Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов (отчет за 2021 год)

скачать (DOC, 0.15 MB)
Опубликовано: 13.09.2022Изменено: 13.09.2022
Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов (отчет за 2021 год) Скачать

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА РАБОТЫ АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ АУДИТОРОВ

Отчет за 2021 г.

2022

Введение

В настоящем Отчете представлены обобщенные сведения о состоянии системы контроля качества работы[1] аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов в Российской Федерации в 2021 г.

Настоящий Отчет составлен на основе сведений, представляемых ежегодно в Минфин России саморегулируемой организацией аудиторов, Федеральным казначейством как уполномоченным органом по надзору за аудиторскими организациями, а также аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами. При подготовке Отчета использованы законодательные и иные нормативные правовые акты в области регулирования аудиторской деятельности, результаты анализа материалов проведенных в 2021 г. внешних проверок качества работы, экспертные оценки и мнения по вопросу организации и осуществления внешнего контроля качества работы, материалы обсуждений по данному вопросу на заседаниях Совета по аудиторской деятельности и его Рабочего органа.

Система контроля качества работы

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества проводимого ими аудита. Принципы осуществления внутреннего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля установлены стандартами аудиторской деятельности.

Кроме того, аудиторские организации, аудиторы обязаны:

проходить внешний контроль качества работы;

участвовать в осуществлении саморегулируемой организацией аудиторов, членами которой они являются, внешнего контроля качества работы других членов этой организации.

Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, а также индивидуальных и иных аудиторов в 2021 г. осуществляла саморегулируемая организация аудиторов в отношении своих членов. В 2021 г. статус саморегулируемой организации аудиторов имела Ассоциация «Содружество» (ААС).

Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций, помимо саморегулируемой организации аудиторов осуществляло Федеральное казначейство. Для целей настоящего Отчета под общественно значимыми организациями понимаются организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иные кредитные и страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственные корпорации и компании, публично-правовые компании.

Предметом внешнего контроля качества работы в 2021 г. являлось соблюдение аудиторскими организациями и аудиторами требований:

Федерального закона «Об аудиторской деятельности»,

стандартов аудиторской деятельности,

правил независимости аудиторов и аудиторских организаций,

кодекса профессиональной этики аудиторов.

Принципы осуществления внешнего контроля качества работы и требования к организации такого контроля в 2021 г. были установлены Положением о принципах осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требованиях к организации указанного контроля, утвержденным приказом Минфина России от 8 июня 2020 г. № 97н. Правила организации и осуществления внешнего контроля качества работы определены саморегулируемой организацией аудиторов. Порядок организации и осуществления внешнего контроля качества работы Федерального казначейства в 2021 г. регулировался Административным регламентом осуществления Федеральным казначейством внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», утвержденным приказом Федерального казначейства от 15 сентября 2020 г. № 27н.

Показатели контрольной деятельности за 2021 г.

В 2021 г. в рамках системы внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов Федеральным казначейством и саморегулируемой организацией аудиторов проведены 3426 проверок, в том числе 798 проверок аудиторских организаций и 2628 проверок аудиторов, включая 42 проверки индивидуальных аудиторов. Данными проверками были охвачены 22 % всех аудиторских организаций, 7 % всех индивидуальных аудиторов и 15 % всех иных аудиторов, которые участвовали в аудиторской деятельности (вели ее) в Российской Федерации.

Планирование проверок Федеральным казначейством и саморегулируемой организацией аудиторов осуществлялось, главным образом, на основе риск-ориентированного подхода. Риск-ориентированный подход предполагает отбор объектов внешнего контроля качества работы на основе анализа рисков их аудиторской деятельности. При этом во внимание принимались, в частности, следующие риски деятельности аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов): количество клиентов, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах; количество иных клиентов, которые считаются общественно значимыми; результаты предыдущих внешних проверок, в том числе выявленные недостатки в организации и осуществлении внутреннего контроля качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора), нарушения требования независимости аудиторов и аудиторских организаций, несоблюдение требования обучения по программам повышения квалификации аудиторов.

В то же время Федеральным казначейством и саморегулируемой организацией аудиторов обеспечивалось соблюдение установленной Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» периодичности проведения проверок:

аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций, - не чаще одного раза в три года (для Федерального казначейства); не реже одного раза в три года (для саморегулируемой организации аудиторов);

других аудиторских организаций, а также индивидуальных аудиторов – не реже одного раза в пять лет (для саморегулируемой организации аудиторов).

Исходя из периодичности проведения саморегулируемой организацией аудиторов внешних проверок качества работы своих членов не реже одного раза в пять лет, теоретический уровень охвата аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов проверками в течение пятилетнего цикла должен составлять не менее 20%. Фактический уровень охвата аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов контрольными мероприятиями, проводимыми саморегулируемой организацией аудиторов, составил в среднем за пять лет 16,8% (2017 г. – 18,7%, 2018 г. – 17,9%, 2019 г. – 20,3%, 2020 г. – 13,2%, 2021 г. – 14,1%). Снижение фактического уровня охвата аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов контрольными мероприятиями, проводимыми саморегулируемой организацией аудиторов, по сравнению с теоретическим уровнем обусловлено изменениями структуры аудиторской профессии и ее институтов, имевшими место в последние годы.

Федеральное казначейство

В 2021 г. в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», Положением о Федеральном казначействе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 703, Федеральное казначейство как независимый от аудиторской профессии орган осуществлял внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской отчетности общественно значимых организаций. В 2021 г. данную услугу оказывали около 460 аудиторских организаций.

За год Федеральным казначейством проведены 259 проверок (2019 г.[2] - 218). Проверки проводились во всех федеральных округах. Из общего количества проверок 88 % являлись плановыми (2019 г. - 89 %), 12 % - проведены вне утвержденного плана, в том числе в связи с поступившими в Федеральное казначейство жалобами (2019 г. - 11 %).

В 2021 г. имели место 24 случая уклонения аудиторских организаций от прохождения внешнего контроля качества работы со стороны Федерального казначейства. По сравнению с 2019 г. количество таких случаев увеличилось на 14,3 %.

Количество штатных контролеров Федерального казначейства в 2021 г. составило 85 человек.

Факты нарушения аудиторскими организациями Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и стандартов аудиторской деятельности установлены в ходе 218 проверок (2019 г. - 189). По результатам этих проверок Федеральным казначейством принято 213 решений о применении мер воздействия:

60 предписаний, обязывающих аудиторские организации устранить выявленные нарушения (2019 г. - 40);

106 предупреждений о недопустимости нарушения правил аудиторской деятельности (2019 г. - 112);

28 предписаний о приостановлении членства аудиторских организаций в саморегулируемой организации аудиторов (2019 г. - 28);

19 предписаний об исключении аудиторских организаций из саморегулируемой организации аудиторов (2019 г. - 9).

Кроме того, Федеральным казначейством составлены 15 протоколов об административных правонарушениях (2019 г. - 21), ответственность за которые предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), за непредставление сведений (информации).

Доля проверок, по итогам которых Федеральным казначейством приняты меры воздействия, в общем количестве проведенных им проверок аудиторских организаций составила в 2021 г. 84 % (2019 г. - 87 %).

Саморегулируемая организация аудиторов

Количество внешних проверок качества работы аудиторских организаций и аудиторов, проведенных саморегулируемой организацией аудиторов, характеризуется следующими данными:

Количество проведенных проверок Доля проверенных членов саморегулируемой организации аудиторов в их общем количестве, %
2021 г. 2020 г. 2021 г. 2020 г.
Аудиторские организации 539 527 15 26
Индивидуальные аудиторы 42 57 8 18
Аудиторы (без индивидуальных) 2 586 2 229 15 24

По сравнению с 2020 г. количество проведенных в 2021 г. саморегулируемой организацией аудиторов внешних проверок качества работы аудиторских организаций увеличилось на 2,3 %, индивидуальных аудиторов уменьшилось на 26,3 %, иных аудиторов увеличилось на 16,0 %.

Как и ранее, большинство внешних проверок качества в 2021 г. проведено саморегулируемой организацией аудиторов в малых аудиторских организациях. В отчетном году доля проверенных ею аудиторских организаций, которые проводили аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций, увеличилась на 14,8 процентных пункта и составила 59,4 %. Проверками были охвачены аудиторские организации, расположенные во всех федеральных округах.

Из общего количества внешних проверок качества работы 99 % являлись плановыми (2020 г. - 99 %), 1 % - проведены вне утвержденных планов (2020 г. - 1 %), в том числе на основании поступивших в саморегулируемую организацию аудиторов жалоб.

В 2021 г. имели место 274 случая уклонения аудиторских организаций и 83 случая уклонения аудиторов от прохождения внешнего контроля качества работы со стороны саморегулируемой организации аудиторов. По сравнению с 2020 г. количество таких случаев по аудиторским организациям увеличилось в 1,4 раза, а по аудиторам уменьшилось на 3,5 %.

Результаты внешних проверок качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, проведенных саморегулируемой организацией аудиторов в 2021 г., характеризуются следующими данными:

Оценка качества аудита[3] Количество проверок, ед.
Аудиторские организации Индивидуальные аудиторы

Не выявлены нарушения

0 0

Выявлены несущественные нарушения

101 2

Выявлены существенные устранимые нарушения

93 3

Выявлены  существенные неустранимые нарушения

244 21

Выявлены грубые нарушения

58 6

Не осуществлялась аудиторская деятельность

9 8

Расходы саморегулируемой организации аудиторов на осуществление внешнего контроля качества в 2021 г. составили 24,9 млн. руб. или 15,4 % общих расходов этой организации. По сравнению с 2020 г. эти расходы увеличились на 48 %, а их доля в общих расходах саморегулируемой организации аудиторов увеличилась на 1,7 процентных пункта.

2021 г. 2020 г.

Расходы на осуществление внешнего контроля качества, млн. руб.

24,9 16,8

Расходы на осуществление внешнего контроля качества в расчете на:

одну проверку, руб.

7 862 5 972

одного члена саморегулируемой организации аудиторов, руб.

1 181 1 438

Совокупная величина компенсационных фондов саморегулируемой организации аудиторов по состоянию на 31 декабря 2021 г. составила 100,3 млн. руб. По сравнению с 2020 г. величина компенсационных фондов уменьшилась на 0,4 % за счет снижения доходности инвестиционного портфеля в связи с рыночной ситуацией. Как и в предыдущие годы, выплаты из компенсационных фондов саморегулируемой организацией аудиторов в 2021 г. не производились.

В 2021 г. количество уполномоченных контролеров в саморегулируемой организации аудиторов составило 176 человек. Фактически принимали участие в осуществлении внешнего контроля качества работы 165 контролеров или 94 % их общего количества. В 2021 г. в саморегулируемой организации аудиторов отсутствовали штатные контролеры.

В 2021 г. 4498 аудиторов прошли обучение по программам повышения квалификации, связанным с внешним контролем качества работы (2020 г. - 4309).

Результативность деятельности контролеров качества саморегулируемой организации аудиторов характеризуется следующими данными:

2021 г. 2020 г.

Количество контролеров качества, фактически принимавших участие в осуществлении внешнего контроля качества работы

165 159

Количество всех проверок, приходящихся на одного контролера качества, фактически принимавшего участие в осуществлении внешнего контроля качества работы

19,2 18,3

Количество аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, приходящихся на одного контролера качества, фактически принимавшего участие в осуществлении внешнего контроля качества работы

25,0 15,0

По результатам проведенных саморегулируемой организацией аудиторов в 2021 г. плановых проверок внешний контроль качества работы прошли 505 аудиторских организаций и 40 индивидуальных аудиторов, т.е. все проверенные объекты контроля. При этом выявлены 7693 нарушения. Случаи причинения вреда действиями членов саморегулируемой организации аудиторов по результатам проверок не выявлялись.

Меры дисциплинарного воздействия приняты саморегулируемой организацией аудиторов по результатам 1143 проверок (2020 г. - 494). Эти меры приняты к 312 аудиторским организациям (2020 г. - 151) и 831 аудитору (2020 г. - 343). Меры дисциплинарного воздействия, принятые в 2020 г., характеризуются следующими данными:

Принятые меры дисциплинарного воздействия Аудиторские организации Аудиторы

Предписания, обязывающие устранить нарушения

0 1

Предупреждения о недопустимости нарушений

281 810

Штрафы

1 0

Приостановление членства в саморегулируемой организации аудиторов

24 20

Исключение из членов саморегулируемой организации аудиторов

6 0

В 2021 г. имело место увеличение количества примененных мер дисциплинарного воздействия более чем в 2 раза по сравнению с 2020 г. Доля проверок, по итогам которых саморегулируемой организацией аудиторов приняты меры воздействия, в общем количестве проведенных ею проверок аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов составила в 2020 г. 59 % (2020 г. - 29 %).

Контроль соблюдения антиотмывочного законодательства

Федеральное казначейство и саморегулируемая организация аудиторов в пределах своей компетенции осуществляют контроль соблюдения аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (антиотмывочное законодательство). Количество проверок соблюдения антиотмывочного законодательства в 2021 г. составило:

Количество проведенных проверок аудиторских организаций Количество проведенных проверок индивидуальных аудиторов
2021 г. 2020 г. 2021 г. 2020 г.

ААС

627 609 40 57

ФК

241 48 х х

Указанный контроль осуществлялся в ходе внешних проверок качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а также путем проведения специальных (тематических) проверок. В 2021 г. саморегулируемой организацией аудиторов проведены 122 специальные проверки (2020 г. - 103).

По результатам проведенных в 2021 г. проверок соблюдения антиотмывочного законодательства были приняты следующие меры воздействия:

19 предписаний, обязывающих аудиторские организации устранить выявленные нарушения (2020 г. - 5);

39 предупреждений о недопустимости нарушения соответствующего законодательства (2020 г. - 5);

7 предписаний о приостановлении членства аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов (2020 г. - 1);

7 предписаний об исключении аудиторской организации из саморегулируемой организации аудиторов (2020 г. - 1).

Недостатки, выявленные системой внешнего контроля качества работы

Наиболее существенные недостатки в работе аудиторских организаций и аудиторов выявлены проведенными в 2021 г. проверками, а также отмечены экспертами по вопросам аудиторской деятельности в следующих областях:

организация и осуществление внутреннего контроля качества работы;

проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности;

независимость и профессиональная этика.

Анализ результатов проведенных проверок, а также экспертных мнений позволяет считать данные недостатки типичными, требующими особого внимания со стороны аудиторских организаций и аудиторов. При этом большинство недостатков отмечается на протяжении ряда лет.

Организация и осуществление внутреннего контроля качества работы

С точки зрения соблюдения требований стандартов аудиторской деятельности в части организации и осуществления внутреннего контроля качества работы выявлены следующие наиболее существенные нарушения и недостатки:

1) формальный подход к осуществлению внутреннего контроля качества работы;

2) отсутствие факта или документального свидетельства осуществления внутреннего контроля качества работы – часть 1 статьи 10 и пункт 6 части 2 статьи 18 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», МСКК 1, МСА 220 (количество выявленных нарушений в 2021 г. - 1029[4], в 2020 г. - 613).

Проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности

С точки зрения соблюдения требований стандартов аудиторской деятельности выявлены следующие наиболее существенные нарушения и недостатки в проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности:

Содержание нарушения Стандарт, положения которого нарушены Количество выявленных нарушений
2021 г. 2020 г.

Неисполнение требований к форме, содержанию, порядку подписания и представления аудиторского заключения

МСА 700 1466 194
МСА 701 25 15
МСА 705 346 281
МСА 706 47 8

Низкое качество рабочей документации аудитора, в том числе формирования и хранения аудиторских файлов

МСА 230 410 312

Отсутствие или недостаточность аудиторских процедур в отношении применимости допущения непрерывности деятельности аудируемого лица

МСА 570 233 51

Недостаточность принимаемых мер по оценке рисков существенного искажения информации

МСА 200 44 -
МСА 315 67 17
МСА 330 29 15
МСА 450 26 -
МСА 520 8 8
МСА 540 16 29
МСА 710 27 12

Неисполнение требований в отношении изучения информации о связанных сторонах

МСА 550 203 53

Неисполнение требований, связанных с получением аудиторских доказательств

МСА 500 47 56
МСА 501 73 66
МСА 510 16 34
МСА 600 3 18

Низкий уровень планирования аудита

МСА 300 107 38
МСА 320 27 16

Отсутствие факта или документального свидетельства рассмотрения соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита

МСА 250 80 51

Отсутствие документов, обосновывающих величину аудиторской выборки

МСА 530 53 95

Неисполнение обязанностей по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита

МСА 240 41 -

Неисполнение требований в отношении выявления и оценки событий после отчетной даты

МСА 560 20 -

Независимость и профессиональная этика

С точки зрения соблюдения требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций и Кодекса профессиональной этики аудиторов выявлены следующие наиболее существенные недостатки:

1) несоблюдение отдельных принципов профессиональной этики (количество выявленных нарушений в 2021 г. – 319);

2) отсутствие факта или недостаточность свидетельств рассмотрения угроз независимости и мер предотвращения таких угроз (в 2021 г. – 129, в 2020 г. – 144 нарушения).

 

Основные проблемы системы внешнего контроля качества

В 2021 г. Советом по аудиторской деятельности, Минфином России, Федеральным казначейством и саморегулируемой организацией аудиторов продолжена работа по совершенствованию системы внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов (см. приложение). Однако анализ функционирования этой системы свидетельствует о наличии проблем в данной области. Среди них, в частности:

1) незначительность влияния мер воздействия, принимаемых по результатам внешних проверок качества работы, на репутацию недобросовестных участников рынка аудиторских услуг;

2) кадровое обеспечение внешнего контроля качества, в том числе отсутствие штатных контролеров в саморегулируемой организации аудиторов;

3) уклонение аудиторских организаций, аудиторов от прохождения внешнего контроля качества работы;

4) отсутствие мер воздействия, принимаемых саморегулируемой организацией аудиторов за неисполнение аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами, требований антиотмывочного законодательства.

Приложение к отчету

Реализация рекомендаций по совершенствованию системы внешнего контроля качества, предложенных в 2021 г.

В 2021 г. Советом по аудиторской деятельности (далее - Совет), Минфином России, Федеральным казначейством и саморегулируемой организацией аудиторов проведена следующая работа по решению проблем системы внешнего контроля качества работы.

Вопросы организации и осуществления внешнего контроля качества систематически рассматривались на заседаниях Совета и его Рабочего органа. Федеральному казначейству Советом даны рекомендации по формированию плана внешних проверок качества работы аудиторских организаций на 2022 г. (март 2021 г.). В них, среди прочего, предложено применять риск-ориентированный подход при отборе аудиторских организаций - объектов проверок (март 2021 г.).

Советом одобрена новая редакция Классификатора нарушений и недостатков, выявленных в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов (декабрь 2021 г.).

В целях повышения эффективности организации и осуществления саморегулируемой организацией аудиторов Ассоциацией «Содружество» и Федеральным казначейством контроля соблюдения аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами требований антиотмывочного законодательства Советом одобрены методические рекомендации по осуществлению контроля соблюдения аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами законодательства Российской Федерации по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (сентябрь 2021 г.).

С целью обеспечения гласности результатов внешнего контроля качества работы на официальном Интернет-сайте Минфина России http://minfin.gov.ru/ размещен отчет «Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов за 2020 г.». Федеральное казначейство на своем официальном Интернет-сайте систематически размещало информацию о результатах осуществляемых им мероприятий по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций. Саморегулируемая организация аудиторов на своем официальном Интернет-сайте размещала информацию о результатах осуществляемых ею мероприятий по внешнему контролю качества работы в отношении своих членов.

В Рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2021 г., изданных Департаментом регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности и размещенных на официальном Интернет-сайте Минфина России, обращено внимание аудиторов на недостатки в проведении аудита, отмеченные в отчете «Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов за 2020 г.».

В 2021 г. в силу Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федерального закона от 2 июля 2021 г. № 359-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» пересмотрена нормативная правовая база внешнего контроля качества. Новые регулирующие акты действуют с 1 января 2022 г.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. № 1009 утверждено Положение о внешнем контроле деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (федеральном государственном контроле (надзоре). Приказом Минфина России от 23 июня 2021 г. № 90н утвержден Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по внешнему контролю деятельности (федеральному государственному контролю (надзору) аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям». Определенные перечнем индикаторы могут свидетельствовать о возможном нарушении аудиторской организацией требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов.

Приказом Минфина России от 15 декабря 2021 г. № 566 утверждены индикативные показателей внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (федерального государственного контроля (надзора). Индикативные показатели будут применяться Федеральным казначейством для ежегодного мониторинга внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, его анализа, выявления проблем, возникающих при его осуществлении, и определения причин их возникновения. Они также предназначены для иллюстрации эффективности контрольно-надзорной деятельности, осуществляемой Федеральным казначейством. Приказом Минфина России от 23 декабря 2021 г. № 221н утверждены Порядок ведения реестра аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, и Порядок проверки соответствия аудиторской организации, представившей заявление о внесении сведений о ней в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, требованиям Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Приказом определены порядок ведения реестра, перечень включаемых в реестр сведений, порядок внесения изменений содержащихся в реестре сведений, порядок раскрытия и предоставления сведений, содержащихся в реестре.

Приказами Федерального казначейства утверждены:

Порядок направления аудиторским организациям, оказывающим аудиторские услуги общественно значимым организациям, предписаний и запросов посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения адресату или в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, и подтверждения получения аудиторскими организациями указанных предписаний и запросов (22 ноября 2021 г. № 34н);

Порядок раскрытия информации об основаниях принятия решения об исключении сведений об аудиторской организации из реестра аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (22 ноября 2021 г. № 35н);

Порядок рассмотрения Федеральным казначейством документов, представляемых аудиторской организацией для внесения сведений о ней в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (изменений в такие сведения) (22 ноября 2021 г. № 36н).


[1] В связи с изменениями в системе регулирования аудиторской деятельности, введенными Федеральным законом от 2 июля 2021 г. № 359-ФЗ, с 1 января 2022 г. уточнен предмет контроля – деятельность аудиторских организаций, аудиторов.

[2] В 2020 г. плановые проверки не проводились в силу постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 438. В связи с этим, здесь и далее сравниваются показатели Федерального казначейства за 2021 г. и 2019 г.

[3] Согласно Единым критериям оценки качества аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов, одобренным Советом по аудиторской деятельности 29 марта 2018 г.

[4] Здесь и далее - количество выявленных нарушений, определенных на основе Классификатора нарушений и недостатков, выявляемых в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов, одобренного Советом по аудиторской деятельности 15 декабря 2016 г.