Отчет о результатах проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета, по состоянию на 1 апреля 2017 года

Опубликован в разделе: 2017 год
скачать (DOC, 90.5 KB)
Опубликовано: 21.06.2017Изменено: 21.06.2017
Отчет о результатах проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета, по состоянию на 1 апреля 2017 года Скачать

Прикрепленные файлы (1)

xls 0.46 mb
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к отчету о результатах проведения мониторинга 
качества финансового менеджмента, осуществляемого 
главными администраторами средств федерального бюджета, 
по состоянию на 1 апреля 2017 года
 
Мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета (далее – главные администраторы), по состоянию на 1 апреля 2017 года (далее – мониторинг качества финансового менеджмента) проводился в соответствии с Положением об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств, утвержденным приказом Минфина России от 13 апреля 2009 г. № 34н «Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета» (далее – Положение). 
В ходе проведения мониторинга качества финансового менеджмента рассчитывались следующие показатели за I квартал 2017 года:
доля положительных изменений сводной бюджетной росписи федерального бюджета и лимитов бюджетных обязательств на 2017 год;
полнота, своевременность принятия и исполнения бюджетных обязательств;
отклонение от прогноза кассовых выплат по расходам федерального бюджета;
качество управления средствами федерального бюджета в части межбюджетных трансфертов, субсидий и субвенций;
отклонение от прогноза поступлений доходов на текущий финансовый год по главному администратору доходов федерального бюджета;
несоответствие расчетно-платежных документов, представленных в органы Федерального казначейства в I квартале 2017 года, требованиям бюджетного законодательства;
иные показатели качества финансового менеджмента из Положения. 
Качество финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами, зависит от организации главным администратором процедур бюджетного планирования, исполнения бюджета, ведения бюджетного учета, составления и представления бюджетной отчетности.
В этой связи, в оценке качества финансового менеджмента немаловажное место занимает оценка качества правовых актов главных администраторов, устанавливающих порядки:
организации внутреннего финансового аудита (контроля);
управления деятельностью бюджетных и автономных учреждений;
составления, утверждения и ведения бюджетных смет; 
администрирования доходов федерального бюджета;
ведения учетной политики;
осуществления управленческого и (или) аналитического учета;
ведения мониторинга результатов деятельности (результативности бюджетных расходов, качества предоставляемых услуг) подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств.
В целях оценки качества правового регулирования внутренних бюджетных процедур главные администраторы представляли копии утвержденных в I квартале 2017 года правовых актов по вышеуказанным направлениям и (или) изменения (дополнения) в ранее представленные правовые акты. 
Итоговые показатели и оценки качества финансового менеджмента, а также рейтинг главных администраторов представлены в отчете о результатах проведения Мониторинга.
Показатели качества финансового менеджмента не рассчитывались по главным администраторам находящимся на стадии ликвидации - ФСКН России, ФМС России, РГНФ, РАХ.
Кроме того, приказом Минфина России от 16 мая 2016 г. № 63н внесены изменения в Положение, в том числе исключающие норму об ограничении проведения мониторинга качества финансового менеджмента по главным администраторам, имеющим объем данных и сведений с грифом «секретно» и «совершенно секретно» более 25% от общего объема сведений, а также по наиболее значимым учреждениям науки, образования, культуры и здравоохранения, указанным в ведомственной структуре расходов бюджета. 
В итоге мониторинг качества финансового менеджмента проводился по 95 главным администраторам.
При расчете показателей качества финансового менеджмента учитывались отраслевые особенности, влияющие на качество финансового менеджмента и при этом независящие от каких-либо действий главных администраторов, например: исполнение поручений и распоряжений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, принятых в отчетном периоде, компенсационные выплаты населению и т.д. Указанные сведения представлялись в Минфин России по форме согласно приложению № 2 к Положению, в сопроводительном письме, с пояснительной запиской. 
В результате расчетов средняя итоговая оценка составила 61,0 баллов по 100-балльной шкале. 
По результатам мониторинга качества финансового менеджмента у следующих главных администраторов сложились наилучшие оценки качества финансового менеджмента:
Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" - 90,9 балла;
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - 84,3 балла;
Федеральная таможенная служба - 81,5 балла;
Счетная палата Российской Федерации - 79,9 балла;
Верховный Суд Российской Федерации - 79,6 балла.


Вместе с тем, самые низкие оценки сложились у следующих главных администраторов:
Государственный академический Большой театр России - 38,4 балла;
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации - 38,9 балла;
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации - 39,2 балла;
Санкт-Петербургский государственный университет - 39,7 балла;
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации - 41,0 балла;
Министерство культуры Российской Федерации - 41,5 балла.

1. Среднесрочное финансовое планирование

Для расчета показателей мониторинга качества среднесрочного финансового планирования использовались справки об изменениях сводной бюджетной росписи федерального бюджета и лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год с кодами вида изменений 011 – 015, 18 и 100, оформленные в течение I квартала 2017 года.
Вышеуказанные справки использовались при расчете удельного объема внесенных положительных изменений по использованию бюджетных ассигнований, характеризующего качество планирования бюджетных расходов на 2017 год. Средняя оценка по показателю составила 100 баллов. 
По состоянию на 1 апреля 2017 года средняя оценка качества среднесрочного финансового планирования по главным администраторам составила 67,9 балла по 100-балльной шкале. 
Наилучшие оценки качества среднесрочного финансового планирования сложились у следующих главных администраторов:

Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" - 94,7 балла;
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации - 92,2 балла;
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта - 87,8 балла;
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - 87,6 балла;
Федеральная служба по финансовому мониторингу - 84,5 балла.
 Наихудшие оценки качества среднесрочного финансового планирования имеют следующие главные администраторы:
Государственный академический Большой театр России - 40,0 баллов;
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации - 41,7 балла;
Министерство культуры Российской Федерации - 49,6 балла;
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка - 50,6 балла;
 Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова - 51,3 балла.

2. Исполнение бюджета в части расходов

При проведении мониторинга качества исполнения бюджета по расходам рассчитывались следующие показатели: 
своевременность принятия бюджетных обязательств на закупку товаров, работ и услуг;
равномерность предоставления субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям;
отклонение от прогноза кассовых выплат по расходам федерального бюджета;
качество управления средствами федерального бюджета в части межбюджетных трансфертов, субсидий и субвенций;
качество управления деятельностью бюджетных и автономных учреждений (БАУ);
своевременность подготовки нормативных правовых актов, обеспечивающих предоставление средств из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, а также юридическим лицам;
эффективность управления кредиторской задолженностью;
несоответствие расчетно-платежных документов, представленных в органы Федерального казначейства, требованиям бюджетного законодательства;
Кроме того, оценивалось и (или) уточнялось качество порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет подведомственных бюджетных учреждений, установленного главным администратором. В качестве критериев оценки использовались требования по наличию в указанном правовом акте:
процедур составления, ведения и утверждения бюджетных смет, применяемых как к центральному аппарату главного администратора и его территориальным органам, так и подведомственным бюджетным учреждениям;
процедур составления и представления расчетов (обоснований) к бюджетным сметам;
порядка ведения бюджетных смет;
процедур составления и представления проектов бюджетных смет на этапе формирования бюджетных проектировок.
Среди наиболее значимых показателей качества исполнения бюджета в части расходов - показатель, описывающий полноту использования бюджетных средств.
В результате проведения мониторинга качества финансового менеджмента на 1 апреля 2017 года выросла оценка показателя «полнота, своевременность принятия и исполнения бюджетных обязательств». Средняя оценка по показателю составляет 61,9 балла по 100-балльной шкале. 
По состоянию на 1 апреля 2017 года средняя оценка по показателю «несоответствие расчетно-платежных документов, представленных в органы Федерального казначейства, требованиям бюджетного законодательства» составляет 56,0 балла по 100 бальной шкале. 
По состоянию на 1 апреля 2017 года средняя оценка качества исполнения бюджета в части расходов по главным администраторам составила 48,5 балла по 100-балльной шкале. 
Наилучшие оценки исполнения бюджета в части расходов сложились у следующих главных администраторов:
Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" ¬¬– 95,9 балла;
Федеральная служба безопасности Российской Федерации – 94,6 балла;
Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации – 83,8 балла; 
Федеральная служба охраны Российской Федерации – 83,7 балла;
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации – 83,5 балла.
Наихудшие оценки исполнения бюджета в части расходов сложились у следующих главных администраторов:
Федеральная антимонопольная служба – 12,1 балла;
Федеральное агентство по делам молодежи – 12,1 балла;
Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству – 14,2 балла;
Министерство культуры Российской Федерации – 14,2 балла;
Федеральное дорожное агентство – 17,1 балла.




3. Исполнение бюджета по доходам

При проведении мониторинга качества исполнения федерального бюджета по доходам рассчитывались следующие показатели: 
отклонение от прогноза поступлений доходов на текущий финансовый год по главному администратору доходов федерального бюджета;
доля невыясненных поступлений, зачисленных в федеральный бюджет, уточняемых главным администратором, и возвратов (возмещений) из федерального бюджета излишне уплаченных (взысканных) сумм.
При оценивании качества нормативной правовой базы главного администратора по администрированию доходов учитывалось наличие положений, содержащих:
закрепление доходных источников федерального бюджета за подведомственными администраторами доходов федерального бюджета;
наделение подведомственных администраторов доходов соответствующими бюджетными полномочиями;
определение порядка заполнения первичных документов;
порядок обмена информацией между структурными подразделениями администратора доходов при начислении, уточнении вида и принадлежности платежей, принятии решений о возврате;
порядок представления бюджетной отчетности; 
методика расчета прогнозных значений доходных источников.
Средняя оценка качества исполнения бюджета по доходам
в I квартале 2017 года по главным администраторам составила 59,8 балла. 
Наилучшие оценки исполнения бюджета по доходам имеют следующие федеральные органы государственной власти:
Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" – 100 баллов;
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации – 100 баллов;
Федеральная таможенная служба – 100 баллов;
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации – 100 баллов;
Федеральное агентство по туризму – 100 баллов.
Наихудшие оценки исполнения бюджета по доходам имеют следующие федеральные органы государственной власти:
Федеральное агентство по делам молодежи – 11,7 балла;
Министерство экономического развития Российской Федерации – 18,1 балла;
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды – 20,9 балла;
Министерство обороны Российской Федерации – 24,3 балла;
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации – 25,3 балла.

4. Учет и отчетность

При проведении мониторинга качества ведения учета и отчетности оценивалось качество правовых актов главных администраторов и (или) изменений (дополнений) к ним, устанавливающих:
методические рекомендации (указания) главных администраторов по реализации государственной учетной политики;
ведение управленческого учета.
Указанные правовые акты образуют правовую базу, необходимую для обеспечения функционирования эффективной системы учета и отчётности главного администратора. 
Средняя оценка качества ведения учета и отчетности за
I квартал 2017 года по главным администраторам составила 67,1 балла 
по 100-балльной шкале.
Наилучшие оценки по показателю учет и отчетность имеют следующие главные администраторы:
Федеральная служба по финансовому мониторингу - 100 баллов;
Федеральная таможенная служба - 100 баллов;
Счетная палата Российской Федерации - 100 баллов;
Федеральная налоговая служба - 100 баллов.
Наихудшие оценки по показателю учет и отчетность имеют следующие главные администраторы:
Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" - 0,0 баллов;
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова - 0,0 баллов;
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" - 0,0 баллов;
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации - 0,0 баллов.

5. Контроль и аудит

При проведении мониторинга качества осуществления внутреннего контроля и аудита оценивалось качество правовых актов главных администраторов и (или) изменений (дополнений) к ним, устанавливающих:
осуществление внутреннего финансового аудита (контроля);
ведение мониторинга результатов деятельности (результативности бюджетных расходов, качества предоставляемых услуг) подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств.
Указанные правовые акты образуют правовую базу, необходимую для обеспечения функционирования эффективной системы внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главного администратора. 
Средняя оценка качества внутреннего контроля и аудита в I квартале 2017 года по главным администраторам составила 72,3 балла по
100-балльной шкале.
Наилучшие оценки по показателю контроль и аудит имеют следующие главные администраторы:
Государственная корпорация по атомной энергии 
"Росатом" - 100 баллов;
Счетная палата Российской Федерации - 100 баллов;
Федеральное казначейство - 100 баллов;
Федеральная служба безопасности Российской
Федерации - 100 баллов.
Наихудшие оценки по показателю контроль и аудит имеют следующие главные администраторы:
Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации - 0,0 баллов;
Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» - 12,5 балла;
Санкт-Петербургский государственный университет - 12,6 балла;
Федеральная служба охраны Российской Федерации - 18,8 балла;
Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству - 22,4 балла.

6. Исполнение судебных актов

При проведении мониторинга качества исполнения судебных актов рассчитывались следующие показатели: 
сумма, подлежащая взысканию по поступившим с начала финансового года исполнительным документам в процентах к сумме расходов по состоянию на 1 апреля 2017 года (показатель, определяющий ущерб от деятельности органов государственной власти);
приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах подведомственных главным распорядителям получателей средств федерального бюджета в связи с нарушением процедур исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по обязательствам федеральных казенных учреждений.
Средняя оценка качества исполнения судебных актов за I квартал 2017 года составляет 73,0 баллов по 100-балльной шкале. 
Наилучшие оценки по показателю контроль и аудит имеют следующие главные администраторы:
Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" - 100,0 баллов;
Счетная палата Российской Федерации - 100,0 баллов;
Верховный Суд Российской Федерации - 100,0 баллов;
Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации - 100,0 баллов;
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации - 100,0 баллов.
Наихудшие оценки по показателю контроль и аудит имеют следующие главные администраторы:
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - 11,8 балла;
Федеральная служба по аккредитации - 12,0 балла;
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 15,8 балла;
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям - 16,0 балла;
Министерство энергетики Российской Федерации - 16,0 балла.