Паспорт государственной программы Российской Федерации «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами»

Редакция от 28.12.2021

Опубликован в разделе: Паспорт государственной программы
скачать (DOCX, 29.73 KB)
Опубликовано: 31.01.2022Изменено: 31.01.2022
Паспорт государственной программы Российской Федерации «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами» Скачать

УТВЕРЖДЕН
решением Правительства Российской Федерации
(протокол от 28 декабря 2021 г. № 3)

ПАСПОРТ
государственной программы Российской Федерации
«Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами»

1. Основные положения

Куратор государственной программы Российской Федерации

Хуснуллин Марат Шакирзянович - Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации

Ответственный исполнитель государственной программы Российской Федерации

Силуанов Антон Германович - Министр финансов Российской Федерации

Период реализации

Этап I: 2013-2021 г.

Этап II: 2022-2030 г.

Цели государственной программы Российской Федерации

Сокращение отклонения в уровнях бюджетной обеспеченности между 10 наименее и 10 наиболее обеспеченными субъектами Российской Федерации до 2,4 раза к 2030 году

Увеличение количества субъектов Российской Федерации, имеющих уровень расчетной бюджетной обеспеченности, превышающий критерий выравнивания, до 18 к 2030 году

Сокращение уровня долговой нагрузки субъектов Российской Федерации до 27 процентов от налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации к 2030 году

Цели государственной программы Российской Федерации

Увеличение доли расходов инвестиционного характера в расходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации до 15,6 процента к 2024 году

Увеличение доли субъектов Российской Федерации, имеющих высокое и надлежащее качество управления региональными финансами, в общем количестве субъектов Российской Федерации до 84 процентов к 2030 году

Увеличение доли субъектов Российской Федерации, превысивших среднее значение итогового рейтинга по достижению установленных целевых значений показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в общем количестве субъектов Российской Федерации до 45 процентов к 2030 году

Поощрение 50 муниципальных образований - победителей Всероссийского конкурса "Лучшая муниципальная практика" ежегодно

Направления (подпрограммы)

1. Направление (подпрограмма) «Совершенствование системы распределения и перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации»

2. Направление (подпрограмма) «Использование инструментов долговой политики в целях устойчивого социально-экономического развития субъектов Российской Федерации»

3. Направление (подпрограмма) «Оценка эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по повышению качества управления региональными и муниципальными финансами и повышению уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»

4. Направление (подпрограмма) «Совершенствование разграничения полномочий между уровнями публичной власти и контроля за осуществлением переданных федеральных полномочий»

Объемы финансового обеспечения за счет средств федерального бюджета за весь период реализации

2 949 031 373,6 тыс. руб.

Влияние на достижение национальных целей развития Российской Федерации / Влияние на достижение приоритетов в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации

1. Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство

2. Показатели государственной программы Российской Федерации

№ п/п Наименование показателя Единица измерения (по ОКЕИ) Базовое значение Значения показателей Документ Ответственный за достижение показателя Связь с показателями национальных целей
2022 2023 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Сокращение отклонения в уровнях бюджетной обеспеченности между 10 наименее и 10 наиболее обеспеченными субъектами Российской Федерации до 2,4 раза к 2030 году

1

Отклонение в уровнях бюджетной обеспеченности между 10 наименее и 10 наиболее обеспеченными субъектами Российской Федерации

Единиц

2,5

2,5

2,5

2,5

Распоряжение Правительства Российской Федерации
от 31.01.2019 №117-р

Минфин России

-

Увеличение количества субъектов Российской Федерации, имеющих уровень расчетной бюджетной обеспеченности, превышающий критерий выравнивания, до 18 к 2030 году

2

Количество субъектов Российской Федерации, имеющих уровень расчетной бюджетной обеспеченности, превышающий критерий выравнивания

Единиц

15,0

16,0

16,0

16,0

Распоряжение Правительства Российской Федерации
от 31.01.2019 №117-р

Минфин России

-

Сокращение уровня долговой нагрузки субъектов Российской Федерации до 27 процентов от налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации к 2030 году

3

Уровень долговой нагрузки субъектов Российской Федерации

Процент

27,5

28,0

29,0

30,0

Распоряжение Правительства Российской Федерации

Минфин России

-

Увеличение доли расходов инвестиционного характера в расходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации до 15,6 процента к 2024 году

4

Доля расходов инвестиционного характера в расходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации

Процент

15,0

15,2

15,4

15,6

Распоряжение Правительства Российской Федерации
от 31.01.2019 №117-р

Минфин России

-

Увеличение доли субъектов Российской Федерации, имеющих высокое и надлежащее качество управления региональными финансами, в общем количестве субъектов Российской Федерации до 84 процентов к 2030 году

5

Доля субъектов Российской Федерации, имеющих высокое и надлежащее качество управления региональными финансами, в общем количестве субъектов Российской Федерации

Процент

82,0

82,0

82,0

83,0

Распоряжение Правительства Российской Федерации
от 31.01.2019 №117-р

Минфин России

-

Увеличение доли субъектов Российской Федерации, превысивших среднее значение итогового рейтинга по достижению установленных целевых значений показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в общем количестве субъектов Российской Федерации до 45 процентов к 2030 году

6

Доля субъектов Российской Федерации, превысивших среднее значение итогового рейтинга по достижению установленных целевых значений показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в общем количестве субъектов Российской Федерации

Процент

42,0

42,0

42,0

43,0

Указ Президента Российской Федерации от 04.02.2021 № 68

Минэкономраз-вития России

-

Поощрение 50 муниципальных образований - победителей Всероссийского конкурса "Лучшая муниципальная практика" ежегодно

7

Количество муниципальных образований, поощряемых по итогам Всероссийского конкурса "Лучшая муниципальная практика"

Единиц

50,0

50,0

50,0

50,0

Распоряжение Правительства Российской Федерации
от 31.01.2019 №117-р

Минэкономраз-вития России

-

3. Структура государственной программы Российской Федерации

№ п/п Задачи структурного элемента Краткое описание ожидаемых эффектов от реализации задачи структурного элемента Связь с показателями
1 2 3 4
1 Направление (подпрограмма) «Совершенствование системы распределения и перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации»

1.1

Комплекс процессных мероприятий «Поддержка и организация направления субъектам Российской Федерации межбюджетных трансфертов с целью выравнивания их бюджетной обеспеченности, обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, социально-экономического развития и исполнения делегированных полномочий»

Ответственный за реализацию: МИНФИН РОССИИ

-

1.1.1

Обеспечение предоставления и распределения бюджетам субъектов Российской Федерации единой субвенции и дотаций из федерального бюджета, мониторинг эффективности предоставления субсидий

обеспечено прозрачное распределение и своевременное перечисление дотаций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджетам закрытых административно-территориальных образований;
обеспечено прозрачное распределение и своевременное предоставление единой субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура;
обеспечено заключение соглашений с субъектами Российской Федерации, получающими дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, а также проведение мониторинга выполнения условий соответствующих соглашений и применение мер ответственности в случае нарушения указанных условий;
обеспечено проведение мониторинга предоставления субсидий, достижения значений результатов использования субсидий субъектами Российской Федерации

Отклонение в уровнях бюджетной обеспеченности между 10 наименее и 10 наиболее обеспеченными субъектами Российской Федерации;

Количество субъектов Российской Федерации, имеющих уровень расчетной бюджетной обеспеченности, превышающий критерий выравнивания

2

Направление (подпрограмма) «Использование инструментов долговой политики в целях устойчивого социально-экономического развития субъектов Российской Федерации»

2.1

Федеральный проект «Инфраструктурное меню»

(Хуснуллин Марат Шакирзянович - куратор)

Ответственный за реализацию: МИНСТРОЙ РОССИИ

Срок реализации: 2022-2030

2.1.1

Увеличение доли расходов инвестиционного характера в расходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации

обеспечено предоставление бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов;
обеспечено списание задолженности по бюджетным кредитам на суммы поступлений налоговых доходов от реализации новых инвестиционных проектов в случае соответствующего обращения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации;
обеспечено проведение мониторинга направления регионами высвобождаемых средств от проведенной реструктуризации бюджетных кредитов на финансирование объектов инфраструктуры в целях реализации новых инвестиционных проектов, а также подключения (технологического присоединения) таких объектов к сетям инженерно-технического обеспечения

Доля расходов инвестиционного характера в расходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации

2.2

Комплекс процессных мероприятий «Содействие сокращению уровня долговой нагрузки субъектов Российской Федерации»

Ответственный за реализацию: МИНФИН РОССИИ

-

2.2.1

Совершенствование механизмов предоставления бюджетных кредитов, направленных на стимулирование сокращения долговой нагрузки бюджетов субъектов Российской Федерации

обеспечено проведение мониторинга выполнения субъектами Российской Федерации условий реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам в части снижения объема дефицита и государственного долга субъектов Российской Федерации;
обеспечено применение мер ответственности, предусмотренных в случае нарушения условий реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам

Уровень долговой нагрузки субъектов Российской Федерации

3

Направление (подпрограмма) «Оценка эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по повышению качества управления региональными и муниципальными финансами и повышению уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»

3.1

Комплекс процессных мероприятий «Поощрение субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по итогам оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и деятельности органов местного самоуправления»

Ответственный за реализацию: МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ

-

3.1.1

Стимулирование повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

обеспечено перечисление грантов субъектам Российской Федерации по итогам оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по достижению национальных целей развития Российской Федерации

Доля субъектов Российской Федерации, превысивших среднее значение итогового рейтинга по достижению установленных целевых значений показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в общем количестве субъектов Российской Федерации

3.1.2

Стимулирование применения лучших практик деятельности органов местного самоуправления по организации муниципального управления

обеспечено премирование муниципальных образований – победителей Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика»

Количество муниципальных образований, поощряемых по итогам Всероссийского конкурса "Лучшая муниципальная практика"

3.2

Комплекс процессных мероприятий «Оценка качества управления региональными и муниципальными финансами и методическая поддержка реализации мероприятий по повышению качества управления государственными финансами субъектов Российской Федерации и муниципальными финансами»

Ответственный за реализацию: МИНФИН РОССИИ

-

3.2.1

повышение качества управления региональными и муниципальными финансами

проведен мониторинг качества управления бюджетным процессом в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях;

обеспечено проведение мониторинга соблюдения субъектами Российской Федерации требований Бюджетного кодекса Российской Федерации;

обеспечено проведение мониторинга выполнения высокодотационными субъектами Российской Федерации целевых показателей, установленных соглашениями, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации, а также применение мер ответственности в случае нарушения условий указанных соглашений;
обеспечена методическая поддержка реализации мероприятий по повышению качества управления государственными финансами субъектов Российской Федерации и муниципальными финансами

Доля субъектов Российской Федерации, имеющих высокое и надлежащее качество управления региональными финансами, в общем количестве субъектов Российской Федерации

4

Направление (подпрограмма) «Совершенствование разграничения полномочий между уровнями публичной власти и контроля за осуществлением переданных федеральных полномочий»

4.1

Ведомственный проект «Совершенствование разграничения полномочий между уровнями публичной власти и контроля за осуществлением переданных федеральных полномочий»

(Чуйченко Константин Анатольевич - куратор)

Ответственный за реализацию: МИНЮСТ РОССИИ

Срок реализации: 2022-2024

4.1.1

совершенствование разграничения полномочий между уровнями публичной власти

совершенствование законодательного регулирования разграничения полномочий между публично-правовыми образованиями

Доля субъектов Российской Федерации, имеющих высокое и надлежащее качество управления региональными финансами, в общем количестве субъектов Российской Федерации

Структурные элементы, не входящие в направления (подпрограммы)

1

Ведомственный проект «Нормативное правовое регулирование совершенствования межбюджетных отношений»

(Горнин Леонид Владимирович - куратор)

Ответственный за реализацию: МИНФИН РОССИИ

Срок реализации: 2022-2024

1.1

совершенствование механизмов предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации

совершенствование методики предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;
совершенствование механизма предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации;
установлены требования к соглашениям, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации, заключаемым с высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации

Отклонение в уровнях бюджетной обеспеченности между 10 наименее и 10 наиболее обеспеченными субъектами Российской Федерации

1.2

создание условий и финансовых стимулов для развития городских агломераций

подготовлены законопроекты в целях создания условий для формирования городских агломераций

Отклонение в уровнях бюджетной обеспеченности между 10 наименее и 10 наиболее обеспеченными субъектами Российской Федерации

2

Ведомственный проект «Федерация и регионы: единое целеполагание»

(Колычев Владимир Владимирович - куратор)

Ответственный за реализацию: МИНФИН РОССИИ

Срок реализации: 2022

2.1

внедрение механизма координации достижения целей и приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обеспечивающего единство целеполагания при сохранении у регионов свободы в выборе инструментов достижения таких целей и приоритетов

обеспечено единство целеполагания документов стратегического планирования Российской Федерации и субъектов Российской Федерации при достижении целей и приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

повышена самостоятельность субъектов Российской Федерации при выборе инструментов достижения целей и приоритетов социально-экономического развития;

оптимизировано администрирование процесса достижения показателей, характеризующих достижение целей и приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации

Доля субъектов Российской Федерации, имеющих высокое и надлежащее качество управления региональными финансами, в общем количестве субъектов Российской Федерации

4. Финансовое обеспечение государственной программы Российской Федерации

Наименование государственной программы, структурного элемента / источник финансового обеспечения Объем финансового обеспечения по годам реализации, тыс. рублей
2022 2023 2024 Всего
1 2 3 4 5

Государственная программа (всего), в том числе:

967 294 082,0

980 884 953,7

1 000 852 337,9

2 949 031 373,6

Федеральный бюджет

967 294 082,0

980 884 953,7

1 000 852 337,9

2 949 031 373,6

Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации

967 294 082,0

980 884 953,7

1 000 852 337,9

2 949 031 373,6

Федеральный проект "Инфраструктурное меню"

0,0

0,0

0,0

0,0

Ведомственный проект "Совершенствование разграничения полномочий между уровнями публичной власти и контроля за осуществлением переданных федеральных полномочий"

0,0

0,0

0,0

0,0

Ведомственный проект "Нормативное правовое регулирование совершенствования межбюджетных отношений"

0,0

0,0

0,0

0,0

Ведомственный проект "Федерация и регионы: единое целеполагание"

0,0

0,0

0,0

0,0

Комплекс процессных мероприятий "Поддержка и организация направления субъектам Российской Федерации межбюджетных трансфертов с целью выравнивания их бюджетной обеспеченности, обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, социально-экономического развития и исполнения делегированных полномочий"

916 294 082,0

929 884 953,7

949 852 337,9

2 796 031 373,6

Федеральный бюджет

916 294 082,0

929 884 953,7

949 852 337,9

2 796 031 373,6

Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации

916 294 082,0

929 884 953,7

949 852 337,9

2 796 031 373,6

Комплекс процессных мероприятий "Поощрение субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по итогам оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и деятельности органов местного самоуправления"

51 000 000,0

51 000 000,0

51 000 000,0

153 000 000,0

Федеральный бюджет

51 000 000,0

51 000 000,0

51 000 000,0

153 000 000,0

Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации

51 000 000,0

51 000 000,0

51 000 000,0

153 000 000,0

Комплекс процессных мероприятий "Содействие сокращению уровня долговой нагрузки субъектов Российской Федерации"

0,0

0,0

0,0

0,0

Комплекс процессных мероприятий "Оценка качества управления региональными и муниципальными финансами и методическая поддержка реализации мероприятий по повышению качества управления государственными финансами субъектов Российской Федерации и муниципальными финансами"

0,0

0,0

0,0

0,0