольное, цель - гармонизация стандартов, а это в свою очередь должно помочь бизнесу и экономике в целом", - заявил заместитель генерального секретаря ЮНКТАД Петко Драганов.

ОБЗОР: Внешний контроль за качеством работы -2-

Исследование показало, система нормативного регулирования финансовой отчетности на 64,2% соответствует контрольным показателям, а аудита - на 49,1%. Существенное отставание отмечается по правовой базе в области экономического и социального аудита - 16,7%. С другой стороны высокие оценки у РФ по таким элементам инфраструктуры корпоративной отчетности, как профессиональные ассоциации бухгалтеров и аудиторов (99,3%) и кадрового обеспечения (81,3%).

В этой сфере более низкие показатели получены при оценке профессионального обучения и подготовки бухгалтеров и аудиторов, а также при оценке их общего уровня квалификации. "Невысокой оказалась также оценка существующих квалификационных требований к младшему бухгалтерскому персоналу", - отметил Шнейдман.

"Проверка проводится по целому ряду показателей, интегрированного показателя наподобие Doing Business здесь нет, соответственно нет и рейтингов. Методика не преследует цель сказать, у кого аудит лучше или хуже. <...> Официальной оценки нет, но, если смотреть на другие государства, мы выглядим совсем неплохо, я бы даже сказал, хорошо", - сказал в свою очередь замглавы Минфина Сергей Шаталов.

ИТАР-ТАСС Минфин считает необходимым расширить сферу контроля за качеством работы аудиторов

09. 12. 2013, 17. 16

МОСКВА, 9 декабря. /ИТАР-ТАСС/. Минфин считает необходимым расширить сферу контроля за качеством работы аудиторских компаний и индивидуальных аудиторов, сообщил директор департамента финансового госконтроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности министерства РФ Леонид Шнейдман.

"Вопрос о повышении качества надзора за деятельностью аудиторов стоит на повестке дня, - сказал он. - Именно поэтому правительством было принято решение о введении независимого от аудиторской профессии контроля за аудиторскими организациями, такую функцию осуществляет Росфиннадзор". Вместе с тем он отметил, что Росфиннадзор не полностью контролирует рынок аудиторов, а только тех, которые обслуживают крупные банки, страховые организации. "Практически два года работы Росфиннадзора показывают, что деятельность имеет перспективы с точки зрения дисциплинирования рынка, соблюдения стандартов", - заметил Шнейдман.

Он добавил, что в настоящий момент готовится ряд законодательных инициатив, которые должны повысить качество работы аудиторских организаций. "Ведется работа по инициативам в отношении мониторинга и контроля качества аудиторских организаций, - продолжил Шнейдман. - Пока еще эти законопроекты находятся в рамках либо общественного обсуждения, либо межведомственного согласования". "Но это законопроекты, которые позволят вывести на уровень международных стандартов систему внешнего контроля качества аудиторов в интересах всего общества", - уточнил Шнейдман.

Он представил результаты исследования инфраструктуры корпоративной отчетности РФ, проводившееся по инициативе Минфина структурами Конференции ООН по торговле и услугам / ЮНКТАД/. Оно показало, что система нормативного регулирования финансовой отчетности в России на 64,2 проц соответствует контрольным показателям, разработанным ЮНКТАД, тогда как аудита - на 49,1 проц. Кроме того, существенное отставание отмечается по правовой базе в области экологического и социального аудита - 16,7 проц.

Как пояснил замминистра финансов Сергей Шаталов, "проверка проводится по целому ряду показателей, интегрированного показателя наподобие Doing Business здесь нет, соответственно нет и рейтингов. "Методика не преследует цель сказать, у кого аудит лучше или хуже. Официальной оценки нет, но, если смотреть на другие государства, мы выглядим совсем неплохо, я бы даже сказал, хорошо", - заметил он.

 

ПРАЙМ: ОБЗОР: Внешний контроль за качеством работы аудиторов надо расширить - Минфин

МОСКВА, 9 дек - Прайм. Сфера контроля за качеством работы аудиторских компаний и индивидуальных аудиторов в России должна быть расширена, заявил директор департамента финансового госконтроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина РФ Леонид Шнейдман.

"Вопрос о повышении качества надзора за деятельностью аудиторов стоит на повестке дня. Именно поэтому правительством было принято решение о введении независимого от аудиторской профессии контроля за аудиторскими организациями, такую функцию осуществляет Росфиннадзор", - сказал Шнейдман на пресс-конференции по результатам международной оценки инфраструктуры корпоративной отчетности в России.

Он пояснил, что Росфиннадзор занимается не 100%-ным контролем, а только в отношении тех аудиторов, которые обслуживают общественно-значимые российские компании - банки, страховые организации и так далее. "Практически два года работы Росфиннадзора показывают, что деятельность имеет перспективы с точки зрения дисциплинирования рынка, соблюдения стандартов", - сказал он.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось в сентябре-октябре этого года по инициативе Минфина структурами Конференции ООН по торговле и услугам (ЮНКТАД). В оценке участвовали представители 13 государственных и негосударственных органов и организаций, имеющих непосредственное отношение к регулированию, подготовке и надзору за корпоративной отчетностью, среди них Минфин, МЭР, Росфиннадзор, ЦБ РФ, а также аудиторские и бухгалтерские организации и некоммерческие партнерства.

"Цель исследования - обменяться лучшими практиками, а не создавать конкуренцию. Участие в этом проекте добровольное, цель - гармонизация стандартов, а это в свою очередь должно помочь бизнесу и экономике в целом", - заявил заместитель генерального секретаря ЮНКТАД Петко Драганов.

Исследование показало, система нормативного регулирования финансовой отчетности на 64,2% соответствует контрольным показателям, а аудита - на 49,1%. Существенное отставание отмечается по правовой базе в области экономического и социального аудита - 16,7%. С другой стороны высокие оценки у РФ по таким элементам инфраструктуры корпоративной отчетности, как профессиональные ассоциации бухгалтеров и аудиторов (99,3%) и кадрового обеспечения (81,3%).

В этой сфере более низкие показатели получены при оценке профессионального обучения и подготовки бухгалтеров и аудиторов, а также при оценке их общего уровня квалификации. "Невысокой оказалась также оценка существующих квалификационных требований к младшему бухгалтерскому персоналу", - отметил Шнейдман.

"Проверка проводится по целому ряду показателей, интегрированного показателя наподобие Doing Business здесь нет, соответственно нет и рейтингов. Методика не преследует цель сказать, у кого аудит лучше или хуже. Официальной оценки нет, но, если смотреть на другие государства, мы выглядим совсем неплохо, я бы даже сказал, хорошо", - сказал в свою очередь замглавы Минфина Сергей Шаталов.