Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов (отчет за 2016 год)

скачать (DOC, 0.16 MB)
Опубликовано: 21.07.2017Изменено: 21.07.2017
Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов (отчет за 2016 год) Скачать

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент регулирования
бухгалтерского учета, финансовой отчетности
и аудиторской деятельности

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА РАБОТЫ
АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ АУДИТОРОВ

Отчет за 2016 г.

 2017

Введение

В настоящем Отчете представлены обобщенные сведения о состоянии системы контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов в Российской Федерации в 2016 г.

Настоящий Отчет составлен на основе сведений, представляемых ежегодно в Минфин России саморегулируемыми организациями аудиторов, Федеральным казначейством как уполномоченным органом по надзору за аудиторскими организациями, а также аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами. При подготовке Отчета использованы законодательные и иные нормативные правовые акты в области регулирования аудиторской деятельности, результаты анализа материалов проведенных в 2016 г. внешних проверок качества работы, экспертные оценки и мнения по вопросу организации и осуществления внешнего контроля качества работы, материалы обсуждений по данному вопросу на заседаниях Совета по аудиторской деятельности и его Рабочего органа.

Система контроля качества работы

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества проводимого ими аудита. Принципы осуществления внутреннего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля установлены стандартами аудиторской деятельности.

Кроме того, аудиторские организации, аудиторы обязаны:

проходить внешний контроль качества работы;

участвовать в осуществлении саморегулируемой организацией аудиторов, членами которой они являются, внешнего контроля качества работы других членов этой организации.

Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, а также индивидуальных и иных аудиторов осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов. В 2016 г. статус саморегулируемых организаций аудиторов имели: «Российский Союз аудиторов» (Ассоциация) (РСА) [1], Ассоциация «Содружество» (ААС) [2], «Аудиторская палата России» (Ассоциация) (АПР) [3], некоммерческое партнерство «Институт Профессиональных Аудиторов» (ИПАР) [3], некоммерческое партнерство  «Российская Коллегия аудиторов» (РКА) [3].

Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций, помимо саморегулируемых организаций аудиторов осуществляло Федеральное казначейство. Для целей настоящего Отчета под общественно значимыми организациями понимаются организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иные кредитные и страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственные корпорации и компании, публично-правовые компании.

Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторскими организациями и аудиторами требований:

Федерального закона «Об аудиторской деятельности»,

стандартов аудиторской деятельности,

правил независимости аудиторов и аудиторских организаций,

кодекса профессиональной этики аудиторов.

Принципы осуществления внешнего контроля качества работы и требования к организации такого контроля до 4 апреля 2016 г. были установлены федеральным стандартом аудиторской деятельности ФСАД 4/2010 «Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля», утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24 февраля 2010 г. № 16н, а с 5 апреля 2016 г. - Положением о принципах осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требованиях к организации указанного контроля, утвержденным приказом Минфина России от 18 декабря 2015 г. № 203н. Правила организации и осуществления внешнего контроля качества работы определены саморегулируемыми организациями аудиторов. Порядок организации и осуществления внешнего контроля качества работы Федерального казначейства регулировался Административным регламентом исполнения государственной функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», утвержденным приказом Минфина России от 11 января 2013 г. № 3н.

Показатели контрольной деятельности за 2016 г.

В 2016 г. в рамках системы внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов Федеральным казначейством и саморегулируемыми организациями аудиторов проведены 7529 проверок, в том числе 1550 проверок аудиторских организаций и 5979 проверок аудиторов, включая 184 проверки индивидуальных аудиторов. Данными проверками были охвачены 35 % всех аудиторских организаций, 26 % всех индивидуальных аудиторов и 28 % всех иных аудиторов, которые участвовали в аудиторской деятельности (вели ее) в Российской Федерации.

Планирование проверок Федеральным казначейством и саморегулируемыми организациями аудиторов осуществлялось, главным образом, на основе риск-ориентированного подхода. Риск-ориентированный подход предполагает отбор объектов внешнего контроля качества работы на основе анализа рисков их аудиторской деятельности. При этом во внимание принимались, в частности, следующие риски деятельности аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов): количество клиентов, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах; количество иных клиентов, которые считаются общественно значимыми; результаты предыдущих внешних проверок, в том числе выявленные недостатки в организации и осуществлении внутреннего контроля качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора), нарушения требования независимости аудиторов и аудиторских организаций, несоблюдение требования обучения по программам повышения квалификации аудиторов.

В то же время Федеральным казначейством и саморегулируемыми организациями аудиторов обеспечивалось соблюдение установленной Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» периодичности проведения проверок:

аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций, - не чаще одного раза в два года (для Федерального казначейства); не реже одного раза в три года (для саморегулируемых организаций аудиторов);

других аудиторских организаций, а также индивидуальных аудиторов – не реже одного раза в пять лет (для саморегулируемых организаций аудиторов).

Исходя из периодичности проведения саморегулируемыми организациями аудиторов внешних проверок качества работы своих членов не реже одного раза в пять лет, теоретический уровень охвата аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов проверками в течение пятилетнего цикла должен составлять не менее 20%. Фактический уровень охвата аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов контрольными мероприятиями проводимыми саморегулируемыми организациями аудиторов, составил в среднем за пять лет 22,1% (2012 г. – 21,0%, 2013 г. – 18,8%, 2014 г. – 21,3%, 2015 г. – 20,4%, 2016 г. – 29,0%).

Федеральное казначейство

В 2016 г. в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», Положением о Федеральном казначействе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 703, Федеральное казначейство как независимый от аудиторской профессии орган осуществлял внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской отчетности общественно значимых организаций. В 2016 г. данную услугу оказывали более 650 аудиторских организаций.

За год Федеральным казначейством проведены 239 проверок (237 – в 2015 г.). Проверки проводились во всех федеральных округах. Из общего количества проверок 91 % являлись плановыми (96 % - в 2015 г.), 9 % - проведены вне утвержденного плана, в том числе в связи с поступившими в Федеральное казначейство жалобами (4 % - в 2015 г.).

В 2016 г. имели место 6 случаев уклонения аудиторских организаций от прохождения внешнего контроля качества работы со стороны Федерального казначейства. По сравнению с 2015 г. количество таких случаев сократилось на 45 %.

Количество штатных контролеров Федерального казначейства в 2016 г. составило 72 человека.

Факты нарушения аудиторскими организациями Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и федеральных стандартов аудиторской деятельности установлены в ходе 188 проверок (191 – в 2015 г.). По результатам этих проверок Федеральным казначейством принято 188 решений о применении мер воздействия:

44 предписания, обязывающего аудиторские организации устранить выявленные нарушения (34 – в 2015 г.);

120 предупреждений о недопустимости нарушения правил аудиторской деятельности (149 – в 2015 г.);

13 предписаний о приостановлении членства аудиторских организаций в саморегулируемых организациях аудиторов (5 – в 2015 г.);

11 предписаний об исключении аудиторских организаций из саморегулируемых организаций аудиторов (3 – в 2015 г.).

Кроме того, Федеральным казначейством составлено 29 протоколов об административных правонарушениях (24 – в 2015 г.), ответственность за которые предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), за представление сведений (информации) в неполном объеме или искаженном виде).

Доля проверок, по итогам которых Федеральным казначейством приняты меры воздействия, в общем количестве проведенных им проверок аудиторских организаций составила в 2016 г. 79 % (81 % - в 2015 г.). Контрольная деятельность Федерального казначейства оказывает существенное дисциплинирующее воздействие на субъекты аудиторской деятельности, способствует повышению надежности финансовой информации и укреплению доверия к ней пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Саморегулируемые организации аудиторов

Количество внешних проверок качества работы аудиторских организаций, проведенных саморегулируемыми организациями аудиторов, характеризуется следующими данными:

Саморегулируемая организация аудиторов

Количество проведенных проверок

Доля проверенных аудиторских организаций - членов саморегулируемой организации аудиторов, в общем количестве аудиторских организаций  - членов, %

2016 г.

2015 г.

2016 г.

2015 г.

РСА

477

234

40

21

ААС

269

262

20

20

АПР

263

203

31

22

ИПАР

86

100

36

34

РКА

216

208

26

25

Всего

1 311

1 007

30

22

По сравнению с 2015 г. количество проведенных в 2016 г. саморегулируемыми организациями аудиторов внешних проверок качества работы аудиторских организаций увеличилось на 30,2 %. Увеличение количества проведенных проверок имело место во всех саморегулируемых организациях аудиторов, за исключением ИПАР.

Как и ранее, большинство внешних проверок качества в 2016 г. проведено саморегулируемыми организациями аудиторов в малых аудиторских организациях. В отчетном году доля проверенных ими аудиторских организаций, которые проводили аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций, уменьшилась на 0,5 процентных пункта и составила 21,8 %. Проверками были охвачены аудиторские организации, расположенные во всех федеральных округах.

Из общего количества внешних проверок качества работы 95 % являлись плановыми (99 % - в 2015 г.), 5 % - проведены вне утвержденных планов (1 % - в 2015 г.), в том числе на основании поступивших в саморегулируемые организации аудиторов жалоб.

В 2016 г. саморегулируемыми организациями аудиторов проведены 1262 проверки соблюдения аудиторскими организациями требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (973 – в 2015 г.), а также 1241 проверка исполнения аудиторскими организациями требований по противодействию коррупции (986 – в 2015 г.). Все проверки по указанным вопросам проводились в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций.

В 2016 г. имел место 331 случай уклонения аудиторских организаций от прохождения внешнего контроля качества работы со стороны саморегулируемых организаций аудиторов. По сравнению с 2015 г. количество таких случаев увеличилось на 56 %. Они имели место во всех саморегулируемых организациях аудиторов: РСА – 83 случая, ААС – 151, АПР – 3, ИПАР – 11, РКА – 83.

Количество внешних проверок качества работы индивидуальных аудиторов, проведенных саморегулируемыми организациями аудиторов, приведено в следующей таблице:

Саморегулируемая организация

аудиторов

Количество проведенных проверок

Доля проверенных индивидуальных аудиторов - членов саморегулируемой организации аудиторов, в общем количестве индивидуальных аудиторов - членов, %

2016 г.

2015 г.

2016 г.

2015 г.

РСА

68

13

48

10

ААС

60

9

25

4

АПР

18

13

15

11

ИПАР

17

24

27

19

РКА

21

14

14

9

Всего

184

73

26

9

По сравнению с 2015 г. количество проведенных в 2016 г. внешних проверок качества работы индивидуальных аудиторов увеличилось на 152 %. Увеличение числа проверок имело место во всех саморегулируемых организациях аудиторов, за исключением ИПАР.

Количество внешних проверок качества работы аудиторов (помимо индивидуальных аудиторов) по саморегулируемым организациям аудиторов характеризуется следующими данными:

Саморегулируемая организация аудиторов

Количество проведенных проверок

Доля проверенных аудиторов - членов саморегулируемой организации аудиторов, в общем количестве аудиторов – членов,%

2016 г.

2015 г.

2016 г.

2015 г.

РСА

1 710

752

32

14

ААС

851

798

20

18

АПР

1 738

1 028

30

17

ИПАР

537

608

25

26

РКА

959

867

29

25

Всего

5 795

4 053

28

19

По сравнению с 2015 г. количество проведенных в 2016 г. внешних проверок качества работы указанных аудиторов увеличилось на 43 %. Увеличение количества проведенных проверок имело место во всех саморегулируемых организациях аудиторов, за исключением ИПАР.

В 2016 г. имели место 392 случая уклонения аудиторов от прохождения внешнего контроля качества работы со стороны саморегулируемых организаций аудиторов. По сравнению с 2015 г. данный показатель увеличился более чем в 11 раз.

Расходы всех саморегулируемых организаций аудиторов на осуществление внешнего контроля качества в 2016 г. составили 54,8 млн. руб. или 21,6 % общих расходов этих организаций. По сравнению с 2015 г. совокупные расходы на осуществление внешнего контроля качества увеличились на 0,4 %, а их доля в общих расходах саморегулируемых организаций аудиторов увеличилась на 0,3 процентных пункта. Увеличение расходов на осуществление внешнего контроля качества имело место в ААС и РКА.

Саморегулируемая организация аудиторов

Расходы на осуществление внешнего контроля качества, млн. руб.

Расходы на осуществление внешнего контроля качества в расчете на

одну проверку, руб.

одного члена саморегулируемой организации аудиторов, руб.

2016 г.

2015 г.

2016 г.

2015 г.

2016 г.

2015 г.

РСА

11,7

12,4

5 188

12 412

1 751

1 861

ААС

12,0

10,7

10 169

10 009

2 082

1 807

АПР

17,0

19,3

8 420

15 514

2 526

2 777

ИПАР

2,5

3,7

3 906

5 055

1 012

1 355

РКА

11,6

8,5

9 699

7 805

2 683

1 914

Всего

54,8

54,6

7 517

10 637

2 110

2 044

Совокупная величина компенсационных фондов саморегулируемых организаций аудиторов по состоянию на 31 декабря 2016 г. составила 178,8 млн. руб. Средний размер компенсационного фонда - 35,8 млн. руб. По сравнению с 2015 г. величина компенсационных фондов саморегулируемых организаций аудиторов выросла во всех саморегулируемых организациях аудиторов: РСА – на 41,2 %, ААС – на 61,6 %, АПР – на 8,6 %, ИПАР –        на 7,1 %, РКА на – 6,8 %. Как и в предыдущие годы, выплаты из компенсационных фондов саморегулируемыми организациями аудиторов в 2016 г. не производились.

В 2016 г. количество уполномоченных контролеров в саморегулируемых организациях аудиторов составило 519 человек, в том числе 12 штатных контролеров в РСА, ААС и АПР. Однако в осуществлении внешнего контроля качества работы фактически принимали участие лишь 398 контролеров саморегулируемых организаций аудиторов или 77 % их общего количества.

В 2016 г. 329 аудиторов прошли обучение по программам повышения квалификации, связанным с внешним контролем качества работы (882 – в 2015 г.).

Результативность деятельности контролеров качества саморегулируемых организаций аудиторов характеризуется следующими данными:

Саморегулируемая организация аудиторов Количество контролеров качества, фактически принимавших участие в осуществлении внешнего контроля качества работы Количество всех проверок, приходящихся на одного контролера качества, фактически принимавшего участие в осуществлении внешнего контроля качества работы Количество аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, приходящихся на одного контролера качества, фактически принимавшего участие в осуществлении внешнего контроля качества работы
2016 г. 2015 г. 2016 г. 2015 г. 2016 г. 2015 г.
РСА 90 69 25,1 14,5 14,7 18,0
ААС 100 99 11,8 10,8 15,6 15,8
АПР 119 91 17,0 13,7 8,3 11,5
ИПАР 21 20 30,5 36,6 14,4 21,0
РКА 68 55 17,6 19,8 14,5 18,3
 

По результатам проведенных саморегулируемыми организациями аудиторов в 2016 г. плановых проверок внешний контроль качества работы прошли 1241 аудиторская организация и 183 индивидуальных аудитора (100 % от общего количества проверенных саморегулируемыми организациями аудиторов аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов). Вместе с тем в 2016 г. в ходе внешних проверок качества работы всеми саморегулируемыми организациями аудиторов выявлено 6931 нарушение. Случаи причинения вреда действиями членов саморегулируемых организаций аудиторов по результатам проверок не выявлялись.

Меры дисциплинарного воздействия приняты саморегулируемыми организациями аудиторов по результатам 165 проверок (114 – в 2015 г.). Эти меры приняты к 103 аудиторским организациям (72 – в 2015 г.) и 62 аудиторам (42 – в 2015 г.). Меры дисциплинарного воздействия, принятые в 2016 г., характеризуются следующими данными:

Саморегулируемая организация аудиторов

Принятые меры дисциплинарного воздействия

Предписания, обязывающие устранить нарушения

Предупреждения о недопустимости нарушений

Штрафы

Приостановление членства в саморегулируемой организации аудиторов

Исключение из членов саморегулируемой организации аудиторов

Аудиторы

Аудиторские организации

Аудиторы

Аудиторские организации

Аудиторы

Аудиторские организации

Аудиторы

Аудиторские организации

Аудиторы

Аудиторские организации

РСА

0

4

0

11

0

0

1

2

0

3

ААС

0

0

38

42

1

4

4

4

1

1

АПР

2

0

1

7

1

2

2

3

0

0

ИПАР

15

9

1

12

1

1

5

3

2

3

РКА

0

1

0

0

0

0

0

1

0

0

В 2016 г. имело место увеличение количества примененных мер дисциплинарного воздействия на 62,1% по сравнению с 2015 г. Увеличение количества примененных саморегулируемыми организациями мер дисциплинарного воздействия имело место по всем видам указанных мер, кроме исключения из членов саморегулируемой организации аудиторов. Доля проверок, по итогам которых саморегулируемыми организациями аудиторов приняты меры воздействия, в общем количестве проведенных ими проверок аудиторских организаций составила в 2016 г. 13 % (11 % - в 2015 г.).

В ходе проверок соблюдения аудиторскими организациями требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» нарушения выявлены не были.

Недостатки, выявленные системой внешнего контроля качества работы

Наиболее существенные недостатки в работе аудиторских организаций и аудиторов выявлены проведенными в 2016 г. проверками, а также отмечены экспертами по вопросам аудиторской деятельности в следующих областях:

организация и осуществление внутреннего контроля качества работы;

проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности;

независимость и профессиональная этика.

Анализ результатов проведенных проверок, а также экспертных мнений позволяет считать данные недостатки типичными, требующими особого внимания со стороны аудиторских организаций и аудиторов. При этом большинство недостатков отмечается на протяжении ряда лет.

Организация и осуществление

внутреннего контроля качества работы

С точки зрения соблюдения требований федеральных стандартов аудиторской деятельности в части организации и осуществления внутреннего контроля качества работы выявлены следующие наиболее существенные нарушения и недостатки:

1) формальный подход к осуществлению внутреннего контроля качества работы;

2) отсутствие факта или документального свидетельства осуществления внутреннего контроля качества работы (ФПСАД № 34, ФПСАД № 7).

Проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности

С точки зрения соблюдения требований федеральных стандартов аудиторской деятельности выявлены следующие наиболее существенные нарушения и недостатки в проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности:

1) отсутствие факта или документального свидетельства выполнения аудиторских процедур аудитором либо контроля со стороны аудитора за выполнением аудиторских процедур работниками аудиторской организации (ФПСАД № 7);

2) низкое качество рабочей документации аудитора, в том числе формирования и хранения аудиторских файлов (ФПСАД № 2);

3) неисполнение требований в отношении изучения информации о связанных сторонах (ФПСАД № 9);

4) отсутствие факта или документального свидетельства рассмотрения соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита (ФСАД 6/2010);

5) несоблюдение порядка согласования условий проведения аудита с аудируемым лицом (ФПСАД № 12);

6) отсутствие или недостаточность аудиторских процедур в отношении применимости допущения непрерывности деятельности аудируемого лица (ФПСАД № 11);

7) отсутствие факта или документального свидетельства рассмотрения в ходе аудита сопоставимых данных в бухгалтерской (финансовой) отчетности (ФПСАД № 26);

8) отсутствие факта или недостаточность свидетельств должного взаимодействия аудиторов при смене аудиторской организации или при смене аудитора в ходе выполнения задания, которым занимался другой аудитор (ФСАД 5/2010);

9) недостаточность принимаемых мер по выявлению и оценке событий, возникших после отчетной даты (ФПСАД № 10);

10) отсутствие или недостаточность альтернативных аудиторских процедур при неполучении ответов на запрос о внешнем подтверждении; оставление без должного рассмотрения неурегулированных расхождений в данных аудируемого лица и данных внешнего подтверждения (ФПСАД № 18);

11) отсутствие документов, обосновывающих величину аудиторской выборки (ФПСАД № 16);

12) низкий уровень планирования аудита (ФПСАД № 3);

13) недостаточность принимаемых мер по оценке рисков существенного искажения информации (ФПСАД № 8);

14) неадекватность принятого уровня существенности (ФПСАД № 4);

15) отсутствие факта или документального свидетельства сообщения информации, полученной по результатам аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, руководству аудируемого лица и представителям собственника этого лица (ФПСАД № 22).

Независимость и профессиональная этика

С точки зрения соблюдения требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности», федеральных стандартов аудиторской деятельности, Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций и Кодекса профессиональной этики аудиторов выявлены следующие наиболее существенные недостатки:

1) отсутствие факта или недостаточность свидетельств рассмотрения угроз независимости и мер предотвращения таких угроз;

2) отсутствие разработанных процедур, направленных на разрешение этических конфликтов и снижение риска потери независимости;

3) несоблюдение требования периодической смены лица, ответственного за проведение аудита бухгалтерской отчетности

4) несоблюдение требований к профессиональному поведению аудитора.

Основные проблемы системы внешнего контроля качества

В 2016 г. Советом по аудиторской деятельности, Минфином России, Федеральным казначейством и саморегулируемыми организациями аудиторов продолжена работа по совершенствованию системы внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов (см. приложение). Однако анализ функционирования этой системы свидетельствует о наличии проблем в данной области. Среди них, в частности:

1) кадровое обеспечение внешнего контроля качества, в том числе: недостаточный уровень квалификации специалистов и отсутствие их ротации, низкая ответственность специалистов за результаты проведенных проверок, отсутствие действенных стимулов и заинтересованности контролеров саморегулируемых организаций аудиторов в результатах своей работы;

2) уклонение аудиторских организаций, аудиторов от прохождения внешнего контроля качества работы, в том числе путем перехода в другую саморегулируемую организацию аудиторов; отсутствие влияния этих фактов на оценку деловой (профессиональной) репутации аудиторской организации, аудитора;

3) отсутствие определенности в толковании понятий деловой (профессиональной) репутации аудиторских организаций, аудиторов;

4) необоснованно длительные сроки проведения внешних проверок качества работы аудиторских организаций, аудиторов;

5) формальный подход к проведению внешних проверок качества работы, ограничение их лишь установлением наличия соответствующего набора рабочих документов аудитора;

6) недостаточная координация деятельности по осуществлению внешних проверок качества работы аудиторских организаций между саморегулируемыми организациями аудиторов и Федеральным казначейством;

7) неприменение саморегулируемыми организациями аудиторов в своей деятельности форм, методов и процедур контроля, которые способствовали бы профилактике возможных нарушений установленных требований;

8) неэффективность принимаемых мер воздействия по результатам внешних проверок качества работы, отсутствие их влияния на репутацию недобросовестных участников рынка аудиторских услуг;

9) отсутствие специальных проверок по вопросам соблюдения аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами, требований по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, противодействию коррупции и подкупу иностранных должностных лиц.

 

Приложение к отчету

 

Реализация рекомендаций по совершенствованию системы внешнего контроля качества, предложенных в 2016 г.

В 2016 г. Советом по аудиторской деятельности, Минфином России, Федеральным казначейством и саморегулируемыми организациями аудиторов проведена следующая работа по решению проблем системы внешнего контроля качества работы.

Вопросы организации и осуществления внешнего контроля качества систематически рассматривались на заседаниях Совета по аудиторской деятельности (далее - Совет) и его Рабочего органа.

Минфином России проведен анализ практики осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов саморегулируемыми организациями аудиторов и соответствующими государственными органами за 2010 – 2015 гг. На основе проведенного анализа определены направления совершенствования внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов. Результаты анализа одобрены Советом (декабрь 2016 г.) и Общественным советом при Минфине России (декабрь 2016 г.). Они размещены на официальном Интернет-сайте Минфина России в разделе «Аудиторская деятельность - Контроль и надзор - Отчеты по контролю качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов».

В целях унификации оценки нарушений, выявленных при проведении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов саморегулируемыми организациями аудиторов и Федеральным казначейством, Советом одобрен Временный классификатор нарушений и недостатков, выявленных в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов (декабрь 2016 г.). Временный классификатор представляет собой свод возможных нарушений Федерального закона «Об аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций и Кодекса профессиональной этики аудиторов с указанием степени грубости нарушений и их устранимости (для существенных нарушений). Классификатор с 2017 г. применяется саморегулируемыми организациями аудиторов и Федеральным казначейством.

Для обеспечения единообразного подхода к оценке качества аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов Советом одобрены единые критерии оценки качества аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов (сентябрь 2016 г.). Саморегулируемые организации аудиторов ввели эти единые критерии в действие в 2016 г.

Федеральному казначейству Советом даны рекомендации по формированию плана по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций на 2017 г. В частности, предложено применять риск-ориентированный подход при отборе аудиторских организаций – объектов проверок. Исходя из этого, осуществлять внешний контроль качества работы, в первую очередь, аудиторских организаций: проводивших аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, которые были впоследствии признаны несостоятельными (банкротами) либо в отношении которых введено финансовое оздоровление, внешнее управление; проводивших аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, деятельность которых подлежит лицензированию, и лицензии которых были впоследствии отозваны; проводивших в 2014 – 2016 гг. обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности системообразующих кредитных и страховых организаций, а также наибольшего количества клиентов, являющихся негосударственными пенсионными фондами, организациями, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов.

Советом велась работа по совершенствованию системы мер воздействия, принимаемых к аудиторским организациям и аудиторам в случаях недобросовестного поведения на рынке аудиторских услуг. В частности, Совет обсудил положения проекта новой редакции Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, посвященные ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности, поддержал в целом предложения по повышению ответственности аудиторских организаций, аудиторов и аудируемых лиц, обратив внимание на необходимость реализации принципа соразмерности предусматриваемого наказания степени общественной опасности нарушения. Рабочим органом Совета подготовлены проекты толкования понятий деловой (профессиональной) репутации аудиторской организации, аудитора и организовано обсуждение их в аудиторском сообществе.

Совет поддержал предложение Рабочего органа по введению института погашения мер дисциплинарного и иного воздействия, примененных в отношении аудиторской организации, аудитора. Предусмотрена разработка соответствующего проекта федерального закона. Кроме того, Совет рекомендовал саморегулируемым организациям аудиторов и Минфину России раскрывать в публикуемых сведениях из соответственно реестра аудиторов и аудиторских организаций и его контрольного экземпляра только непогашенные меры дисциплинарного или иного воздействия в отношении аудиторской организации, аудитора.

С целью обеспечения гласности результатов внешнего контроля качества работы на официальном Интернет-сайте Минфина России www.minfin.ru размещен отчет «Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов за 2015 г.». Федеральное казначейство на своем официальном Интернет-сайте систематически размещало информацию о результатах осуществляемых им мероприятий по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций. Саморегулируемые организации аудиторов на своих официальных Интернет-сайтах размещают информацию о результатах осуществляемых ими мероприятий по внешнему контролю качества работы в отношении своих членов.

5 апреля 2016 г. вступило в силу Положение о принципах осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требованиях к организации указанного контроля. Данное Положение заменило федеральный стандарт аудиторской деятельности ФСАД 4/2010 «Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля».

В Рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2016 г., изданных Департаментом регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Минфина России и размещенных на официальном Интернет-сайте Минфина России, обращено внимание аудиторов на недостатки в проведении аудита, отмеченные в отчете «Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов за 2015 г.».

В порядке надзора Совет рассмотрел результаты проведенных Минфином России проверок РКА, АПР и ААС по вопросам организации и осуществления ими внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов и применения мер воздействия в отношении аудиторских организаций, аудиторов.



[1] До 18 августа 2016 г. - некоммерческое партнерство «Московская аудиторская палата».

[2] До 11 октября 2016 г. - некоммерческое партнерство «Аудиторская Ассоциация Содружество».

[3] 9 января 2017 г. некоммерческая организация утратила статус саморегулируемой организации аудиторов.