Заключение на проект федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

Опубликован в разделе: Налогообложение доходов граждан
скачать (DOC, 32.5 KB)
Опубликовано: 21.05.2009
Заключение на проект федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» Скачать
Проект

 

 
 Проект
 На № 73-134/РШ от 23 марта 2009 г.   
Члену Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации

Р.В.Шиянову

Государственная Дума
Федерального Собрания
Российской Федерации
 


 

 

Заключение

на проект федерального закона  «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

 

В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» с учетом представленного финансово-экономического обоснования.

        Пунктом 1 законопроекта предлагается в абзац седьмой пункта 8 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) внести изменение, согласно которому сумму единовременной материальной помощи, оказываемой работодателями работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении) ребенка, освобождаемую от обложения налогом на доходы физических лиц, увеличить с 50 000 рублей до 100 000 рублей.

        Пунктами 2 и 3  законопроекта предусматривается внести изменения в абзац первый пункта 9 статьи 217 Кодекса, предусматривающие освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц суммы полной или частичной компенсации (оплаты) работодателями своим работникам и (или) членам их семей, бывшим своим работникам, уволившим в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по старости, инвалидам, не работающим в данной организации, стоимости приобретаемых  туристских путевок, а также проезда к месту отдыха и обратно один раз в год.

         Пунктом 4 законопроекта   предлагается исключить абзац пятый пункта 9 статьи 217 Кодекса, определяющий виды санаторно-курортных и оздоровительных организаций в целях главы 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса. Однако из представленных материалов к законопроекту остается не ясным целесообразность исключения данного абзаца.

        Пунктами 5 и 6 законопроекта предлагается внести изменения в подпункт 4 пункта 1 статьи 218 Кодекса, согласно которым увеличить стандартный налоговый вычет на ребенка с 1 000 рублей до 10 000 рублей и размер дохода, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода налоговым агентом, представляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 280 000 рублей, до 500 000 рублей.

         Пунктом 7 законопроекта предлагается в целях налогообложения прибыли организаций включать суммы единовременной материальной помощи, оказываемой при рождении (усыновлении (удочерении) ребенка, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

        Пунктом 8 законопроекта предлагается к расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли организаций относить в том числе и другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных Кодексом, трудовым договором и (или) коллективным договором.

         Из пояснительной записки следует, что данный законопроект направлен на снижение налогового бремени для работников, имеющих детей, и работодателей, оказывающих им адресную материальную помощь на детей.

          Следует иметь в виду, что увеличение не облагаемой налогом на доходы физических лиц суммы материальной помощи, оказываемой работодателем при рождении (усыновлении (удочерении) ребенка), вдвое, а также увеличение стандартного налогового вычета на детей приведет к выпадению значительной суммы доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и, прежде всего местных бюджетов. Об этом указано также и в финансово-экономическом обосновании. Однако автором законопроекта не приводятся конкретные источники компенсации выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

         Следует иметь в виду, что Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 121-ФЗ «О внесении изменений в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» с 2009 года увеличены размеры стандартных налоговых вычетов. Сумма дохода, при котором налогоплательщик имеет право на стандартный налоговый вычет в размере 400 рублей, увеличена с 20 000 рублей до 40 000 рублей. Для налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок, стандартный налоговый вычет с 600 рублей за каждый месяц налогового периода увеличен до 1 000 рублей, а сумма дохода, при которой налогоплательщик вправе воспользоваться   налоговым   вычетом   на ребенка, с 40 000 рублей, исчисленных нарастающим итогом с начала налогового периода, увеличена до 280 000 рублей.

         Статьей 12 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее – Закон № 81-ФЗ) предусмотрена выплата единовременного пособия при рождении ребенка в размере 8 000 рублей.

         Таким образом, поскольку законодательством Российской Федерации предусмотрена выплата материальной помощи при рождении детей, выплата работодателем такой помощи может осуществляться за счет прибыли, оставшейся после уплаты налогов.

         Предложение о включении в расходы на оплату труда сумм единовременной материальной помощи, оказываемой при рождении (усыновлении (удочерении) ребенка, противоречит пункту 23 статьи 270 Кодекса, устанавливающему, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы в виде сумм материальной помощи работникам.

         Статьей 4.1 Закона № 81-ФЗ предусмотрена передача Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по назначению и выплате единовременного пособия при передаче ребенка в семью. Средства на выплату пособий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.

           В соответствии с пунктом 2 статьи 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации федеральные законы о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, приводящие к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и вступающие в силу в очередном финансовом году и в плановом периоде, должны быть приняты не позднее одного месяца до дня внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

           Согласно пункту 3 статьи 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации внесение изменений в законодательство Российской Федерации о федеральных налогах и сборах, предполагающих вступление их в силу в течение текущего финансового года и приводящие к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, допускается только в случае внесения соответствующих изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.

             Рассматриваемый законопроект не содержит положений о вступлении в силу предлагаемых изменений в Кодекс.

             По законопроекту имеются замечания юридико-технического характера.

             В абзаце первом законопроекта неточно указаны источники официального опубликования Кодекса, а также неверно указаны структурные единицы статей Кодекса.

   На основании изложенного представленный на рассмотрение законопроект Правительство Российской Федерации не поддерживает.

 

 


Председатель 
Правительства
Российской Федерации

 В.В.Путин