Постановление Правительства Российской Федерации от 05.11.2020 № 1788 «О лицензировании деятельности по производству и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции»

Опубликован в разделе: Нормативные правовые акты
скачать (DOCX, 33.29 KB)
Опубликовано: 11.08.2022Изменено: 11.08.2022
Постановление Правительства Российской Федерации от 05.11.2020 № 1788 «О лицензировании деятельности по производству и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции» Скачать

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 ноября 2020 г. N 1788

О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОИЗВОДСТВУ И РЕАЛИЗАЦИИ ЗАЩИЩЕННОЙ ОТ ПОДДЕЛОК ПОЛИГРАФИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ

Список изменяющих документов
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)

В соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании деятельности по производству и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции.

2. Утратил силу с 1 марта 2022 года. - Постановление Правительства РФ от 15.01.2022 N 8.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 сентября 2026 г.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН

Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 5 ноября 2020 г. N 1788

ПОЛОЖЕНИЕ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОИЗВОДСТВУ И РЕАЛИЗАЦИИ ЗАЩИЩЕННОЙ ОТ ПОДДЕЛОК ПОЛИГРАФИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ

Список изменяющих документов
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)

I. Общие положения

(введено Постановлением Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности юридических лиц по производству и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции.

2. Лицензирование деятельности по производству и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции (далее - лицензируемый вид деятельности) осуществляется Федеральной налоговой службой (далее - лицензирующий орган).

2(1). Уполномоченные должностные лица лицензирующего органа при осуществлении лицензирования проводят оценку соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям, а также осуществляют федеральный государственный лицензионный контроль (надзор) за производством и реализацией защищенной от подделок полиграфической продукции (далее - лицензионный контроль) в отношении лицензиатов.

(п. 2(1) введен Постановлением Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)

3. В настоящем Положении используются следующие понятия:

"защитный комплекс" - совокупность элементов защиты от подделки и защитных технологий, обеспечивающая защищенной от подделок полиграфической продукции необходимый уровень защищенности от подделок, а также устойчивую идентификацию с применением различных методов контроля;

"защищенная от подделок полиграфическая продукция" - полиграфическая продукция, имеющая 2 элемента и более защиты, для которой необходимость защиты от подделок устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, либо документацией о закупке объекта закупки (о конкурентной закупке предмета закупки), либо договором (контрактом) на изготовление и поставку такой продукции;

"производство защищенной от подделок полиграфической продукции" - полный цикл полиграфических работ по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, включающий разработку оригинал-макета, изготовление печатных форм, печать и отделку продукции с использованием высокозащищенных трудновоспроизводимых технологий производства, информация о которых является конфиденциальной, нанесение нумерации, а также учет на всех этапах производства и хранения защищенной от подделок полиграфической продукции, ее полуфабрикатов, брака, печатных форм, специальной бумаги, специальных красок, иных объектов учета, несущих на себе элементы защиты от подделки и (или) используемых для формирования защитного комплекса;

"реализация защищенной от подделок полиграфической продукции" - продажа защищенной от подделок полиграфической продукции производителем заказчику;

"специальная компьютерная программа" - программа для электронных вычислительных машин, предназначенная для создания графических элементов защиты от подделки;

"уровень защищенности" - обеспеченная защитным комплексом степень защищенности защищенной от подделок полиграфической продукции, установленная с учетом функционального назначения, срока обращения, условий применения, уровня ущерба в случае фальсификации и привлекательности подделки этой продукции;

"элемент защиты от подделки" - структурный элемент защищенной от подделок полиграфической продукции, обладающий специальными контролируемыми характеристиками, входящий в защитный комплекс, позволяющий установить подлинность такой продукции и сделать невозможным, затруднительным или экономически невыгодным ее подделку, а также обеспечить защиту от изменений нанесенной на продукцию информации.

4. При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензированию подлежат работы по производству и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции уровней защищенности "А", "Б", "В", "Г", технические требования и условия изготовления которой утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

5. Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности, а также к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности (далее - лицензионные требования), являются:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) по каждому месту осуществления лицензируемого вида деятельности принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании помещений, используемых для осуществления лицензируемого вида деятельности;

б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) по каждому месту осуществления лицензируемого вида деятельности принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании технологического оборудования, используемого для производства защищенной от подделок полиграфической продукции и обеспечивающего полный цикл производства защищенной от подделок полиграфической продукции;

в) наличие у соискателя лицензии по каждому месту осуществления лицензируемого вида деятельности условий для выполнения утвержденных Министерством финансов Российской Федерации технических требований и условий изготовления защищенной от подделок полиграфической продукции, а также соблюдение лицензиатом указанных требований;

г) наличие у соискателя лицензии по каждому месту осуществления лицензируемого вида деятельности условий для выполнения утвержденного Министерством финансов Российской Федерации порядка учета защищенной от подделок полиграфической продукции, а также соблюдение лицензиатом указанного порядка;

д) наличие у соискателя лицензии по каждому месту осуществления лицензируемого вида деятельности условий для выполнения утвержденных Министерством финансов Российской Федерации требований о соблюдении режима охраны помещений (территорий), используемых для осуществления лицензируемого вида деятельности, а также соблюдение лицензиатом указанных требований;

е) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) заключенных трудовых договоров по основному месту работы в соответствии со штатным расписанием со следующими работниками:

уполномоченное руководить работами в рамках лицензируемого вида деятельности лицо (минимум 1 человек), имеющее высшее образование по направлению подготовки высшего образования "Технология полиграфического и упаковочного производства" или имеющее среднее профессиональное образование по специальности "Полиграфическое производство" и квалификацию "Техник-технолог" или "Старший техник-технолог", а также имеющее стаж работы в сфере производства защищенной от подделок полиграфической продукции не менее 3 лет либо имеющее высшее образование и стаж работы в сфере производства защищенной от подделок полиграфической продукции не менее 5 лет;

дизайнер (минимум 1 человек), имеющий высшее образование по направлению подготовки высшего образования "Дизайн" или среднее профессиональное образование по профессии "Графический дизайнер", а также стаж работы в сфере производства защищенной от подделок полиграфической продукции не менее 3 лет либо имеющий высшее или среднее профессиональное образование и стаж работы в сфере производства защищенной от подделок полиграфической продукции не менее 5 лет;

ж) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании объектов информатизации, обрабатывающих конфиденциальную информацию, используемую при производстве защищенной от подделок полиграфической продукции и составляющую коммерческую тайну, аттестованных по требованиям безопасности, а также технических средств защиты информации, сертифицированных в системе сертификации средств защиты информации;

з) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на законном основании специальных компьютерных программ, используемых для производства защищенной от подделок полиграфической продукции.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)

6. Осуществление лицензируемого вида деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "в" - "д" и "ж" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 10 статьи 19.2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)

7. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет в форме электронных документов (пакета электронных документов) либо заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или представляет непосредственно на бумажном носителе в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии и документы (копии документов), указанные в части 3 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)

а) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии на праве собственности или ином законном основании помещений, используемых для осуществления лицензируемого вида деятельности, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, - сведения об этих помещениях);

б) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии на праве собственности или ином законном основании технологического оборудования для производства защищенной от подделок полиграфической продукции, обеспечивающего полный цикл производства защищенной от подделок полиграфической продукции (с приложением схем его размещения);

в) копию инструкции по режиму охраны помещений (территорий), используемых для осуществления лицензируемого вида деятельности, и учету защищенной от подделок полиграфической продукции, утвержденную руководителем соискателя лицензии;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)

г) копии приказов (распоряжений) о приеме на работу работников соискателя лицензии, указанных в подпункте "е" пункта 5 настоящего Положения, а также копии документов, подтверждающих образование этих работников (в случае если сведения о документах об образовании содержатся в федеральной информационной системе "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении", - сведения, содержащие фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения (число, месяц, год рождения), пол, страховой номер индивидуального лицевого счета (для граждан Российской Федерации) работника, которому выдан документ об образовании, номер и серию бланка документа об образовании, регистрационный номер и дату выдачи документа об образовании);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)

д) копии документов, подтверждающих стаж работы работников соискателя лицензии, указанных в подпункте "е" пункта 5 настоящего Положения (в случае если основная информация о трудовой деятельности работников внесена в информационные ресурсы Пенсионного фонда Российской Федерации, - сведения, содержащие фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения (число, месяц, год рождения), страховой номер индивидуального лицевого счета работника);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)

е) копия аттестата соответствия на объект информатизации, обрабатывающий конфиденциальную информацию, а также копии сертификатов соответствия технических средств защиты информации требованиям безопасности информации;

ж) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии авторских прав на специальные компьютерные программы, либо копии договоров об отчуждении исключительного права, либо копии лицензионных (сублицензионных) договоров на такие программы;

з) документы, подписанные руководителем или уполномоченным должностным лицом и заверенные печатью (при наличии) соискателя лицензии, содержащие описание элементов защиты и указание уровня защищенности образцов продукции, изготовленных соискателем лицензии, с приложением указанных образцов защищенной полиграфической продукции (6 экземпляров каждого уровня защищенности). В случае направления заявления о предоставлении лицензии в форме электронного документа пакет электронных документов должен содержать документы, подтверждающие направление соискателем лицензии документов и образцов защищенной от подделок полиграфической продукции, предусмотренных настоящим пунктом, заказным письмом с уведомлением либо предоставление их непосредственно в лицензирующий орган.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)

8. При намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности в месте, не предусмотренном реестром лицензий, лицензиат в заявлении о внесении изменений в реестр лицензий указывает это место, а также сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям, предусмотренным подпунктами "а", "б", "е" - "з" пункта 5 настоящего Положения, при осуществлении лицензируемого вида деятельности в указанном месте. К заявлению о внесении изменений в реестр лицензий прилагаются документы, указанные в подпунктах "в" и "з" пункта 7 настоящего Положения.

(п. 8 в ред. Постановления Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)

9. При намерении лицензиата внести изменения в предусмотренный реестром лицензий перечень выполняемых работ, составляющих лицензируемый вид деятельности, в заявлении о внесении изменений в реестр лицензий указываются сведения о работах, которые лицензиат намерен выполнять, или о работах, выполнение которых прекращается. При намерении лицензиата выполнять работы, составляющие лицензируемый вид деятельности, но не предусмотренные реестром лицензий, в заявлении о внесении изменений в реестр лицензий также указываются сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при выполнении таких работ, установленным подпунктом "б" пункта 5 настоящего Положения. К заявлению о внесении изменений в реестр лицензий прилагаются документы, указанные в подпункте "з" пункта 7 настоящего Положения.

(п. 9 в ред. Постановления Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)

10. Представление соискателем лицензии заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов (пакета электронных документов), их рассмотрение лицензирующим органом, предоставление лицензии либо отказ в ее предоставлении, внесение изменений в реестр лицензий, приостановление действия лицензии, возобновление действия лицензии, прекращение действия лицензии, аннулирование лицензии, формирование и ведение в электронном виде реестра лицензий и предоставление выписки из него осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Заявление об оказании государственной услуги по лицензируемому виду деятельности и прилагаемые к нему документы соискатель лицензии (лицензиат) при направлении в лицензирующий орган в форме электронных документов (пакета электронных документов) подписывает усиленной квалифицированной электронной подписью. Идентификация и аутентификация заявителя осуществляются с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме". Заявление о предоставлении сведений из реестра лицензий также направляется в лицензирующий орган в форме электронного документа (пакета электронных документов), подписанного с использованием простой электронной подписи.

(п. 10 в ред. Постановления Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)

10(1). Лицензирующий орган в отношении соискателя лицензии, представившего в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения заявление о предоставлении лицензии, осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и прилагаемых к нему документах сведений, в том числе оценку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении в срок, не превышающий 20 рабочих дней, а с 1 июля 2022 г. - 16 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов.

Лицензирующий орган в отношении лицензиата, представившего в соответствии с пунктами 8 и 9 настоящего Положения заявление о внесении изменений в реестр лицензий, при намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по месту (местам) его осуществления, не указанному в реестре лицензий, либо при намерении лицензиата внести изменения в предусмотренный реестром лицензий перечень выполняемых работ, составляющих лицензируемый вид деятельности, в случае намерения лицензиата выполнять работы, составляющие лицензируемый вид деятельности, но не предусмотренные реестром лицензий, осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и прилагаемых к нему документах сведений, в том числе оценку соответствия лицензиата лицензионным требованиям, и принимает решение о внесении изменений в реестр лицензий или об отказе во внесении изменений в реестр лицензий в срок, не превышающий 20 рабочих дней, а с 1 июля 2022 г. - 16 рабочих дней со дня приема заявления о внесении изменений в реестр лицензий и прилагаемых к нему документов.

Оценка соответствия соискателя лицензии или лицензиата лицензионным требованиям проводится в форме документарной оценки и выездной оценки в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Выездная оценка может проводиться без фактического выезда должностных лиц, уполномоченных на ее проведение по месту или местам осуществления лицензируемого вида деятельности, посредством использования средств дистанционного взаимодействия, средств фото- и видеофиксации, видео-конференц-связи.

Если в ходе выездной оценки соответствия лицензионным требованиям осуществлялись фотосъемка и (или) видеозапись, то об этом делается отметка в акте оценки, и подписание его руководителем, иным должностным лицом или уполномоченным представителем соискателя лицензии (лицензиата) не требуется. В этом случае материалы фотографирования и (или) видеозаписи прилагаются к акту оценки.

Фотосъемка, аудио- и (или) видеозапись в ходе процедуры оценки соответствия лицензионным требованиям осуществляются в следующем порядке:

указание соискателем лицензии (лицензиатом) в заявлении о предоставлении лицензии (о внесении изменений в реестр лицензий) сведений о наличии технической возможности использования при проведении выездной оценки средств дистанционного взаимодействия, средств фото- и видеофиксации, видео-конференц-связи с возможностью идентификации соискателя лицензии (лицензиата) через федеральную государственную информационную систему "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме";

принятие должностным лицом лицензирующего органа решения о проведении оценки соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям в форме выездной оценки в дистанционном формате с применением фотосъемки и (или) видеозаписи;

извещение соискателя лицензии (лицензиата) о ведении фотосъемки и (или) видеозаписи в случае осуществления процедуры в дистанционном формате оценки соответствия лицензионным требованиям;

внесение в акт оценки соответствующей информации о ведении фотосъемки и (или) видеозаписи;

обеспечение сохранности информации, полученной посредством фотосъемки и (или) видеозаписи.

(п. 10(1) введен Постановлением Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)

11. При проведении оценки соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям лицензирующий орган запрашивает необходимые сведения для предоставления государственных услуг в области лицензирования, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в порядке, установленном Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)

Лицензирующий орган предоставляет по 3 экземпляра каждого уровня защищенности указанных в подпункте "з" пункта 7 настоящего Положения образцов продукции, полученных от соискателя лицензии (лицензиата), в государственное судебно-экспертное учреждение, осуществляющее экспертные исследования бланков защищенной от подделок полиграфической продукции, и запрашивает заключение о соответствии этих образцов утвержденным Министерством финансов Российской Федерации техническим требованиям и условиям изготовления защищенной от подделок полиграфической продукции. Срок предоставления заключения государственного судебно-экспертного учреждения составляет не более 15 рабочих дней со дня предоставления лицензирующим органом образцов защищенной от подделок полиграфической продукции.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)

II. Порядок организации и осуществления лицензионного контроля

(введено Постановлением Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)

12. Предметом лицензионного контроля является соблюдение лицензиатом лицензионных требований, указанных в пункте 5 настоящего Положения.

(п. 12 в ред. Постановления Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)

13. Лицензионный контроль осуществляется лицензирующим органом на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) в соответствии с Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

(п. 13 в ред. Постановления Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)

14. В целях управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении лицензионного контроля деятельность лицензиатов (далее - объект контроля) подлежит отнесению к одной из категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):

значительный риск;

средний риск;

умеренный риск;

низкий риск.

С учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения лицензиатами лицензионных требований объекты контроля разделяются на группы тяжести "А", "Б", "В" и "Г" (далее - группы тяжести).

К группе тяжести "А" относится производство защищенной от подделок полиграфической продукции уровня защищенности "А".

К группе тяжести "Б" относится производство защищенной от подделок полиграфической продукции уровня защищенности "Б".

К группе тяжести "В" относится производство защищенной от подделок полиграфической продукции уровня защищенности "В".

К группе тяжести "Г" относится производство защищенной от подделок полиграфической продукции уровня защищенности "Г".

С учетом оценки вероятности несоблюдения лицензиатами лицензионных требований объекты контроля разделяются на группы вероятности "1" и "2".

К группе вероятности "1" относятся объекты контроля при наличии вступивших в законную силу в течение 3 предшествующих календарных лет постановлений о привлечении к административной ответственности юридического лица за совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 3 или 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

К группе вероятности "2" относятся объекты контроля при отсутствии вступивших в законную силу в течение 3 предшествующих календарных лет постановлений о привлечении к административной ответственности юридического лица за совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 3 или 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

(п. 14 в ред. Постановления Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)

15. Отнесение объекта контроля к определенной категории риска основывается на соотнесении группы тяжести и группы вероятности согласно приложению.

(п. 15 в ред. Постановления Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)

16. Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется со следующей периодичностью:

для объектов контроля, отнесенных к категории риска "Значительный риск", - документарная проверка или выездная проверка один раз в 3 года;

для объектов контроля, отнесенных к категории риска "Средний риск", - документарная проверка или выездная проверка один раз в 5 лет;

для объектов контроля, отнесенных к категории риска "Умеренный риск", - документарная проверка или выездная проверка один раз в 6 лет.

(п. 16 в ред. Постановления Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)

17. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля, отнесенных к категории "Низкий риск", не проводятся.

(п. 17 в ред. Постановления Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)

18. Лицензиат в соответствии с частью 6 статьи 24 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" вправе подать в лицензирующий орган заявление об изменении категории риска объекта контроля в случае его соответствия критериям риска для отнесения к иной категории риска.

(п. 18 в ред. Постановления Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)

19. Учет объектов контроля осуществляется лицензирующим органом в ведомственных информационно-аналитических системах, обеспечивающих деятельность лицензирующего органа при планировании и осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, на основе данных учета, хранения, сбора и обработки данных в рамках единой информационно-аналитической системы на основании информации, представляемой им в соответствии с нормативными правовыми актами, информации, получаемой в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступной информации.

(п. 19 в ред. Постановления Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)

20 - 24. Утратили силу с 1 марта 2022 года. - Постановление Правительства РФ от 15.01.2022 N 8.

25. Должностными лицами, в должностные обязанности которых входит осуществление полномочий по осуществлению лицензионного контроля, являются:

а) руководитель лицензирующего органа;

б) заместители руководителя лицензирующего органа, к полномочиям которых приказом руководителя лицензирующего органа отнесено осуществление лицензионного контроля;

в) руководители структурных подразделений лицензирующего органа, должностными инструкциями которых предусмотрены полномочия по осуществлению лицензионного контроля;

г) иные работники лицензирующего органа, уполномоченные на осуществление лицензионного контроля своими должностными инструкциями или в ином установленном порядке.

(п. 25 в ред. Постановления Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)

26. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются руководитель лицензирующего органа и его заместители.

Должностные лица лицензирующего органа при проведении контрольных (надзорных) мероприятий соблюдают ограничения и выполняют обязанности, а также несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий и обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(п. 26 в ред. Постановления Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)

27. При осуществлении лицензионного контроля проводятся следующие виды профилактических мероприятий:

а) информирование;

б) обобщение правоприменительной практики;

в) объявление предостережения;

г) консультирование;

д) профилактический визит.

(п. 27 в ред. Постановления Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)

28. Лицензирующий орган осуществляет информирование лицензиатов и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения лицензионных требований в порядке, установленном статьей 46 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

(п. 28 в ред. Постановления Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)

29. Обобщение правоприменительной практики осуществляется лицензирующим органом в порядке, установленном статьей 47 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

По итогам обобщения правоприменительной практики лицензирующий орган ежегодно, не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, готовит доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики по лицензионному контролю (далее - доклад о правоприменительной практике), и обеспечивает его публичное обсуждение.

Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом (распоряжением) руководителя лицензирующего органа не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, и размещается на официальном сайте лицензирующего органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 15 марта года, следующего за отчетным.

(п. 29 в ред. Постановления Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)

30. Объявление предостережения о недопустимости нарушения лицензионных требований (далее - предостережение) осуществляется лицензирующим органом в порядке, установленном статьей 49 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

В случае наличия у лицензирующего органа сведений о готовящихся нарушениях лицензионных требований или признаках нарушений лицензионных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение лицензионных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, лицензирующий орган объявляет лицензиату предостережение и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения лицензионных требований.

Предостережение, содержащее в том числе указание на соответствующие лицензионные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информация о том, какие конкретно действия (бездействие) лицензиата могут привести или приводят к нарушению лицензионных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения указанных требований направляются лицензиату в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

Лицензиат вправе после получения предостережения подать в лицензирующий орган возражение в отношении указанного предостережения (далее - возражение).

Возражение подается не позднее 10 рабочих дней со дня получения лицензиатом предостережения.

Возражение может быть подано в электронном виде либо на бумажном носителе.

Возражение должно содержать основания и доводы, в соответствии с которыми лицензиат не согласен с направленным в его отношении предостережением.

Лицензирующий орган рассматривает возражение и по итогам рассмотрения принимает решение об отсутствии необходимости принятия мер по обеспечению соблюдения лицензионных требований, в отношении которых было направлено предостережение, либо о необходимости принятия таких мер и направляет лицензиату в течение 10 рабочих дней со дня получения возражения ответ.

(п. 30 в ред. Постановления Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)

31. Консультирование лицензиатов и иных заинтересованных лиц (разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением лицензионного контроля) осуществляется уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа в порядке, установленном статьей 50 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

Консультирование может осуществляться должностным лицом лицензирующего органа по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.

Консультирование (в том числе письменное консультирование) осуществляется по вопросам, касающимся порядка осуществления лицензионного контроля, в том числе:

предмета лицензионного контроля;

порядка отнесения объектов контроля к категориям риска;

периодичности проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий объектов контроля в зависимости от категории риска;

состава и порядка осуществления профилактических мероприятий;

видов плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий;

порядка обжалования решений лицензирующего органа, действий (бездействия) его должностных лиц.

Консультирование осуществляется в письменной форме в случае поступления письменного обращения лицензиата либо иного заинтересованного лица о предоставлении в письменной форме консультации по вопросам, касающимся порядка осуществления лицензионного контроля.

Консультирование осуществляется без взимания платы.

В случае поступления в течение календарного года 10 и более однотипных (по одним и тем же вопросам) обращений лицензиатов и их представителей консультирование осуществляется посредством размещения на официальном сайте лицензирующего органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" письменного разъяснения, подписанного руководителем (заместителем руководителя) лицензирующего органа.

(п. 31 введен Постановлением Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)

32. Профилактические визиты в отношении лицензиатов осуществляются уполномоченным лицом лицензирующего органа в порядке, установленном статьей 52 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

Профилактический визит, в том числе обязательный профилактический визит, проводится уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности лицензиата либо путем использования видео-конференц-связи.

В ходе профилактического визита лицензиат информируется о лицензионных требованиях, их соответствии критериям риска, основаниях и рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

В ходе профилактического визита может осуществляться консультирование лицензиата в порядке, установленном пунктом 31 настоящего Положения.

Профилактический визит осуществляется на основании приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) лицензирующего органа.

Обязательные профилактические визиты осуществляются в отношении лицензиатов, приступающих к осуществлению лицензируемой деятельности, не позднее чем в течение одного года со дня начала такой деятельности, а также в отношении объекта контроля, отнесенного к категории значительного риска, один раз в 3 года.

О проведении обязательного профилактического визита лицензиат должен быть уведомлен не позднее чем за 5 рабочих дней до дня его проведения.

Лицензиат вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом лицензирующий орган не позднее чем за 3 рабочих дня до дня его проведения.

Срок проведения обязательного профилактического визита не может превышать 2 рабочих дней.

(п. 32 введен Постановлением Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)

33. Лицензирующим органом проводятся мероприятия по контролю без взаимодействия с лицензиатами, предусмотренные частью 3 статьи 56 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", посредством наблюдения за соблюдением лицензионных требований и выездного обследования.

(п. 33 введен Постановлением Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)

34. Лицензионный контроль осуществляется лицензирующим органом посредством следующих плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий:

документарная проверка;

выездная проверка.

В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

получение письменных объяснений;

истребование документов;

экспертиза.

В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

осмотр;

опрос;

получение письменных объяснений;

истребование документов;

эксперимент.

(п. 34 введен Постановлением Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)

35. Контрольные (надзорные) действия, предусмотренные пунктом 34 настоящего Положения, совершаются в соответствии с требованиями статей 76, 78 - 80, 84, 85 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

(п. 35 введен Постановлением Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)

36. В ходе выездной проверки проводится эксперимент.

Эксперимент заключается в использовании тест-ситуаций (изготовление образцов защищенной от подделок полиграфической продукции по 6 экземпляров каждого уровня защищенности) в целях оценки соблюдения лицензиатом лицензионного требования, установленного подпунктом "б" пункта 5 настоящего Положения.

Изготовление образцов защищенной от подделок полиграфической продукции в рамках проведения эксперимента производится по месту осуществления деятельности лицензиата в присутствии уполномоченного должностного лица лицензирующего органа.

Результаты эксперимента подлежат отражению в акте контрольного (надзорного) мероприятия.

(п. 36 введен Постановлением Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)

37. В ходе выездной проверки должностным лицом лицензирующего органа в целях фиксации доказательств нарушения лицензиатом лицензионных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись.

Способы фиксации доказательств должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение лицензионных требований. Решение о необходимости использования фотосъемки, аудио- и видеозаписи нарушений лицензионных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий принимается самостоятельно должностным лицом, осуществляющим лицензионный контроль.

В обязательном порядке фото- и видеофиксация доказательств нарушений лицензионных требований осуществляются в следующих случаях:

при проведении осмотра в ходе выездной проверки в отсутствие контролируемого лица;

при проведении выездной проверки, в ходе которой осуществлялись препятствия в ее проведении и совершении контрольных (надзорных) действий.

Для фиксации доказательств нарушений лицензионных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и использованных для этих целей технических средств отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.

Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением лицензиата.

Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия.

(п. 37 введен Постановлением Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)

38. Срок проведения выездной проверки устанавливается в пределах 10 рабочих дней. В отношении одного лицензиата - субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия. Срок проведения выездной проверки в отношении лицензиата, осуществляющего свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению организации или производственному объекту.

(п. 38 введен Постановлением Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)

39. Лицензиат имеет право на досудебное обжалование решений лицензирующего органа, действий (бездействия) его должностных лиц в порядке, предусмотренном статьями 39 - 43 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

(п. 39 введен Постановлением Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)

40. Жалоба на решение лицензирующего органа, действия (бездействие) его должностных лиц рассматривается руководителем лицензирующего органа.

(п. 40 введен Постановлением Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)

41. Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, подается лицензиатом в письменной форме в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.

(п. 41 введен Постановлением Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)

42. Жалоба рассматривается уполномоченным должностным лицом в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации.

(п. 42 введен Постановлением Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)

43. Рассмотрение жалобы, содержащей сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.

(п. 43 введен Постановлением Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)

44. Если в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) должностных лиц лицензирующего органа и принятые ими решения жалоба признается удовлетворенной или частично удовлетворенной, то принимается решение о применении мер ответственности к должностному лицу лицензирующего органа, допустившему нарушения в ходе осуществления государственной функции, повлекшие за собой жалобу.

(п. 44 введен Постановлением Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)

45. За предоставление лицензии, внесение изменений в реестр лицензий на основании заявлений, подаваемых в лицензирующий орган в соответствии с пунктами 7 - 9 настоящего Положения, уплачивается государственная пошлина в размерах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

(п. 45 введен Постановлением Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)

46. Оценка результативности и эффективности деятельности контрольных (надзорных) органов осуществляется в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

Ключевым показателем лицензионного контроля является отношение количества объектов контроля, в отношении которых принято решение об изменении категории риска на более высокую, к общему количеству объектов контроля.

Ключевой показатель лицензионного контроля (КП) рассчитывается по следующей формуле:

КП = Х1 / У1 x 100%,

где:

Х1 - количество объектов контроля, в отношении которых принято решение об изменении категории риска на более высокую категорию по причинам, не связанным с изменением группы тяжести, за отчетный год;

У1 - общее количество объектов контроля на конец отчетного года.

Целевым (плановым) значением ключевого показателя лицензионного контроля (КП) являются 25 процентов.

(п. 46 введен Постановлением Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)

Приложение
к Положению о лицензировании
деятельности по производству
и реализации защищенной от подделок
полиграфической продукции

СООТНЕСЕНИЕ ГРУППЫ ТЯЖЕСТИ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ВОЗМОЖНОГО НЕСОБЛЮДЕНИЯ ЛИЦЕНЗИАТАМИ ЛИЦЕНЗИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ И ГРУППЫ ВЕРОЯТНОСТИ НЕСОБЛЮДЕНИЯ ЛИЦЕНЗИАТАМИ ЛИЦЕНЗИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ

Список изменяющих документов
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)

Категория риска

Группа тяжести

Группа вероятности

Значительный риск

А

1

Б

1

Средний риск

А

2

Б

2

В

1

Умеренный риск

В

2

Г

1

Низкий риск

Г

2