Протокол заседания Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности от 05.10.2021 № 111

скачать (DOCX, 86.09 KB)
Опубликовано: 08.10.2021Изменено: 08.10.2021
Протокол заседания Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности от 05.10.2021 № 111 Скачать

П Р О Т О К О Л
заседания Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности

Москва от 5 октября 2021 г. № 111

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОВАЛ
Председатель Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности
И.А. Козырев

Присутствовали:

члены Рабочего органа Совета

-

Т.А. Арвачева, И.А. Буян,
О.В. Горячева, Л.А. Иванова,
С.И. Карпухина, Н.В. Кобозева,
И.В. Красильникова, Н.А. Малофеева,
Е.В. Межуева, И.М. Милюкова,
Т.Н. Михайлович, М.Э. Надеждина,
О.А. Носова, С.А. Рассказова-Николаева,
С.С. Суханов, Н.В. Черкасова,
Л.З. Шнейдман

приглашенные

-

А.Ю. Котлярова (Банк России),
Л.Х. Муромцева (Федеральное казначейство),
В.Я. Соколов (АНО «Единая аттестационная комиссия»),
С.В. Соломяный (Минфин России),
Е.В. Старовойтова (Минфин России),
Е.А. Черемных (Минфин России)

Заседание Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности проведено путем совместного дистанционного присутствия для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Ι. О повестке дня заседания Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности


(Козырев)

Утвердить повестку заседания согласно приложению.

II. О проекте постановления Правительства Российской «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года № 1009»


(Буян, Кобозева, Соломяный)

1. Принять к сведению информацию Минфина России (С.В. Соломяный) и Комиссии по контролю качества работы (Н.В. Кобозева) по данному вопросу.

2. С учетом состоявшегося обсуждения рекомендовать Совету по аудиторской деятельности одобрить проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года № 1009» согласно приложению.

III. О проекте приказа Федерального казначейства «Об утверждении Порядка рассмотрения Федеральным казначейством документов, представляемых аудиторской организацией для внесения сведений о ней в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (изменений в такие сведения)»


(Кобозева, Муромцева)

1. Принять к сведению информацию Федерального казначейства (Л.Х. Муромцева) по данному вопросу.

2. Рекомендовать Совету по аудиторской деятельности одобрить проект приказа Федерального казначейства «Об утверждении Порядка рассмотрения Федеральным казначейством документов, представляемых аудиторской организацией для внесения сведений о ней в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (изменений в такие сведения)» согласно приложению.

3. Предложить Федеральному казначейству представить данный вопрос Совету по аудиторской деятельности.

ΙV. О проекте приказа Федерального казначейства «Об утверждении Порядка направления Федеральным казначейством аудиторским организациям, оказывающим аудиторские услуги общественно значимым организациям, предписаний, запросов и уведомлений в письменной форме (посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения адресату) или в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью»


(Муромцева)

1. Принять к сведению информацию Федерального казначейства (Л.Х. Муромцева) по данному вопросу.

2. Рекомендовать Совету по аудиторской деятельности одобрить проект приказа Федерального казначейства «Об утверждении Порядка направления Федеральным казначейством аудиторским организациям, оказывающим аудиторские услуги общественно значимым организациям, предписаний, запросов и уведомлений в письменной форме (посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения адресату) или в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью» согласно приложению.

3. Предложить Федеральному казначейству представить данный вопрос Совету по аудиторской деятельности.

V. О проекте Программы профилактики нарушений обязательных требований Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов, нормативных актов Банка России саморегулируемой организацией аудиторов на 2022 год


(Соломяный)

1. Принять к сведению информацию Минфина России (С.В. Соломяный) по данному вопросу.

2. Рекомендовать Совету по аудиторской деятельности одобрить проект Программы профилактики нарушений обязательных требований Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов, нормативных актов Банка России саморегулируемой организацией аудиторов на 2022 год согласно приложению.

2. Предложить Минфину России представить данный вопрос Совету по аудиторской деятельности.

VI. О признании уважительной причины несоблюдения аудиторами требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленного статьей 11 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»


(Арвачева, Буян, Козырев, Носова, Суханов, Шнейдман)

1. Принять к сведению информацию Комиссии по аттестации и повышению квалификации (О.А. Носова) по данному вопросу.

2. С учетом состоявшегося обсуждения Комиссии по аттестации и повышению квалификации:

а) дополнительно рассмотреть ходатайства саморегулируемой организацией аудиторов Ассоциация «Содружество» о признании уважительными причин несоблюдения в 2020 г. аудиторами Т.А. Никитиной и И.В. Сапожниковой требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленного статьей 11 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», обратив особое внимание на соответствие приложенных к ходатайствам документов требованиям, установленным пунктом 4 Рекомендаций по подготовке саморегулируемой организацией аудиторов ходатайства о признании уважительной причины несоблюдения аудитором требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, одобренных Советом по аудиторской деятельности 18 июня 2015 г. (протокол № 17);

б) представить данный вопрос для рассмотрения на очередном заседании Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности.

Председатель Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности И.А. Козырев

Секретарь Рабочего органаСовета по аудиторской деятельности Т.А. Арвачева

Приложение № 1
к протоколу Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности
от 5 октября 2021 г. № 111

ПОВЕСТКА ЗАСЕДАНИЯ
Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности

1. О проекте постановления Правительства Российской «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года № 1009»

2. О проекте приказа Федерального казначейства «Об утверждении Порядка рассмотрения Федеральным казначейством документов, представляемых аудиторской организацией для внесения сведений о ней в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (изменений в такие сведения)»

3. О проекте приказа Федерального казначейства «Об утверждении Порядка направления Федеральным казначейством аудиторским организациям, оказывающим аудиторские услуги общественно значимым организациям, предписаний, запросов и уведомлений в письменной форме (посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения адресату) или в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью»

4. О проекте Программы профилактики нарушений обязательных требований Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов, нормативных актов Банка России саморегулируемой организацией аудиторов на 2022 год

5. О признании уважительной причины несоблюдения аудиторами требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленного статьей 11 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»

Приложение № 2
к протоколу Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности
от 5 октября 2021 г. № 111

Проект

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от «____» _____________ 2021 г. № ______

МОСКВА

О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года № 1009

Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т :

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года № 1009 «Об утверждении Положения о внешнем контроле качества работы (федеральном государственном контроле (надзоре) аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 27, ст. 5396).

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 года.

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от «___» ______ 2021 г. № ___

Изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года № 1009

1. Наименование изложить в следующей редакции:

«Об утверждении Положения о внешнем контроле деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (федеральном государственном контроле (надзоре)»;

2. В абзаце первом слова «частью 6.1 статьи 10.1» заменить словами «частью 7 статьи 10.2»;

3. Пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Утвердить прилагаемое Положение о внешнем контроле деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (федеральном государственном контроле (надзоре).»;

4. Пункт 3 исключить.

5. В Положении о внешнем контроле качества работы (федеральном государственном контроле (надзоре) аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», утвержденном указанным постановлением:

а) наименование изложить в следующей редакции:

«Положение о внешнем контроле деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (федеральном государственном контроле (надзоре)»;

б) в пункте 1 слова «качества работы (федеральном государственном контроле (надзоре) аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» заменить словами «деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (федеральном государственном контроле (надзоре)»;

в) пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. Предметом государственного контроля является соблюдение аудиторской организацией, оказывающей аудиторские услуги общественно значимым организациям (далее – аудиторская организация), требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности», других федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов и нормативных актов Банка России, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов (далее - обязательные требования), а также исполнение решений Федерального казначейства (его территориальных органов) о применении мер воздействия, принимаемых по результатам государственного контроля.»;

г) в пункте 7 слова «подаваемых аудиторскими организациями уведомлений о начале оказания услуг, предусмотренных частью 2 статьи 10.1» заменить словами «данных реестра аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, предусмотренного частью 1 статьи 5.3»;

д) в подпункте «а» пункта 11 слова «качества работы» заменить словом «деятельности», слова «членом которой является эта аудиторская организация,» исключить;

е) в абзаце первом пункта 17 слова «получения Федеральным казначейством (его территориальным органом) от такой аудиторской организации уведомления о начале оказания указанных услуг, предусмотренного частью 2 статьи 10.1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» заменить словами «включения сведений в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, предусмотренный частью 1 статьи 5.3»;

ж) дополнить пунктом 22.1. следующего содержания:

«22.1. Оформление акта контрольного (надзорного) мероприятия производится по месту нахождения Федерального казначейства (его территориальных органов) не позднее пяти рабочих дней с даты окончания проведения такого мероприятия.»;

з) дополнить пунктом 25 следующего содержания:

«25. Ключевым показателем оценки деятельности Федерального казначейства (его территориальных органов) по осуществлению государственного контроля является «Результативность осуществления внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям». Целевое значение показателя – 80 %.

Показатель рассчитывается по формуле: Е=(Км/Кп)*100%, где:

Км – количество принятых аудиторскими организациями мероприятий, направленных на устранение риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, ед.;

Кп – количество предписанных мероприятий, направленных на устранение риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, ед.»;

и) в приложении № 1 к указанному Положению:

нумерационный заголовок изложить в следующей редакции:

«Приложение № 1
к Положению о внешнем контроле
деятельности аудиторских организаций,
оказывающих аудиторские услуги
общественно значимым организациям
(федеральном государственном
контроле (надзоре)»;

к) в приложении № 2 к указанному Положению:

нумерационный заголовок изложить в следующей редакции:

«Приложение № 2
к Положению о внешнем контроле
деятельности аудиторских организаций,
оказывающих аудиторские услуги
общественно значимым организациям
(федеральном государственном
контроле (надзоре)»;

в графе «Негативные события, имевшиеся в деятельности аудиторской организации и свидетельствующие о возможном несоблюдении ею обязательных требований, при наличии которых изменяется категория риска аудиторской организации» строки «Высокая, средняя, низкая категории риска изменяются на чрезвычайно высокую категорию риска»:

- пункт 6 исключить;

- пункт 7 считать пунктом 6;

в графе «Негативные события, имевшиеся в деятельности аудиторской организации и свидетельствующие о возможном несоблюдении ею обязательных требований, при наличии которых изменяется категория риска аудиторской организации» строки «Средняя, низкая категории риска изменяются соответственно на высокую и среднюю категорию риска» в пункте 6 после слов «части 6» добавить слова «, части 6.3».

Приложение № 3
к протоколу Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности
от 5 октября 2021 г. № 111

ПРОЕКТ

Об утверждении Порядка рассмотрения Федеральным казначейством документов, представляемых аудиторской организацией для внесения сведений о ней в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (изменений в такие сведения)

В соответствии с частью 1 статьи 5.4 и частью 4 статьи 5.6 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 1, ст. 15, 2021, № 27, ст. 5187) п р и к а з ы в а ю:

1. Утвердить Порядок рассмотрения Федеральным казначейством документов, представляемых аудиторской организацией для внесения сведений о ней в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (изменений
в такие сведения).

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2022 года, но не ранее чем по истечению девяноста дней после дня его официального опубликования.

УТВЕРЖДЕН
приказом Федерального казначейства
от ________________ №_____

Порядок рассмотрения Федеральным казначейством документов, представляемых аудиторской организацией для внесения сведений
о ней в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (изменений
в такие сведения)

1. Настоящий Порядок рассмотрения Федеральным казначейством документов, представляемых аудиторской организацией для внесения сведений о ней в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (изменений
в такие сведения) (далее – Порядок), разработан на основании положений статей 5.4 и 5.6 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации , 2009, № 1, ст. 15, 2021, № 27, ст. 5187) (далее – Федеральный закон «Об аудиторской деятельности») и устанавливает порядок рассмотрения Федеральным казначейством документов, представляемых аудиторской организацией для внесения сведений о ней в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (далее – Реестр аудиторских организаций) (изменений в такие сведения).

2. Порядок регламентирует проведение Федеральным казначейством следующих процедур:

- рассмотрение заявления аудиторской организации и принятие решения о внесении сведений об аудиторской организации в Реестр аудиторских организаций;

- рассмотрение заявления аудиторской организации и принятие решения о внесении изменений в сведения об аудиторской организации, внесенные в Реестр аудиторских организаций.

3. Должностными лицами Федерального казначейства, уполномоченными на осуществление процедур в соответствии с пунктом 2 Порядка, являются руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства, федеральные государственные гражданские служащие, в должностные обязанности которых в соответствии с приказом Федерального казначейства входит рассмотрение документов, представляемых аудиторской организацией для внесения сведений о ней в Реестр аудиторских организаций (изменений в такие сведения).

4. Срок рассмотрения заявления аудиторской организации
и принятия решения о внесении сведений об аудиторской организации
в Реестр аудиторских организаций или об отказе во внесении таких сведений не может превышать 45 рабочих дней со дня, следующего за днем представления аудиторской организацией в Федеральное казначейство заявления о внесении сведений о ней в Реестр аудиторских организаций.

5. В ходе рассмотрения заявления аудиторской организации
о внесении сведений о ней в Реестр аудиторских организаций
осуществляется:

- проверка соответствия аудиторской организации, представившей заявление о внесении сведений о ней в Реестр аудиторских организаций, требованиям Федерального закона «Об аудиторской деятельности»;

- принятие решения о внесении сведений об аудиторской организации в Реестр аудиторских организаций или решения об отказе
во внесении указанных сведений.

5.1. В случае представления аудиторской организацией заявления
и (или) документов, не соответствующих требованиям, установленным Министерством финансов Российской Федерации, и (или) представления их не в полном объеме, и (или) непредставления в соответствии с запросом Федерального казначейства дополнительных документов (информации) Федеральное казначейство направляет аудиторской организации уведомление в письменной форме о необходимости в тридцатидневный срок устранения выявленных нарушений и (или) представления в полном объеме документов (далее – уведомление).

5.2. Направление уведомления осуществляется путем подготовки
в соответствии с правилами делопроизводства Федерального казначейства письма и его отправки посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения организации с фиксацией факта и даты его направления.

5.3. Течение срока рассмотрения Федеральным казначейством документов, представленных аудиторской организацией для внесения сведений о ней в Реестр аудиторских организаций, приостанавливается
со дня направления Федеральным казначейством уведомления в адрес аудиторской организации.

5.4. Течение срока рассмотрения Федеральным казначейством документов, представленных аудиторской организацией для внесения сведений о ней в Реестр аудиторских организаций, возобновляется:

- с даты получения Федеральным казначейством документов (информации) от аудиторской организации;

- по истечении тридцати дней с даты направления Федеральным казначейством уведомления в адрес аудиторской организации.

5.5. По результатам проверки соответствия аудиторской организации, представившей заявление о внесении сведений о ней
в Реестр аудиторских организаций, требованиям Федерального закона
«Об аудиторской деятельности» составляется акт проверки.

5.6. Акт проверки содержит:

- наименование аудиторской организации;

- основной государственный регистрационный номер аудиторской организации в Едином государственном реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ);

- дату, время и место составления акта;

- реквизиты заявления аудиторской организации о внесении сведений о ней в Реестр аудиторских организаций;

- перечень документов, представленных аудиторской организацией;

- перечень должностных лиц Федерального казначейства, проводивших проверку;

- выводы о соответствии (несоответствии) аудиторской организации, представившей заявление о внесении сведений о ней в Реестр аудиторских организаций, требованиям Федерального закона «Об аудиторской деятельности»;

- иные сведения, относящиеся к проведению проверки.

5.7. Руководитель Федерального казначейства на основании докладной записки заместителя руководителя Федерального казначейства, курирующего деятельность структурного подразделения Федерального казначейства, к компетенции которого относится ведение Реестра аудиторских организаций, содержащей информацию о результатах проверки, принимает одно из следующих решений:

- о внесении сведений об аудиторской организации в Реестр аудиторских организаций;

- об отказе во внесении сведений об аудиторской организации
в Реестр аудиторских организаций.

5.7.1. Решение о внесении сведений об аудиторской организации
в Реестр аудиторских организаций и решение об отказе во внесении сведений об аудиторской организации в Реестр аудиторских организаций оформляются приказами Федерального казначейства.

5.7.2. Федеральное казначейство в течение трех рабочих дней, следующих за днем принятия одного из решений, указанных в пункте 5.7.1 Порядка, уведомляет аудиторскую организацию и саморегулируемую организацию аудиторов о принятом решении путем подготовки
в соответствии с правилами делопроизводства Федерального казначейства письма и его отправки посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения аудиторской организации и саморегулируемой организации аудиторов с фиксацией факта и даты его направления.

5.8. Запись о включении сведений об аудиторской организации
в Реестр аудиторских организаций вносится в Реестр аудиторских организаций в течение одного рабочего дня, следующего за днем принятия Федеральным казначейством решения.

6. Срок рассмотрения заявления аудиторской организации
и принятия решения о внесении изменений в сведения об аудиторской организации, внесенные в Реестр аудиторских организаций, не может превышать 15 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления
в Федеральное казначейство заявления аудиторской организации о внесении изменений в сведения об аудиторской организации, внесенные в Реестр аудиторских организаций.

7. В ходе рассмотрения заявления аудиторской организации
о внесении изменений в сведения об аудиторской организации, внесенные в Реестр аудиторских организаций, осуществляется:

- проверка достоверности сведений, содержащихся в заявлении аудиторской организации о внесении изменений в сведения
об аудиторской организации, внесенные в Реестр аудиторских организаций, и подтверждающих эти изменения документах;

- принятие решения о внесении изменений в сведения об аудиторской организации, внесенные в Реестр аудиторских организаций.

7.1. Проверка достоверности сведений, содержащихся в заявлении аудиторской организации о внесении изменений в сведения
об аудиторской организации, внесенные в Реестр аудиторских организаций, и подтверждающих эти изменения документах осуществляется путем их сопоставления с информацией, содержащейся
в ЕГРЮЛ и реестре аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов.

7.2. Руководитель Федерального казначейства на основании докладной записки заместителя руководителя Федерального казначейства, курирующего деятельность структурного подразделения Федерального казначейства, к компетенции которого относится ведение Реестра аудиторских организаций, содержащей информацию о результатах проверки, принимает решение о внесении изменений в сведения об аудиторской организации, внесенные в Реестр аудиторских организаций.

7.3. Решение о внесении изменений в сведения об аудиторской организации, внесенные в Реестр аудиторских организаций, оформляется приказом Федерального казначейства.

7.4. Запись о внесении изменений в сведения об аудиторской организации, внесенные в Реестр аудиторских организаций, вносится
в Реестр аудиторских организаций в течение срока, установленного пунктом 6 Порядка, но не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия Федеральным казначейством решения.

Приложение № 4
к протоколу Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности
от 5 октября 2021 г. № 111

ПРОЕКТ

Об утверждении Порядка направления Федеральным казначейством аудиторским организациям, оказывающим аудиторские услуги общественно значимым организациям, предписаний, запросов и уведомлений в письменной форме (посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения адресату) или в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью

В соответствии с частью 12 статьи 10.2, частью 7 статьи 13, Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 1, ст. 15; 2021, № 27, ст. 5188), подпунктом 5.15(2) пункта 5 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 703 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 49, ст. 4908; 2016, № 17, ст. 2399; 2019, № 25, ст. 3265), п р и к а з ы в а ю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок направления Федеральным казначейством аудиторским организациям, оказывающим аудиторские услуги общественно значимым организациям, предписаний, запросов и уведомлений в письменной форме (посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения адресату) или в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2022 года.

УТВЕРЖДЕН
приказом Федерального казначейства
от _____________№ ______________

Порядок направления Федеральным казначейством аудиторским организациям, оказывающим аудиторские услуги общественно значимым организациям, предписаний, запросов и уведомлений в письменной форме (посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения адресату) или в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью

1. Настоящий Порядок направления Федеральным казначейством аудиторским организациям, оказывающим аудиторские услуги общественно значимым организациям, предписаний, запросов и уведомлений в письменной форме (посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения адресату) или в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (далее – Порядок) подготовлен в соответствии с положениями части 12 статьи 10.2, Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 1, ст. 15; 2021, № 27, ст. 5188).

2. Федеральное казначейство направляет аудиторским организациям, оказывающим аудиторские услуги общественно значимым организациям (далее – аудиторские организации) предписания, запросы, уведомления, а также иные документы (информацию, сведения), связанные с осуществлением внешнего контроля деятельности аудиторских организаций и ведением реестра аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, в письменной форме (посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения адресату) или в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью должностных лиц уполномоченного органа.

3. Документы (информация, сведения), необходимые для осуществления Федеральным казначейством внешнего контроля деятельности аудиторских организаций и ведения реестра аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, представляются аудиторскими организациями в сроки, указанные в предписаниях и запросах уполномоченного органа, или в инициативном порядке.

4. Регистрация электронных документов осуществляется в соответствии с правилами документооборота, установленными в Федеральном казначействе.

5. Хранение файлов электронных документов, поступивших от аудиторских организаций, обеспечивается Федеральным казначейством в течение 5 лет.

Приложение № 5
к протоколу Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности
от 5 октября 2021 г. № 111

ПРОЕКТ

Утверждена
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от ___ _______2021 г. № ____

Программа профилактики нарушений обязательных требований Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов, нормативных актов Банка России саморегулируемой организацией аудиторов на 2022 год

I. Общие положения

1. Настоящая Программа определяет мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 1, ст. 15; 2021, № 27, ст. 5187) (далее – Федеральный закон «Об аудиторской деятельности») и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов, нормативных актов Банка России (далее - обязательные требования) саморегулируемой организацией аудиторов.

2. Целями проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований саморегулируемой организацией аудиторов являются:

а) предупреждение нарушений саморегулируемой организацией аудиторов обязательных требований;

б) устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;

в) повышение прозрачности системы государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов;

г) снижение издержек Минфина России и саморегулируемой организации аудиторов при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов;

д) снижение административной нагрузки на саморегулируемую организацию аудиторов;

е) создание мотивации к добросовестной деятельности саморегулируемой организации аудиторов;

ж) разъяснение саморегулируемой организации аудиторов системы обязательных требований.

3. Задачами проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований саморегулируемой организации аудиторов являются:

а) формирование единообразного понимания обязательных требований у саморегулируемой организации аудиторов и у Минфина России;

б) выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований саморегулируемой организацией аудиторов, определение способов их устранения или снижения рисков их возникновения;

в) выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;

г) выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по их профилактике.

II. Анализ текущего состояния государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов

4. Субъектом государственного контроля (надзора) является некоммерческая организация, включенная в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов. По состоянию на 1 декабря 2021 г. в государственном реестре саморегулируемых организаций аудиторов содержатся сведения об одной саморегулируемой организации аудиторов: Ассоциация «Содружество». С 1 января 2022 г. некоммерческая организация будет приобретать статус саморегулируемой организации аудиторов с даты присвоения ей статуса саморегулируемой организации аудиторов.

5. Предметом государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов является соблюдение саморегулируемой организацией аудиторов обязательных требований.

6. Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов, утвержден приказом Минфина России от 18 декабря 2020 г. № 1122.

7. На основе анализа текущей структуры нормативного правового регулирования государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов сформированы следующие ключевые охраняемые законом ценности, защита которых должна быть предметом государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов:

1) право юридических лиц и граждан на получение информации;

2) право на свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, недопущение экономической деятельности, направленной на недобросовестную конкуренцию;

3) право на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом;

4) обеспечение условий осуществления аудиторской деятельности.

По данным ценностям определены следующие ключевые риски, воздействие которых может причинить ущерб ценностям.

Ключевые риски, оказывающие воздействие на охраняемые законом ценности, источники их возникновения и способы регулирования

№ п.п.

Охраняемые законом ценности, на которые воздействует риск

Ключевой риск, оказывающий воздействие на охраняемые законом ценности

Источник возникновения риска

Способ регулирования риска

1.

Право юридических лиц и граждан на получение информации

Риск нарушения прав и законных интересов граждан и юридических лиц

Человеческий фактор (неисполнение сотрудником саморегулируемой организации аудиторов установленных требований)

Проведение плановых и внеплановых проверок, осуществление систематического наблюдения за исполнением обязательных требований.

Применение мер воздействия, предусмотренных статьей 22 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»

Риск неисполнения или ненадлежащего исполнения саморегулируемой организацией аудиторов возложенных на нее функций (искажение информации о субъектах аудиторской деятельности; осуществление деятельности лицами, не отвечающими надлежащим требованиям)

2.

Право на свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, недопущение экономической деятельности, направленной на недобросовестную конкуренцию

Риск неисполнения или ненадлежащего исполнения саморегулируемой организацией аудиторов возложенных на нее функций (установление стандартов, не отвечающих общественным интересам, создающим препятствие в деятельности субъектов аудиторской деятельности; осуществление деятельности лицами, не отвечающими надлежащим требованиям; необеспечение имущественной ответственности субъектов аудиторской деятельности перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами

Человеческий фактор (неисполнение сотрудником саморегулируемой организации аудиторов установленных требований)

Проведение плановых и внеплановых проверок.

Применение мер воздействия, предусмотренных статьей 22 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»

3.

Право на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом

Риск неисполнения или ненадлежащего исполнения саморегулируемой организацией аудиторов возложенных на нее функций (необеспечение имущественной ответственности субъектов аудиторской деятельности перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами; недобросовестное рассмотрение жалоб на действия членов саморегулируемой организации аудиторов и качество оказываемых ими услуг)

Человеческий фактор (неисполнение сотрудником саморегулируемой организации аудиторов установленных требований)

Проведение плановых и внеплановых проверок.

Применение мер воздействия, предусмотренных статьей 22 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»

4.

Обеспечение условий осуществления аудиторской деятельности

Риск неисполнения или ненадлежащего исполнения саморегулируемой организацией аудиторов возложенных на нее функций (установление стандартов, не отвечающих общественным интересам, создающим препятствие в деятельности субъектов аудиторской деятельности; осуществление деятельности лицами, не отвечающими надлежащим требованиям; искажение информации о субъектах аудиторской деятельности; необеспечение имущественной ответственности субъектов аудиторской деятельности перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами; недобросовестное рассмотрение жалоб на действия членов саморегулируемой организации аудиторов и качество оказываемых ими услуг)

Человеческий фактор (неисполнение сотрудником саморегулируемой организации аудиторов установленных требований)

Проведение плановых и внеплановых проверок, осуществление систематического наблюдения за исполнением обязательных требований. Применение мер воздействия, предусмотренных статьей 22 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»

8. Наиболее значимыми рисками деятельности саморегулируемой организации аудиторов являются:

а) риски, связанные с ведением реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов (далее - реестр). Реестр является правоустанавливающим документом (у аудиторской организации и аудитора возникает право осуществлять аудиторскую деятельность с момента включения сведений о них в указанный реестр). С другой стороны, реестр обеспечивает удовлетворение информационных потребностей широкого круга пользователей в сведениях о лицах, имеющих право осуществлять аудиторскую деятельность. Таким образом, соблюдение саморегулируемой организацией аудиторов установленных требований к ведению реестра имеет существенное значение для функционирования рынка аудиторских услуг;

б) риски, связанные с подтверждением соблюдения требования о ежегодном повышении квалификации аудиторов. Организация в саморегулируемой организации аудиторов системы повышения квалификации аудиторов и подтверждения соблюдения требования о ежегодном повышении квалификации аудиторов обеспечивает: поддержание профессиональных знаний аудитора на должном уровне; выявление и исключение из реестра не выполнивших данное требование аудиторов. Таким образом, соблюдение саморегулируемой организацией аудиторов установленного требования по организации подтверждения ежегодного повышения квалификации аудиторами имеет существенное значение для обеспечения надлежащего уровня профессиональной компетентности аудиторов;

в) риски, связанные с обеспечением саморегулируемой организацией аудиторов дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами посредством формирования компенсационного фонда (компенсационных фондов). Формирование компенсационного фонда (компенсационных фондов) является одним из требований к саморегулируемой организации аудиторов, установленным Федеральным законом «Об аудиторской деятельности». Соблюдение саморегулируемой организацией аудиторов требований по формированию компенсационного фонда (компенсационных фондов) имеет существенное значение в защите потребителей аудиторских услуг и иных лиц от некачественных аудиторских услуг;

г) риски, связанные с некачественным осуществлением внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов. Внешний контроль деятельности аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов является одной из основных функций саморегулируемой организации аудиторов, имеет первостепенное значение для обеспечения качества аудиторских услуг и является одним из важнейших факторов устойчивого функционирования аудиторского рынка. Соблюдение саморегулируемой организацией аудиторов требований по осуществлению внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов имеет существенное значение в обеспечении качества аудиторских услуг и защите потребителей аудиторских услуг и иных лиц от некачественных аудиторских услуг;

д) риски, связанные с применением мер дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций, аудиторов, допустивших нарушения обязательных требований. Применение мер дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций, аудиторов тесно связано с проводимым саморегулируемой организацией аудиторов внешним контролем деятельности аудиторских организаций, аудиторов. Реализация саморегулируемой организацией аудиторов права на применение мер дисциплинарного воздействия и соблюдение саморегулируемой организацией аудиторов требований по применению мер дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций, аудиторов, допустивших нарушения обязательных требований, создает условия для повышения качества аудиторских услуг, освобождения рынка от недобросовестных аудиторских организаций и аудиторов, работы механизмов репутационного воздействия на них;

е) риски, связанные с рассмотрением саморегулируемой организацией аудиторов жалоб на действия (бездействие) своих членов. Рассмотрение саморегулируемой организацией аудиторов жалоб на действия (бездействие) своих членов также является одной из основных функций саморегулируемой организации аудиторов. Работа по рассмотрению саморегулируемой организацией аудиторов жалоб на действия (бездействие) своих членов имеет особое значение в отношениях с пользователями аудиторских услуг, а также с точки зрения нормального функционирования аудиторского рынка.

9. Результаты государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов характеризуются следующими данными.

В период с 2011 по 2021 годы проведено 16 плановых и 11 внеплановых проверок саморегулируемых организаций аудиторов.

Саморегулируемая организация аудиторов1 Количество проверок в
2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Всего проверок

2

8

4

3

4

2

1

1

1

0

1

в том числе:

плановые проверки

2

2

2

2

2

2

1

1

1

0

1

внеплановые проверки

0

6

2

1

2

0

0

0

0

0

0

«Аудиторская палата России» (Ассоциация) (далее - АПР)2 – всего

0

1

1

0

2

0

х

х

х

х

х

в том числе:

плановые проверки

0

0

1

0

1

0

х

х

х

х

х

внеплановые проверки

0

1

0

0

1

0

х

х

х

х

х

Некоммерческое партнерство «Институт Профессиональных

Аудиторов» (далее - ИПАР)2 – всего

0

2

0

1

1

0

х

х

х

х

х

в том числе:

плановые проверки

0

1

0

1

0

0

х

х

х

х

х

внеплановые проверки

0

1

0

0

1

0

х

х

х

х

х

«Российский Союз аудиторов» (Ассоциация) (далее - РСА)3 – всего

0

2

0

0

1

0

1

0

1

х

х

в том числе:

плановые проверки

0

1

0

0

1

0

1

0

1

х

х

внеплановые проверки

0

1

0

0

0

0

0

0

0

х

х

Некоммерческое партнерство «Гильдия аудиторов Региональных Институтов Профессиональных бухгалтеров» (далее - Гильдия аудиторов)[4] – всего

0

1

х

х

х

х

х

х

х

х

х

в том числе:

плановые проверки

0

0

х

х

х

х

х

х

х

х

х

внеплановые проверки

0

1

х

х

х

х

х

х

х

х

х

Некоммерческое партнерство

«Российская Коллегия аудиторов» (далее - РКА)2 – всего

1

1

1

0

0

1

х

х

х

х

х

в том числе:

плановые проверки

1

0

1

0

0

1

х

х

х

х

х

внеплановые проверки

0

1

0

0

0

0

х

х

х

х

х

Ассоциация «Содружество» (далее - ААС) – всего

1

1

2

2

0

1

0

1

0

0

1

в том числе:

плановые проверки

1

0

0

1

0

1

0

1

0

0

1

внеплановые проверки

0

1

2

1

0

0

0

0

0

0

0

В результате проверок саморегулируемых организаций аудиторов установлены нарушения обязательных требований.

Вид нарушений Год Нарушения
АПР ИПАР РСА Гильдия аудиторов РКА ААС

Ведение реестра

2011

-

-

-

-

3

3

2012

-

4

1

6

-

-

2013

2

-

-

х

1

-

2014

-

6

-

х

-

5

2015

3

-

1

х

-

-

2016

-

-

-

х

3

-

2021

х

х

х

х

х

1

Подтверждение соблюдения требования о ежегодном повышении квалификации аудиторов

2012

-

2

1

-

-

-

2013

1

-

-

х

-

-

Осуществление внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов

2013

-

-

-

х

9

-

2014

-

16

-

х

-

15

2015

7

-

7

х

-

-

2016

-

-

-

х

1

-

2018

х

х

-

х

х

8

2019

х

х

1

х

х

-

Применение мер дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций, аудиторов

2016

-

-

-

х

1

2017

х

х

2

х

х

-

Раскрытие информации о своей деятельности и деятельности своих членов

2012

-

-

-

-

-

1

2021

х

х

х

х

х

1

Участие в ассоциациях (союзах) саморегулируемых организаций

2013

-

-

-

х

-

2

Предоставление в Минфин России для внесения изменений в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов, недостоверной информации

2015

2

-

-

х

-

-

Всего:

15

28

13

6

18

36

По результатам проверок саморегулируемых организаций аудиторов, в связи с выявленными нарушениями обязательных требований, Минфином России принимались меры воздействия.

Саморегулируемая организация аудиторов

Год

Вынесено предписание

Вынесено предупреждение

Вынесено решение об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов

Обращение в арбитражный суд

АПР

2013

-

1

-

-

2015

1

1

-

-

ИПАР

2012

1

1

-

-

2014

1

1

-

-

РСА

2012

-

1

-

-

2015

-

1

-

-

2017

-

-

-

-

2020

-

1

-

-

Гильдия аудиторов

2012

-

-

1

-

РКА

2011

1

-

-

-

2013

1

1

-

-

2016

-

1

-

-

ААС

2011

1

-

-

-

2012

1

-

-

-

2013

1

-

-

-

2014

1

1

-

-

2018

-

1

-

-

2021

-

1

-

-

Всего:

9

12

1

-

III. Текущее состояние профилактических мероприятий

10. В целях профилактики нарушений обязательных требований Минфином России были проведены следующие профилактические мероприятия:

а) размещение на официальном сайте Минфина России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»):

- Перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов, утвержденного приказом Минфина России от 18 декабря 2020 г. № 1122, а также текстов правовых актов из указанного перечня или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также их поддержание в актуальном состоянии;

- программ проверок саморегулируемой организации аудиторов;

- методических материалов, разъясняющих порядок осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов;

- информации о результатах проверок саморегулируемых организаций аудиторов и принятых мерах воздействия;

- обобщенных материалов результатов государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов с перечнем выявленных нарушений;

- анкеты самооценки саморегулируемой организации аудиторов;

- отчетов о контроле качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов;

- информации о результатах проведенных совещаний с саморегулируемой организацией аудиторов по обсуждению результатов анализа практики применения обязательных требований саморегулируемой организации аудиторов;

б) анализ опыта осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов. Его результаты представляются в размещенном в сети «Интернет» ежегодном докладе об осуществлении Минфином России государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов и об эффективности такого контроля (надзора);

в) проведение наблюдения за соблюдением ААС обязательных требований. О результатах наблюдения информируется саморегулируемая организация аудиторов;

г) проведение совещаний с саморегулируемой организацией аудиторов по обсуждению результатов анализа практики применения обязательных требований саморегулируемой организацией аудиторов;

д) обобщение и анализ результатов правоприменительной практики при осуществлении государственного контроля (надзора) за саморегулируемой организацией аудиторов и размещение их на официальном сайте Минфина России в сети «Интернет»;

е) создание раздела на официальном сайте Минфина России в сети «Интернет» и размещение в нем всей информации, касающейся профилактики нарушений обязательных требований саморегулируемой организации аудиторов;

ж) издание приказа Минфина России от 18 декабря 2020 г. № 1121 «Об утверждении Программы профилактики нарушений обязательных требований Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов саморегулируемой организацией аудиторов на 2021 год».

IV. Отчетные показатели эффективности мероприятий

настоящей Программы

11. Показателями эффективности мероприятий настоящей Программы являются:

а) доля проверок, осуществленных в отношении саморегулируемой организации аудиторов, по итогам которых выявлены нарушения обязательных требований от общего количества запланированных проверок. Показатель характеризует эффективность осуществления Минфином России планирования проверок государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов с применением риск-ориентированного подхода и определяется как соотношение количества проверок за отчетный период, по которым выявлены нарушения обязательных требований, и общего количества проведенных плановых проверок за отчетный период;

б) количество вынесенных и оставленных без изменения мер воздействия в отношении саморегулируемой организации аудиторов, допустившей нарушение обязательных требований, к общему количеству вынесенных мер воздействия. Показатель характеризует качество осуществления Минфином России контрольных мероприятий государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов и определяется как соотношение количества оставленных без изменения мер воздействия, вынесенных Минфином России в отношении саморегулируемой организации аудиторов, допустившей нарушение обязательных требований за отчетный период, и общего количества мер воздействия, вынесенных Минфином России в отношении саморегулируемой организации аудиторов, допустившей нарушение обязательных требований за отчетный период.

в) информированность саморегулируемой организации аудиторов об обязательных требованиях, о принятых и готовящихся изменениях в системе обязательных требований, о порядке проведения проверок, посредством размещения нормативных правовых актов, информационных сообщений и иных документов на официальном сайте Минфина России в сети «Интернет».

г) понятность обязательных требований, обеспечивающая их однозначное толкование саморегулируемой организацией аудиторов и Минфином России;

д) вовлечение саморегулируемой организации аудиторов в регулярное взаимодействие с Минфином России;

е) удовлетворенность качеством мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований саморегулируемой организацией аудиторов, проведенных в отчетном периоде.

Показатели «в» - «е» определяются путем ежегодного опроса саморегулируемой организации аудиторов.

12. Ответственными за организацию и проведение профилактики нарушений обязательных требований саморегулируемой организацией аудиторов являются:

Соломяный Сергей Васильевич – заместитель директора Департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности – начальник отдела по контролю в сфере аудиторской деятельности Минфина России, тел. 8-495-913-11-11 (доб. 0701);

Паньшин Алексей Владимирович – заместитель начальника отдела по контролю в сфере аудиторской деятельности Департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Минфина России, тел. 8-495-913-11-11 (доб. 0744).

13. Уполномоченным на выдачу при получении сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в соответствии с частями 5 - 7 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» является Колычев Владимир Владимирович – заместитель Министра финансов Российской Федерации, тел. 8-495-913-11-11 (доб. 4110).

14. Информация о мероприятиях по профилактике нарушений обязательных требований саморегулируемой организации аудиторов размещается в сети «Интернет».

V. План мероприятий по профилактике нарушений на 2022 г.

№ п/п

Наименование мероприятия

Срок (периодичность) исполнения

Ответственное подразделение органа государствен-ного контроля (надзора)

Ожидаемый результат

1.

Поддержание в актуальном виде размещенного на официальном сайте Минфина России в сети «Интернет» Перечня правовых актов и их отдельных частей (приложений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов

в течение года

Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности (далее – Департамент)

Повышение информированности саморегулируемой организации аудиторов и заинтересованных лиц

2.

Поддержание в актуальном виде размещенных на официальном сайте Минфина России в сети «Интернет» текстов правовых актов и их отдельных частей (приложений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов

в течение года

Департамент

Повышение информированности саморегулируемой организации аудиторов и заинтересованных лиц

3.

Подготовка и размещение на официальном сайте Минфина России в сети «Интернет» информационных сообщений, связанных с изменением нормативных правовых актов, входящих в Перечень правовых актов и их отдельных частей (приложений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов (при необходимости)

в течение года

Департамент

Повышение информированности саморегулируемой организации аудиторов и заинтересованных лиц

4.

Направление саморегулируемой организации аудиторов предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований (при необходимости)

в течение года

Департамент

Снижение количества нарушений обязательных требований

5.

Обобщение результатов государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов, осуществленного Минфином России и размещение их на официальном сайте Минфина России в сети «Интернет» (при необходимости)

февраль – март 2022 г.

Департамент

Снижение количества нарушений обязательных требований

6.

Подготовка и размещение на официальном сайте Минфина России в сети «Интернет» доклада об осуществлении Минфином России государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов и об эффективности такого контроля (надзора) за 2021 г. и представление его в Минэкономразвития России

15.03.2022

Департамент

Повышение информированности саморегулируемой организации аудиторов и заинтересованных лиц

7.

Проведение наблюдения за соблюдением саморегулируемой организацией аудиторов обязательных требований

по состоянию на

31.03.2021,

31.07.2022,

30.11.2022

Департамент

Снижение количества нарушений обязательных требований

8.

Размещение на официальном сайте Минфина России в сети «Интернет» результатов проверки саморегулируемой организации аудиторов

в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем принятия решения о применении меры воздействия

Департамент

Повышение информированности заинтересованных лиц, снижение количества нарушений обязательных требований

9.

Проведение совещаний с саморегулируемой организацией аудиторов по обсуждению результатов анализа практики применения обязательных требований саморегулируемой организацией аудиторов

май, декабрь

2022 г.

Департамент

Повышение информированности саморегулируемой организации аудиторов и заинтересованных лиц, снижение количества нарушений обязательных требований

10.

Обобщение и анализ результатов правоприменительной практики при осуществлении государственного контроля (надзора) за саморегулируемой организацией аудиторов и размещение их на официальном сайте Минфина России в сети «Интернет»

1 сентября

2022 г.

Департамент

Снижение количества нарушений обязательных требований

11.

Подготовка и размещение на официальном сайте Минфина России в сети «Интернет» отчета по контролю качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов за 2021 г.

июль - август

2022 г.

Департамент

Повышение информированности саморегулируемой организации аудиторов и заинтересованных лиц

12.

Проведение анкетирования саморегулируемой организации аудиторов об эффективности и результативности мероприятий Программы профилактических нарушений на 2021 г.

январь - февраль

2022 г.

Департамент

Повышение прозрачности и результативности системы государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов, снижение количества нарушений обязательных требований

VI. Проект отчетных показателей эффективности мероприятий Программы профилактических нарушений на 2023 - 2024 годы

15. Отчетные показателями эффективности мероприятий Программы профилактических нарушений на 2023 - 2024 годы будут являться:

а) доля проверок, осуществленных в отношении саморегулируемой организации аудиторов, по итогам которых выявлены нарушения обязательных требований от общего количества запланированных проверок. Показатель характеризует эффективность осуществления Минфином России планирования проверок государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов с применением риск-ориентированного подхода и определяется как соотношение количества проверок за отчетный период, по которым выявлены нарушения обязательных требований, и общего количества проведенных плановых проверок за отчетный период;

б) количество вынесенных и оставленных без изменения мер воздействия в отношении саморегулируемой организации аудиторов, допустившей нарушение обязательных требований, к общему количеству вынесенных мер воздействия. Показатель характеризует качество осуществления Минфином России контрольных мероприятий государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов и определяется как соотношение количества оставленных без изменения мер воздействия, вынесенных Минфином России в отношении саморегулируемой организации аудиторов, допустившей нарушение обязательных требований за отчетный период, и общего количества мер воздействия, вынесенных Минфином России в отношении саморегулируемой организации аудиторов, допустившей нарушение обязательных требований за отчетный период;

в) информированность саморегулируемой организации аудиторов об обязательных требованиях, о принятых и готовящихся изменениях в системе обязательных требований, о порядке проведения проверок, посредством размещения нормативных правовых актов, информационных сообщений и иных документов на официальном сайте Минфина России в сети «Интернет»;

г) понятность обязательных требований, обеспечивающая их однозначное толкование саморегулируемой организацией аудиторов и Минфином России;

д) вовлечение саморегулируемой организации аудиторов в регулярное взаимодействие с Минфином России;

е) удовлетворенность качеством мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований саморегулируемой организацией аудиторов, проведенных в отчетном периоде.

Показатели «в» - «е» определяются путем ежегодного опроса саморегулируемой организации аудиторов.

VII. Проект плана мероприятий по профилактике нарушений на 2023 - 2024 годы

№ п/п

Наименование мероприятия

Срок (периодичность) исполнения

Ответственное подразделение органа государственного контроля (надзора)

Ожидаемый результат

1.

Поддержание в актуальном виде размещенного на официальном сайте Минфина России в сети «Интернет» Перечня правовых актов и их отдельных частей (приложений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов

в течение года

Департамент

Повышение информированности саморегулируемой организации аудиторов и заинтересованных лиц

2.

Поддержание в актуальном виде размещенных на официальном сайте Минфина России в сети «Интернет» текстов правовых актов и их отдельных частей (приложений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов

в течение года

Департамент

Повышение информированности саморегулируемой организации аудиторов и заинтересованных лиц

3.

Подготовка и размещение на официальном сайте Минфина России в сети «Интернет» информационных сообщений, связанных с изменением нормативных правовых актов, входящих в Перечень правовых актов и их отдельных частей (приложений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов (при необходимости)

в течение года

Департамент

Повышение информированности саморегулируемой организации аудиторов и заинтересованных лиц

4.

Направление саморегулируемой организации аудиторов предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований (при необходимости)

в течение года

Департамент

Снижение количества нарушений обязательных требований

5.

Обобщение результатов государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов, осуществленного Минфином России и размещение их на официальном сайте Минфина России в сети «Интернет» (при необходимости)

февраль - март

Департамент

Снижение количества нарушений обязательных требований

6.

Подготовка и размещение на официальном сайте Минфина России в сети «Интернет» доклада об осуществлении Минфином России государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов и об эффективности такого контроля (надзора) и представление его в Минэкономразвития России

15 марта

Департамент

Повышение информированности саморегулируемой организации аудиторов и заинтересованных лиц

7.

Проведение наблюдения за соблюдением саморегулируемой организацией аудиторов обязательных требований

по состоянию на 31.03,

31.07,

30.11

Департамент

Снижение количества нарушений обязательных требований

8.

Размещение на официальном сайте Минфина России в сети «Интернет» результатов проверки саморегулируемой организации аудиторов

в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем принятия решения о применении меры воздействия

Департамент

Повышение информированности заинтересованных лиц, снижение количества нарушений обязательных требований

9.

Проведение совещаний с саморегулируемой организацией аудиторов по обсуждению результатов анализа практики применения обязательных требований саморегулируемой организацией аудиторов

май, декабрь

Департамент

Повышение информированности саморегулируемой организации аудиторов и заинтересованных лиц, снижение количества нарушений обязательных требований

10.

Обобщение и анализ результатов правоприменительной практики при осуществлении государственного контроля (надзора) за саморегулируемой организации аудиторов и размещение их на официальном сайте Минфина России в сети «Интернет»

1 сентября

Департамент

Снижение количества нарушений обязательных требований

11.

Подготовка и размещение на официальном сайте Минфина России в сети «Интернет» отчета по контролю деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов

июль - август

Департамент

Повышение информированности саморегулируемой организации аудиторов и заинтересованных лиц

12.

Проведение анкетирования саморегулируемой организации аудиторов об эффективности и результативности мероприятий Программы профилактических нарушений

январь - февраль

Департамент

Повышение прозрачности и результативности системы государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов, снижение количества нарушений обязательных требований


1 С 9 января 2017 г. статус саморегулируемых организаций аудиторов имели следующие саморегулируемые организациях аудиторов: Саморегулируемая организация аудиторов «Российский Союз аудиторов» (Ассоциация) (до августа 2016 г. – Саморегулируемая организация аудиторов некоммерческое партнерство «Московская аудиторская палата»); Саморегулируемая организация аудиторов Ассоциация «Содружество» (до сентября 2016 г. - Саморегулируемая организация аудиторов Некоммерческое партнерство «Аудиторская Ассоциация Содружество»).

2 В связи с несоответствием требованию к количеству членов саморегулируемой организации аудиторов, установленному пунктом 1 части 3 статьи 17 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» сведения о саморегулируемых организациях аудиторов «Аудиторская палата России» (Ассоциация); Некоммерческое партнерство «Институт Профессиональных Аудиторов»; Некоммерческое партнерство «Российская Коллегия аудиторов» исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов 9 января 2017 г. в соответствии с приказами Минфина России №№ 1, 2, 3.

3 В связи с несоответствием требованию к количеству членов саморегулируемой организации аудиторов, установленному пунктом 1 части 3 статьи 17 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» сведения о саморегулируемой организации аудиторов «Российский Союз аудиторов» (Ассоциация) исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов 17 февраля 2020 г. в соответствии с приказом Минфина России № 73.

4 В связи с выявлением нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность, сведения о некоммерческом партнерстве «Гильдия аудиторов Региональных Институтов Профессиональных бухгалтеров» (Гильдия аудиторов) были исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов 27 июня 2012 г. в соответствии с приказом Минфина России от 26 июня 2012 г. № 244.