Протокол заседания Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности от 06.07.2021 № 109

скачать (DOCX, 77.89 KB)
Опубликовано: 09.07.2021Изменено: 09.07.2021
Протокол заседания Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности от 06.07.2021 № 109 Скачать

П Р О Т О К О Л
заседания Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности 

Москва от 6 июля 2021 г. № 109

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОВАЛ
Председатель Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности
И.А. Козырев

Присутствовали:

члены Рабочего органа Совета

-

Г.И. Абакумова, Т.А. Арвачева, Р.П. Булыга, И.А. Буян, О.В. Горячева, Л.А. Иванова, С.И. Карпухина, Н.В. Кобозева, И.В. Красильникова, Н.А. Малофеева, Е.В. Межуева, И.М. Милюкова, Т.Н. Михайлович, М.Э. Надеждина, О.А. Носова, С.С. Суханов, Б.А. Федосимов, Л.З. Шнейдман

приглашенные

-

Н.Ю. Белоусова (Федеральное казначейство),
Е.В. Самойлов (СРО Ассоциация «Содружество»),
С.В. Соломяный (Минфин России),
Е.В. Старовойтова (Минфин России)

Заседание Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности проведено путем совместного дистанционного присутствия для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Ι. О повестке дня заседания Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности


(Белоусова, Козырев)

С учетом состоявшегося обсуждения утвердить повестку заседания согласно приложению.

ΙΙ. О новой редакции методических рекомендаций по осуществлению контроля соблюдения аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения


(Кобозева)

1. Принять к сведению информацию Комиссии по контролю качества работы (Н.В. Кобозева) по данному вопросу.

2. Рекомендовать Совету по аудиторской деятельности:

а) одобрить методические рекомендации по осуществлению контроля соблюдения аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами законодательства Российской Федерации по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения согласно приложению;

б) предложить саморегулируемой организации аудиторов Ассоциация «Содружество» и Федеральному казначейству привести внутренние документы в соответствие с методическими рекомендациями по осуществлению контроля соблюдения аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

III. Об исполнении аудиторами требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, а также деятельности саморегулируемой организации аудиторов по организации такого обучения в 2020 г.


(Буян, Козырев, Надеждина, Носова, Суханов, Шнейдман)

1. Принять к сведению информацию Комиссии по аттестации и повышению квалификации (О.А. Носова) по данному вопросу.

2. С учетом состоявшегося обсуждения в целях совершенствования организации повышения квалификации аудиторов рекомендовать Совету по аудиторской деятельности предложить саморегулируемой организации аудиторов Ассоциация «Содружество» сосредоточить свою деятельность в 2021 г. на исполнении Плана мероприятий по реализации Концепции развития аудиторской деятельности в Российской Федерации до 2024 года.

IV. О подготовке детального плана действий по исполнению Плана мероприятий по реализации Концепции развития аудиторской деятельности в Российской Федерации до 2024 года


(Буян, Милюкова, Самойлов)

1. Принять к сведению информацию саморегулируемой организации аудиторов Ассоциация «Содружество» (Е.В. Самойлов) по данному вопросу.

2. С учетом состоявшегося обсуждения одобрить план действий по исполнению Плана мероприятий по реализации Концепции развития аудиторской деятельности в Российской Федерации до 2024 года в части пунктов 1.10, 2.5, 3.1, 4.4 - 4.6, 5.1 – 5.3, 5.8, 6.4 и 6.6 согласно приложению.

V. О Положении о внешнем контроле качества работы (федеральном государственном контроле (надзоре) аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»


(Буян, Кобозева, Соломяный, Шнейдман)

Принять к сведению информацию Минфина России (С.В. Соломяный) по данному вопросу.

Председатель Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности И.А. Козырев

Секретарь Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности Т.А. Арвачева

Приложение № 1
к протоколу Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности
от 6 июля 2021 г. № 109

ПОВЕСТКА ЗАСЕДАНИЯ

Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности

  1. О новой редакции методических рекомендаций по осуществлению контроля соблюдения аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения
  2. Об исполнении аудиторами требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, а также деятельности саморегулируемой организации аудиторов по организации такого обучения в 2020
  3. О подготовке детального плана действий по исполнению Плана мероприятий по реализации Концепции развития аудиторской деятельности в Российской Федерации до 2024 года
  4. О Положении о внешнем контроле качества работы (федеральном государственном контроле (надзоре) аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»

Приложение № 2
к протоколу Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности
от 6 июля 2021 г. № 109

Методические рекомендации  по осуществлению контроля соблюдения аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения

Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях повышения результативности осуществления саморегулируемой организацией аудиторов и Федеральным казначейством (далее вместе – субъекты контроля) контроля соблюдения аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами (далее вместе – аудиторы) законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее – законодательство о ПОДФТ и ФРОМУ).

2. Контроль соблюдения аудиторами законодательства о ПОДФТ и ФРОМУ осуществляется в процессе внешнего контроля качества работы аудиторов (далее – ВККР), предусмотренного Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».

Организация и осуществление проверок

3. В правилах организации и осуществления ВККР субъекты контроля:

а) устанавливают, что при организации и осуществлении контроля соблюдения аудиторами законодательства о ПОДФТ и ФРОМУ применяется риск-ориентированный подход;

б) определяют порядок реализации риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении контроля соблюдения аудиторами законодательства о ПОДФТ и ФРОМУ, в частности, критерии отнесения аудиторов к уровням риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее - ОД/ФТ), периодичность проведения проверок соблюдения требований законодательства о ПОДФТ и ФРОМУ.

4.При планировании ВККР субъекты контроля осуществляют:

а) отнесение аудиторов к следующим уровням риска ОД/ФТ, определенным Отчетом о секторальной оценке рисков отмывания (легализации) денежных средств и финансирования терроризма с участием аудиторов[1]: значительный, умеренный, низкий. Результаты отнесения аудиторов к уровням риска ОД/ФТ подлежат пересмотру не реже одного раза в три года. Кроме того, пересмотр уровня риска ОД/ФТ производится в случаях существенных изменений в законодательстве о ПОДФТ и ФРОМУ, экономических условиях в Российской Федерации, в деятельности аудиторов;

б) подготовку перечня вопросов соблюдения аудиторами законодательства о ПОДФТ и ФРОМУ.

5. При осуществлении ВККР субъекты контроля:

а) конкретизируют предмет контроля соблюдения аудитором законодательства о ПОД/ФТ и ФРОМУ: только осуществление от имени или по поручению клиента операций с денежными средствами или иным имуществом, указанных в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ), только осуществление аудиторской деятельности, осуществление обоих видов деятельности;

б) проводят проверку деятельности аудитора по перечню вопросов соблюдения законодательства о ПОДФТ и ФРОМУ;

в) анализируют деятельность аудитора с точки зрения наличия оснований для пересмотра его уровня риска ОД/ФТ.

5.1. В случае если аудитор готовил или осуществлял от имени или по поручению своего клиента операции с денежными средствами или иным имуществом, указанные в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ, а также если аудитор оказывал аудиторские услуги и наряду с этим готовил и осуществлял указанные операции, предметом проверки является соблюдение законодательства о ПОДФТ и ФРОМУ в части:

– идентификации клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, бенефициарных владельцев, установление иной информации о клиенте;

– применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;

– организации внутреннего контроля (наличие правил внутреннего контроля и назначенного специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля);

– фиксирования и хранения информации;

– исполнения требований, установленных подпунктами 1, 3, 5 пункта 1, пунктами 3 и 4 статьи 7.3 Федерального закона № 115-ФЗ в отношении приема на обслуживание и обслуживания иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также российских публичных должностных лиц (далее – публичные должностные лица);

– наличия личного кабинета на официальном Интернет-сайте Росфинмониторинга;

– уведомления Росфинмониторинга о сделках или о финансовых операциях, в отношении которых есть подозрения, что они могли быть осуществлены в целях ОД/ФТ;

– соблюдения сроков и порядка уведомления Росфинмониторинга;

– неразглашение факта передачи информации в Росфинмониторинг.

5.2. В случае если аудитор осуществлял только аудиторскую деятельность, предметом проверки является соблюдение законодательства о ПОДФТ и ФРОМУ в части:

– разработки правил внутреннего контроля;

– назначения специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля;

– наличия личного кабинета на официальном Интернет-сайте Росфинмониторинга;

– уведомления Росфинмониторинга о сделках или о финансовых операциях, в отношении которых есть подозрения, что они могли быть осуществлены в целях ОД/ФТ;

– соблюдения сроков и порядка уведомления Росфинмониторинга;

– неразглашение факта передачи информации в Росфинмониторинг.

В целях проверки соблюдения аудитором требований, перечисленных в настоящем пункте, субъект контроля проверяет также соблюдение аудитором требований по идентификации клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, бенефициарных владельцев, установление иной информации о клиенте, по фиксированию и хранению информации, предусмотренных соответствующими стандартами аудиторской деятельности.

Критерии отнесения объектов контроля к уровням риска ОД/ФТ

6. Оценка рисков ОД/ФТ должна охватывать всю деятельность аудитора, включая бенефициарных владельцев аудиторской организации, их клиентов и оказываемые ими услуги.

7. При определении уровня риска ОД/ФТ аудитора учитываются:

1) результаты национальной и секторальной оценок рисков ОД/ФТ;

2) возможные нарушения законодательства о ПОДФТ и ФРОМУ, в том числе информация о которых получена от Росфинмониторинга;

3) допущенные нарушения законодательства об аудиторской деятельности;

4) результаты осуществления контрольно-надзорной деятельности;

5) возможные нарушения законодательства, информация о которых получена от других органов власти, организаций и граждан.

8. Исходя из результатов национальной и секторальной оценок рисков ОД/ФТ для каждой группы аудиторов определяются следующие потенциальные «клиентские» угрозы ОД/ФТ:

1) для аудиторов значительного уровня риска ОД/ФТ:

а) наличие среди клиентов большого количества/преимущественно общественно значимых организаций, имеющих повышенные риски ОД/ФТ (осуществляют трансграничные операции, операции с денежными средствами или иным имуществом, др.);

б) наличие среди клиентов большого количества общественно значимых организаций на финансовом рынке (кредитные организации, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, участники рынка ценных бумаг, др.);

в) совершение аудиторами от имени или по поручению клиентов операций с денежными средствами или иным имуществом (сделки с недвижимым имуществом, управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента, управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг, привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими, создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций);

г) наличие среди клиентов организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и имеющих высокие и повышенные риски ОД/ФТ;

2) для аудиторов умеренного уровня риска ОД/ФТ:

а) наличие среди клиентов организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и имеющих умеренные риски ОД/ФТ (ломбарды, операторы по приему платежей, операторы связи, др.);

б) совершение аудиторами от имени или по поручению своих клиентов операций с денежными средствами или иным имуществом (сделки с недвижимым имуществом, управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента, управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг, привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими, создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций);

3) для аудиторов низкого уровня риска ОД/ФТ:

а) наличие среди клиентов организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и имеющих низкие риски ОД/ФТ;

б) совершение аудиторами от имени или по поручению своих клиентов операций с денежными средствами или иным имуществом.

9. К группе критериев, связанных с возможными нарушениями законодательства о ПОДФТ и ФРОМУ, относятся:

1) нарушения требований по надлежащей проверке клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, бенефициарных владельцев, идентификации;

2) отсутствие специального должностного лица или его несоответствие предъявляемым квалификационным требованиям;

3) отсутствие правил внутреннего контроля или их несоответствие законодательству;

4) непрохождение или несвоевременное прохождение обучения специальным должностным лицом и иными работниками аудиторской организации, должностные обязанности которых сопряжены с исполнением обязанностей в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ;

5) невыполнение требования в отношении применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

6) неиспользование перечня организаций и физических лиц,
в отношении которых имеются сведения об их причастности
к экстремистской деятельности или терроризму, перечня лиц, причастных к распространению оружия массового уничтожения, а также решений межведомственного координационного органа по противодействию финансированию терроризма;

7) невыполнение требования по применению мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества с нарушением установленных сроков[2];

8) непринятие обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер по выявлению среди физических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание, публичных должностных лиц;

9) непринятие обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества иностранных публичных должностных лиц;

10) невыполнение требования в отношении повышенного внимания операциям с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемым находящимися на обслуживании в организации публичными должностными лицами, их родственниками или от имени указанных лиц;

11) признаки вовлеченности субъекта в схемы ОД/ФТ[3];

12) неиспользование личного кабинета на официальном Интернет-сайте Росфинмониторинга или его отсутствие;

13) нарушение порядка и сроков уведомления Росфинмониторинга, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2005 г. № 82 «О порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, а также аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами при оказании аудиторских услуг», а также недостоверность направляемой информации;

14) разглашение факта передачи в Росфинмониторинг соответствующей информации;

15) необеспечение хранения документов, содержащих сведения, указанные в статье 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

10. К группе критериев, связанных с допущенными нарушениями законодательства об аудиторской деятельности, относится неисполнение, несвоевременное или неполное исполнение предписаний об устранении нарушений законодательства об аудиторской деятельности.

11. К группе критериев, связанных с результатами осуществления контрольно-надзорной деятельности, относятся:

1) нарушения законодательства о ПОДФТ и ФРОМУ в течение предшествующих трех лет;

2) неисполнение, несвоевременное или неполное исполнение предписаний об устранении нарушений законодательства о ПОДФТ и ФРОМУ;

3) воспрепятствование осуществлению проверки соблюдения законодательства о ПОДФТ и ФРОМУ;

4) предоставление недостоверных сведений в ходе проверок.

12. К группе критериев, связанных с возможными нарушениями законодательства, информация о которых получена от других органов власти, организаций и граждан, относятся:

1) поступление сведений о возбуждении уголовного дела
в отношении руководителей, бенефициарных владельцев аудиторов;

2) поступление сведений о признании аудиторского заключения заведомо ложным;

3) поступление сведений о возбуждении административного дела
в отношении аудиторов;

4) поступление сведений от органов власти, организаций и граждан о признаках и фактах нарушения законодательства о ПОДФТ и ФРОМУ.

13. Каждый аудитор подлежит оценке по всем группам критериев, предусмотренным настоящими Методическими рекомендациями. Выборочная оценка недопустима.

Меры реагирования

14. Меры реагирования применяются в отношении аудиторов в зависимости от уровня риска, к которому они отнесены, и результатов контрольно-надзорных мероприятий.

15. В отношении аудиторов применяются следующие меры реагирования:

1) проведение профилактических мероприятий;

2) наблюдение (мониторинг);

3) проведение плановых (выездных и документарных) и внеплановых (выездных и документарных) проверок (в отношении аудиторов значительного уровня риска ОД/ФТ);

4) проведение плановых (документарных) и внеплановых (документарных) проверок (в отношении аудиторов умеренного уровня риска ОД/ФТ);

5) проведение внеплановых (документарных) проверок (в отношении аудиторов низкого уровня риска ОД/ФТ).

Приложение № 3
к протоколу Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности
от 6 июля 2021 г. № 109

План действий
по исполнению Плана мероприятий по реализации Концепции развития аудиторской деятельности
в Российской Федерации до 2024 года
(в части пунктов 1.10, 2.5, 3.1, 4.4 - 4.6, 5.1 - 5.3, 5.8, 6.4, 6.6)

План мероприятий

Действия по исполнению мероприятия

Срок исполнения действия

№ пункта

Наименование мероприятия

2022 год

2023 год

1. Развитие рынка аудиторских услуг

1.10.

Организационно-технические мероприятия, методическая и информационная поддержка

1.10.1.

Проведение вебинаров с приглашением представителей Росфинмониторинга по вопросам исполнения аудиторами и аудиторскими организациями обязанностей в части ПОД/ФТ/ФРОМУ

СРО аудиторов

не менее двух в год

не менее двух в год

1.10.2.

Мониторинг изменений законодательства по вопросам противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, актуализация/разработка/доработка информационных и методических материалов по этим вопросам для аудиторских организаций, аудиторов

СРО аудиторов

по мере внесения изменений в законодательство

1.10.3.

Издание методических материалов по вопросам противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для аудиторских организаций при оказании аудиторских услуг следующим организациям:

СРО аудиторов

1.10.3.1.

микрофинансовых организаций

1.10.3.2.

риэлторских компаний

2 квартал

1.10.3.3.

лизинговых компаний

1.10.3.4.

компаний работающих в иных отраслях экономики

4 квартал

4 квартал

2. Совершенствование системы регулирования аудиторской деятельности

2.5.

Развитие методического обеспечения аудиторской деятельности

Организационно-технические мероприятия, методическая и информационная поддержка

2.5.1.

Инвентаризация и систематизация методических документов СРО, опубликованных на Интернет-сайте СРО

СРО аудиторов

3- 4

кварталы

2.5.2.

Актуализация и разработка методических материалов и рекомендаций по вопросам:

МСА 540 (пересмотренного) «Аудит оценочных значений и соответствующего раскрытия информации»,

МСА 315 (пересмотренного) «Выявление и оценка рисков существенного искажения»,

МССУ 4400 (пересмотренного) «Задания по выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации».

СРО аудиторов

3- 4 кварталы

2.5.3.

Актуализация и разработка методических материалов и рекомендаций по вопросам, актуальным для организаций

СРО аудиторов

2-3 кварталы

2-3 кварталы

2.5.4.

Проведение семинаров (в формате вебинаров) по тематике новых или пересмотренных МСА

СРО аудиторов

2-3 кварталы

не менее 10 вебинаров

2-3 кварталы

не менее 10 вебинаров

2-3 кварталы

не менее 10 вебинаров

2.5.5.

Издание методических материалов и рекомендаций для малых и средних аудиторских организаций

СРО аудиторов

1 квартал

2.5.6.

Издание материалов по дистанционному аудиту (аудит в удаленном режиме) по темам:

- «Аудит первого года и взаимодействие с предыдущим аудитором»;

- «Оценка системы внутреннего контроля»;

- «Влияние использования средств ИТ на аудиторские процедуры при проведении дистанционного аудита»;

- «Дистанционное участие аудитора в инвентаризации;

- «1С»;

- «Внешние подтверждения, обзор и тестирование оригиналов»

- «Выпуск аудиторского заключения в удаленном режиме»

СРО аудиторов

1 квартал

2.5.7.

Издание методических материалов и рекомендаций по аудиторским процедурам при представлении бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности и подписании аудиторского заключения ЭЦП.

СРО аудиторов

4 квартал

2.5.8.

Сбор и обобщение поступающих в СРО вопросов по темам методики применения Международных стандартов аудита и публикация дайджеста

СРО аудиторов

раз в полугодие

раз в полугодие

раз в полугодие

2.5.9.

Организация систематического взаимодействия с IAASB с целью получения разъяснений по вопросам практики применения МСА в интересах членов СРО

СРО аудиторов

3-4 кварталы

2.5.10.

Организация систематического анализа результатов ВККР, выявляемых нарушений,

СРО аудиторов

3 квартал

2.5.11.

Издание методических материалов на основе анализа результатов ВККР, выявляемых нарушений.

СРО аудиторов

2 полугодие

2 полугодие

2 полугодие

3. Консолидация аудиторской профессии

3.1.

Активизация участия аудиторских организаций, аудиторов в деятельности СРО аудиторов

Организационно-технические мероприятия

3.1.1.

Внесение изменений в Положение о членстве СРО ААС, обеспечивающих условия для расширения членской базы за счет допуска в члены СРО главных бухгалтеров юридических лиц, подлежащих прохождению обязательного аудита, профессиональных бухгалтеров и налоговых консультантов.

СРО аудиторов

4 квартал

3.1.2.

Внесение в Устав СРО ААС нового вида членства в СРО – «ассистент аудитора».

СРО аудиторов

1 полугодие

3.1.3.

Анализ структуры затрат сметы СРО и утверждение новых принципов и размеров членских взносов в СРО.

СРО аудиторов

4 квартал

3.1.4.

Анализ структуры затрат на проведения ВККР. Утверждение новых ставок контролеров (уполномоченных экспертов) и размеров целевых взносов членов СРО на ВККР.

СРО аудиторов

4 квартал

3.1.5.

Разработка, обсуждение, согласование и принятие локальных нормативных актов СРО, регламентирующих вопросы корпоративного управления в СРО:

- Основные положения совершенствования системы корпоративного управления СРО ААС;

- Положение о Правлении СРО ААС;

- Положение о порядке организации территориальной структуры СРО ААС;

- Положение о Комитете аудиторских организаций на финансовом рынке;

- Положение о Комитете малых и средних аудиторских организаций;

- Регламент рассмотрения обращений и жалоб.

СРО аудиторов

2-4 кварталы

1-4 кварталы

3.1.6.

Анализ практики и оценка эффективности применения локальных нормативных актов СРО, регламентирующих вопросы корпоративного управления в СРО.

СРО аудиторов

4 квартал

4. Повышение квалификации аудиторов

4.4.

Разработка предложений по уточнению перечня случаев сохранения действия квалификационных аттестатов аудитора

Доклад для общественных консультаций, размещенный на сайте СРО аудиторов в сети "Интернет"

4.4.1.

Подготовка проекта доклада для общественных консультаций о практике применения статьи 12 ФЗ 307-ФЗ в части перечня случаев, в которых неучастие аудитора в осуществлении аудиторской деятельности в течение трех последовательных лет не влечет аннулирование квалификационного аттестата аудитора,

СРО аудиторов

Х

2 квартал

Х

4.4.2.

Обсуждение проекта доклада с заинтересованными сторонами

СРО аудиторов

3 квартал

4.4.3.

Представление доклада с учетом результатов общественных консультаций

СРО аудиторов

4 квартал

4.5.

Совершенствование организации повышения квалификации аудиторов

Организационно-технические мероприятия

4.5.1.

Внедрение Личных кабинетов УМЦ на сайте СРО с целью организации взаимодействия СРО и УМЦ, введение нового формата документооборота по организации повышения квалификации и подтверждения прохождения ежегодного повышения квалификации аудиторов

СРО аудиторов

4 квартал

4.5.2.

Утверждение новой редакции Положения о порядке контроля деятельности образовательных организаций, внесенных в реестр УМЦ СРО ААС

СРО аудиторов

3 квартал

4.5.3.

Разработка приоритетной тематики обучения по программам повышения квалификации аудиторов на 2022 год

СРО аудиторов

август

август

август

4.5.4.

Внесение изменений в ЛНА описывающих порядок взаимодействия СРО и УМЦ в части предоставления информации о преподавателях, проводящих повышение квалификации аудиторов и их специализации. Создание возможности общения и обмена опытом таких специалистов

СРО аудиторов

1 квартал

4.5.5.

Разработка ЛНА, стимулирующего участие в образовательном процессе по повышению квалификации аудиторов ведущих специалистов с большим опытом в области аудиторской деятельности (ведущих менеджеров, партнеров) и смежных областях

СРО аудиторов

3 квартал

4.5.6.

Утверждение новой редакции Порядка проведения итогового контроля обучения по программам повышения квалификации аудиторов – членов СРО ААС

СРО аудиторов

2 квартал

4.5.7.

Проработка возможности активного применения современных форм обучения, в том числе на основе IT-технологий, и их итогового контроля

СРО аудиторов

3 квартал

4.5.8.

Проведение круглых столов с УМЦ по актуальным вопросам организации повышения квалификации аудиторов

СРО аудиторов

не менее 1

в год

не менее 1

в год

не менее 1

в год

4.6.

Развитие программ повышения квалификации аудиторов

Организационно-технические мероприятия

4.6.1.

Актуализация программ ПК аудиторов на основе утвержденной приоритетной тематике

СРО аудиторов

1 квартал

1 квартал

1 квартал

4.6.2.

Проведение регулярной актуализации программ повышения квалификации аудиторов с учетом изменения нормативных правовых актов и практики их применения (в том числе судебной практики) по вопросам регулирования аудиторской деятельности, обновления стандартов МСА и методических материалов, необходимости внедрения «лучших практик» в области аудиторской деятельности

СРО аудиторов

в течение года

в течение года

в течение года

4.6.3.

Принятие программ обучения, направленных на повышение квалификации аудиторов в сфере оказания сопутствующих аудиту услуг, отличных от традиционного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности

СРО аудиторов

3 квартал

4.6.4.

Организация систематического анализа результатов ВККР, а также поступающих вопросов членов СРО с целью определения пробелов знаний и недостаточного уровня компетентности и определения на этой основе направлений, по которым необходима подготовка новых программ

СРО аудиторов

2 квартал

4.6.5.

Принятие программ обучения, направленных на повышение квалификации аудиторов по применению электронных технологий анализа данных и других современных IT-технологий оказания аудиторских и связанных с ними услуг

СРО аудиторов

1 квартал

4.6.6.

Пересмотр программы повышения квалификации аудиторов в области оказания аудиторских услуг кредитным и некредитным финансовым организациям

СРО аудиторов

2 квартал

5. Совершенствование системы мониторинга аудиторской деятельности и контроля (надзора) за ней, а также практики применения мер ответственности за несоблюдение правил аудиторской деятельности

5.1.

Совершенствование систем внутрифирменного управления качеством в аудиторских организациях

Организационно-технические мероприятия, информационная поддержка

5.1.1.

Разработка методических материалов и рекомендаций для малых и средних предприятий по вопросам управления качеством при выполнении заданий.

Обновление и разработка методических материалов и рекомендаций, включая вопросы, актуальные для организаций на основании выпущенных нормативных актов по управлению качеством в аудиторских организациях), Уточнение позиций, вызывающих наибольшие вопросы в практике перехода на новые требования с учетом сложившихся реалий, установление возможностей разрешения проблемных вопросов, обобщение наилучшей практики, определение форм доведения ее до аудиторов, разработка методических материалов, включающих разъяснения по часто задаваемым вопросам.

СРО аудиторов

в течение года

первый квартал

второе полугодие

второе полугодие

5.1.2.

Проведение тематических вебинаров и круглых столов для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов по проблематике, связанной с управлением качеством.

Формирование календарных планов по организации и проведению семинаров и круглых столов по приоритетным тематикам, в том числе в территориальных отделениях СРО ААС

СРО аудиторов

в течение года

второе полугодие

первое полугодие

второе полугодие

первое полугодие

5.1.3.

Выработка позиции по минимальному набору ключевых вопросов, требующих формирования мнения относительно проблематики управления качеством в соответствии с риск-ориентированным подходом в отношении различных групп клиентов.

Публикация методологических материалов, организация обратной связи, получение и учет комментариев для доработки методологических материалов

СРО аудиторов

в течение года

первое

полугодие

второе полугодие

первое

полугодие

второе полугодие

5.2.

Повышение результативности внешнего контроля (надзора) за аудиторской деятельностью в СРО аудиторов

Организационно-технические мероприятия

5.2.1.

Актуализация Правил организации ВККР членов СРО ААС в части расширения перечня индикаторов рисков нарушения требований законодательства об аудиторской деятельности: признаки недобросовестных действий, отсутствия безупречной деловой (профессиональной) репутации, демпинга.

СРО аудиторов

январь

актуализация при

необходимости

актуализация при

необходимости

5.2.2.

Изменение порядка проведение внешнего контроля качества:

1) Систематизация матрицы рисков нарушения членами СРО ААС обязательных требований, учитываемых при планировании

2) Сегментация членов СРО ААС в целях определения подходов к организации контроля, исходя из масштаба и специфики их деятельности;

3) Выработка дифференцированных подходов контроля в отношении разных групп членов СРО ААС

4) Интеграция результатов работы по пп. 1 – 3. в локальные нормативные акты СРО ААС по ВККР

1. Правила организации и осуществления внешнего контроля качества членов СРО ААС

2. Порядок расчетов за проведение внешних проверок качества работы членов СРО ААС

СРО аудиторов

октябрь

Октябрь

Октябрь

Октябрь

Октябрь

актуализация в течение года

при

необходимости

актуализация в течение года

при

необходимости

5.2.3.

Разработка совместно с Казначейством России изменений в Классификатор нарушений с целью последующего перехода к контролю по существу

СРО аудиторов

сентябрь

в течение года при необходимости

в течение года при необходимости

5.2.4.

Организация информационного взаимодействия СРО аудиторов с Казначейством России по вопросам:

5.2.4.1.

синхронизации и поддержанию в актуальном состоянии реестра аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям

октябрь

в течение года

в течение года

5.2.4.2.

организации информационного обмена в отношении аудиторов и аудиторских организаций, в деятельности которых имеются признаки не безупречности деловой (профессиональной) репутации

октябрь

в течение года

в течение года

5.2.4.3.

обобщения правоприменительной практики в целях унификации подходов контролеров СРО ААС и ФК в отношении сложных вопросов контрольной практики

в течение года

в течение года

в течение года

5.3.

Совершенствование организации внешнего контроля (надзора) за аудиторской деятельностью в СРО аудиторов

Организационно-технические мероприятия

5.3.1.

Актуализация локальных нормативных актов в части требований к контролерам качества:

1) пересмотр требований к уровню профессиональной компетентности контролеров качества и порядку его определения

2) разработка требований к «штатным контролерам»

3) внедрение института штатных контролеров

- Порядок проведения аттестации и переаттестации уполномоченных экспертов по контролю качества

4) актуализация механизмов обеспечения ответственности контролеров за результаты проведенных проверок

- Положение об уполномоченных экспертах по контролю качества СРО ААС

СРО аудиторов

октябрь

октябрь

ноябрь

при необходимости

в течение года

при необходимости

при необходимости

5.3.2.

Актуализация Положения о мониторинге системы ВККР СРО ААС

СРО аудиторов

апрель

(выполнено)

при необходимости

при необходимости

5.3.3.

Разработка разделов Дисциплинарного Кодекса в части:

- механизма, обеспечивающего применение мер за уклонение аудиторской организации индивидуально к аудиторам – работникам организации-уклониста

- ответственности за нарушения профессиональных стандартов.

СРО аудиторов

сентябрь

сентябрь

х

х

5.3.4.

Организация информационного обмена с ФК в части списков уклонистов (включающих аудиторские организации и аудиторов)

СРО аудиторов

в течение года

актуализация в течение года

актуализация в течение года

5.3.5.

Внесение изменений в локальные нормативные акты в части объема информации, раскрываемой по результатам контрольных мероприятия

СРО аудиторов

декабрь

актуализация

по мере необходимости

актуализация

по мере необходимости

5.8.

Повышение значимости репутационных факторов при оценке работы аудиторских организаций, аудиторов

Организационно-технические мероприятия, информационная поддержка субъектов аудиторской деятельности

5.8.1.

Принятие Положения о безупречной деловой (профессиональной) репутации членов СРО ААС

СРО аудиторов

июль - сентябрь

5.8.2.

Принятие Порядка осуществления контроля СРО ААС за соблюдением требования о безупречной деловой репутации, в том числе определение ответственных лиц и их функций

СРО аудиторов

сентябрь - октябрь

5.8.3.

Принятие дополнений в Положение о членстве СРО, касающихся подтверждения безупречной деловой (профессиональной) репутации, в том числе форм подтверждения отсутствия свидетельств небезупречной деловой (профессиональной) репутации претендентов в члены СРО и форм подтверждения отсутствия свидетельств небезупречной деловой (профессиональной) репутации членов СРО

СРО аудиторов

октябрь

5.8.4.

Внедрение положений локальных нормативных актов в сфере безупречной деловой (профессиональной) репутации членов СРО ААС

СРО аудиторов

январь – май

5.8.5.

Определение направлений и форм взаимодействия СРО с органами, обладающими информацией, необходимой для оценки свидетельств небезупречной деловой (профессиональной) репутации, в частности: правоохранительными органами, судебными инстанциями, ФНС России, Банком России. Разработка соглашений о взаимодействии с указанными органами

СРО аудиторов

май - июль

5.8.6.

Анализ практики применения положений локальных нормативных актов в сфере безупречной деловой (профессиональной) репутации членов СРО ААС. При необходимости внесение в них изменений/дополнений, принятие иных корректирующих мер

СРО аудиторов

апрель-май

6. Повышение вовлеченности аудиторской профессии отечественного аудиторского сообщества в международное сотрудничество

6.4.

Активизация участия СРО аудиторов в разработке МСА

Организационно-технические мероприятия

6.4.1.

Проведение обсуждения вопросов идентификации интересов и потребностей российского аудиторского и делового сообщества при издании МСА, способов и методов активизации участия аудиторов в разработке МСА

СРО аудиторов

апрель

6.4.2.

Разработка и утверждение процесса обеспечения участия СРО аудиторов в разработке МСА

СРО аудиторов

4 квартал

6.4.3.

Мониторинг информационных ресурсов МФБ и независимых Советов по стандартам

СРО аудиторов

в течение года

в течение года

в течение года

6.4.4.

Перевод проектов стандартов

СРО аудиторов

по мере выпуска проекта

по мере выпуска проекта

по мере выпуска проекта

6.4.5.

Подготовка и размещение информации об инициативе/ дискуссионном документе/проекте стандарта Совета по стандартам МФБ.

СРО аудиторов

по мере выпуска проекта

по мере выпуска проекта

по мере выпуска проекта

6.4.6.

Подготовка комментариев и направление комментариев на дискуссионный документ/проект стандарта.

СРО аудиторов

по мере выпуска проекта

по мере выпуска проекта

по мере выпуска проекта

6.4.7.

Публикация комментариев на сайте СРО и информирование о результатах участия СРО в разработке МСА.

СРО аудиторов

по мере выпуска проекта

по мере выпуска проекта

по мере выпуска проекта

6.6.

Развитие сотрудничества СРО с профессиональными организациями бухгалтеров и аудиторов государств - участников Содружества Независимых Государств

Организационно-технические мероприятия

6.6.1.

Обсуждение инициативы создания Евразийской региональной группы. Подготовка проекта Соглашения о сотрудничестве в рамках Евразийской региональной группы.

СРО аудиторов

2-3 кварталы

6.6.2.

Проведение встреч профессиональных организаций аудиторов и бухгалтеров государств - участников Содружества Независимых Государств в целях обсуждения проекта Соглашения по созданию Евразийской региональной группы

СРО аудиторов

4 квартал

1 квартал

6.6.3.

Подписание соглашения о создании и(или) соглашения о сотрудничестве профессиональных организаций аудиторов и бухгалтеров государств - участников Содружества Независимых Государств в рамках Евразийской региональной группы

СРО аудиторов

1 квартал

6.6.4.

Организационно-технические мероприятия, направленные на получение Региональной Группой статуса Сетевого партнера МФБ

СРО аудиторов

в течение года

в течение года

6.6.5.

Организация и проведение международных конференций, круглых столов и иных форм дискуссионных площадок с участием профессиональных организаций бухгалтеров и аудиторов государств-участников Содружества Независимых Государств по ключевым вопросам развития аудита и бухгалтерского учета, в целях содействия принятию и внедрению высококачественных профессиональных стандартов аудита, признанных на международном уровне.

СРО аудиторов

не менее 2-х мероприятий

не менее

1 мероприятия

не менее 1 мероприятия


[1] Одобрен решением Совета по аудиторской деятельности от 14 декабря 2018 г. и утвержден решением Межведомственной комиссии по ПОДФТ/ФРОМУ от 25 января 2019 г.

[2] Для объектов контроля, оказывающих услуги, указанные в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ.

[3] Информация, полученная в результате информационного обмена с Росфинмониторингом.