Паспорт государственной программы Российской Федерации «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами»
Редакция от 28.12.2021
УТВЕРЖДЕН
решением Правительства Российской Федерации
(протокол от 28 декабря 2021 г. № 3)
ПАСПОРТ
государственной программы Российской Федерации
«Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами»
1. Основные положения
Куратор государственной программы Российской Федерации |
Хуснуллин Марат Шакирзянович - Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации |
|||||||||||||||||||
Ответственный исполнитель государственной программы Российской Федерации |
Силуанов Антон Германович - Министр финансов Российской Федерации |
|||||||||||||||||||
Период реализации |
Этап I: 2013-2021 г. Этап II: 2022-2030 г. |
|||||||||||||||||||
Цели государственной программы Российской Федерации |
Сокращение отклонения в уровнях бюджетной обеспеченности между 10 наименее и 10 наиболее обеспеченными субъектами Российской Федерации до 2,4 раза к 2030 году |
|||||||||||||||||||
Увеличение количества субъектов Российской Федерации, имеющих уровень расчетной бюджетной обеспеченности, превышающий критерий выравнивания, до 18 к 2030 году |
||||||||||||||||||||
Сокращение уровня долговой нагрузки субъектов Российской Федерации до 27 процентов от налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации к 2030 году |
||||||||||||||||||||
Цели государственной программы Российской Федерации |
Увеличение доли расходов инвестиционного характера в расходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации до 15,6 процента к 2024 году |
|||||||||||||||||||
Увеличение доли субъектов Российской Федерации, имеющих высокое и надлежащее качество управления региональными финансами, в общем количестве субъектов Российской Федерации до 84 процентов к 2030 году |
||||||||||||||||||||
Увеличение доли субъектов Российской Федерации, превысивших среднее значение итогового рейтинга по достижению установленных целевых значений показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в общем количестве субъектов Российской Федерации до 45 процентов к 2030 году |
||||||||||||||||||||
Поощрение 50 муниципальных образований - победителей Всероссийского конкурса "Лучшая муниципальная практика" ежегодно |
||||||||||||||||||||
Направления (подпрограммы) |
1. Направление (подпрограмма) «Совершенствование системы распределения и перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» |
|||||||||||||||||||
2. Направление (подпрограмма) «Использование инструментов долговой политики в целях устойчивого социально-экономического развития субъектов Российской Федерации» |
||||||||||||||||||||
3. Направление (подпрограмма) «Оценка эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по повышению качества управления региональными и муниципальными финансами и повышению уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» |
||||||||||||||||||||
4. Направление (подпрограмма) «Совершенствование разграничения полномочий между уровнями публичной власти и контроля за осуществлением переданных федеральных полномочий» |
||||||||||||||||||||
Объемы финансового обеспечения за счет средств федерального бюджета за весь период реализации |
2 949 031 373,6 тыс. руб. |
|||||||||||||||||||
Влияние на достижение национальных целей развития Российской Федерации / Влияние на достижение приоритетов в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации |
1. Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство |
2. Показатели государственной программы Российской Федерации
№ п/п | Наименование показателя | Единица измерения (по ОКЕИ) | Базовое значение | Значения показателей | Документ | Ответственный за достижение показателя | Связь с показателями национальных целей | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2022 | 2023 | 2024 | ||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||
Сокращение отклонения в уровнях бюджетной обеспеченности между 10 наименее и 10 наиболее обеспеченными субъектами Российской Федерации до 2,4 раза к 2030 году |
||||||||||||||||||||
1 |
Отклонение в уровнях бюджетной обеспеченности между 10 наименее и 10 наиболее обеспеченными субъектами Российской Федерации |
Единиц |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
Распоряжение Правительства Российской Федерации |
Минфин России |
- |
|||||||||||
Увеличение количества субъектов Российской Федерации, имеющих уровень расчетной бюджетной обеспеченности, превышающий критерий выравнивания, до 18 к 2030 году |
||||||||||||||||||||
2 |
Количество субъектов Российской Федерации, имеющих уровень расчетной бюджетной обеспеченности, превышающий критерий выравнивания |
Единиц |
15,0 |
16,0 |
16,0 |
16,0 |
Распоряжение Правительства Российской Федерации |
Минфин России |
- |
|||||||||||
Сокращение уровня долговой нагрузки субъектов Российской Федерации до 27 процентов от налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации к 2030 году |
||||||||||||||||||||
3 |
Уровень долговой нагрузки субъектов Российской Федерации |
Процент |
27,5 |
28,0 |
29,0 |
30,0 |
Распоряжение Правительства Российской Федерации |
Минфин России |
- |
|||||||||||
Увеличение доли расходов инвестиционного характера в расходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации до 15,6 процента к 2024 году |
||||||||||||||||||||
4 |
Доля расходов инвестиционного характера в расходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации |
Процент |
15,0 |
15,2 |
15,4 |
15,6 |
Распоряжение Правительства Российской Федерации |
Минфин России |
- |
|||||||||||
Увеличение доли субъектов Российской Федерации, имеющих высокое и надлежащее качество управления региональными финансами, в общем количестве субъектов Российской Федерации до 84 процентов к 2030 году |
||||||||||||||||||||
5 |
Доля субъектов Российской Федерации, имеющих высокое и надлежащее качество управления региональными финансами, в общем количестве субъектов Российской Федерации |
Процент |
82,0 |
82,0 |
82,0 |
83,0 |
Распоряжение Правительства Российской Федерации |
Минфин России |
- |
|||||||||||
Увеличение доли субъектов Российской Федерации, превысивших среднее значение итогового рейтинга по достижению установленных целевых значений показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в общем количестве субъектов Российской Федерации до 45 процентов к 2030 году |
||||||||||||||||||||
6 |
Доля субъектов Российской Федерации, превысивших среднее значение итогового рейтинга по достижению установленных целевых значений показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в общем количестве субъектов Российской Федерации |
Процент |
42,0 |
42,0 |
42,0 |
43,0 |
Указ Президента Российской Федерации от 04.02.2021 № 68 |
Минэкономраз-вития России |
- |
|||||||||||
Поощрение 50 муниципальных образований - победителей Всероссийского конкурса "Лучшая муниципальная практика" ежегодно |
||||||||||||||||||||
7 |
Количество муниципальных образований, поощряемых по итогам Всероссийского конкурса "Лучшая муниципальная практика" |
Единиц |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
Распоряжение Правительства Российской Федерации |
Минэкономраз-вития России |
- |
3. Структура государственной программы Российской Федерации
№ п/п | Задачи структурного элемента | Краткое описание ожидаемых эффектов от реализации задачи структурного элемента | Связь с показателями | |||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||||||||||
1 | Направление (подпрограмма) «Совершенствование системы распределения и перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» | |||||||||||||||||||
1.1 |
Комплекс процессных мероприятий «Поддержка и организация направления субъектам Российской Федерации межбюджетных трансфертов с целью выравнивания их бюджетной обеспеченности, обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, социально-экономического развития и исполнения делегированных полномочий» |
|||||||||||||||||||
Ответственный за реализацию: МИНФИН РОССИИ |
- |
|||||||||||||||||||
1.1.1 |
Обеспечение предоставления и распределения бюджетам субъектов Российской Федерации единой субвенции и дотаций из федерального бюджета, мониторинг эффективности предоставления субсидий |
обеспечено прозрачное распределение и своевременное перечисление дотаций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджетам закрытых административно-территориальных образований; |
Отклонение в уровнях бюджетной обеспеченности между 10 наименее и 10 наиболее обеспеченными субъектами Российской Федерации; Количество субъектов Российской Федерации, имеющих уровень расчетной бюджетной обеспеченности, превышающий критерий выравнивания |
|||||||||||||||||
2 |
Направление (подпрограмма) «Использование инструментов долговой политики в целях устойчивого социально-экономического развития субъектов Российской Федерации» |
|||||||||||||||||||
2.1 |
Федеральный проект «Инфраструктурное меню» (Хуснуллин Марат Шакирзянович - куратор) |
|||||||||||||||||||
Ответственный за реализацию: МИНСТРОЙ РОССИИ |
Срок реализации: 2022-2030 |
|||||||||||||||||||
2.1.1 |
Увеличение доли расходов инвестиционного характера в расходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации |
обеспечено предоставление бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов; |
Доля расходов инвестиционного характера в расходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации |
|||||||||||||||||
2.2 |
Комплекс процессных мероприятий «Содействие сокращению уровня долговой нагрузки субъектов Российской Федерации» |
|||||||||||||||||||
Ответственный за реализацию: МИНФИН РОССИИ |
- |
|||||||||||||||||||
2.2.1 |
Совершенствование механизмов предоставления бюджетных кредитов, направленных на стимулирование сокращения долговой нагрузки бюджетов субъектов Российской Федерации |
обеспечено проведение мониторинга выполнения субъектами Российской Федерации условий реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам в части снижения объема дефицита и государственного долга субъектов Российской Федерации; |
Уровень долговой нагрузки субъектов Российской Федерации |
|||||||||||||||||
3 |
Направление (подпрограмма) «Оценка эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по повышению качества управления региональными и муниципальными финансами и повышению уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» |
|||||||||||||||||||
3.1 |
Комплекс процессных мероприятий «Поощрение субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по итогам оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и деятельности органов местного самоуправления» |
|||||||||||||||||||
Ответственный за реализацию: МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ |
- |
|||||||||||||||||||
3.1.1 |
Стимулирование повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
обеспечено перечисление грантов субъектам Российской Федерации по итогам оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по достижению национальных целей развития Российской Федерации |
Доля субъектов Российской Федерации, превысивших среднее значение итогового рейтинга по достижению установленных целевых значений показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в общем количестве субъектов Российской Федерации |
|||||||||||||||||
3.1.2 |
Стимулирование применения лучших практик деятельности органов местного самоуправления по организации муниципального управления |
обеспечено премирование муниципальных образований – победителей Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика» |
Количество муниципальных образований, поощряемых по итогам Всероссийского конкурса "Лучшая муниципальная практика" |
|||||||||||||||||
3.2 |
Комплекс процессных мероприятий «Оценка качества управления региональными и муниципальными финансами и методическая поддержка реализации мероприятий по повышению качества управления государственными финансами субъектов Российской Федерации и муниципальными финансами» |
|||||||||||||||||||
Ответственный за реализацию: МИНФИН РОССИИ |
- |
|||||||||||||||||||
3.2.1 |
повышение качества управления региональными и муниципальными финансами |
проведен мониторинг качества управления бюджетным процессом в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях; обеспечено проведение мониторинга соблюдения субъектами Российской Федерации требований Бюджетного кодекса Российской Федерации; обеспечено проведение мониторинга выполнения высокодотационными субъектами Российской Федерации целевых показателей, установленных соглашениями, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации, а также применение мер ответственности в случае нарушения условий указанных соглашений; |
Доля субъектов Российской Федерации, имеющих высокое и надлежащее качество управления региональными финансами, в общем количестве субъектов Российской Федерации |
|||||||||||||||||
4 |
Направление (подпрограмма) «Совершенствование разграничения полномочий между уровнями публичной власти и контроля за осуществлением переданных федеральных полномочий» |
|||||||||||||||||||
4.1 |
Ведомственный проект «Совершенствование разграничения полномочий между уровнями публичной власти и контроля за осуществлением переданных федеральных полномочий» (Чуйченко Константин Анатольевич - куратор) |
|||||||||||||||||||
Ответственный за реализацию: МИНЮСТ РОССИИ |
Срок реализации: 2022-2024 |
|||||||||||||||||||
4.1.1 |
совершенствование разграничения полномочий между уровнями публичной власти |
совершенствование законодательного регулирования разграничения полномочий между публично-правовыми образованиями |
Доля субъектов Российской Федерации, имеющих высокое и надлежащее качество управления региональными финансами, в общем количестве субъектов Российской Федерации |
|||||||||||||||||
Структурные элементы, не входящие в направления (подпрограммы) |
||||||||||||||||||||
1 |
Ведомственный проект «Нормативное правовое регулирование совершенствования межбюджетных отношений» (Горнин Леонид Владимирович - куратор) |
|||||||||||||||||||
Ответственный за реализацию: МИНФИН РОССИИ |
Срок реализации: 2022-2024 |
|||||||||||||||||||
1.1 |
совершенствование механизмов предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации |
совершенствование методики предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации; |
Отклонение в уровнях бюджетной обеспеченности между 10 наименее и 10 наиболее обеспеченными субъектами Российской Федерации |
|||||||||||||||||
1.2 |
создание условий и финансовых стимулов для развития городских агломераций |
подготовлены законопроекты в целях создания условий для формирования городских агломераций |
Отклонение в уровнях бюджетной обеспеченности между 10 наименее и 10 наиболее обеспеченными субъектами Российской Федерации |
|||||||||||||||||
2 |
Ведомственный проект «Федерация и регионы: единое целеполагание» (Колычев Владимир Владимирович - куратор) |
|||||||||||||||||||
Ответственный за реализацию: МИНФИН РОССИИ |
Срок реализации: 2022 |
|||||||||||||||||||
2.1 |
внедрение механизма координации достижения целей и приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обеспечивающего единство целеполагания при сохранении у регионов свободы в выборе инструментов достижения таких целей и приоритетов |
обеспечено единство целеполагания документов стратегического планирования Российской Федерации и субъектов Российской Федерации при достижении целей и приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; повышена самостоятельность субъектов Российской Федерации при выборе инструментов достижения целей и приоритетов социально-экономического развития; оптимизировано администрирование процесса достижения показателей, характеризующих достижение целей и приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации |
Доля субъектов Российской Федерации, имеющих высокое и надлежащее качество управления региональными финансами, в общем количестве субъектов Российской Федерации |
|||||||||||||||||
4. Финансовое обеспечение государственной программы Российской Федерации
Наименование государственной программы, структурного элемента / источник финансового обеспечения | Объем финансового обеспечения по годам реализации, тыс. рублей | |||
---|---|---|---|---|
2022 | 2023 | 2024 | Всего | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Государственная программа (всего), в том числе: |
967 294 082,0 |
980 884 953,7 |
1 000 852 337,9 |
2 949 031 373,6 |
Федеральный бюджет |
967 294 082,0 |
980 884 953,7 |
1 000 852 337,9 |
2 949 031 373,6 |
Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации |
967 294 082,0 |
980 884 953,7 |
1 000 852 337,9 |
2 949 031 373,6 |
Федеральный проект "Инфраструктурное меню" |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Ведомственный проект "Совершенствование разграничения полномочий между уровнями публичной власти и контроля за осуществлением переданных федеральных полномочий" |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Ведомственный проект "Нормативное правовое регулирование совершенствования межбюджетных отношений" |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Ведомственный проект "Федерация и регионы: единое целеполагание" |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Комплекс процессных мероприятий "Поддержка и организация направления субъектам Российской Федерации межбюджетных трансфертов с целью выравнивания их бюджетной обеспеченности, обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, социально-экономического развития и исполнения делегированных полномочий" |
916 294 082,0 |
929 884 953,7 |
949 852 337,9 |
2 796 031 373,6 |
Федеральный бюджет |
916 294 082,0 |
929 884 953,7 |
949 852 337,9 |
2 796 031 373,6 |
Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации |
916 294 082,0 |
929 884 953,7 |
949 852 337,9 |
2 796 031 373,6 |
Комплекс процессных мероприятий "Поощрение субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по итогам оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и деятельности органов местного самоуправления" |
51 000 000,0 |
51 000 000,0 |
51 000 000,0 |
153 000 000,0 |
Федеральный бюджет |
51 000 000,0 |
51 000 000,0 |
51 000 000,0 |
153 000 000,0 |
Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации |
51 000 000,0 |
51 000 000,0 |
51 000 000,0 |
153 000 000,0 |
Комплекс процессных мероприятий "Содействие сокращению уровня долговой нагрузки субъектов Российской Федерации" |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Комплекс процессных мероприятий "Оценка качества управления региональными и муниципальными финансами и методическая поддержка реализации мероприятий по повышению качества управления государственными финансами субъектов Российской Федерации и муниципальными финансами" |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Все материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons «Attribution» 4.0 Всемирная