Информационное сообщение о совершенствовании системы оценки качества финансового менеджмента
Информационное сообщение о совершенствовании системы оценки качества финансового менеджмента
В целях совершенствования системы оценки качества финансового менеджмента (оценки качества выполнения бюджетных процедур), осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета, принят приказ Минфина России от 29 декабря 2017 г. № 264н «О формировании отчета Министерства финансов Российской Федерации о результатах мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета (главными распорядителями средств федерального бюджета, главными администраторами доходов федерального бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета)» (далее – Приказ № 264н).
Приказ № 264н вступил в силу с 1 июля 2018 г. взамен ранее действовавшему приказу Минфина России от 13 апреля 2009 г. № 34н «Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета».
В целях обеспечения доступа к информации о качестве управления средствами федерального бюджета главными администраторами средств федерального бюджета (далее – ГАСФБ), руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, принят приказ Минфина России от 27.07.2018 № 158н «Об утверждении Формы и Порядка формирования федеральными органами исполнительной власти сведений о качестве финансового менеджмента для целей размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Кроме того, для внедрения в субъектах Российской Федерации (муниципальных образованиях) успешно зарекомендовавшей себя практики мониторинга качества финансового менеджмента, подготовлен и внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита», согласно которому:
финансовые органы наделяются полномочием по мониторингу качества финансового менеджмента, осуществляемого соответствующими главными администраторами средств бюджета;
главные администраторы средств бюджета будут проводить мониторинг качества финансового менеджмента в отношении подведомственных им администраторов бюджетных средств.
В целях реализации законопроекта Минфином России подготовлены Методические рекомендации по проведению финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) мониторинга качества финансового менеджмента в отношении главных администраторов средств бюджета субъектов Российской Федерации (местного бюджета), которые будут утверждены после вступления в силу указанного законопроекта.
Таким образом, проведено поэтапное совершенствование нормативной правовой базы в целях обеспечения единства подходов к организации и проведению мониторинга качества финансового менеджмента главных администраторов средств соответствующих бюджетов.
В рамках системы оценки качества финансового менеджмента ГАСФБ, которую планируется поэтапно внедрять в субъекты Российской Федерации (муниципальные образования), обеспечена полнота показателей для оценки качества финансового менеджмента, используются объективные сведения и информация из ГИИС УФО «Электронный бюджет», что позволяет ГАСФБ повысить качество выполнения бюджетных процедур, в том числе:
проанализировать и выявить внешние и внутренние факторы (риски), влияющие на выполнение бюджетных процедур;
снизить объем нарушений законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере, выявляемых по результатам осуществления государственного финансового контроля, а также внутреннего финансового контроля и аудита.
Мониторинг качества финансового менеджмента состоит из ежеквартального мониторинга качества финансового менеджмента, предварительного годового мониторинга качества финансового менеджмента и уточненного (основного) годового мониторинга качества финансового менеджмента.
Ежеквартальный мониторинг качества финансового менеджмента проводится Минфином России на основании данных бюджетной отчетности, представляемой ГАСФБ в Федеральное казначейство, и не требует представления дополнительных сведений в Минфин России.
При этом уточненный (основной) годовой мониторинг качества финансового менеджмента учитывает результаты внешней проверки годовой бюджетной отчетности ГАСФБ, а также результаты анализа осуществления ГАСФБ внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
Оценка качества финансового менеджмента ГАСФБ рассчитывается по 105 показателям качества финансового менеджмента и проводится по пяти направлениям:
1) качество управления расходами бюджета;
2) качество управления доходами бюджета;
3) качество ведения учета и составления бюджетной отчетности;
4) качество внутреннего финансового контроля и аудита;
5) качество управления активами.
К группе показателей качества управления расходами бюджета применяются 25 дисквалифицирующих показателей, отражающих наличие фактов нарушений в финансово-бюджетной сфере, выявляемых Счетной палатой Российской Федерации и Федеральным казначейством по результатам проведения контрольно-аналитических мероприятий в отношении финансово-хозяйственной деятельности ГАСФБ и подведомственных им администраторов средств федерального бюджета.
Кроме того, Приказом № 264н установлено обязательство ГАСФБ формировать и направлять в Минфин России сведения о ходе реализации мер, направленных на повышение качества финансового менеджмента (качества выполнения бюджетных процедур).
Таким образом, внедрение новой системы оценки качества финансового менеджмента устанавливает взаимосвязь между системой внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, системой государственного финансового контроля и качеством выполнения бюджетных процедур ГАСФБ, что позволяет предупреждать и предотвращать нарушения законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере, а также повысить эффективность бюджетных расходов.
Так, организации сектора государственного управления используют результаты мониторинга качества финансового менеджмента в целях повышения качества выполнения бюджетных процедур, своевременной оценки и минимизации бюджетных рисков, а также повышения финансовой дисциплины, в том числе с использованием инструментов внутреннего финансового контроля и осуществления внутреннего финансового аудита.
Органы государственного (муниципального) финансового контроля используют результаты мониторинга качества финансового менеджмента в целях осуществления риск-ориентированного планирования контрольной деятельности.
Кроме того, в рамках Совета по вопросам внутреннего финансового контроля, внутреннего аудита и финансового менеджмента организаций государственного сектора при Минфине России проведена «пилотная» оценка качества финансового менеджмента ГАСФБ, где выражено мнение о необходимости автоматизации мониторинга качества финансового менеджмента, в том числе процедур предоставления сведений для мониторинга и использования его результатов.
В этой связи в настоящее время Минфином России и Федеральным казначейством формируется согласованная позиция и план действий по автоматизации процедур мониторинга качества финансового менеджмента, а также формированию модуля оценки качества финансового менеджмента в ГИИС УФО «Электронный бюджет».
Учитывая изложенное, Минфином России будет продолжена работа по автоматизации процедур мониторинга качества финансового менеджмента и построению единой системы мониторинга качества финансового менеджмента для всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Все материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons «Attribution» 4.0 Всемирная