Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов (отчет за 2015 год)

скачать (DOC, 0.17 MB)
Опубликовано: 18.07.2016Изменено: 18.07.2016
Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов (отчет за 2015 год) Скачать

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент регулирования
бухгалтерского учета, финансовой отчетности
и аудиторской деятельности

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА РАБОТЫ
АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ АУДИТОРОВ

Отчет за 2015 г.

2016

Введение

 В настоящем Отчете представлены обобщенные сведения о состоянии системы контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов в Российской Федерации в 2015 г.

Настоящий Отчет составлен на основе сведений, представляемых ежегодно в Минфин России саморегулируемыми организациями аудиторов, уполномоченным органом по надзору за аудиторскими организациями[1], а также аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами. При подготовке Отчета использованы также законодательные и иные нормативные правовые акты в области регулирования аудиторской деятельности, результаты анализа материалов проведенных в 2015 г. внешних проверок качества работы, экспертные оценки и мнения по вопросу организации и осуществления внешнего контроля качества работы, материалы обсуждений по данному вопросу на заседаниях Совета по аудиторской деятельности и его Рабочего органа.

 Система контроля качества работы

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества проводимого ими аудита. Принципы осуществления внутреннего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля установлены стандартами аудиторской деятельности.

Кроме того, аудиторские организации, аудиторы обязаны:

проходить внешний контроль качества работы;

участвовать в осуществлении саморегулируемой организацией аудиторов, членами которой они являются, внешнего контроля качества работы других членов этой организации.

Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, а также индивидуальных и иных аудиторов осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов. По состоянию на 31 декабря 2015 г. в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов были включены сведения о следующих саморегулируемых организациях аудиторов: «Аудиторская палата России» (Ассоциация) (АПР), некоммерческое партнерство «Институт Профессиональных Аудиторов» (ИПАР), некоммерческое партнерство «Московская аудиторская палата» (МоАП), некоммерческое партнерство  «Российская Коллегия аудиторов» (РКА), некоммерческое партнерство «Аудиторская Ассоциация Содружество» (ААС).

Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций, помимо саморегулируемых организаций аудиторов осуществлял также Росфиннадзор. Для целей настоящего Отчета под общественно значимыми организациями понимаются организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иные кредитные и страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственные корпорации и компании.

Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторскими организациями и аудиторами требований:

Федерального закона «Об аудиторской деятельности»,

стандартов аудиторской деятельности,

правил независимости аудиторов и аудиторских организаций,

кодекса профессиональной этики аудиторов.

Принципы осуществления внешнего контроля качества работы и требования к организации такого контроля в 2015 г. были установлены федеральным стандартом аудиторской деятельности ФСАД 4/2010 «Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля», утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24 февраля 2010 г. № 16н. Правила организации и осуществления внешнего контроля качества работы определены саморегулируемыми организациями аудиторов. Порядок организации и осуществления внешнего контроля качества работы Росфиннадзором регулировался Административным регламентом исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», утвержденным приказом Минфина России от 11 января 2013 г. № 3н.

Показатели контрольной деятельности за 2015 г.

В 2015 г. в рамках системы внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов Росфиннадзором и саморегулируемыми организациями аудиторов проведены 5370 проверок, в том числе 1244 проверки аудиторских организаций и 4126 проверок аудиторов, включая 73 проверки индивидуальных аудиторов. Данными проверками были охвачены 28 % всех аудиторских организаций, свыше 9 % всех индивидуальных аудиторов и свыше 18 % всех иных аудиторов, которые участвовали (вели) в аудиторской деятельности в Российской Федерации.

Планирование проверок Росфиннадзором и саморегулируемыми организациями аудиторов осуществлялось, главным образом, на основе риск-ориентированного подхода. Риск-ориентированный подход предполагает отбор объектов внешнего контроля качества работы на основе анализа рисков их аудиторской деятельности. При этом во внимание принимались, в частности, следующие риски деятельности аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов): количество клиентов, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах; количество иных клиентов, которые считаются общественно значимыми; результаты предыдущих внешних проверок, в том числе выявленные недостатки в организации и осуществлении внутреннего контроля качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора), нарушения требования независимости аудиторов и аудиторских организаций, несоблюдение требования обучения по программам повышения квалификации аудиторов.

В то же время Росфиннадзором и саморегулируемыми организациями аудиторов обеспечивалось соблюдение установленной Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» периодичности проведения проверок:

аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской отчетности общественно значимых организаций, - не чаще одного раза в два года (для Росфиннадзора); не реже одного раза в три года (для саморегулируемых организаций аудиторов);

других аудиторских организаций, а также индивидуальных аудиторов – не реже одного раза в пять лет (для саморегулируемых организаций аудиторов).

Исходя из указанной периодичности проведения саморегулируемыми организациями аудиторов внешних проверок качества работы своих членов не реже одного раза в пять лет, теоретический уровень охвата аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов проверками в течение пятилетнего цикла должен составлять не менее 20%. Фактический уровень охвата аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов контрольными мероприятиями проводимыми саморегулируемыми организациями аудиторов, составил в среднем за пять лет 22,8% (2011 г. – 32,5%, 2012 г. – 21,0%, 2013 г. – 18,8%, 2014 г. – 21,3%, 2015 г. – 20,4%).

Росфиннадзор

В 2015 г. в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» и Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2014 г. № 77, Росфиннадзор как независимый от аудиторской профессии орган осуществлял внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской отчетности общественно значимых организаций. В 2015 г. данную аудиторскую услугу оказывали около 750 аудиторских организаций.

За год Росфиннадзором проведено 237 проверок (293 – в 2014 г.), которыми были охвачены 32 % указанных аудиторских организаций (37 % - в 2014 г.). Проверки проводились во всех федеральных округах. Из общего количества проверок 96 % являлись плановыми (98 % - в 2014 г.), 4 % - проведены вне утвержденного плана, в том числе в связи с поступившими в Росфиннадзор жалобами (2 % - в 2014 г.).

В 2015 г. отмечены 11 случаев уклонения аудиторских организаций от прохождения внешнего контроля качества работы. По сравнению с 2014 г. количество таких случаев сократилось на 35 %.

Количество штатных контролеров Росфиннадзора в 2015 г. составило 66 человек.

Факты нарушения аудиторскими организациями Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и федеральных стандартов аудиторской деятельности установлены в ходе 191 проверки (247 – в 2014 г.). По результатам этих проверок Росфиннадзором принято 191 решение о применении мер воздействия:

34 предписания, обязывающего аудиторские организации устранить выявленные нарушения (28 – в 2014 г.);

149 предупреждений о недопустимости нарушения правил аудиторской деятельности (209 – в 2014 г.);

5 предписаний о приостановлении членства аудиторских организаций в саморегулируемых организациях аудиторов (5 – в 2014 г.);

3 предписания об исключении аудиторских организаций из саморегулируемых организаций аудиторов (5 – в 2014 г.).

Кроме того, Росфиннадзором составлено 24 протокола об административных правонарушениях (16 – в 2014 г.), ответственность за которые предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) и за представление сведений (информации) в неполном объеме или искаженном виде).

Доля проверок, по итогам которых Росфиннадзором приняты меры воздействия, в общем количестве проведенных им проверок аудиторских организаций составила в 2015 г. 81 % (84 % - в 2014 г.). Аналогичный показатель в саморегулируемых организациях аудиторов составил 11 %. Контрольная деятельность уполномоченного федерального органа по контролю и надзору оказывает существенное дисциплинирующее воздействие на субъекты аудиторской деятельности, способствует повышению надежности финансовой информации и укреплению доверия к ней пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Саморегулируемые организации аудиторов

Количество внешних проверок качества работы аудиторских организаций, проведенных саморегулируемыми организациями аудиторов, характеризуется следующими данными:

Саморегулируемая организация аудиторов

Количество проведенных проверок

Доля проверенных аудиторских организаций - членов саморегулируемой организации аудиторов, в общем количестве аудиторских организаций  - членов, %

2014 г.

2015 г.

2014 г.

2015 г.

АПР

270

203

27

22

ИПАР

96

100

30

34

МоАП

253

234

21

21

РКА

243

208

28

25

ААС

211

262

16

20

Всего

1 073

1 007

23

22

По сравнению с 2014 г. количество проведенных в 2015 г. саморегулируемыми организациями аудиторов внешних проверок качества работы аудиторских организаций уменьшилось на 6,2 %. Увеличение количества проведенных проверок имело место в ИПАР и ААС.

Как и ранее, большинство внешних проверок качества в 2015 г. проведено саморегулируемыми организациями аудиторов в малых аудиторских организациях. В отчетном году доля проверенных ими аудиторских организаций, которые проводили аудит бухгалтерской отчетности общественно значимых организаций, уменьшилась на 9,2 процентных пункта и составила 22,3 %. Проверками были охвачены аудиторские организации, расположенные во всех федеральных округах.

Как и в предыдущие годы из общего количества внешних проверок качества работы 99 % являлись плановыми, 1 % - проведены вне утвержденных планов, в том числе на основании поступивших в саморегулируемые организации аудиторов жалоб.

В 2015 г. саморегулируемыми организациями аудиторов проведены 973 проверки соблюдения аудиторскими организациями требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (1041 – в 2014 г.), а также 986 проверок исполнения аудиторскими организациями требований по противодействию коррупции (1041 – в 2014 г.). Все проверки по указанным вопросам проводились в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций.

В 2015 г. отмечены 212 случаев уклонения аудиторских организаций от прохождения внешнего контроля качества работы. По сравнению с 2014 г. количество таких случаев увеличилось на 19 %. Они имели место во всех саморегулируемых организациях аудиторов: АПР – 36 случаев, ИПАР – 7, МоАП – 69, РКА – 53, ААС – 47.

Количество внешних проверок качества работы индивидуальных аудиторов, проведенных саморегулируемыми организациями аудиторов, приведено в следующей таблице:

 

Саморегулируемая организация аудиторов

Количество проведенных проверок

Доля проверенных индивидуальных аудиторов - членов саморегулируемой организации аудиторов, в общем количестве индивидуальных аудиторов - членов, %

2014 г.

2015 г.

2014 г.

2015 г.

АПР

26

13

20

11

ИПАР

13

24

10

19

МоАП

22

13

15

10

РКА

19

14

11

9

ААС

30

9

12

4

Всего

110

73

13

9

По сравнению с 2014 г. количество проведенных в 2015 г. внешних проверок качества работы индивидуальных аудиторов уменьшилось на 34 %; уменьшение числа проверок имело место во всех саморегулируемых организациях аудиторов, за исключением ИПАР.

Количество внешних проверок качества работы аудиторов (помимо индивидуальных аудиторов) по саморегулируемым организациям аудиторов характеризуется следующими данными:

Саморегулируемая организация аудиторов

Количество проведенных проверок

Доля проверенных аудиторов - членов саморегулируемой организации аудиторов, в общем количестве аудиторов – членов,%

2014 г.

2015 г.

2014 г.

2015 г.

АПР

1 666

1 028

27

17

ИПАР

565

608

24

26

МоАП

704

752

12

14

РКА

941

867

27

25

ААС

614

798

14

18

Всего

4 490

4 053

20

19

 

По сравнению с 2014 г. количество проведенных в 2015 г. внешних проверок качества работы указанных аудиторов уменьшилось более чем на 9 %. Уменьшение количества проведенных проверок произошло за счет АПР и РКА.

В 2015 г. имели место 35 случаев уклонения аудиторов от прохождения внешнего контроля качества работы. По сравнению с 2014 г. данный показатель увеличился более чем на 34 %.

Расходы саморегулируемых организаций аудиторов на осуществление внешнего контроля качества в 2015 г. составили 54,6 млн. руб. или 21,3 % общих расходов этих организаций. По сравнению с 2014 г. совокупные расходы на осуществление внешнего контроля качества увеличились на 2,1 %, а их доля в общих расходах саморегулируемых организаций аудиторов сократилась на 1,2 процентных пункта. Увеличение расходов на осуществление внешнего контроля качества произошло во всех саморегулируемых организациях аудиторов, за исключением ИПАР и МоАП.

 

Саморегулируемая организация аудиторов

Расходы на осуществление внешнего контроля качества, млн. руб.

Расходы на осуществление внешнего контроля качества в расчете на

одну проверку, руб.

одного члена саморегулируемой организации аудиторов, руб.

2014 г.

2015 г.

2014 г.

2015 г.

2014 г.

2015 г.

АПР

18,9

19,3

9 633

15 514

2 599

2 777

ИПАР

4,2

3,7

6 231

5 055

1 480

1 355

МоАП

15,2

12,4

15 526

12 412

2 180

1 861

РКА

6,4

8,5

5 320

7 805

1 422

1 914

ААС

8,8

10,7

10 292

10 009

1 440

1 807

Всего

53,5

54,6

9 431

10 637

1 932

2 044

Совокупная величина компенсационных фондов саморегулируемых организаций аудиторов по состоянию на 31 декабря 2015 г. составила 140,2 млн. руб. Средний размер компенсационного фонда составил 28,0 млн. руб. По сравнению с 2014 г. величина компенсационных фондов саморегулируемых организаций аудиторов возросла во всех саморегулируемых организациях аудиторов на 9-17 %. Выплаты из компенсационных фондов саморегулируемыми организациями аудиторов в 2015 г. не производились.

В 2015 г. количество уполномоченных контролеров в саморегулируемых организациях аудиторов составило 630 человек, в том числе 14 штатных контролеров в АПР, МоАП и ААС. Однако в осуществлении внешнего контроля качества работы фактически принимали участие лишь 334 контролера саморегулируемых организаций аудиторов или 53 % их общего количества.

В 2015 г. 882 аудитора прошли обучение по программам повышения квалификации, связанным с внешним контролем качества работы (1385 – в 2014 г.).

Результативность деятельности контролеров качества саморегулируемых организаций аудиторов характеризуется следующими данными:

Саморегулируемая организация аудиторов

Количество контролеров качества, фактически принимавших участие в осуществлении внешнего контроля качества работы

Количество всех проверок, приходящихся на одного контролера качества, фактически принимавшего участие в осуществлении внешнего контроля качества работы

Количество аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, приходящихся на одного контролера качества, фактически принимавшего участие в осуществлении внешнего контроля качества работы

2014 г.

2015 г.

2014 г.

2015 г.

2014 г.

2015 г.

АПР

150

91

13,1

13,7

7,5

11,5

ИПАР

18

20

37,4

36,6

24,6

21,0

МоАП

71

69

13,8

14,5

18,8

18,0

РКА

48

55

25,1

19,8

21,8

18,3

ААС

84

99

10,2

10,8

19,0

15,8

По результатам проведенных саморегулируемыми организациями аудиторов в 2015 г. проверок внешний контроль качества работы прошли 968 аудиторских организаций и 70 индивидуальных аудиторов (96,1 % от общего количества проверенных саморегулируемыми организациями аудиторов аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов).

Вместе с тем в 2015 г. в ходе внешних проверок качества работы всеми саморегулируемыми организациями аудиторов выявлены 1838 нарушений, что на 10,8% меньше, чем в 2014 г. Среди этих нарушений 1469 связаны с нарушением стандартов аудиторской деятельности. Случаи причинения вреда действиями членов саморегулируемых организаций аудиторов по результатам проверок не выявлялись.

Меры дисциплинарного воздействия приняты саморегулируемыми организациями аудиторов по результатам 114 проверок (122 – в 2014 г.). Эти меры приняты к 72 аудиторским организациям (65 – в 2014 г.) и 42 аудиторам (57 – в 2014 г.). Меры дисциплинарного воздействия, принятые в 2015 г., характеризуются следующими данными:

Саморегулируемая организация аудиторов

Принятые меры дисциплинарного воздействия

Предписания, обязывающие устранить нарушения

Предупреждения о недопустимости нарушений

Штрафы

Приостановление членства в саморегулируемой организации аудиторов

Исключение из членов саморегулируемой организации аудиторов

Аудиторы

Аудиторские организации

Аудиторы

Аудиторские организации

Аудиторы

Аудиторские организации

Аудиторы

Аудиторские организации

Аудиторы

Аудиторские организации

АПР 0 2 0 7 0 1 0 0 0 0
ИПАР 20 8 4 12 1 3 3 9 0 12
МоАП 0 0 0 4 0 0 0 0 0 0
РКА 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
ААС 0 0 14 15 0 0 0 1 0 0

В 2015 г. имело место уменьшение количества примененных мер дисциплинарного воздействия на 22,7% по сравнению с 2014 г. В частности, сократилось количество вынесенных саморегулируемыми организациями аудиторов предписаний, обязывающих устранить нарушения, и предупреждений о недопустимости нарушений.

В ходе проверок соблюдения аудиторскими организациями требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» нарушения выявлены не были.

Недостатки, выявленные
системой внешнего контроля качества работы

Наиболее существенные недостатки в работе аудиторских организаций и аудиторов выявлены проведенными в 2015 г. проверками, а также отмечены экспертами по вопросам аудиторской деятельности в следующих областях:

организация и осуществление внутреннего контроля качества работы;

проведение аудита бухгалтерской отчетности;

составление аудиторского заключения;

независимость и профессиональная этика.

Анализ результатов проведенных проверок, а также экспертных мнений позволяет считать данные недостатки типичными, требующими особого внимания со стороны аудиторских организаций и аудиторов. При этом большинство недостатков отмечается на протяжении ряда лет.

Организация и осуществление
внутреннего контроля качества работы

С точки зрения соблюдения требований федеральных стандартов аудиторской деятельности в части организации и осуществления внутреннего контроля качества работы, выявлены следующие наиболее существенные нарушения и недостатки:

1) формальный подход к осуществлению внутреннего контроля качества работы;

2) отсутствие факта или документального свидетельства осуществления внутреннего контроля качества работы (ФПСАД № 34, ФПСАД № 7);

3) нарушения требований к системе контроля качества услуг в аудиторской организации, в том числе недостаточная информированность сотрудников аудиторской организации об установленных процедурах внутреннего контроля качества работы (ФПСАД № 34) и отсутствие факта или документального свидетельства выполнения процедур, регулирующих порядок решения вопроса о принятии на обслуживание нового клиента или продолжении сотрудничества с уже существующим клиентом (ФПСАД № 34).

Проведение аудита
бухгалтерской отчетности

С точки зрения соблюдения требований федеральных стандартов аудиторской деятельности выявлены следующие наиболее существенные нарушения и недостатки в проведении аудита бухгалтерской отчетности:

1) отсутствие факта или документального свидетельства выполнения аудиторских процедур аудитором либо контроля со стороны аудитора за выполнением аудиторских процедур работниками аудиторской организации (ФПСАД № 7);

2) нарушения требований, предъявляемых к рабочей документации, в том числе низкое качество рабочей документации аудитора, недостатки в формировании и хранении аудиторских файлов (ФПСАД № 2);

3) неисполнение требований в отношении изучения информации о связанных сторонах (ФПСАД № 9);

4) отсутствие факта или документального свидетельства рассмотрения соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита (ФСАД 6/2010);

5) нарушения требований в отношении действий аудитора по проверке правомерности применения аудируемым лицом допущения о непрерывности его деятельности при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе отсутствие или недостаточность аудиторских процедур (ФПСАД № 11);

6) нарушения требований к планированию аудита, в том числе низкий уровень планирования аудита (ФПСАД № 3);

7) нарушения требований в отношении действий аудитора по выявлению и оценке событий, возникших после отчетной даты, в том числе недостаточность принимаемых мер по выявлению и оценке событий, возникших после отчетной даты (ФПСАД № 10);

8) нарушения требований к выборочным процедурам, а также к методам отбора элементов при тестировании, в том числе отсутствие документов, обосновывающих величину аудиторской выборки (ФПСАД № 16);

9) нарушения требований в отношении использования в ходе аудита подтверждающей информации из внешних источников (внешних подтверждений), используемой аудитором для получения аудиторских доказательств, в том числе отсутствие или недостаточность альтернативных аудиторских процедур при неполучении ответов на запрос о внешнем подтверждении, оставление без должного рассмотрения неурегулированных расхождений в данных аудируемого лица и данных внешнего подтверждения (ФПСАД № 18);

10) отсутствие факта или документального свидетельства сообщения информации, полученной по результатам аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, руководству аудируемого лица и представителям собственника этого лица (ФПСАД № 22).

Составление аудиторского заключения

С точки зрения соблюдения требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности», федерального стандарта аудиторской деятельности ФСАД 1/2010 «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности» и других федеральных стандартов аудиторской деятельности выявлены следующие наиболее существенные недостатки в составлении аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица:

1) нарушения требований к форме, содержанию, порядку подписания и представления аудиторского заключения, в том числе отсутствие отдельных элементов аудиторского заключения, предусмотренных частью 2 статьи 6 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», а также неисполнение требований к оформлению аудиторского заключения;

2) нарушение требований об участии аудитора в аудиторской деятельности в соответствии с типом квалификационного аттестата;

3) нарушение требований, связанных с получением аудиторских доказательств;

4) отсутствие модификации аудиторского мнения при наличии существенных искажений или в случае отсутствия у аудитора возможности получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств того, что бухгалтерская (финансовая) отчетность в целом не содержит существенных искажений (ФСАД 1/2010).

Независимость и профессиональная этика

С точки зрения соблюдения требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности», федеральных стандартов аудиторской деятельности, Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций и Кодекса профессиональной этики аудиторов выявлены следующие наиболее существенные недостатки:

1) отсутствие факта или недостаточность свидетельств рассмотрения угроз независимости и мер предотвращения таких угроз;

2) отсутствие документирования разрешения этических конфликтов и снижения риска потери независимости, в том числе отсутствие разработанных процедур, направленных на разрешение этических конфликтов и снижение риска потери независимости;

3) нарушение требований в отношении ротации руководящего состава группы, выполняющей задание, в том числе периодической смены лица, ответственного за проведение аудита бухгалтерской отчетности

4) совершение действий, которые могут дискредитировать аудиторскую профессию.

 

Основные проблемы
системы внешнего контроля качества

В 2015 г. Советом по аудиторской деятельности, Минфином России, Росфиннадзором и саморегулируемыми организациями аудиторов предпринимались меры по совершенствованию системы внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов (см. приложение). Однако анализ функционирования этой системы продолжает свидетельствовать о наличии проблем в данной области. Среди них, в частности:

1) уклонение аудиторских организаций, аудиторов от прохождения внешнего контроля качества работы, в том числе путем перехода в другую саморегулируемую организацию аудиторов;

2) кадровое обеспечение внешнего контроля качества, в том числе: недостаточный уровень квалификации специалистов и отсутствие их ротации, низкая ответственность специалистов за результаты проведенных проверок, отсутствие действенных стимулов и заинтересованности контролеров саморегулируемых организаций аудиторов в результатах своей работы;

3) недостаточное применение мер воздействия к руководителям аудиторских организаций и аудиторам, допустившим нарушения установленных требований;

4) неприменение саморегулируемыми организациями аудиторов в своей деятельности форм, методов и процедур контроля, которые способствовали бы профилактике возможных нарушений установленных требований, позволили бы оперативно реагировать на возможные нарушения со стороны аудиторских организаций, аудиторов;

5) необоснованно длительные сроки проведения внешних проверок качества;

6) формальный подход к проведению внешних проверок качества, ограничение их лишь установлением наличия соответствующего набора рабочих документов аудитора;

7) неэффективность принимаемых мер воздействия по результатам внешних проверок качества, отсутствие их влияния на репутацию недобросовестных участников рынка аудиторских услуг;

8) формальный подход к рассмотрению поступающих жалоб на действия (бездействие) аудиторских организаций, аудиторов;

9) отсутствие специальных проверок по вопросам соблюдения аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами, требований по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, противодействию коррупции и подкупу иностранных должностных лиц.


Приложение к отчету

 

Реализация рекомендаций по совершенствованию
системы внешнего контроля качества,
предложенных в 2015 г.

В 2015 г. Советом по аудиторской деятельности, Минфином России, Росфиннадзором и саморегулируемыми организациями аудиторов проведена следующая работа по решению проблем системы внешнего контроля качества работы.

Вопросы организации и осуществления внешнего контроля качества систематически рассматривались на заседаниях Совета по аудиторской деятельности (далее - Совет) и его Рабочего органа.

В целях противодействия уклонению аудиторских организаций, аудиторов от прохождения внешнего контроля качества работы Советом определены признаки уклонения аудиторской организации, аудитора от прохождения внешнего контроля качества их работы. Подготовлен проект федерального закона, предусматривающий конкретный механизм противодействия уклонению аудиторских организаций, аудиторов от прохождения внешнего контроля качества работы. Саморегулируемым организациям аудиторов предложен комплекс мер по осуществлению соответствующей работы. Рабочему органу Совета поручено подготовить проект толкования понятий «безупречная деловая репутация аудиторской организации», «безупречная деловая (профессиональная) репутация аудитора», «безупречная деловая репутация коммерческой организации, вступающей в члены саморегулируемой организации аудиторов в качестве аудиторской организации», «безупречная деловая (профессиональная) репутация физического лица, вступающего в члены саморегулируемой организации аудиторов в качестве аудитора».

В целях повышения эффективности принимаемых мер воздействия по результатам внешних проверок качества Рабочим органом совместно с саморегулируемыми организациями аудиторов велась работа по определению системы показателей результативности осуществляемого саморегулируемыми организациями аудиторов внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов.

В 2015 г. саморегулируемыми организациями аудиторов обеспечен единообразный подход к оценке нарушений, выявленных при проведении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов, а также установлены правила осуществления выборки аудиторских заданий, подлежащих проверке при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов.

Советом по аудиторской деятельности проведена работа по стимулированию проведения саморегулируемыми организациями аудиторов специальных проверок по вопросам соблюдения аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами, требований по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, противодействию коррупции и подкупу иностранных должностных лиц. В частности, Совет предложил саморегулируемым организациям аудиторов:

- определить перечень аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, в деятельности которых имеются риски, связанные с исполнением их клиентами законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма;

- составить графики проведения специальных проверок и провести такие проверки до конца 2016 г. или запланировать их проведение в 2017 г.

В целях налаживания работы по противодействию подкупу иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок Минфином России:

- направлено в саморегулируемые организации аудиторов письмо «О методической поддержке саморегулируемыми организациями аудиторов своих членов по тематике противодействия подкупу иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок»;

- совместно с Научно-исследовательским финансовым институтом проведен семинар на тему «Методическая поддержка саморегулируемыми организациями аудиторов своих членов в вопросах противодействия подкупу иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок»;

- разработаны и направлены в саморегулируемые организации аудиторов Примерные методические рекомендации аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам по тематике противодействия подкупу иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок. Указанные методические рекомендации рекомендованы к применению саморегулируемыми организациями аудиторов при подготовке методических рекомендаций своим членам по указанной тематике.

Совет предложил Росфиннадзору и саморегулируемым организациям аудиторов при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов усилить контроль за исполнением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами требований законодательства Российской Федерации по противодействию коррупции.

С целью обеспечения гласности результатов внешнего контроля качества работы на официальном Интернет-сайте Минфина России www.minfin.ru размещен отчет «Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов за 2014 г.». Росфиннадзор на своем официальном Интернет-сайте систематически размещал информацию о результатах осуществляемых им мероприятий по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций. Саморегулируемые организации аудиторов на своих официальных Интернет-сайтах размещают информацию о результатах осуществляемых ими мероприятий по внешнему контролю качества работы в отношении своих членов.

В Рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2015 г., изданных Департаментом регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Минфина России и размещенных на официальном Интернет-сайте Минфина России, обращено внимание аудиторов на недостатки в проведении аудита, отмеченные в отчете «Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов за 2014 г.».

В 2015 г. Минфином России завершен цикл проверок саморегулируемых организаций аудиторов в части осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов. Результаты этих проверок обобщены и размещены на официальном Интернет-сайте Минфина России http://www.minfin.ru/.


[1] В 2015 г. – Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), с 2016 г. – Федеральное казначейство.