Стандарты и правила внутреннего финансового аудита
Ответы на часто задаваемые вопросы
-
Допускается ли наделение полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита одновременно нескольких должностных лиц (работников)?Только в случае наделения полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита структурного подразделения главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора доходов бюджета, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета. Наделение полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита одновременно нескольких должностных лиц (работников) без его образования федеральными стандартами внутреннего финансового аудита не предусмотрено
-
Организация является одновременно главным распорядителем бюджетных средств, получателем бюджетных средств, главным администратором доходов бюджета, администратором доходов бюджета. Когда должно быть завершено аудиторское мероприятие, по результатам которого составляется заключение, содержащее суждение о достоверности годовой бюджетной отчетности?
Такое аудиторское мероприятие проводится в отношении годовой индивидуальной бюджетной отчетности (получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета) и одновременно в отношении соблюдения порядка составления и представления консолидированной бюджетной отчетности (главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета) и завершается в зависимости от того, что наступит раньше:
— до даты (месяца) окончания аудиторского мероприятия, указанной в плане проведения аудиторских мероприятий;
— до подписания руководителем организации, являющейся одновременно главным распорядителем бюджетных средств, получателем бюджетных средств, главным администратором доходов бюджета, администратором доходов бюджета, годовой консолидированной бюджетной отчетности (главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета).
-
В чем различие между внутренним финансовым контролем и внутренним финансовым аудитом?
Внутренний финансовый контроль организуется и осуществляется субъектами бюджетных процедур в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению бюджетных полномочий главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора доходов бюджета, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, и является составной частью каждого такого бюджетного полномочия.
Внутренний финансовый аудит – это деятельность должностных лиц (работников), наделенных полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, которые в течение текущего и отчетного финансовых годов не принимали участия в организации (обеспечении выполнения), выполнении бюджетных процедур (операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, в том числе контрольных действий), по формированию и предоставлению руководителю главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора доходов бюджета, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета:
— информации о результатах оценки исполнения его бюджетных полномочий, в том числе о надежности внутреннего финансового контроля;
— предложений о повышении качества финансового менеджмента;
— заключения о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента.
-
Какие установлены требования к квалификации должностных лиц (работников), наделенных полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита?
Специальные (отдельные) требования к квалификации указанных лиц положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации и федеральных стандартов внутреннего финансового аудита не установлены. Они имеют право, но не обязанность, руководствоваться применимыми при осуществлении внутреннего финансового аудита положениями профессионального стандарта «Внутренний аудитор» в части положений, не урегулированных федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, а также ведомственными (внутренними) актами, обеспечивающими осуществление внутреннего финансового аудита.
-
Какое минимальное количество аудиторских мероприятий должен содержать план проведения аудиторских мероприятий?
Два (одно в целях подтверждения годовой бюджетной отчетности) по каждому главному распорядителю, распорядителю, получателю бюджетных средств, главному администратору, администратору доходов бюджетов, главному администратору, администратору источников финансирования дефицита бюджетов, в отношении которого субъект внутреннего финансового аудита осуществляет внутренний финансовый аудит.
-
Возможно ли объединение контрольных мероприятий, проводимых в рамках осуществления контроля учредителя (ведомственного контроля в сфере закупок), и аудиторских мероприятий?
Нет, при осуществлении контроля учредителя, ведомственного контроля в сфере закупок и внутреннего финансового аудита применяются различные правовые акты, методики, подходы, также различаются цели их проведения.
-
При централизации учета в какие сроки представляется заключение, содержащее выводы о наличии фактов и (или) признаков, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность бюджетной отчетности и порядок ведения бюджетного учета, субъекту внутреннего финансового аудита главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора доходов бюджета, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, которому переданы полномочия по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности?
За 7 рабочих дней до срока, установленного для представления такой организацией на подписание руководителем главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора доходов бюджета, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, которым переданы указанные бюджетные полномочия, годовой бюджетной отчетности получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета.
-
В целях принятия решения об упрощенном осуществлении внутреннего финансового аудита следует ли обеспечить наличие письменных отказов от принятия главным распорядителем бюджетных средств, главным администратором бюджетных средств, главным администратором источником финансирования дефицита бюджета и всех подведомственных ему распорядителей бюджетных средств, получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджета, администраторов источников финансирования дефицита бюджета полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита?
Если решение о передаче полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита не было согласовано одним из способов, предусмотренных федеральным стандартом внутреннего финансового аудита «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита», утвержденным приказом Минфина России от 18.12.2019 № 237н, это означает отказ от принятия указанных полномочий. Выполнение каких-либо процедур по оформлению такого отказа не предусмотрено федеральными стандартами внутреннего финансового аудита.
Все материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons «Attribution» 4.0 Всемирная