Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов (отчет за 2017 год)

скачать (DOC, 0.15 MB)
Опубликовано: 16.07.2018Изменено: 16.07.2018
Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов (отчет за 2017 год) Скачать

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент регулирования
бухгалтерского учета, финансовой отчетности
и аудиторской деятельности

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА РАБОТЫ
АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ АУДИТОРОВ

Отчет за 2017 г.

2018

Введение

В настоящем Отчете представлены обобщенные сведения о состоянии системы контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов в Российской Федерации в 2017 г.

Настоящий Отчет составлен на основе сведений, представляемых ежегодно в Минфин России саморегулируемыми организациями аудиторов, Федеральным казначейством как уполномоченным органом по надзору за аудиторскими организациями, а также аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами. При подготовке Отчета использованы законодательные и иные нормативные правовые акты в области регулирования аудиторской деятельности, результаты анализа материалов проведенных в 2017 г. внешних проверок качества работы, экспертные оценки и мнения по вопросу организации и осуществления внешнего контроля качества работы, материалы обсуждений по данному вопросу на заседаниях Совета по аудиторской деятельности и его Рабочего органа.

Система контроля качества работы

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества проводимого ими аудита. Принципы осуществления внутреннего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля установлены стандартами аудиторской деятельности.

Кроме того, аудиторские организации, аудиторы обязаны:

проходить внешний контроль качества работы;

участвовать в осуществлении саморегулируемой организацией аудиторов, членами которой они являются, внешнего контроля качества работы других членов этой организации.

Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, а также индивидуальных и иных аудиторов осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов. В 2017 г. статус саморегулируемых организаций аудиторов имели «Российский Союз аудиторов» (Ассоциация) (РСА) и Ассоциация «Содружество» (ААС).

Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций, помимо саморегулируемых организаций аудиторов осуществляло Федеральное казначейство. Для целей настоящего Отчета под общественно значимыми организациями понимаются организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иные кредитные и страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственные корпорации и компании, публично-правовые компании.

Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторскими организациями и аудиторами требований:

Федерального закона «Об аудиторской деятельности»,

стандартов аудиторской деятельности,

правил независимости аудиторов и аудиторских организаций,

кодекса профессиональной этики аудиторов.

Принципы осуществления внешнего контроля качества работы и требования к организации такого контроля установлены Положением о принципах осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требованиях к организации указанного контроля, утвержденным приказом Минфина России от 18 декабря 2015 г. № 203н. Правила организации и осуществления внешнего контроля качества работы определены саморегулируемыми организациями аудиторов. Порядок организации и осуществления внешнего контроля качества работы Федерального казначейства регулируется Административным регламентом исполнения государственной функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», утвержденным приказом Минфина России от 11 января 2013 г. № 3н.

Показатели контрольной деятельности за 2017 г.

В 2017 г. в рамках системы внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов Федеральным казначейством и саморегулируемыми организациями аудиторов проведены 3739 проверок, в том числе 1090 проверок аудиторских организаций и 2649 проверок аудиторов, включая 113 проверок индивидуальных аудиторов. Данными проверками были охвачены 25 % всех аудиторских организаций, 18 % всех индивидуальных аудиторов и 13 % всех иных аудиторов, которые участвовали в аудиторской деятельности (вели ее) в Российской Федерации.

Планирование проверок Федеральным казначейством и саморегулируемыми организациями аудиторов осуществлялось, главным образом, на основе риск-ориентированного подхода. Риск-ориентированный подход предполагает отбор объектов внешнего контроля качества работы на основе анализа рисков их аудиторской деятельности. При этом во внимание принимались, в частности, следующие риски деятельности аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов): количество клиентов, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах; количество иных клиентов, которые считаются общественно значимыми; результаты предыдущих внешних проверок, в том числе выявленные недостатки в организации и осуществлении внутреннего контроля качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора), нарушения требования независимости аудиторов и аудиторских организаций, несоблюдение требования обучения по программам повышения квалификации аудиторов.

В то же время Федеральным казначейством и саморегулируемыми организациями аудиторов обеспечивалось соблюдение установленной Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» периодичности проведения проверок:

аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций, - не чаще одного раза в три года (для Федерального казначейства); не реже одного раза в три года (для саморегулируемых организаций аудиторов);

других аудиторских организаций, а также индивидуальных аудиторов – не реже одного раза в пять лет (для саморегулируемых организаций аудиторов).

Исходя из периодичности проведения саморегулируемыми организациями аудиторов внешних проверок качества работы своих членов не реже одного раза в пять лет, теоретический уровень охвата аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов проверками в течение пятилетнего цикла должен составлять не менее 20%. Фактический уровень охвата аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов контрольными мероприятиями проводимыми саморегулируемыми организациями аудиторов, составил в среднем за пять лет 21,6% (2013 г. – 18,8%, 2014 г. – 21,3%, 2015 г. – 20,4%, 2016 г. – 29,0%, 2017 г. - 18,7%).

Федеральное казначейство

В 2017 г. в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», Положением о Федеральном казначействе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 703, Федеральное казначейство как независимый от аудиторской профессии орган осуществлял внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской отчетности общественно значимых организаций. В 2017 г. данную услугу оказывали более 600 аудиторских организаций.

За год Федеральным казначейством проведены 272 проверки (239 – в 2016 г.). Проверки проводились во всех федеральных округах. Из общего количества проверок 96 % являлись плановыми (91 % - в 2016 г.), 4 % - проведены вне утвержденного плана, в том числе в связи с поступившими в Федеральное казначейство жалобами (9 % - в 2016 г.).

В 2017 г. имел место 21 случай уклонения аудиторских организаций от прохождения внешнего контроля качества работы со стороны Федерального казначейства. По сравнению с 2016 г. количество таких случаев увеличилось более чем в 3 раза.

Количество штатных контролеров Федерального казначейства в 2017 г. составило 75 человек.

Факты нарушения аудиторскими организациями Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и стандартов аудиторской деятельности установлены в ходе 224 проверок (188 – в 2016 г.). По результатам этих проверок Федеральным казначейством приняты 224 решения о применении мер воздействия:

46 предписаний, обязывающих аудиторские организации устранить выявленные нарушения (44 – в 2016 г.);

150 предупреждений о недопустимости нарушения правил аудиторской деятельности (120 – в 2016 г.);

20 предписаний о приостановлении членства аудиторских организаций в саморегулируемых организациях аудиторов (13 – в 2016 г.);

8 предписаний об исключении аудиторских организаций из саморегулируемых организаций аудиторов (11 – в 2016 г.).

Кроме того, Федеральным казначейством составлены 14 протоколов об административных правонарушениях (29 – в 2016 г.), ответственность за которые предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), за представление сведений (информации) в неполном объеме или искаженном виде).

Доля проверок, по итогам которых Федеральным казначейством приняты меры воздействия, в общем количестве проведенных им проверок аудиторских организаций составила в 2017 г. 82 % (79 % - в 2016 г.). Контрольная деятельность Федерального казначейства оказывает существенное дисциплинирующее воздействие на субъекты аудиторской деятельности, способствует повышению надежности финансовой информации и укреплению доверия к ней пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Саморегулируемые организации аудиторов

Количество внешних проверок качества работы аудиторских организаций, проведенных саморегулируемыми организациями аудиторов, характеризуется следующими данными:

Саморегулируемая организация аудиторов

Количество проведенных проверок

Доля проверенных аудиторских организаций - членов саморегулируемой организации аудиторов, в общем количестве аудиторских организаций  - членов, %

2017 г.

2016 г.

2017 г.

2016 г.

РСА

488

477

24

40

ААС

330

269

16

20

Всего[1]

818

746

19

30

По сравнению с 2016 г. количество проведенных в 2017 г. саморегулируемыми организациями аудиторов внешних проверок качества работы аудиторских организаций увеличилось на 9,7 %. Увеличение количества проведенных проверок имело место в обеих саморегулируемых организациях аудиторов.

Как и ранее, большинство внешних проверок качества в 2017 г. проведено саморегулируемыми организациями аудиторов в малых аудиторских организациях. В отчетном году доля проверенных ими аудиторских организаций, которые проводили аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций, увеличилась на 10,5 процентных пунктов и составила 27,8 %. Проверками были охвачены аудиторские организации, расположенные во всех федеральных округах.

Из общего количества внешних проверок качества работы 99 % являлись плановыми (96 % - в 2016 г.), 1 % - проведены вне утвержденных планов (4 % - в 2016 г.), в том числе на основании поступивших в саморегулируемые организации аудиторов жалоб.

В 2017 г. саморегулируемыми организациями аудиторов проведены 778 проверок соблюдения аудиторскими организациями требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и требований по противодействию коррупции (712 – в 2016 г.). Все проверки по указанным вопросам проводились в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций.

В 2017 г. имели место 255 случаев уклонения аудиторских организаций от прохождения внешнего контроля качества работы со стороны саморегулируемых организаций аудиторов, в том числе 143 случая в РСА и 112 случаев в ААС. По сравнению с 2016 г. количество таких случаев увеличилось на 9 %.

Количество внешних проверок качества работы индивидуальных аудиторов, проведенных саморегулируемыми организациями аудиторов, приведено в следующей таблице:

Саморегулируемая организация

аудиторов

Количество проведенных проверок

Доля проверенных индивидуальных аудиторов - членов саморегулируемой организации аудиторов, в общем количестве индивидуальных аудиторов - членов, %

2017 г.

2016 г.

2017 г.

2016 г.

РСА

55

68

24

48

ААС

58

60

21

25

Всего

113

128

23

34

По сравнению с 2016 г. количество проведенных в 2017 г. внешних проверок качества работы индивидуальных аудиторов уменьшилось на 12 %.  Уменьшение числа проверок имело место в обеих саморегулируемых организациях аудиторов.

Количество внешних проверок качества работы аудиторов (помимо индивидуальных аудиторов) по саморегулируемым организациям аудиторов характеризуется следующими данными:

Саморегулируемая организация аудиторов

Количество проведенных проверок

Доля проверенных аудиторов - членов саморегулируемой организации аудиторов, в общем количестве аудиторов – членов,%

2017 г.

2016 г.

2017 г.

2016 г.

РСА

1 235

1 710

15

32

ААС

1 301

851

23

20

Всего

2 536

2 561

13

27

По сравнению с 2016 г. количество проведенных в 2017 г. внешних проверок качества работы указанных аудиторов уменьшилось на 1 %. При этом в ААС имело место увеличение количества проведенных проверок, а в РСА – уменьшение.

В 2017 г. имели место 58 случаев уклонения аудиторов от прохождения внешнего контроля качества работы со стороны саморегулируемых организаций аудиторов. По сравнению с 2016 г. данный показатель уменьшился на 83 %.

Совокупные расходы саморегулируемых организаций аудиторов на осуществление внешнего контроля качества в 2017 г. составили 32 млн. руб. или 19,3 % общих расходов этих организаций. По сравнению с 2016 г. эти расходы увеличились на 35 %, а их доля в общих расходах саморегулируемых организаций аудиторов уменьшилась на 1,6 процентных пункта. Увеличение расходов на осуществление внешнего контроля качества имело место в обеих саморегулируемых организациях аудиторов.

Саморегулируемая организация аудиторов

Расходы на осуществление внешнего контроля качества, млн. руб.

Расходы на осуществление внешнего контроля качества в расчете на

одну проверку, руб.

одного члена саморегулируемой организации аудиторов, руб.

2017 г.

2016 г.

2017 г.

2016 г.

2017 г.

2016 г.

РСА

13,8

11,7

7 762

5 188

1 306

1 751

ААС

18,2

12,0

10 776

10 169

2 285

2 082

Всего

32,0

23,7

9 230

6 900

1 336

1 904

Совокупная величина компенсационных фондов саморегулируемых организаций аудиторов по состоянию на 31 декабря 2017 г. составила 114,4 млн. руб. Средний размер компенсационного фонда - 57,2 млн. руб. По сравнению с 2016 г. величина компенсационных фондов саморегулируемых организаций аудиторов выросла в РСА на 19,7 %, в ААС на 16,6 %. Как и в предыдущие годы, выплаты из компенсационных фондов саморегулируемыми организациями аудиторов в 2017 г. не производились.

В 2017 г. количество уполномоченных контролеров в саморегулируемых организациях аудиторов составило 307 человек, в том числе 4 штатных контролера в ААС. Однако в осуществлении внешнего контроля качества работы фактически принимали участие лишь 224 контролера саморегулируемых организаций аудиторов или 73 % их общего количества.

В 2017 г. 482 аудитора прошли обучение по программам повышения квалификации, связанным с внешним контролем качества работы (264 – в 2016 г.).

Результативность деятельности контролеров качества саморегулируемых организаций аудиторов характеризуется следующими данными:

Саморегулируемая организация аудиторов

Количество контролеров качества, фактически принимавших участие в осуществлении внешнего контроля качества работы

Количество всех проверок, приходящихся на одного контролера качества, фактически принимавшего участие в осуществлении внешнего контроля качества работы

Количество аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, приходящихся на одного контролера качества, фактически принимавшего участие в осуществлении внешнего контроля качества работы

2017 г.

2016 г.

2017 г.

2016 г.

2017 г.

2016 г.

РСА

100

90

17,8

25,1

23,0

14,7

ААС

124

100

13,6

11,8

19,3

15,6

По результатам проведенных саморегулируемыми организациями аудиторов в 2017 г. плановых проверок внешний контроль качества работы прошли 778 аудиторских организаций и 110 индивидуальных аудиторов (100 % от общего количества проверенных саморегулируемыми организациями аудиторов аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов). Вместе с тем в 2017 г. в ходе внешних проверок качества работы всеми саморегулируемыми организациями аудиторов выявлено 18315 нарушений. Случаи причинения вреда действиями членов саморегулируемых организаций аудиторов по результатам проверок не выявлялись.

Меры дисциплинарного воздействия приняты саморегулируемыми организациями аудиторов по результатам 182 проверок (116 – в 2016 г.). Эти меры приняты к 86 аудиторским организациям (71 – в 2016 г.) и 96 аудиторам (45 – в 2016 г.). Меры дисциплинарного воздействия, принятые в 2017 г., характеризуются следующими данными:

Саморегулируемая организация аудиторов

Принятые меры дисциплинарного воздействия

Предписания, обязывающие устранить нарушения

Предупреждения о недопустимости нарушений

Штрафы

Приостановление членства в саморегулируемой организации аудиторов

Исключение из членов саморегулируемой организации аудиторов

Аудиторы

Аудиторские организации

Аудиторы

Аудиторские организации

Аудиторы

Аудиторские организации

Аудиторы

Аудиторские организации

Аудиторы

Аудиторские организации

РСА

1

6

6

37

0

0

0

0

0

0

ААС

9

16

79

22

1

2

0

1

0

1

В 2017 г. имело место уменьшение количества примененных мер дисциплинарного воздействия на 56,0 % по сравнению с 2016 г. Увеличение количества примененных саморегулируемыми организациями мер дисциплинарного воздействия имело место по предписаниям, обязывающим устранить нарушения и предупреждениям о недопустимости нарушений. Доля проверок, по итогам которых саморегулируемыми организациями аудиторов приняты меры воздействия, в общем количестве проведенных ими проверок аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов составила в 2017 г. 20 % (13 % - в 2016 г.).

В ходе проверок соблюдения аудиторскими организациями требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» нарушения выявлены не были.

Недостатки, выявленные системой внешнего контроля качества работы

Наиболее существенные недостатки в работе аудиторских организаций и аудиторов выявлены проведенными в 2017 г. проверками, а также отмечены экспертами по вопросам аудиторской деятельности в следующих областях:

организация и осуществление внутреннего контроля качества работы;

проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности;

независимость и профессиональная этика.

Анализ результатов проведенных проверок, а также экспертных мнений позволяет считать данные недостатки типичными, требующими особого внимания со стороны аудиторских организаций и аудиторов. При этом большинство недостатков отмечается на протяжении ряда лет.

Организация и осуществление

внутреннего контроля качества работы

С точки зрения соблюдения требований стандартов аудиторской деятельности в части организации и осуществления внутреннего контроля качества работы выявлены следующие наиболее существенные нарушения и недостатки:

1) формальный подход к осуществлению внутреннего контроля качества работы;

2) отсутствие факта или документального свидетельства осуществления внутреннего контроля качества работы (ФПСАД № 34, ФПСАД № 7, МСКК 1, МСА 220);

3) отсутствие факта или документального свидетельства выполнения процедур принятия на обслуживание нового клиента или продолжения сотрудничества с уже существующим клиентом (ФПСАД № 34, МСА 210).

Проведение аудита

бухгалтерской (финансовой) отчетности

С точки зрения соблюдения требований федеральных стандартов аудиторской деятельности выявлены следующие наиболее существенные нарушения и недостатки в проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности:

1) отсутствие факта или документального свидетельства выполнения аудиторских процедур аудитором либо контроля со стороны аудитора за выполнением аудиторских процедур работниками аудиторской организации (ФПСАД № 7, МСКК 1, МСА 220);

2) низкое качество рабочей документации аудитора, в том числе формирования и хранения аудиторских файлов (ФПСАД № 2, МСА 230);

3) отсутствие факта или документального свидетельства рассмотрения соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита (ФСАД 6/2010, МСА 250);

4) недостаточность принимаемых мер по оценке рисков существенного искажения информации (ФПСАД № 8, МСА 315, МСА 330);

5) неисполнение требований в отношении изучения информации о связанных сторонах (ФПСАД № 9, МСА 550);

6) отсутствие факта или документального свидетельства рассмотрения в ходе аудита сопоставимых данных в бухгалтерской (финансовой) отчетности (ФПСАД № 26, МСА 710);

7) неисполнение требований в отношении рассмотрения недобросовестных действий (МСА 240);

8) недостаточность принимаемых мер по выявлению и оценке событий, возникших после отчетной даты (ФПСАД № 10, МСА 240, МСА 560);

9) отсутствие или недостаточность аудиторских процедур в отношении применимости допущения непрерывности деятельности аудируемого лица (ФПСАД № 11, МСА 570);

10) отсутствие или недостаточность альтернативных аудиторских процедур при неполучении ответов на запрос о внешнем подтверждении; оставление без должного рассмотрения неурегулированных расхождений в данных аудируемого лица и данных внешнего подтверждения (ФПСАД № 18, МСА 505);

11) отсутствие заявлений и разъяснений аудируемого лица в аудиторских файлах (ФПСАД № 2, ФСАД № 6/2010, МСА 580);

12) неисполнение требований в отношении первой проверки отчетности аудируемого лица (ФПСАД 19).

Независимость и профессиональная этика

С точки зрения соблюдения требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности», федеральных стандартов аудиторской деятельности, Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций и Кодекса профессиональной этики аудиторов выявлены следующие наиболее существенные недостатки:

1) отсутствие факта или недостаточность свидетельств рассмотрения угроз независимости и мер предотвращения таких угроз;

2) несоблюдение требований к профессиональному поведению аудитора.

Основные проблемы системы внешнего контроля качества

В 2017 г. Советом по аудиторской деятельности, Минфином России, Федеральным казначейством и саморегулируемыми организациями аудиторов продолжена работа по совершенствованию системы внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов (см. приложение). Однако анализ функционирования этой системы свидетельствует о наличии проблем в данной области. Среди них, в частности:

1) кадровое обеспечение внешнего контроля качества, в том числе: недостаточный уровень квалификации специалистов и отсутствие их ротации, низкая ответственность специалистов за результаты проведенных проверок, отсутствие действенных стимулов и заинтересованности контролеров саморегулируемых организаций аудиторов в результатах своей работы;

2) уклонение аудиторских организаций, аудиторов от прохождения внешнего контроля качества работы, в том числе путем перехода в другую саморегулируемую организацию аудиторов; отсутствие влияния этих фактов на оценку деловой (профессиональной) репутации аудиторской организации, аудитора;

3) отсутствие определенности в толковании понятия деловой (профессиональной) репутации аудиторских организаций, аудиторов;

4) необоснованно длительные сроки проведения внешних проверок качества работы аудиторских организаций, аудиторов;

5) формальный подход к проведению внешних проверок качества работы, ограничение их лишь установлением наличия соответствующего набора рабочих документов аудитора;

6) неприменение саморегулируемыми организациями аудиторов в своей деятельности форм, методов и процедур контроля, которые способствовали бы профилактике возможных нарушений установленных требований;

7) отсутствие глубокого анализа и оценки применения мер воздействия и оказываемого этими мерами влияния на деятельность аудиторских организаций, аудиторов;

8) неэффективность принимаемых мер воздействия по результатам внешних проверок качества работы, отсутствие их влияния на репутацию недобросовестных участников рынка аудиторских услуг;

9) отсутствие специальных проверок по вопросам соблюдения аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами, требований по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, противодействию коррупции и подкупу иностранных должностных лиц.


Приложение к отчету

Реализация рекомендаций по совершенствованию системы внешнего контроля качества, предложенных в 2017 г.

В 2017 г. Советом по аудиторской деятельности, Минфином России, Федеральным казначейством и саморегулируемыми организациями аудиторов проведена следующая работа по решению проблем системы внешнего контроля качества работы.

Федеральным законом от 1 мая 2017 г. № 96-ФЗ усовершенствован порядок организации и проведения Федеральным казначейством внешних проверок качества работы аудиторских организаций. В частности, уточнены: периодичность плановых проверок, основания назначения внеплановой проверки, сроки проведения проверок и основания продления этих сроков, срок информирования саморегулируемой организации аудиторов, членом которой является аудиторская организация, о результатах проверки и принятом решении, способы направления предписания о приостановлении членства аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов или исключении сведений об аудиторской организации из реестра аудиторов и аудиторских организаций.

С целью совершенствования планирования и организации контрольной деятельности Федерального казначейства Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» (в редакции Федерального закона от 1 мая 2017 г. № 96-ФЗ) введена процедура регистрации аудиторских организаций, обслуживающих общественно значимых клиентов. Такие аудиторские организации обязаны уведомлять Федеральное казначейство о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых клиентов.

Велась подготовка новой редакции Административного регламента исполнения Федеральным казначейством государственной функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, проведящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций. В документе уточнены права и обязанности должностных лиц Федерального казначейства при осуществлении внешнего контроля, а также лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю, досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) Федерального казначейства и его должностных лиц, перечень типовых вопросов программы проверки, а также установлены порядок запроса и получения документов у других органов и организаций по системе межведомственного информационного взаимодействия, порядок внесения сведений в Единый реестр проверок.

Вопросы организации и осуществления внешнего контроля качества систематически рассматривались на заседаниях Совета по аудиторской деятельности (далее - Совет) и его Рабочего органа.

В целях унификации оценки нарушений, выявленных при проведении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов саморегулируемыми организациями аудиторов и Федеральным казначейством, доработан и одобрен Советом Классификатор нарушений и недостатков, выявленных в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов (декабрь 2017 г.). Классификатор представляет собой свод возможных нарушений Федерального закона «Об аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций и Кодекса профессиональной этики аудиторов с указанием степени грубости нарушений и их устранимости (для существенных нарушений). Классификатор применяется саморегулируемыми организациями аудиторов и Федеральным казначейством.

В целях уточнения термина «общественно значимый хозяйствующий субъект» Советом внесены изменения в Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, одобренные Советом 20 сентября 2012 г. Данные изменения применяются с 1 сентября 2017 г.

Советом внесены изменения в Кодекс профессиональной этики аудиторов, одобренный Советом 22 марта 2012 г. В частности, включены требования к аудитору и рекомендации для случаев, когда в ходе выполнения задания аудитор обнаруживает факты несоблюдения нормативных правовых актов или подозревает это, раздел 2 дополнен подразделом «Ответные меры на несоблюдение нормативных правовых актов». Изменения в Кодекс профессиональной этики аудиторов доведены саморегулируемыми организациями аудиторов до своих членов и применяются с 1 января 2018 г.

Советом одобрены Методические рекомендации по организации и осуществлению аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами противодействия коррупции и Методические рекомендации аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам по тематике противодействия подкупу иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок. Саморегулируемые организации аудиторов довели указанные методические рекомендации до сведения своих членов и осуществляют содействие своим членам в их применении.

Советом предложено Федеральному казначейству и саморегулируемым организациям аудиторов при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов усилить контроль за исполнением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами требований законодательства Российской Федерации по противодействию коррупции и подкупу иностранных должностных лиц.

Федеральному казначейству Советом даны рекомендации по формированию плана по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций на 2017 г. В частности, предложено применять риск-ориентированный подход при отборе аудиторских организаций – объектов проверок. Исходя из этого, осуществлять внешний контроль качества работы, в первую очередь, аудиторских организаций, проводивших:

аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, которые были впоследствии признаны несостоятельными (банкротами) (при условии выдачи аудиторского заключения, содержащего немодифицированное мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности указанной организации);

аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, деятельность которых подлежит лицензированию, и лицензии которых были впоследствии отозваны (при условии выдачи аудиторского заключения, содержащего немодифицированное мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности указанной организации);

обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности системообразующих кредитных и страховых организаций, а также наибольшего количества клиентов, являющихся негосударственными пенсионными фондами, организациями, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов;

аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерных обществ, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. № 91-р.

Федеральному казначейству рекомендовано улучшить информирование заинтересованных органов (Банк России, Росимущество, Росстат, ФАС России, ФСБ России, Роскомнадзор) о результатах проведенных контрольных мероприятий.

Советом одобрена новая редакция порядка применения мер воздействия в отношении аудиторских организаций. Федеральному казначейству предложено руководствоваться этим порядком при вынесении решений по результатам проведенных внешних проверок качества работы аудиторских организаций и обеспечить единообразный подход к оценке нарушений, выявленных при проведении внешних проверок качества работы аудиторских организаций, а также к назначению мер воздействия в отношении аудиторских организаций.

С целью обеспечения гласности результатов внешнего контроля качества работы на официальном Интернет-сайте Минфина России www.minfin.ru размещен отчет «Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов за 2016 г.». Федеральное казначейство на своем официальном Интернет-сайте систематически размещало информацию о результатах осуществляемых им мероприятий по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций. Саморегулируемые организации аудиторов на своих официальных Интернет-сайтах размещают информацию о результатах осуществляемых ими мероприятий по внешнему контролю качества работы в отношении своих членов.

В Рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2017 г., изданных Департаментом регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Минфина России и размещенных на официальном Интернет-сайте Минфина России, обращено внимание аудиторов на недостатки в проведении аудита, отмеченные в отчете «Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов за 2016 г.».

В порядке надзора Совет рассмотрел результаты проведенной Минфином России проверки РСА по вопросам применения мер дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций, аудиторов, допустивших нарушения требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов, рассмотрения жалоб на действия (бездействие) аудиторских организаций, аудиторов.



[1] Здесь и далее данные приведены по РСА и ААС, т.к. в 2017 г. в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов были включены сведения только о двух саморегулируемых организациях аудиторов.