Уточненный годовой отчет за 2021 год о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Российской Федерации «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами»

скачать (ZIP, 3.63 MB)
Опубликовано: 06.05.2022Изменено: 06.05.2022
Уточненный годовой отчет за 2021 год о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Российской Федерации «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами» Скачать

Годовой отчет о ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами»

1. Конкретные результаты реализации государственной программы

1.1. Основные результаты, достигнутые в отчетном году

В рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами» (далее – государственная программа), в 2021 году проведена работа по увеличению доли межбюджетных трансфертов, распределяемых федеральным законом о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, продолжена реализация мер, направленных на повышение эффективности предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и расширение горизонтов планирования расходов, проведен мониторинг предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета и достижения значений результатов использования субсидий субъектам Российской Федерации за 2020 год, а также внесены изменения в методику предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, усовершенствованы правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.

В рамках мероприятий государственной программы осуществлялось распределение и предоставление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, дотаций бюджетам закрытых административно-территориальных образований (далее – ЗАТО), оказание дополнительной финансовой поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации для финансового обеспечения мероприятий по борьбе с новой коронавирусной инфекцией, предоставление единой субвенции для осуществления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также осуществлялось предоставление бюджетных кредитов и проведен анализ выполнения субъектами Российской Федерации условий реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам.

Проведены оценка качества управления региональными финансами, мониторинг исполнения соглашений, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации, в том числе с высокодотационными субъектами Российской Федерации.

Между субъектами Российской Федерации по результатам оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти была распределена финансовая помощь в виде дотации (гранта), а также организован и проведен Всероссийский конкурс «Лучшая муниципальная практика».

В рамках подпрограммы 4 «Совершенствование разграничения полномочий между уровнями публичной власти и контроля за осуществлением переданных федеральных полномочий» актуализированы перечни полномочий, возложенных на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, продолжена работа по проработке предложений по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в части уточнения и перераспределения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществлен мониторинг состояния и развития местного самоуправления в Российской Федерации.

Реализованные мероприятия позволили:

усовершенствовать нормативно-правовое обеспечение предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации;

повысить эффективность предоставления нецелевых и целевых межбюджетных трансфертов;

создать условия для устойчивого исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации;

создать условия для повышения качества управления региональными и муниципальными финансами;

усовершенствовать разграничение полномочий между уровнями публичной власти.

В стратегических документах, определяющих приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы, не содержатся показатели, достижение которых осуществляется в рамках государственной программы.

В соответствии с паспортом государственной программы ожидаемыми результатами реализации государственной программы и ее подпрограмм является достижение показателей уровня государственной программы и подпрограмм (соответствующая информация представлена в Приложении № 1, а также в разделе 1.3 и 1.4 годового отчета). К основным результатам реализации государственной программы в 2021 году относятся:

увеличение количества субъектов Российской Федерации, имеющих уровень расчетной бюджетной обеспеченности, превышающий критерий выравнивания, до 17;

сохранение количества субъектов Российской Федерации, в бюджетах которых доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 40 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, на уровне 6 субъектов Российской Федерации;

снижение доли просроченной кредиторской задолженности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в общем объеме расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации до 0,09 %;

увеличение темпа роста расчетной бюджетной обеспеченности по 10 наименее обеспеченным субъектам Российской Федерации (нарастающим итогом к уровню 2012 года) с 191% до 209%;

сохранение на уровне 40 % доли исполнительно-распорядительных, контрольно-надзорных и разрешительных полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, закрепленных за органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в общем количестве указанных полномочий, относящихся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

актуализация перечней полномочий, возложенных на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;

сохранение доли субвенций, формирующих единую субвенцию, по которым уполномоченными федеральными органами исполнительной власти утверждены значения целевых показателей эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных им полномочий Российской Федерации, при выполнении которых возникают расходные обязательства субъектов Российской Федерации, на исполнение которых предусмотрены указанные субвенции, в общем количестве субвенций, формирующих единую субвенцию, на уровне 100 процентов;

сохранение доли межбюджетных трансфертов, распределение которых между бюджетами субъектов Российской Федерации установлено (единственный получатель которых определен) приложениями к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в общем количестве межбюджетных трансфертов (за исключением межбюджетных трансфертов, распределяемых на конкурсной основе и предоставляемых на возмещение фактически осуществленных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации) на уровне 98 процентов;

отсутствие просроченной кредиторской задолженности по оплате труда за счет бюджетов субъектов Российской Федерации;

доля государственного долга субъекта Российской Федерации в виде обязательств по государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, в налоговых и неналоговых доходах в субъектах Российской Федерации, заключивших соглашения о предоставлении бюджетных кредитов в целях погашения долговых обязательств, составила 11,8 %, что соответствует требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации;

доля дефицита к общему объему налоговых и неналоговых доходов субъектов Российской Федерации, заключивших соглашения о предоставлении бюджетных кредитов в целях погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации, в том числе в виде обязательств по государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, составила 0 процентов, что соответствует требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации;

отсутствие просроченной кредиторской задолженности в расходах бюджетов закрытых административно-территориальных образований;

снижение доли дотаций в общем объеме собственных доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации до 5,6 процента;

увеличение доли субъектов Российской Федерации, превысивших среднее значение итогового рейтинга по достижению субъектами Российской Федерации в отчетном году установленных целевых значений показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в общем количестве субъектов Российской Федерации до 61 процента;

поощрение 50 муниципальных образований - победителей Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика»;

закрепление полномочий за органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в 63 процентах нормативных правовых актов, принимаемых по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с учетом актуализируемых перечней полномочий;

повышение эффективности осуществления делегированных федеральных полномочий.

1.2. Характеристика вклада основных результатов в решение задач и достижение целей государственной программы

В 2021 году в рамках решения задачи государственной программы по совершенствованию системы распределения и перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации основной результат обеспечен за счет совершенствования механизма предоставления межбюджетных субсидий путем внесения изменений в правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, а также в методику предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

Сокращение дифференциации субъектов Российской Федерации по уровню их бюджетной обеспеченности в 2021 году обеспечено путем предоставления дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, которая является ключевым видом межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектам Российской Федерации. Целью распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности между субъектами Российской Федерации является реализация гарантированных Конституцией Российской Федерации равных условий получения гражданами социальной и медицинской помощи, образования, качественного предоставления государственных и муниципальных услуг. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на 2022 год распределены между 62 субъектами Российской Федерации, в составе дотации учтены результаты инвентаризации расходных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Кроме того, в 2021 году предоставлены дотации в целях компенсации снижения в 2022 году дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации 11 регионам, превысившим на 2022 год критерий выравнивания бюджетной обеспеченности (0,9) и получавшим дотации в 2021 году.

В целях обеспечения бюджетной и долговой устойчивости бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета предоставлены бюджетные кредиты на замещение долговых обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по рыночным заимствованиям, исходя из необходимости их доведения до 25 % налоговых и неналоговых доходов, поступивших в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации в 2020 году.

Поддержание устойчивого исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов обеспечено путем предоставления дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, а также дотаций бюджетам ЗАТО.

В целях содействия сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов предусматривалось оказание дополнительной финансовой поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации для финансового обеспечения мероприятий по борьбе с новой коронавирусной инфекцией.

В рамках решения задач государственной программы особое внимание уделялось качеству организации бюджетного процесса на уровне субъектов Российской Федерации, что было обеспечено, в том числе путем проведения оценки качества управления региональными финансами и проведения мониторинга местных бюджетов и межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации на региональном и муниципальном уровнях.

В целях поощрения региональных и муниципальных управленческих команд в 2021 году осуществлялось предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации финансовой поддержки в форме дотаций (грантов) за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Также проведен Всероссийский конкурс «Лучшая муниципальная практика», победителям которого выплачено денежное поощрение.

В рамках реализации основных мероприятий подпрограммы 4 «Совершенствование разграничения полномочий между уровнями публичной власти и контроля за осуществлением переданных федеральных полномочий» в 2021 году принято 8 нормативных правовых актов, разработанных Минюстом России и (или) при его участии: 5 федеральных законов, 1 постановление Правительства Российской Федерации, 1 Указ Президента Российской Федерации, 1 приказ Минюста России. Распоряжениями Правительства Российской Федерации утверждено 21 соглашение (в том числе 8 дополнительных), заключенных между федеральными органами исполнительной власти и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о передаче друг другу осуществления части своих полномочий, прошедших правовую экспертизу в Минюсте России.

1.3. Сведения о достижении значений показателей (индикаторов) государственной программы и подпрограмм государственной программы

Сведения о достижении значений показателей (индикаторов) государственной программы и подпрограмм государственной программы отражены в Приложении № 1.

В 2021 году в рамках реализации государственной программы запланированные значения были достигнуты по всем пяти показателям.

В соответствии с паспортами подпрограмм государственной программы ожидаемыми результатами реализации подпрограмм государственной программы является достижение показателей уровня государственной программы и подпрограмм.

В рамках подпрограмм отмечается следующее:

- по подпрограмме 1 «Совершенствование системы распределения и перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» целевые показатели достигнуты по трем показателям из пяти.

Плановое значение по показателю «Количество субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (в сопоставимых условиях без учета субсидий, предоставляемых в рамках реализации приоритетных программ, национальных и (или) федеральных проектов)» не достигнуто в связи с ограничением, начиная с 1 января 2024 г., возможных случаев предоставления иных межбюджетных трансфертов, реализацией индивидуальных программ развития для 10 субъектов Российской Федерации с низким уровнем социально-экономического развития и программ социально-экономического развития отдельных субъектов Российской Федерации, а также оказанием целевой финансовой поддержки бюджетам конкретных субъектов Российской Федерации.

По показателю «Доля дотаций в объеме межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (в сопоставимых условиях без учета межбюджетных трансфертов, предоставляемых в рамках реализации национальных и (или) федеральных проектов)» недостижение запланированного значения связано с увеличением объемов предоставляемых межбюджетных трансфертов в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации.

- по подпрограмме 2 «Поддержание устойчивого исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов» целевые показатели достигнуты по четырем показателям из пяти. По показателю «Отклонение в уровнях бюджетной обеспеченности между 10 наименее и 10 наиболее обеспеченными субъектами Российской Федерации после предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности» недостижение планового значения обусловлено увеличением указанного отклонения до выравнивания бюджетной обеспеченности в связи с опережающим ростом объема налогового потенциала по субъектам Российской Федерации с высоким уровнем бюджетной обеспеченности за счет большего размера налоговой базы данных регионов;

- по подпрограмме 3 «Содействие повышению качества управления региональными и муниципальными финансами и эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по повышению уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» плановые значения достигнуты по четырем показателям из шести.

По показателю «Доля субъектов Российской Федерации, имеющих высокое и надлежащее качество управления региональными финансами, в общем количестве субъектов Российской Федерации» плановое значение не было достигнуто в связи с отрицательным влиянием на планирование и исполнение бюджетов на региональном и муниципальном уровнях экономической ситуации, обусловленной распространением новой коронавирусной инфекции в 2020 году.

По показателю «Количество субъектов Российской Федерации, в бюджетах которых доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 40 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, не выполнивших более 25 процентов количественно выраженных целевых показателей, установленных соглашениями, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации» вызвано низким качеством бюджетного планирования и исполнения бюджета на региональном уровне (Республика Ингушетия и Республика Дагестан).

– по подпрограмме 4 «Совершенствование системы разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления» плановые значения достигнуты по одному из двух показателей. По информации Минэкономразвития России как ответственного за достижение показателя «Количество подготовленных и представленных в Правительство Российской Федерации предложений по совершенствованию нормативных правовых актов, регулирующих исполнение полномочий субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями и оказывающих влияние на расходную часть соответствующих бюджетов», указанный показатель является неактуальным в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 2021 г. № 1106 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», которым установлена обязательность оценки регулирующего воздействия в отношении проектов актов, которые содержат положения, способствующие возникновению дополнительных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов и снижению доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов и устанавливающих требования к осуществлению полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и осуществлению полномочий органов местного самоуправления.

1.4. Сведения о достижении значений показателей (индикаторов) государственной программы, подпрограмм государственной программы

в региональном разрезе

Сведения о достижении значений показателей (индикаторов) государственной программы в региональном разрезе представлены в Приложении № 2.

В большинстве регионов плановые значения показателя государственной программы «Доля просроченной кредиторской задолженности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в расходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации» достигнуты. При этом данный показатель относится к числу показателей, меньшее значение которого отражает лучший результат. Таким образом, нулевые значения по отдельным субъектам Российской Федерации отражают отсутствие просроченной задолженности и свидетельствуют о высоком качестве бюджетного планирования и исполнения бюджета на региональном уровне.

Превышение фактических значений над запланированными выявлено в 6 регионах, что обусловлено низким качеством бюджетного планирования и исполнения бюджета на региональном уровне.

Минфином России осуществляется работа по созданию стимулов для регионов по снижению объема кредиторской задолженности регионов.

В рамках соглашения о мерах по социально – экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации, регионами проводится работа по реализации утвержденных планов («дорожных карт»), предусматривающих меры, способствующие сокращению просроченной кредиторской задолженности, своевременному обеспечению расходов социально-значимого характера. Например, перевод бюджетных и автономных учреждений на казначейское сопровождение, работа с муниципальными образованиями.

В случае невыполнения указанных обязательств соглашением предусмотрено применение мер дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации к должностным лицам органов государственной власти субъекта Российской Федерации, чьи действия (бездействие) привели к нарушению указанных обязательств.

При предоставлении дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение полномочий субъектов Российской Федерации для регионов устанавливаются условия, связанные со снижением объема просроченной кредиторской задолженности.

Таким образом, Минфином России предусмотрен комплекс мер, направленных на повышение качества бюджетного планирования на региональном уровне.

1.5. Запланированные, но недостигнутые результаты с указанием нереализованных или реализованных не в полной мере основных мероприятий программ (в том числе контрольных событий программы)

Контрольные события, запланированные к реализации 2021 году в соответствии с планом реализации государственной программы и детальным планом-графиком реализации государственной программы, в основном реализованы.

Сведения о реализации основных мероприятий и контрольных событий подпрограмм государственной программы отражены в Приложении № 3.

Вместе с тем реализация пяти контрольных событий наступила позже запланированного срока, в том числе два контрольных события реализованы в 2022 году (подробная информация представлена в разделе 2.2 годового отчета).

Влияние переноса сроков выполнения отдельных контрольных событий государственной программы на реализацию государственной программы оценивается как низкое.

1.6. Анализ факторов, повлиявших на ход реализации государственной программы

Наступление региональных рисков привело к неудовлетворительному качеству бюджетного планирования и исполнения бюджета на региональном уровне в отдельных субъектах Российской Федерации и повлияло на реализацию мероприятий подпрограммы 3 «Содействие повышению качества управления региональными и муниципальными финансами и эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по повышению уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», а также повлияло на достижение показателя «Доля просроченной кредиторской задолженности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в расходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации» в разрезе субъектов Российской Федерации.

Наступление региональных рисков, связанных с низким качеством бюджетного планирования и исполнения бюджета на региональном уровне и экономической ситуацией, обусловленной распространением новой коронавирусной инфекции в 2020 году, привело к недостижению показателей «Доля субъектов Российской Федерации, имеющих высокое и надлежащее качество управления региональными финансами, в общем количестве субъектов Российской Федерации» и «Количество субъектов Российской Федерации, не выполнивших более 25 процентов целевых показателей, установленных соглашениями, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации».

Достичь плановых значений показателя «Количество субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (в сопоставимых условиях без учета субсидий, предоставляемых в рамках реализации приоритетных программ, национальных и (или) федеральных проектов)» не представлялось возможным в связи с наступлением правовых рисков - изменением законодательства Российской Федерации (подробная информация представлена в разделе 1.3 годового отчета).

Недостижение плановых значений показателя «Отклонение в уровнях бюджетной обеспеченности между 10 наименее и 10 наиболее обеспеченными субъектами Российской Федерации после предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности» обусловлено увеличением указанного отклонения до выравнивания бюджетной обеспеченности в связи с опережающим ростом объема налогового потенциала по субъектам Российской Федерации с высоким уровнем бюджетной обеспеченности за счет большего размера налоговой базы данных регионов.

Неполное освоение объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию подпрограммы 1 «Совершенствование системы распределения и перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» связано с перечислением средств единой субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на основании заявок субъектов Российской Федерации под фактическую потребность по переданным полномочиям Российской Федерации, при выполнении которых возникают расходные обязательства субъектов Российской Федерации.

В рамках реализации основного мероприятия 2.2 «Поддержка мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами власти другого уровня», производилось увеличение объемов бюджетных ассигнований в течение года в рамках внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета во исполнение отдельных решений Правительства Российской Федерации, в том числе направленных на финансовое обеспечение мероприятий по борьбе с новой коронавирусной инфекцией.

Факторы, повлиявшие на ход реализации отдельных контрольных событий государственной программы представлены в разделе 2.2 годового отчета.

1.7. Анализ фактических и вероятных последствий влияния указанных факторов на основные параметры государственной программы

Неудовлетворительное качество бюджетного планирования и исполнения бюджета на региональном уровне в отдельных субъектах Российской Федерации повлияло на реализацию мероприятий подпрограммы 3 «Содействие повышению качества управления региональными и муниципальными финансами и эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по повышению уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», как следствие, не были достигнуты плановые значения показателя «Доля просроченной кредиторской задолженности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в расходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации» в отдельных регионах и показатель «Количество субъектов Российской Федерации, не выполнивших более 25 процентов целевых показателей, установленных соглашениями, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации».

Принятие Правительством Российской Федерации отдельных решений по увеличению объемов финансовой поддержки субъектов Российской Федерации способствовало обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.

Влияние переноса сроков выполнения отдельных контрольных событий государственной программы на реализацию государственной программы оценивается как низкое.

1.8. Результаты оценки эффективности реализации государственной программы в отчетном году

Эффективность реализации государственной программы в отчетном году была рассчитана в соответствии с методикой оценки эффективности, утвержденной приказом Минфина России от 17 июля 2017 г. № 538, на основе:

оценки степени реализации мероприятий (достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации) (далее – оценка степени реализации мероприятий);

оценки степени соответствия запланированному уровню затрат;

оценки степени достижения показателей (индикаторов), характеризующих степень достижения целей и решения задач подпрограмм, входящих в состав государственной программы, и государственной программы в целом;

оценки эффективности подпрограмм.

Эффективность реализации подпрограммы 1 «Совершенствование системы распределения и перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» составила 83,73 %, подпрограммы 2 «Поддержание устойчивого исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов» – 97,93 %, подпрограммы 3 «Содействие повышению качества управления региональными и муниципальными финансами и эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по повышению уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» – 82,74 %, подпрограммы 4 «Совершенствование системы разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления» – 70,0 %.

Эффективность реализации государственной программы, рассчитанная в соответствии с указанной методикой, в 2021 году составила 91,8 % и признается высокой.

1.9. Сводная информация о ходе реализации государственной программы на приоритетных территориях

Сведения о достижении значений показателя 5 «Доля просроченной кредиторской задолженности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в расходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации» государственной программы в региональном разрезе, в том числе субъектов Российской Федерации, входящих в состав приоритетных, представлены в Приложениях № 2 и № 7 (раздел I).

Ставропольский край превысил плановые значения по указанному показателю.

Положительной динамикой данного показателя считается снижение его значения как в целом по стране, так и в отношении субъектов Российской Федерации. При этом отмечаем, что задача по снижению кредиторской задолженности должна решаться органами государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно в том числе с учетом принятых планов по сокращению кредиторской задолженности. Кроме того, указанный показатель не характеризует уровень социального развития субъектов Российской Федерации, при этом характеризует эффективность работы органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

По итогам оценки качества управления региональными и муниципальными финансами 3 степень качества управления региональными финансами (ненадлежащее качество) присвоена 4 субъектам Российской Федерации, входящим в состав Дальневосточного федерального округа (Хабаровский край, Еврейская автономная область, Магаданская область) и 1 субъекту Российской Федерации, входящему в состав Северо-Кавказского федерального округа (Республика Ингушетия). Руководителям регионов направлен обзорный доклад, содержащий рекомендации по устранению выявленных недостатков и применению лучших практик управления региональными финансами, что определяет направления для повышения качества бюджетного планирования и исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации.

Государственная программа предполагает оказание в основном нецелевой финансовой поддержки субъектам Российской Федерации в форме межбюджетных трансфертов, в связи с этим проведение оценки результатов (эффективности) предоставления межбюджетных трансфертов не представляется возможной.

Сведения о ресурсном обеспечении за счет средств федерального бюджета реализации мероприятий государственной программы на приоритетных территориях, в том числе по субъектам Российской Федерации, представлена в Приложении № 7 (раздел II) в соответствии с формами, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 7 февраля 2019 г. № 54.

Контрольные события не имеют территориальной привязки, при этом оказание финансовой поддержки субъектам Российской Федерации осуществляется исходя из установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации равноправия субъектов бюджетных правоотношений на основании единых и формализованных методик.

Учет специфики указанных территорий при расчете дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации обеспечивается, в том числе посредством применения коэффициентов, отражающих учет социально-экономических, природно-климатических и иных объективных факторов, влияющих на стоимость предоставления государственных и муниципальных услуг на приоритетных территориях.

Таким образом, в рамках реализации государственной программы обеспечивается приоритетное финансирование задач социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав приоритетных территорий.

Оценка результатов реализации мер правового регулирования, реализуемых на приоритетных территориях

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. № 2435 внесены изменения в методику распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. № 670.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации предоставляются на основании единой методики исходя из уровня расчетной бюджетной обеспеченности, который определяется соотношением между расчетными налоговыми доходами на одного жителя с учетом структуры населения и географических, климатических и иных факторов и условий, влияющих на стоимость одного и того же объема государственных и муниципальных услуг, в том числе установленных на приоритетных территориях районных коэффициентов и надбавок к заработной плате, а также с учетом оценки расчетных объемов расходных обязательств субъектов Российской Федерации, проводимой на основании представленных реестров расходных обязательств субъектов Российской Федерации и сводов реестров расходных обязательств муниципальных образований, также учитывающих факторы, влияющие на удорожание стоимости бюджетных услуг.

Применение указанных подходов позволило обеспечить объективный учет факторов, применяемых для дифференциации материальных затрат при распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

Оценка эффективности мер государственного регулирования, реализуемых на приоритетных территориях

Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Чеченская Республика и Камчатский край относятся к «высокодотационным» субъектам Российской Федерации (доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 40 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации). Таким образом, в отношении указанных субъектов Российской Федерации проводился ежеквартальный мониторинг исполнения дополнительных обязательств, предусмотренных соглашениями, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации.

Применение данной меры способствует улучшению финансового состояния «высокодотационных» регионов: мобилизации налоговых поступлений, оптимизации бюджетных расходов, повышению качества организации бюджетного процесса, а также разрабатываются и реализуются мероприятия по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации.

2. Результаты реализации основных мероприятий в разрезе подпрограмм государственной программы

2.1. Описание результатов реализации основных мероприятий подпрограмм в отчетном году (в том числе контрольных событий программы)

Сведения о реализации основных мероприятий и контрольных событий подпрограмм государственной программы отражены в Приложении № 3.

В рамках подпрограммы 1 «Совершенствование системы распределения и перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» проводилась работа по пяти основным мероприятиям:

1) актуализация форм и механизмов предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации:

- обеспечен сбор и анализ предложений финансовых органов субъектов Российской Федерации по совершенствованию межбюджетных отношений в Российской Федерации, в том числе по совершенствованию предоставления межбюджетных трансфертов;

- обеспечено рассмотрение в соответствии с решениями Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации проектов нормативных правовых актов, предусматривающих правила предоставления и распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, а также иных актов и материалов в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, на заседаниях трехсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений и Комиссии Федерального Собрания Российской Федерации по перераспределению бюджетных ассигнований в текущем финансовом году и плановом периоде;

2) повышение эффективности предоставления нецелевых межбюджетных трансфертов:

– сформирован свод реестров расходных обязательств субъектов Российской Федерации и свод реестров расходных обязательств муниципальных образований;

- определены расчетные объемы расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований за 2020 год, результаты учтены при распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;

- обеспечен сбор и анализ предложений финансовых органов субъектов Российской Федерации по совершенствованию методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;

- принято постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. № 2435 «О внесении изменений в методику распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2020 г. № 2263»;

3) повышение эффективности предоставления и использования межбюджетных субсидий:

- обеспечено распределение между субъектами Российской Федерации межбюджетных трансфертов, предоставляемых в 2022 году, приложениями к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год плановый период;

- сформирован и направлен в Правительство Российской Федерации отчет за 2020 год по мониторингу предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета и достижения значений показателей результативности предоставления субсидий субъектам Российской Федерации;

- установлены предельные уровни софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на 2022-2024 годы;

- приняты постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 835 «О внесении изменений в Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации», предусматривающее исключение дестимулирующих факторов при предоставлении субсидий - недопущение использования в качестве критерия отбора субъектов Российской Федерации наличия проектной документации на объекты капитального строительства при предоставлении субсидий в целях софинансирования строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства, постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. № 2572 «Об изменении и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»;

4) повышение эффективности предоставления и использования субвенций:

- осуществлен сбор и анализ предложений финансовых органов субъектов Российской Федерации по совершенствованию предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации;

- сформирован перечень субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, формирующих единую субвенцию бюджетам субъектов Российской Федерации;

- обеспечено распределение единой субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации между субъектами Российской Федерации для формирования соответствующих таблиц приложений к проекту федерального закона о федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов;

- проведен мониторинг осуществления федеральными органами исполнительной власти оценки эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных им полномочий Российской Федерации, в целях финансового обеспечения которых предусмотрены субвенции, формирующие единую субвенцию;

- в целях совершенствования форм представления электронного отчета об осуществлении субъектами Российской Федерации расходов, источником финансового обеспечения которых является единая субвенция, и электронного отчета об оценке эффективности реализации полномочий в рамках единой субвенции изданы постановление Правительства Российской Федерации от 16 августа 2021 г. № 1349 «О внесении изменений в Правила формирования и предоставления из федерального бюджета единой субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации» и приказ Минфина России от 31 августа 2021 г. № 117н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 11 августа 2015 г. № 125н»;

- в целях расширения практики предоставления единой субвенции из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам принято постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 2021 г. № 968 «О внесении изменения в пункт 2 общих требований к порядку формирования и предоставления единой субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации».

5) Актуализация распределения доходных источников между уровнями бюджетной системы Российской Федерации:

- установлены нормативы распределения доходов от уплаты акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, в бюджеты субъектов Российской Федерации в составе проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2022 и на плановый период 2023 и 2024 годов;

- установлены нормативы распределения налоговых доходов от акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята, производимую на территории Российской Федерации, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации;

- установлены нормативы распределения доходов от акцизов на крепкую алкогольную продукцию в целях компенсации выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с передачей 50% доходов от акцизов на средние дистилляты, производимые на территории Российской Федерации.

В рамках подпрограммы 2 «Выравнивание финансовых возможностей бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов» проводилась работа по четырем основным мероприятиям:

1) выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации:

- размещены на официальном сайте Минфина России исходные данные для распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;

- проведена сверка исходных данных для проведения расчетов распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

- распределены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в составе проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2022 и на плановый период 2023 и 2024 годов, результаты распределения размещены на официальном сайте Минфина России;

- заключены соглашения с высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в 2021 году;

- бюджетам субъектов Российской Федерации в 2021 году перечислены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;

- принято постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. № 2534, утверждающее требования к соглашениям с высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в 2022 году;

2) поддержка мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами власти другого уровня:

- распределены дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в составе проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов;

- распределен резерв дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, предусмотренный на 2021 год в федеральном бюджете;

- подготовлена форма соглашения о предоставлении бюджетам субъектов Российской Федерации дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета субъекта Российской Федерации;

- бюджетам субъектов Российской Федерации перечислены дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации;

3) предоставление дополнительной финансовой помощи в виде бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации и реструктуризация задолженности по бюджетным кредитам:

- проведен анализ выполнения субъектами Российской Федерации условий соглашений о предоставлении бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов;

- проведен анализ выполнения субъектами Российской Федерации условий реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам;

- проведена работа по ограничению роста долговой нагрузки на бюджеты субъектов Российской Федерации и сокращению расходов на обслуживание государственного долга, в том числе за счет предоставления «льготных» бюджетных кредитов на замещение долговых обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по рыночным заимствованиям, исходя из необходимости их доведения до 25% налоговых и неналоговых доходов, поступивших в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации;

- начата реализация мероприятий, направленных на «инфраструктурный» прорыв в регионах и позволяющих направить преимущественно возвратные средства на реализацию экономически-эффективных и социально-значимых задач, в том числе мероприятий по предоставлению субъектам Российской Федерации бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, а также возможности использования средств, высвобождаемых в результате снижения объема погашения задолженности по бюджетным кредитам, на финансирование бюджетных инвестиций в объекты инфраструктуры в целях реализации новых инвестиционных проектов;

4) создание условий для устойчивого исполнения бюджетов ЗАТО:

- до ЗАТО доведен перечень исходных данных, необходимых для предоставления дотаций бюджетам ЗАТО;

- проведена сверка исходных данных, используемых при расчете дотаций бюджетам ЗАТО;

- распределены дотации бюджетам ЗАТО в составе проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов;

- бюджетам ЗАТО перечислены дотации, предусмотренные на 2021 год;

- проведен мониторинг соглашений о предоставлении и обеспечении эффективного использования дотации на компенсацию дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов ЗАТО, связанных с особым режимом безопасного функционирования

В рамках подпрограммы 3 «Содействие повышению качества управления региональными и муниципальными финансами и эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по повышению уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» проводилась работа по пяти основным мероприятиям:

1) оценка качества управления региональными и муниципальными финансами:

- на официальном сайте Минфина России размещены формы для заполнения субъектами Российской Федерации информации, необходимой для проведения оценки качества управления региональными финансами за 2020 год;

- каждому субъекту Российской Федерации присвоена степень качества управления региональными финансами, что является фактором нематериального стимулирования и определяет направления для повышения качества бюджетного планирования и исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации;

- результаты проведенного мониторинга качества управления региональными финансами, и соблюдения отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации за 2020 год опубликованы на официальном сайте Минфина России, особое внимание уделено выполнению показателей, характеризующих соблюдение требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и условий заключенных с Минфином России соглашений;

- на официальном сайте Минфина России размещены результаты мониторинга местных бюджетов и межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации на региональном и муниципальном уровнях за 2020 год;

- по итогам проведенного мониторинга и оценки качества управления региональными финансами руководителям регионов направлен обзорный доклад, содержащий рекомендации по устранению выявленных недостатков и применению лучших практик управления региональными финансами;

2) использование мер ограничительного и стимулирующего характера, направленных на повышение качества управления региональными и муниципальными финансами:

- утвержден перечень субъектов Российской Федерации, распределенных в зависимости от доли межбюджетных трансфертов в объеме собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации;

- установлены нормативы формирования в 2022 году и плановом периоде 2023 и 2024 годов расходов на содержание органов государственной власти субъектов Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2021 г. № 3625-р);

- подготовлены заключения о соответствии требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации внесенных в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации проектов бюджетов субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год;

- проведен ежеквартальный мониторинг исполнения в 2021 году субъектами Российской Федерации дополнительных обязательств, предусмотренных соглашениями, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов высокодотационных субъектов Российской Федерации;

- в условиях распространения новой коронавирусной инфекции для обеспечения сбалансированного исполнения региональных бюджетов на 2021 год были продлены отдельные временные нормы о снятии ограничений в бюджетном процессе, предусматривающие:

возможность превышения по итогам исполнения бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) установленных законом субъекта Российской Федерации о бюджете (муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о местном бюджете) размера дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) и верхнего предела государственного долга субъекта Российской Федерации (муниципального долга), в том числе показателей программы государственных внутренних заимствований, на сумму бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, сумму снижения налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) по сравнению с 2019 годом, а также в связи с изменением условий реструктуризации бюджетных кредитов;

возможность внесения изменений в сводную бюджетную роспись (с превышением общего объема расходов) без внесения изменений в закон о бюджете в случаях перераспределения бюджетных ассигнований на мероприятия, связанные с профилактикой, предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции; перераспределения бюджетных ассигнований между видами источников финансирования дефицита;

возможность высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимать решения по перераспределению (распределению) между муниципальными образованиями субвенций, субсидий и иных межбюджетных трансфертов с внесением соответствующих изменений в соглашение о предоставлении субсидии (иного межбюджетного трансферта, если соглашение заключено), если они предусмотрены на мероприятия, связанные с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции;

возможность высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации без внесения изменений в закон о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год и плановый период своими актами вносить изменения в распределение объемов субвенций между муниципальными образованиями;

приостановление положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с оценкой долговой устойчивости в сфере заимствований и управления долгом, а также основаниями и порядком введения временной финансовой администрации;

продление права предоставления на срок до трех лет «горизонтальных» бюджетных кредитов (между регионами и между муниципалитетами одного субъекта Российской Федерации);

возможность для дотационных регионов и муниципалитетов (кроме высокодотационных) устанавливать и исполнять расходные обязательства, антикризисного характера (не отнесенные к собственным полномочиям);

3) методическая поддержка реализации мероприятий по повышению качества управления государственными финансами субъектов Российской Федерации и муниципальными финансами:

- утверждены формы реестров расходных обязательств субъектов Российской Федерации и сводов реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъектов Российской Федерации, а также подготовлены методические указания по их заполнению;

4) поощрение субъектов Российской Федерации в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения показателей по итогам оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

- Минэкономразвития России проведена оценка эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших органов исполнительной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - оценка эффективности деятельности);

- по результатам оценки эффективности деятельности принято распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 июня 2021 г. № 1509-р, утверждающее распределение межбюджетных трансфертов в форме дотаций (грантов) бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по итогам 2020 года, и перечислены указанные межбюджетные трансферты в бюджеты субъектов Российской Федерации;

5) поощрение и распространение применения примеров лучшей практики деятельности органов местного самоуправления по организации муниципального управления и решению вопросов местного значения муниципальных образований:

- в целях выявления, поощрения и распространения примеров лучшей практики деятельности органов местного самоуправления проведен третий Всероссийский конкурс «Лучшая муниципальная практика». По итогам конкурса подготовлены сборники лучших муниципальных практик, 50 муниципальным образованиям - победителям конкурса вручены дипломы Правительства Российской Федерации и выплачены денежные премии (распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 октября 2021 № 3075-р). На эти средства осуществлялось благоустройство дворов и мест отдыха, закупалась коммунальная техника, проводился ремонт и приобреталось новое оборудование для подведомственных учреждений, выделялись премии работникам органов местного самоуправления.

В рамках подпрограммы 4 «Совершенствование системы разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления» проводилась работа по трем основным мероприятиям:

1) актуализация перечня полномочий по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществление которых возложено на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления

Минюстом России актуализированы следующие перечни:

- полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения (пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

- вопросов местного значения, осуществляемых органами местного самоуправления (Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

- полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и органов местного самоуправления, установленных иными «отраслевыми» федеральными законами;

- полномочий Российской Федерации, переданных федеральными законами для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления;

- действующих соглашений между федеральными органами государственной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части своих полномочий, заключенных после 8 июля 2003 г., и актов Правительства Российской Федерации, об утверждении таких соглашений;

- полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, реализация которых предусматривается Указами Президента Российской Федерации;

- полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, реализация которых предусматривается постановлениями Правительства Российской Федерации;

- федеральных государственных информационных систем (ФГИС), ведение которых осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

2) оптимизация состава закрепленных за органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления полномочий и совершенствование механизмов их реализации:

- принят разработанный при непосредственном участии Минюста России Федеральный закон от 11 июня 2021 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», направленный на приведение положений федеральных законов, в соответствии с которыми осуществляются виды федерального государственного контроля (надзора), виды регионального государственного контроля (надзора), виды муниципального контроля, в соответствие с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;

- в целях реализации пункта 14 плана мероприятий («дорожной карты») по оптимизации регулирования на федеральном уровне полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. № 1184-р, Минюстом России разработан проект федерального закона № 1185349-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации». Положения указанного законопроекта учтены при подготовке поправок к проекту федерального закона № 1027267-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который 1 июля 2021 г. принят за № 255-ФЗ;

- в целях формирования единой системы публичной власти Минюстом России осуществлялось сопровождение при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации Федерального закона от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»;

- принято разработанное при непосредственном участии Минюста России постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 2021 г. № 1106 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», предусматривающее закрепление в законодательстве Российской Федерации проводимой Минэкономразвития России оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, в целях выявления избыточных требований, устанавливающих расходные полномочия субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, которые могут оказать негативное влияние на экономическое развитие субъектов Российской Федерации;

- подготовлено 587 заключений по результатам правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов, 58 правовых экспертиз соглашений между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о передаче ими друг другу осуществления части своих полномочий;

3) совершенствование организации местного самоуправления в Российской Федерации:

- в рамках реализации поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш. Хуснуллина от 30 марта 2020 г. № МХ-П16-3110 в связи с принятием Федерального закона от 1 мая 2019 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принят разработанный Минюстом России Федеральный закон от 26 мая 2021 г. № 155-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подготовленный в целях реализации пункта 2 части 2 статьи 2 Федерального закона от 1 мая 2019 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с введением нового вида муниципальных образований;

- принят Федеральный закон от 1 июля 2021 г. № 289-ФЗ «О внесении изменений в статью 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», разработанный Минюстом России во исполнение поручения Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте по развитию местного самоуправления 30 января 2020 года и которым на органы местного самоуправления возложена обязанность по размещению в сети «Интернет» материалов для проведения публичных слушаний и общественных обсуждений и результатов их проведения, а также предоставляется возможность гражданам направлять свои предложения в рамках указанных процедур в электронной форме, в том числе посредством использования Единого портала государственных и муниципальных услуг;

- принят разработанный Минюстом России во исполнение пункта 1 плана-графика подготовки нормативных правовых актов, необходимых для реализации норм Федерального закона от 26 мая 2021 г. № 155-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш. Хуснуллиным 2 июля 2021 г. № 6833п-П16, Указ Президента Российской Федерации от 8 ноября 2021 г. № 629 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»;

- одним из ключевых направлений работы Минюста России в сфере развития местного самоуправления в 2020 – 2021 гг. была подготовка проекта основ государственной политики Российской Федерации в области развития местного самоуправления до 2030 года во исполнение подпункта 1 пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 1 марта 2020 г. № Пр-354 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления 30.01.2020, в рамках которой Минюстом России подготовлен предварительный проект основ (письмо Минюста России от 17 мая 2021 г. № 08/54638-КЧ);

- проведен ежегодный мониторинг развития системы местного самоуправления в Российской Федерации, который представляет уникальную информацию о способах формирования органов местного самоуправления в Российской Федерации, составе полномочий, динамике изменений форм территориальной организации местного самоуправления.

2.2. Перечень нереализованных или реализованных частично основных мероприятий подпрограмм (из числа предусмотренных к реализации в отчетном году) с указанием причин их реализации не в полном объеме

Контрольные события, запланированные к реализации 2021 году в соответствии с детальным планом-графиком реализации государственной программы, в основном реализованы.

Вместе с тем реализация пяти контрольных событий наступила позже запланированного срока, в том числе два контрольных события реализованы в 2022 году.

1) семинар-совещание с руководителями финансовых органов субъектов Российской Федерации (контрольное событие 1.1.1.2) проведен на один день позже установленного срока - 16 июля 2021 г. по решению руководства Министерства финансов Российской Федерации;

2) проект постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающий внесение изменений в Методику распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации (контрольное событие 1.2.2.2), внесен в Правительство Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 плана-графика подготовки нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, необходимых для реализации норм Федерального закона от 11 июня 2021 г. № 195-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О федеральной территории «Сириус» от 6 августа 2021 г. № 8363п-П13 - 1 декабря 2021 г.;

3) контрольное событие 4.2.3.2 «Подготовлены предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации в целях дерегулирования полномочий субъектов Российской Федерации» реализовано 15 июля 2021 г., поскольку в соответствии с пунктом 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. № 1184-р срок представления в Правительство Российской Федерации доклада о ходе реализации плана мероприятий («дорожной карты») по оптимизации регулирования на федеральном уровне полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации - один раз в полугодие;

4) контрольное событие 4.6.3.1 «Проведен мониторинг ключевых показателей социально-экономического развития муниципальных образований» и контрольное событие 4.6.3.2 «Подготовлен и направлен в Правительство Российской Федерации ежегодный доклад о состоянии и основных направлениях развития местного самоуправления в Российской Федерации с учетом результатов ежегодного мониторинга организации и развития местного самоуправления в Российской Федерации за отчетный финансовый год и ежегодного мониторинга ключевых показателей социально-экономического развития муниципальных образований» фактически исполнены 18 марта 2022 г., поскольку по результатам проведения ежегодного мониторинга состояния и основных направлений развития местного самоуправления в Российской Федерации, были выявлены несколько ограничений, связанные с особенностями статистического учёта на муниципальном уровне, в том числе отсутствие интеграции баз данных Росстата с отраслевыми базами данных министерств и ведомств, отсутствие унифицированных показателей, которые будут сопоставимы и на уровне муниципальных образований, и на уровне страны/региона.

Влияние несвоевременной реализации указанных контрольных событий на реализацию государственной программы оценивается как низкое, что предлагается отразить при оценке степени наступления контрольных событий плана реализации государственной программы за 2021 год.

3. Результаты реализации мер государственного и правового регулирования

3.1. Запланированные и фактически реализованные меры государственного регулирования

В 2021 году реализовывались меры государственного регулирования, запланированные в рамках государственной программы (Приложение № 4).

1) Заключение соглашений с высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), являющихся получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации.

По состоянию на 15 февраля 2021 г. указанные соглашения заключены со всеми субъектами Российской Федерации, являющимися получателями указанной дотации (72 региона).

Соглашения, заключенные в 2021 году, содержат обязательства субъектов Российской Федерации по осуществлению мер, направленных на снижение уровня дотационности субъекта Российской Федерации и рост налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, мер, направленных на бюджетную консолидацию, а также обязательства по обеспечению достижения ряда показателей экономического развития субъекта Российской Федерации, и будут содействовать повышению устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации.

2) Предоставление бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации (плата за пользование кредитом).

В 2021 году в соответствии с ранее заключенными соглашениями о предоставлении бюджетных кредитов субъектам Российской Федерации доходы от предоставления бюджетных кредитов в виде процентных ставок от их обслуживания составили 1 204 949,4 тыс. рублей.

3) Заключение соглашений, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации.

Указанные соглашения, заключаемые с высокодотационными субъектами Российской Федерации, содержат дополнительные обязательства, что способствует улучшению финансового состояния высокодотационных регионов: субъекты Российской Федерации разрабатывают и реализуют мероприятия по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации, мобилизации налоговых поступлений, оптимизации бюджетных расходов, повышению качества организации бюджетного процесса.

3.2. Меры государственного регулирования, предлагаемые к реализации в текущем году и плановом периоде

Меры государственного регулирования, применявшиеся в 2021 году, будут также реализовываться в 2022 году.

Особое внимание планируется уделить следующим направлениям:

- реализация новых инвестиционных проектов за счет средств, высвобождаемых в рамках продления реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам;

- усиление работы с «высокодотационными» регионами в части сокращения просроченной кредиторской задолженности и контроля за финансированием субъектами Российской Федерации первоочередных расходных полномочий;

- контроль за соблюдением за результатами выполнения регионами взятых на себя обязательств, установленных соглашениями в части реализации мероприятий социально-экономического развития и оздоровления государственных финансов субъектов Российской Федерации, реструктуризации бюджетных кредитов, а также выполнение показателей соглашений, заключаемых при предоставлении целевой финансовой помощи из федерального бюджета.

3.3. Запланированные и фактически реализованные меры правового регулирования

В 2021 году реализовывались меры правового регулирования, запланированные в рамках государственной программы (Приложение № 5).

Вместе с тем в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2021 г. № МХ-П13-15674 срок разработки проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления» перенесен на 2022 г. без указания конкретной даты в связи с необходимостью синхронизации работы над его содержанием с изменениями в законодательство Российской Федерации в части формирования единой системы публичной власти, предусмотренной Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти».

4. Результаты использования бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий государственной программы

Отчет об использовании бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию государственной программы представлен в Приложении № 6.

Отчет об использовании бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы по источникам финансирования дефицита федерального бюджета представлен в Приложении № 6а.

Общий объем расходов федерального бюджета на реализацию государственной программы в 2021 году составил 1 031 747 745,4 тыс. рублей, что на 96 674,7 тыс. рублей меньше запланированного объема расходов федерального бюджета по отношению к сводной бюджетной росписи федерального бюджета (1 031 844 420,1 тыс. рублей).

Объем расходов федерального бюджета на реализацию подпрограммы 1 «Совершенствование системы распределения и перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» в 2021 году составил 10 946 995,2 тыс. рублей, что на 96 674,7 тыс. рублей меньше запланированного объема расходов федерального бюджета по отношению к сводной бюджетной росписи федерального бюджета (11 043 669,9 тыс. рублей). Неполное освоение обусловлено перечислением средств единой субвенции на основании заявок субъектов Российской Федерации под фактическую потребность.

Объем расходов федерального бюджета на реализацию подпрограммы 2 «Выравнивание финансовых возможностей бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов» в 2021 году составил 984 800 750,2 тыс. рублей, что составляет 100% запланированного объема расходов федерального бюджета запланированного объема расходов федерального бюджета по отношению к сводной бюджетной росписи федерального бюджета (984 800 750,2 тыс. рублей), в том числе на реализацию мероприятий:

- «Выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации» - 718 284 711,8 тыс. рублей, что составляет 100 % запланированного объема расходов федерального бюджета запланированного объема расходов федерального бюджета по отношению к сводной бюджетной росписи федерального бюджета (718 284 711,8 тыс. рублей);

- «Поддержка мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами власти другого уровня» - 257 564 016,3 тыс. рублей, что составляет 100 % запланированного объема расходов федерального бюджета запланированного объема расходов федерального бюджета по отношению к сводной бюджетной росписи федерального бюджета (257 564 016,3 тыс. рублей);

- «Создание условий для устойчивого исполнения бюджетов закрытых административно-территориальных образований» перечислены 8 952 022,1 тыс. рублей, что составляет 100% запланированного объема расходов федерального бюджета по отношению к сводной бюджетной росписи федерального бюджета (8 952 022,1 тыс. рублей).

Объем расходов федерального бюджета на реализацию подпрограммы 3 «Содействие повышению качества управления региональными и муниципальными финансами и эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по повышению уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» в 2021 году составил 36 000 000,0 тыс. рублей, что составляет 100% запланированного объема расходов федерального по отношению к сводной бюджетной росписи федерального бюджета (36 000 000,0 тыс. рублей).

Бюджетные ассигнования федерального бюджета на реализацию подпрограммы 4 «Совершенствование системы разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления» в 2021 году не предоставлялись.

Объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы по источникам финансирования дефицита федерального бюджета в рамках основного мероприятия «Предоставление дополнительной финансовой помощи в виде бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации и реструктуризация задолженности по бюджетным кредитам» подпрограммы «Выравнивание финансовых возможностей бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов» в 2021 году составил 338 766 084,5 тыс. рублей.

4.1 . Информация о кассовых расходах федерального бюджета

Финансирование государственной программы осуществляется полностью за счет средств федерального бюджета. Таким образом, представление информации по форме таблицы 21 Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 16 сентября 2016 г. № 582, предусматривающей предоставление информации о расходах федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и юридических лиц на реализацию целей государственной программы Российской Федерации, представляется нецелесообразным.

В 2021 году объем кассовых расходов федерального бюджета на реализацию государственной программы составил 1 031 747 745,4 тыс. рублей. На реализацию мероприятий подпрограммы 1 «Совершенствование системы распределения и перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» направлено 10 946 995,2 тыс. рублей, финансирование подпрограммы 2 «Выравнивание финансовых возможностей бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов» составило 984 800 750,2 тыс. рублей, финансирование подпрограммы 3 «Содействие повышению качества управления региональными и муниципальными финансами и эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по повышению уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» составило 36 000 000,0 тыс. рублей, бюджетные ассигнования на реализацию подпрограммы 4 «Совершенствование системы разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления» не предусмотрены.

Кассовые расходы на реализацию государственной программы по источникам финансирования дефицита федерального бюджета в рамках подпрограммы «Выравнивание финансовых возможностей бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов» в 2021 году составили 338 766 084,5 тыс. рублей.

4.2. Информация о фактических сводных показателях государственных заданий

В рамках реализации государственной программы выполнение государственных заданий не предусмотрено.

4.3. Информация о налоговых расходах, соответствующих целям

государственной программы и (или) целям ее структурных элементов

В рамках государственной программы налоговые расходы Российской Федерации не предусматриваются.

5. Информация о внесенных ответственным исполнителем изменениях в государственную программу

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2465 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами» предусмотрены следующие изменения:

- корректируются сроки распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и дотаций бюджетам ЗАТО – предусматривается возможность формирования указанного распределения в рамках внесения поправок ко второму чтению проекта федерального закона о федеральном бюджете, что отражает сложившуюся практику подготовки соответствующих распределений;

- продление сроков подготовки проекта распределения дотаций на премирование муниципальных образований - победителей Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика» в связи с продлением сроков подачи и рассмотрения заявок на участие во Всероссийском конкурсе «Лучшая муниципальная практика»;

- возложение на Минэкономразвития России отдельных функций в области организации и развития местного самоуправления, ранее закрепленных за Минюстом России, в том числе по организации и проведению Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика»

- приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы актуализированы в целях отражения тенденций развития межбюджетных отношений с учетом необходимости обеспечения достижения национальных целей развития Российской Федерации.

В 2021 году в государственную программу не вносились изменения, касающиеся ее реализации в 2021 году.

Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. № 1604 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами», вступившее в силу с 1 января 2022 г., подготовлено Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с требованиями Положения о системе управления государственными программами Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2021 г. № 786, а также Методических рекомендаций по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 17 августа 2021 г. № 500.

Указанным постановлением стратегические приоритеты государственной программы актуализированы в целях отражения тенденций развития межбюджетных отношений и содержат оценку текущего состояния сферы реализации государственной программы, описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы, задачи государственного управления и способы их эффективного решения, задачи, определенные в соответствии с национальными целями, задачи обеспечения достижения показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав приоритетных территорий.

6. Предложения по дальнейшей реализации государственной программы

В 2022 году во исполнение пункта 12 Графика подготовки и рассмотрения документов и материалов, необходимых для разработки проектов государственных программ Российской Федерации с учетом Федерального закона «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» и продления до конца срока реализации, утвержденного Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А.Р. Белоусовым 18 ноября 2021 г. № 12177п-П13, подготовлены изменения в раздел III государственной программы, предусматривающие уточнение перечня целей и значений соответствующих показателей государственной программы (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2022 г. № 631).

Кроме того, планируется внесение изменений в паспорт государственной программы в целях уточнения финансового обеспечения государственной программы, а также уточнения плановых значений показателей.

Особое внимание при реализации государственной программы планируется уделить следующим направлениям:

- мониторинг исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и, при необходимости, оказание регионам дополнительной финансовой помощи;

- разработка финансовых стимулов для развития инфраструктуры в городских агломерациях и повышения их роли в качестве территорий опережающего развития и точек экономического роста;

- создание условий для субъектов Российской Федерации по увеличению расходов инвестиционного характера;

- контроль за результатами выполнения регионами взятых на себя обязательств, установленных соглашениями о мерах по социально-экономическому развитию, оздоровлению государственных финансов, реструктуризации бюджетных кредитов, соглашений, заключаемых при предоставлении целевой финансовой помощи из федерального бюджета;

- контроль за недопущением образования новой просроченной кредиторской задолженности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, стимулирование к снижению ранее образовавшейся просроченной кредиторской задолженности;

- усиление работы с «высокодотационными» регионами в части сокращения просроченной кредиторской задолженности и контроля за финансированием субъектами Российской Федерации первоочередных расходных полномочий;

- продолжение практики предоставления грантов за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- совершенствование организации межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях в связи с изменением организации местного самоуправления в единой системе публичной власти.